Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Лексическая тема "Первоцветы"

Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе "Обобщающее занятие по грамоте на основе лексической темы "Первоцветы"
Автор: учитель-логопед Резчикова Людмила Валентиновна
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Обобщающее занятие по грамоте на основе лексической темы «Первоцветы»
Этот конспект обучающего занятия, направленного на закрепление полученных знаний по грамоте и воспитание чувства ответственности за сохранение природы.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Обобщающее занятие по грамоте на основе лексической темы «Первоцветы»
Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Окружающий мир», «Художественное творчество», «Грамота»
Цель:
- закрепление полученных умений и навыков: звуковой анализ и синтез слогов, деление слов на слоги, анализ состава предложения;
- закрепить знания детей о характерных признаках весны, о первых весенних цветах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1) уточнить и закрепить знания о первых весенних цветах;
2) уточнение понятий «звуки» (гласные и согласные), «слог», «слово», «предложение»;
3) продолжать учить определять количество слогов в слове;
4) формировать навыки словообразования.
Коррекционно-развивающие:
1) развитие фонематических процессов;
2) развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
3) развитие речевого выдоха и речевой позы.
Коррекционно-воспитательные:
1) продолжать учить детей делать умозаключения и выводы;
2) воспитывать умение воспринимать и оценивать окружающий мир, бережное отношение к природе;
3) воспитывать интерес к различным профессиям.

Оборудование: весенние цветы, халат и принадлежности цветовода, магнитная доска, предметные картинки, дидактические пособия, индивидуальный раздаточный материал.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, активизация знаний, физкультминутка «Цветочки», продуктивная деятельность детей, подведение итогов.
План занятия.
1. Организационный момент
2. Упражнения на дыхание
3. Артикуляционные упражнения
4. Анализ слова на доске; различие: звуки-буквы
5. Работа с карточками - анализ слов
6. Дидактическая доска – анализ слов
7. Физическая разминка
8. Упражнение «Раздели на слоги»
9. «Живое слово»
10. Допиши букву
11. Упражнение для глаз
12. Игра «Скажи правильно предложение»
13. Итог занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
У входа в группу стоит стол с садовыми принадлежностями и детей встречает логопед в рабочем халате, а над дверью написано «Оранжерея».
Логопед: Здравствуйте ребята, я цветовод и вы пришли ко мне в оранжерею.
Кто такой цветовод….
Что такое оранжерея…
Проходите в нашу оранжерею и полюбуйтесь цветами.
Дети заходят в группу, где стоят цветы и возле этих цветов картинки с изображением этих цветов.
Логопед: Ребята, какое время года наступило?
Дети: Наступила весна.
Логопед: Правильно. Весной вся природа пробуждается от зимнего сна. Еще не везде сошел снег, а уже появились первые цветы.
Как называются цветы, которые зацветают первыми?
Дети: первоцветы.
Логопед: Посмотрите вокруг, в нашей оранжерее тоже растут первоцветы.
Какие первоцветы вы здесь видите?
Дети называют цветы.
Логопед: ребята, а что нам хочется сделать, когда мы подходим к цветку?
Дети: понюхать.
Логопед: давайте, и мы это сделаем. * Упражнение на развитие дыхания и голоса « ароматные цветы»
(вдох – на выдохе произносим «АХ» /повторить 3 раза/)
А сейчас я расскажу вам сказку о язычке, а вы повторяйте за мной движения.
* Упражнения для язычка «На полянке»: Наступил солнечный денек. В саду росло много красивых цветов. Язычок подошел к любимым цветочкам, наклонился и ласково прошептал: «С добрым утром!» Цветы закивали головками (рот открыть, языком касаться то верхней, то нижней губы). Взяв грабли, Язычок стал аккуратно сгребать засохшую траву возле цветов (улыбнуться, протискивать язык между зубами вперед-назад; повторить 8 раз). Потом Язычок взял лопату и стал перекапывать землю (упираться языком то в одну, то в другую щеку с внутренней стороны).
Теперь корешки у цветов стали лучше дышать. Обрадовались цветы и попросили у Язычка прохладной воды. Взяв большую лейку (вытянуть губы вперед и удержать под счет до 3) язычок полил цветы под самый корешок. Вода лилась долго, медленно (произнести: «С-с-с-с»).
Поднялись цветы и раскрыли свои лепесточки (губы вытянуть вперед трубочкой, медленно развести в стороны, открыв рот, снова соединить в «трубочку»; повторить 5 раз).
Обрадовался Язычок, что теперь в его саду стало чисто и красиво.
Общая моторика: «Крокус»
Полюбуйся, что за фокус? Сидят на корточках, сгруппировавшись, лицом в круг.
Из-под снега вылез крокус. Медленно встают и тянутся руками вверх
На ветру озяб слегка, Обхватывают себя руками.
Но прекрасней нет цветка. Выполняют прыжки на носочках, руки на поясе.
Н. Нищева

Логопед: Молодцы. А теперь мы с вами переходим в «научный зал».
Посмотрите, у нас на доске картинки.
(На магнитной доске картинки: варежки, енот, слон, носки, аист и магнитные буквы В,Е,С,Н,А; цапля, веник, ель, танк, облако, комната – Ц,В,Е,Т,О,К). Необходимо составить слово только из первых звуков каждой картинки, а затем составить это слово из магнитных букв.
Дети выполняют задание.
Хорошо. А теперь присаживайтесь на свои места.

Логопед: Скажите, а что мы сейчас написали?
Дети: слова.
Логопед: а из чего состоит слово?
Дети: из букв, звуков.
Логопед: Что такое буквы и звуки?
Дети:…(дети отвечают)
Логопед: а какие бывают звуки?
Дети: гласные и согласные.
Логопед: отличия между ними?
Дети: отвечают.
Логопед: какие бывают согласные звуки?
Дети: ….твердые-мягкие, звонкие-глухие звуки?

Логопед: Молодцы. А теперь положите перед собой карточку с цветком, разделенного на три части, разноцветные фишки и карточки с колокольчиками (звонкий-глухой).
Я произнесу слово и назову звук, а вы должны определить место звука в слове (начало/середина/конец) и на карточке обозначить нужной фишкой. Затем поднять картинку с нужным колокольчиком (звонкий-глухой).
подснеЖник – согласный твердый, звонкий;
ландыШ- согласный твердый, глухой;
медУница - гласный;
Тюльпан - согласный мягкий, глухой;
мороЗник - согласный твердый, звонкий.
Логопед: А теперь давайте обозначим фишками каждый звук в слове
(на дидактической доске собирается слово из разноцветных шариков).
Один-два ребенка выходят к доске, а остальные на своих местах выкладывают на «полоске» фишки.
КРОКУС .... ЛАНДЫШ .... ФИАЛКА .... МИМОЗА
Физкультминутка под музыкальное произведение «Цветочки.
Детская весёлая песенка» или движения под стихотворение «Вместе по лесу идём»[/b]
Вместе по лесу идём, (Ходьба).
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг, (Ходьба).
Тысяча цветов вокруг! (Потягивание, руки в стороны).
Вот ромашка, кашка, клевер, (Наклон на каждый цветок).
Расстилается ковёр (Руки развести в стороны).
И направо, и налево. (Наклон, правой рукой коснуться левой
ступни и наоборот) .
К небу ручки потянули
Позвоночник растянули (Потягивание, руки вверх).
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети присаживаются на свои места).

Логопед: Ребята, а как называются те маленькие частички, на которые мы делим слова?
Дети: слоги.
Логопед: Упражнение «Раздели на слоги»:
теперь разделим на слоги названия первоцветов. Сколько слогов в слове медуница, тюльпан, одуванчик, пролесок? (Вначале контроль рукой, а затем выкладывание на доске по вагончикам).
А теперь соберем «живое слово» - ТЮЛЬПАН (сколько гласных, сколько согласных, мягких-твердых, сколько слогов? Почему?
ФИАЛКА…..

Логопед: перед вами лежат желтые карточки со словами. Но подул ветерок и сдул некоторые буквы. Возьмите карандаш и допишите их (на каждое слово читается загадка и дети дают ответ, а затем впечатывают нужную букву)
ЛАНДЫШ .... КРОКУС .... ФИАЛКА

Упражнение для глаз
Логопед: Давайте поиграем с солнышком глазами.
(Закройте глазки)
Солнышко вставало,(открыли глазки) солнышко тучки считало.
Посмотрело вверх (глазки вверх подняли), посмотрело вниз
(вниз глазки опустили),
Вправо, влево, глазками поморгало
И закрыло глазки, не хочется солнышку просыпаться!
Логопед: но не только в словах ветерком сдуло буквы, но и в предложениях слова перепутались. Давайте исправим путаницу.
*Составить предложения из рассыпанных слов:
- У, аромат, фиалка, нежный.
- Весна, цветы, распускаются, первые.
- первый, мать –и - мачеха, весенний, цветок.
- Одуванчик, солнышко, похож, на.
- Я, любуюсь, одуванчик, желтенький.
- У, ландыш, тонкий, нежный, аромат.
- Лес, ландыш, расти, в.
Итог.
Логопед: Мы сегодня с вами говорили о первоцветах, но некоторые цветы на грани исчезновения, и поэтому они занесены в Красную книгу. Какие первоцветы занесены в Красную книгу? Ландыш подснежник пролесок.
Мы с вами знаем, что нельзя рвать первоцветы. А как другим людям рассказать об этом?(Ответы детей).
Логопед: мы можем с вами нарисовать первоцветы или раскрасить раскраски с этими цветами и написать: «Сбереги меня!» и прикрепить на стенд или когда сегодня пойдете домой прикрепите свой рисунок у подъезда, чтобы все могли видеть, что первоцветы рвать нельзя.
Дети получают раскраски
И благодаря этому с вашей помощью мы сохраним красоту нашей планеты!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ на тему: Весна Конспект занятия в подготовительной группе на весеннюю тематику с использованием ИКТ «Прогулка по ве Конспект занятия на тему: Весна для детей подготовительной к школе группы Конспект НОД по рисованию с элементами экспериментирования в подготовительной группе детского сада
Дидактические игры по теме «Профессии» для детей подготовительной группы
Опубликовано: 1842 дня назад (1 апреля 2019)
Просмотров: 4386
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!