Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час ко Дню Победы с презентацией, 7 класс

Конспект классного часа в 7 классе. О чем писала районная газета «Колхозный труд» в 1941 году
Данный материал будет полезен для учителей истории, литературы. классных руководителей и для родителей
Материал предназначен для учащихся 7-11 классов. Он может быть использован учителями истории при изучении раздела о Великой Отечественной войне в качестве иллюстрации для описания жизни села в военное время, труда сельских детей, а также при изучении рассказа В. Распутина "Уроки французского", чтобы рассказать о жизни сельских детей после Великой Отечественной войны, т. к. работать на полях дети продолжали и после 1945 года. Поможет показать ученикам, что их ровесники часто работали наравне со взрослыми, сами «просили дать им работу» в колхозе. Можно провести классный час, используя данные настоящей работы. Также будет уместным показать презентацию, составленную на основе имеющейся информации, во время проведения Дня пожилого человека, т. к. нынешние пожилые (даже престарелые) люди в то героическое и трудное время был детьми. К классному часу учитель изучал газету Тереньгульского района Ульяновской области (до 19.01.1943 г. Куйбышевской области) «Колхозный труд» за 1941 год, которая была органом Тереньгульского райкома ВКП(б) и районного совета депутатов трудящихся. Удалось найти некоторые сохранившиеся в частном архиве номера.
Хронологически исследование охватывает июль и декабрь 1941 года, т. к. сохранились номера газеты только за этот период.
Географически интересует наша малая родина – Ульяновская область, Тереньгульский район (в том числе и село Байдулино).

Имеющиеся фотографии статей распечатать и раздать ученикам на парты.
Тема: «О чем писала районная газета «Колхозный труд» в 1941 году».
Цели классного часа:
- образовательные:
познакомить с некоторыми моментами из истории Тереньгульский района, которые вызывают гордость за своих земляков,
определить роль патриотизма советского народа в победе над фашизмом;
- развивающие:
- развивать умение получать наиболее полную информацию и использовать полученные сведения в процессе обучения,
- развивать умение формулировать несложные проблемы, обобщать;
- воспитывающие:
- пробудить в учениках чувство любви к Родине,
- воспитывать уважительное отношение к прошлому родного края, к старшему поколению.
Задачи:
- приобщение учащихся к исследовательской работе по краеведению,
- формирование лучших нравственных качеств
- включение родителей в осуществление исследовательской работы
Оборудование: имеющиеся фотографии статей распечатать и раздавать ученикам на парты по ходу классного часа,
компьютер, экран ля проекции имеющихся фотографий.
Оформление доски:
- написано высказывание В. Розанова в качестве эпиграфа и определение слова «патриот».

План классного часа.
1. Вступительное слово учителя.
2. Вхождение в тему классного часа.
3. Фотография 1941 года.
4. Статьи из районной газеты «Колхозный труд» за июль 1941 года.
5. Фотография Чернова Е. Г
6. Статьи из районной газеты «Колхозный труд» за декабрь 1941 года.
7. Рефлексия.
Ход классного часа.
Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить
землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать.
Василий Розанов.
1.Вступительное слово учителя.
Нужно ли сегодня знать прошлое своего родного края? Нужно ли уважать прошлое?
(Ответы детей)
Как вы думаете, почему историю своей малой родины нам очень важно знать?
Учитель: В традиции русского народа – знать и беречь имена своих героев, защитников, тружеников. Всё это дает неразрывную связь поколений, являющуюся основным стержнем продолжения жизни. Каждый человек, и особенно подрастающий, должен ощущать неразрывную связь между прародителями, родителями и детьми, чтобы не чувствовать себя оторванным от ценностей российского народа.
Умение и желание любить родную страну приобретает особую актуальность для молодежи в непростых условиях современности. Сегодня чрезвычайно сложно быть молодым. Надо еще оставаться цельной личностью, сохранить свою индивидуальность.
2.Вхождение в тему классного часа. Применение умения ставить цели.
Тема нашего классного часа называется так:«О чем писала районная газета «Колхозный труд» в 1941 году». Какую цель мы можем поставить?
Ученик: Узнать, о чем писала районная газета в 1941 году.
Учитель: А что вы знаете о том далеком от нас времени?
Ученик: В 1941 году началась Великая Отечественная война.
Учитель: Мы сегодня узнаем, о чем писала районная газета в первые месяцы Великой Отечественной войны. Она писала, о том как жили наши с вами земляки, как он работали. Рассказывала газета не только взрослых, но и детях.Мне хочется, ребята, чтобы вы поняли, какими достойными гражданами своей страны были ваши прадедушки и прабабушки,чтобы в вас жила гордость за них. Нам всем нужно стараться быть похожими на них в отношении к труду, родине.
3. Фотография 1941 года (из частного архива)
«Состав войны»
Фотография, сделанная, предположительно, в с. Байдулино в 1941 г., перед отправкой мобилизованных крестьян на фронты Великой Отечественной войны. На обратной стороне имеется надпись «Состав войны».Теперь уже мы не сможем узнать имена тех, кого видим пока ещё живыми.
Учитель: Какое время изображено на фото?

Ученик: Скорее всего, это уже осень, т. к. мужчины одеты тепло. Они в шапках.
Учитель: Что ещё мы видим на фото?
Ученик: Мы видим тракторы и мотоцикл, которые, возможно, тоже были нужны фронту.
Учитель: Без этих молодых, сильных, здоровых мужчин стало жить и работать село.Они были специалистами, очень нужными в колхозе. Их стало очень не хватать, без них стало крайне трудно женщинам-колхозницам справляться с разными видам работ в хозяйстве. А время было уборочное: на полях созрел богатый урожай зерновых культур, подошло время косить и сушить сено на зимний корм скоту (лошадям, коровам, овцам).
4. Статьи из районной газеты «Колхозный труд» за 1941 год.
Учитель: О том, как стали жить села нашего района в первые месяцы Великой Отечественной войны, мы узнаем, прочитав страницы районной газеты «Колхозный труд».Это орган Тереньгульского райкома ВКП(б) и районного совета депутатов трудящихся. Ответственным редактором являлся Н. Тюстин. Тираж составлял 1530 экземпляров. Выходила 2 раза в неделю на 1 листе, если печатались государственные документы, то на 2 листах. В Краеведческом отделе Областной библиотеки имени В. И. Ленина сохранились номера только за 1943-1945 годы. Удалось изучить номера за июль-декабрь 194, которые находятся в частной коллекции. Посмотрите на фотографию статьи из газеты, которая лежит у вас на парте. Прочитайте её (ученик читает вслух).
«Вовремя и без потерь». Статья 09.07.1941 г.
Содержание статьи: «Превратим МТС в крепость обороны» (о Тереньгульской МТС). Заменим ушедших на фронт и будем работать высокопроизводительно. Митинг единодушно принял решение: Работать на ремонте комбайнов весь световой день, к 15 июля весь парк комбайнов и молотилок привести в полную готовность, убрать богатый урожай с колхозных полей».
Фото газетной статьи от 09.07.1941 г. «Вовремя и без потерь».
Учитель: Выясним, что такое МТС. В стране в 30-е годы 20 века были созданы машинно-тракторные станции, сокращенно они назывались МТС, которые владели техникой. Трактора, комбайны, сеялки предоставлялись колхозам в аренду. Колхозы оплачивали МТС стоимость аренды техники за счет денег, которые получали за сдачу урожая государству. В случае поломки механики МТС приезжали по вызову в колхоз, осматривали технику и ремонтировали ее. Колхозы не имели собственной техники, поэтому в лице МТС видели поддержку со стороны государства. Только благодаря громадной помощи МТС колхозы смогли успешно справиться с трудностями военного времени.
Так почему же «митинг единодушно принял решение: Работать на ремонте комбайнов весь световой»?
Ученик: Без тракторов и комбайнов не смогли бы убрать весь урожай, а стране и фронту нужно было продовольствие.
Учитель: Кто такой патриот?
Ученик: Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.
Учитель: Прочитайте следующую статью (ученик читает вслух). Почему именно так навали эту статью? Ученик: Дети работали, перевыполняя норму для взрослых работников. Скорее всего, они весь находились в поле, пропалывая просо, под горячим солнцем, полуголодные, да и воды могло быть недостаточно. Это было подвигом. А дети показали себя патриотами. Колхоз оценил их стремление оказать помощь и организовал для них питание.
Учитель: Имена этих школьников мы теперь знаем. Но, конечно, не только тереньгульские школьники работали на колхозных полях. Работали все сельские дети нашего района, всего Советского Союза.
Фото газетной статьи от 09.07.1941 г. «Юные патриоты».
Содержание статьи: «Учащиеся Тереньгульской средней школы из 6 класса - Евсюков Феликс, Коля Цепицын, Кляпишев Лев, Володя Хрусталёв, из 5 – Феоктистов Женя, Саша Касилов, из 4 – Петя Козлов и из 3 –Витя Грудцин пришли в правление колхоза «Красный Октябрь» и просили дать им работу. Звено в 8 человек под руководством звеньевого Пети Козлова в этот же день приступило к прополке проса. В работе звено значительно перевыполняет норму выработки, установленную колхозом для взрослых. Колхоз организовал для них общественное питание. «Мы будем работать до начала учебного года – заявили они, - и призываем всех учащихся школ нашего района последовать нашему примеру: работать на полях колхозов и крепить оборону нашей родины».
Учитель: Посмотрите на экран. Вы видите фотографию. Она сделана в 1946 году.
На переднем плане - Чернов Евгений Григорьевич, который был председателем Байдулинского сельского совета в годы войны. Он не воевал на фронтах Великой Отечественной войны, потому что одна рука была повреждена. Евгений Григорьевич был высокого роста, крепкого телосложения. Взгляд имел строгий, серьёзный. Одет он скромно, как и полагается ответственному человеку.На фотографии Евгений Григорьевич держит велосипед, на котором,возможно,ездил по делам.
Председатель довольно часто писал статьи для районной газеты, в которых рассказывал о делах колхоза им. Сталина. Так назывался колхоз в нашем селе. Писал о наших односельчанах. Указывал он только свою фамилию без имени. В селе он был уважаемым человеком. Люди старшего поколения помнят его до сих пор. В нашем селе живут его близкие родственники.
6. Статьи из районной газеты «Колхозный труд» за декабрь 1941 года.
«Их задача – обмолотить хлеб». Статья от 25.12.1941. Автор: Чернов.
Содержание статьи: «В ближайшие дни обмолотить весь хлеб и ссыпать его в колхозные амбары – основная задача сельхозартели им.Сталина (с. Байдулино). Для выполнения этой задачи колхозники взялись дружно… На сегодня на токах колхоза работают молотилка МК-1100 и комбайн. Обе машины обслуживают 50 колхозников. Одновременно с обмолотом хлеба колхозники вывозят хлеб государству. Они также стараются закончить хлебопоставки в ближайшее время». Чернов
Фото газетной статьи от 25.12.1941. «Их задача – обмолотить хлеб».
Автор: Чернов.
«Новогодние подарки защитникам Родины - от колхозников».
Статья от 25.12. 1941 г.
Учитель: Прочитайте статью (ученики читают вслух). О чем вы узнали?
Ученик: Узнали о том, что работницы Куйбышевской фабрики призвали тех, кто живет в тылу, отправлять подарки на Новый год бойцам Красной армии. Эта идея была поддержана колхозниками нашего района. Он тоже стали собирать подарки для отправки на фронт. Известно, что посылали.
Фото газетной статьи от 25.12.1941 «Новогодние подарки защитникам Родины - от колхозников».
«На постройку танковой колонны». Статья от 25. 12. 1941 г.
Фото статьи от 25.12.1941г.
Ученики читают вслух статью.
Содержание статьи: «Трудящиеся нашего района продолжают вносить свои средства на постройку танковой колонны имени В. В. Куйбышева. На 24 декабря от колхозников, рабочих и служащих поступило на танковую колонну 18.944 рубля».
Учитель: «Фонд обороны» возник стихийно уже в июле 1941 года. Во всех отделениях Государственного банка СССР были открыты специальные счета, на которые принимались взносы. В Фонд обороны передавались личные денежные накопления, золотые и серебряные вещи, авторские гонорары и государственные премии, перечислялись средства, заработанные на воскресниках и др. В разных городах люди собирали средства на строительство танковых колонн, боевых самолетов и кораблей. Наши земляки тоже не остались в стороне от такого важного дела. Как вы думаете, почему танковая колонна называлась «имени Куйбышева»?
Ученик: Раньше город Самара назывался город Куйбышев.

Учитель: Тереньгульский район до 19. 01.1943 г. входил в состав Куйбышевской области, поэтому и название такое.
«Учащиеся - фронту». Статья от 25.12.1941г.
Ученики читают вслух статью.

Содержание статьи: «Учащиеся Солдатско-Ташлинской школы помогают бойцам героической Красной Армии громить фашистских захватчиков…
Учащиеся сдали в комиссию по сбору тёплых вещей 6,5 кг шерсти, 6 овчин, 1 тёплую рубашку и ряд других вещей…
Участвуя в усилении мощи Красной Армии, учащиеся заявляют: «Мы хотим, чтобы наши отцы и братья быстрее разгромили озверевших фашистов и вернулись домой с победой».

Фото статьи от 25.12.1941г. «Учащиеся - фронту».
Учитель: Учащиеся сдали в комиссию тёплые вещи. Как этот факт оценивали? Найдите в тексте статьи, которая перед вами.
Ученик: Как помощь бойцам героической Красной Армии в разгроме фашистских захватчиков.
7. Рефлексия.
Учитель: Как вы думаете, почему в качестве эпиграфа взято высказывание В. Розанова?
Ученик: И взрослые, и дети быть патриотами. Их любовь к земле своей выражалась в конкретных делах.
Было ли интересно узнать о жизни села в 1941? Что вы считаете особенно трудным для сельских детей в то время? Информацию о каких делах ваших сверстников вы запомнили? Чье имя вы запомнили? Что о нем можете сказать? Где вы можете применить полученные знания?
Учитель: Главный итог изучения статей из районной газеты за июль и декабрь 1941 года - сохранение картин жизни сельского населения в первые месяцы Великой Отечественной войны. Мы узнали, как жили наши земляки, как трудились, в чем выражалась их любовь к Родине. Читая газетные статьи, вы узнавали, какими были ваши ровесники, что для них было важно. Как они помогали своим мамам, бабушками, дедушкам в уборке урожая. Наша районная газета писала, что дети участвуют в усилении мощи Красной Армии. Взрослые и дети показали себя настоящими патриотами своей и малой, и большой Родины. И именно это позволило одержать Великую Победу, над очень сильным, жестоким и беспощадным врагом. Весь народ, живший в то далёкое от нас время, любил свою родную землю, поэтому и смог совершить чудо спасения страны в тех условиях, которые всем известны. Вы проявили умение сочувствовать, сопереживать, сострадать тем, на чью долю выпали невероятно тяжёлые испытания. Эти умения являются неотъемлемыми качествами человека и гражданина.

Во всей мировой истории нет примеров более героического подвига, чем тот, который совершил советский народ в годы Великой Отечественной войны. А это были наши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки.
Яркую страницу вписали труженики сельского хозяйства, в том числе и дети.
Источники
Газета «Колхозный труд», орган Тереньгульского райкома ВКП(б) и районного совета депутатов трудящихся (Куйбышевская область) от 09.07.1941 г. и 25.12.11941 г.
Ю. В. Арутюнян. «Из истории МТС в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. (решение проблемы механизаторских кадров). Публикатор: Basmach Источник: Вопросы истории, № 8, Август 1958, C. 84-96
С. И. Ожегов. Толковый словарь - значение слова патриот. slovariki.org›26996

Дети в поле

обоз с хлебом

статья 1 от 09.07.1941 г.

статья 2а от 09.07.1941 г.

статья 2 б от 09.07.1941 г.

статья 1 25.12. 1941 г.

статья 2 а от 25.12.1941 г

статья 2 б от 25.12.1941 г

статья 3 от 25.12.1941 г

фото Чернова Е. Г.

статья 4 от 25.12.1941 г.

молотилка МК-1100. Фото 1949 г. Из ресурсов интернета

Такие комбайны выпускали на заводе «Россельмаш» с конца1920 годов. Они использовались в колхозах и в годы войны. Фото из ресурсов Интернета.
Презентация на тему: О чем писала районная газета «Колхозный труд» в 1941 году

Рекомендуем посмотреть:

Классный час ко Дню Победы для 6 - 9 классов Классный час на тему: День Победы, 5-7 класс Классный час на День Победы с презентацией. Исторические тропы Мамаева Кургана, 6-7 класс Внеклассное мероприятие ко Дню Победы с презентацией, 7 класс. Мамаев Курган

Похожие статьи:

Классный час на 9 мая – День Победы, 6 класс

Беседа к 9 мая – День Победы, 7-8 класс

Игровая программа для школьников о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Участник №11 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 января по 15 апреля 2019 года
Опубликовано: 2105 дней назад (18 февраля 2019)
Просмотров: 3793
+2
Голосов: 2
Комментарии (4)
Юлия Олеговна Абрамова # 20 февраля 2019 в 21:25 0
Прекрасная работа! Такие данные о газете нигде не встретишь. Материал подан очень доступно! Особенно понравились фотографии тех лет. С такой техникой люди добивались огромного урожая! Честь и хвала им! Голос!
Галина Александровна Тимашова # 22 февраля 2019 в 09:42 0
Спасибо, Юлия Олеговна. Взрослые и дети, которые жили и работал в то страшное время, герои все до одного.Земной им поклон.
Ирина Сергеевна Красильникова # 20 марта 2019 в 22:27 0
Галина Александровна, Вы провели очень важное и нужное мероприятие! Воспитание патриотизма, гордости и любви к Родине, наверно, самое важное, чему должна научить школа. Особенно важна память о земляках! Подобран замечательный фотоматериал! Удачи Вам в конкурсе!
Галина Тимашова # 28 марта 2019 в 17:24 0
Ирина Сергеевна, спасибо Вам. Желаю вдохновения и успехов.