Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Развитие мелкой моторики рук у детей 1-2 лет

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развиваем мелкую моторику»
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию консультацию по теме «Развитие мелкой моторики». Данный материал будет полезен как воспитателям детских садов, так и родителям. В работе описаны способы развития мелкой моторики, приведены примеры пальчиковых игр.
* * *
Издревле на Руси мамы играли с малышами в такие игры как «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», в Китае мамы развивают ладошки малышей с помощью каменных и металлических шариков, в Японии с той же целью используют грецкие орехи. Как показали современные исследования, придумано это неспроста. Оказалось, что каждый пальчик малыша связан с головным мозгом, и развитие руки напрямую способствует развитию речи. И теперь врачи и педагоги придают большое значение развитию мелкой моторики ребенка в первые месяцы его жизни.

Мелкая моторика – это тонкие и точные движения пальцев. Их развитие является необходимым условием для освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Основные этапы развития моторных навыков руки:
- 8-12 месяцев: ребенок берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиком большого и указательного пальцев) – точный пинцетный захват;
- 8-13 месяцев: ребенок разъединяет предмет под контролем зрения;
- 10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней;
- 10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослым действия с предметами (толкает игрушечную машинку);
- 11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать «каракули»;
- 12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразу страницы книги, хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку, разворачивать завернутую в бумагу предметы;
- 13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик;
- 14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения;
- 15-18 месяцев: ребенок собирает пирамиды без учета колец;
- 17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга. Переворачивает страницы книги по одной;
- 17-24 месяцев: ребенок схватывает движущийся предмет;
- 18-24 месяцев: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу;
- 20-24 месяцев: ребенок пытается остановить катящийся мяч, нанизывает на шнур большие бусины;
- 21-24 месяцев: ребенок переливает жидкость из одной ёмкости в другую;
- 22-24 месяцев: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга.
Уважаемые взрослые! Обнаружив у ребенка отставание в моторном развитии, не огорчайтесь и не отчаивайтесь.

Что стоит использовать для развития моторики:
- Цветные клубки нитей для перематывания.
- Мячики для тренировки мускулатуры кисти.
- Наборы мелких игрушек и предметов с разными поверхностями.
- Дощечки со слоем пластилина - на них можно выкладывать узоры из камешков, бусин, крупы.
- Счетные палочки для выкладывания узоров.
- Проволочки для создания узоров и фигур.
- Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.
- Ребёнку двух-трёх лет можно давать пластмассовый конструктор, в котором детали нужно вставлять в формы. Такое занятие развивает не только воображение, пространственное мышление, но и мелкую моторику рук. Различные конструкторы, вообще, незаменимые помощники в развитии детей. Не жалейте средств на различные конструкторы: от мозаики и кубиков до «Лего».
- Эффективное средство развития мелкой моторики – пальчиковые игры.

Предлагаем несколько пальчиковых игр, в которые Вы можете поиграть вместе с ребёнком. Играя с детьми соблюдайте следующие правила:
1. Перед игрой настройте ребёнка, найдите способ его заинтересовать.
2. Начинайте пальчиковые игры с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.
3. Во время игры все движения пальцев и рук выполняйте вместе с ребенком медленно и чётко. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.
4. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом.
5. Пусть ребёнок повторяет текст вместе с вами. Если ребенку трудно проговаривать весь текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым и повторять лишь отдельные слова и фразы.
6. Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.
7. Пальчиковые игры следует проводить ежедневно.

Пусть игры будут интересными и короткими - и пяти минут вполне достаточно для развития ребенка! Но игра должна быть доведена до конца. Во время занятия ребенка не должны отвлекать посторонние предметы - уберите их из поля зрения. Игрушки, с которыми будете заниматься, не давайте для постоянных игр, иначе малыш потеряет к ним интерес.

Осень.
Осень, осень, приходи! (пальчики «идут» по столу)
Осень, осень, погляди! (приложить ладонь ко лбу)
Листья желтые кружатся,
Тихо на землю ложатся. (плавные движение ладонями сверху вниз)
Солнце нас уже не греет, (грозим пальчиком)
Ветер дует все сильнее, (качаем руками над головой)
К югу полетели птицы, (скрестить руки в запястьях и помахать)
Дождик к нам в окно стучится. (стучим пальчиками по ладошкам)
Шапки, куртки надеваем (имитируем одевание)
И ботинки обуваем (потопать ногами)
Знаем месяцы:
Сентябрь, и октябрь, и ноябрь. (хлопаем в ладоши)

Огород
Огород у нас хорош! (хлопаем в ладоши)
Где ещё такой найдёшь? (пожимаем плечами)
Удивляется народ:
- Как богат наш огород! (ладони к голове, качаем головой)
Что растёт покажем (руки вытягиваем вперёд ладонями вверх)
И про всё расскажем (грозим пальчиком)
Здесь у нас не пусто –
Выросла капуста, (загибаем по очереди пальчики)
Вот растёт петрушка,
Вкусная картошка,
Это тыква и горох.
Урожай у нас не плох! (хлопаем в ладоши)

Овощи
Вырос у нас чесночок, (загибаем по очереди пальчики)
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немного горошка.
Овощи мы собирали. (имитируем сбор овощей)
Ими друзей угощали, (руки вытягиваем вперёд ладонями вверх)
Резали, ели, солили, (имитируем движения)
С дачи домой увозили. («крутим руль» машины)
Прощай же на год,
Наш друг-огород. (машем рукой)

Мы во двор пришли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (кулачком правой руки скользим от плеча левой руки вниз)
А ещё в снегу валялись. (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
И снежками мы кидались (имитируем игру в снежки)
Все в снегу домой пришли. (отряхиваем левой рукой правую)
Съели суп и спать легли. (имитируем движения)

Снеговик
Та-ра-ра, та-ра-ра, (хлопаем в ладоши)
Любит зиму детвора.
Та-ра-ра, та-ра-ра, («лепим» снеговика)
Лепим мы снеговика.
Ком на ком поставим, (кулачок на кулачок)
Глазки подведём,
Нос морковку вставим, (показываем нос-морковку)
Шапочку найдём. (руки домиком над головой)
Вот какой снеговичок, (хлопаем в ладоши)
Снежный белый толстячок.

Я зимой кормлю всех птиц
Я зимой кормлю всех птиц – («сыплем» зерно)
Голубей, ворон, синиц, (загибаем пальцы на руке, перечисляя птиц)
Воробьев и снегирей –
Вот кормушка у дверей. (показываем вместе две руки ладонями вверх)
Дам им булки, пшенной каши, (загибаем пальцы на руке)
Дам им зёрна, семена.
А синице дам я сало,
Пусть клюет его она. (пальцы складываем щепоткой, покачиваем ими)

Желаем успехов в работе с Вашими малышами!

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра для дошкольников на развитие мелкой моторики Развитие мелкой моторики с использованием техники изонить Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей детского сада. Развитие мелкой моторики у дошкольников
Участник №1 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 января по 15 апреля 2019 года
Консультация для педагогов детского сада. Развитие мелкой моторики рук у дошкольников
Опубликовано: 169 дней назад (7 января 2019)
Просмотров: 746
Рубрика: консультации
+5
Голосов: 5
Комментарии (6)
Наталья Геннадьевна Иванова # 13 января 2019 в 20:58 0
Здравствуйте, Татьяна Викторовна! Замечательная статья! Доходчиво, ненавязчиво и толково представлена тема. Понравилась подборка пальчиковых игр. Беру на заметку, обязательно применю во время физкультминуток. Удачи Вам! Примите ГОЛОС!
Татьяна Викторовна Филатова # 20 января 2019 в 17:32 0
Здравствуйте, Наталья Геннадьевна! Огромное спасибо за приятные слова.
Вера Александровна Павлухина # 21 января 2019 в 16:43 0
Здравствуйте, Татьяна Викторовна. Очень полезная информация. Развитие навыков мелкой моторики важно для ребёнка, потому что в дальнейшем ребенку потребуется использовать точные, координированные движения кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных действий. Голос.
Татьяна Викторовна Филатова # 22 января 2019 в 05:21 0
Здравствуйте, Вера Александровна! Спасибо за комментарий и Ваш голос!
Мария Геннадьевна Петухова # 11 апреля 2019 в 04:08 0
Интересная содержательная разработка по моторике рук детей,развитие моторики рук в дошкольном возрасте способствует подготовке руки к письму, развивает логическое мышление ребенка.
Татьяна Викторовна Филатова # 16 апреля 2019 в 16:14 0
Здравствуйте, Мария Геннадьевна. Большое спасибо за комментарий!