Консультация для воспитателей детского сада. Развитие мелкой моторики у дошкольников
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольников
Описание работы: Актуальной проблемой в наше время становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая моторика. Не раз, встречаясь с выражением «мелкая моторика», подсознательно назревает вопрос, а что это такое на самом деле, и действительно это так важно, как об этом говорят. Мелкая моторика – это возможность человеком выполнять множество движений, при скоординированных действиях нервной и мышечной системы при выполнении мелких и точных действий кистями и пальцами рук.
В большинстве случаев к мелкой моторике относят почти все движения кистей и пальцев рук от самых простых до таких сложных, как письмо. Именно от уровня развития мелкой моторики зависит и почерк ребёнка.
В данный момент среди педагогов популярно изречение В.О, Сухомлинского: «Гениальность ребёнка на кончиках его пальцев». А почему именно кончики пальцев так важны и почему именно они определяют гениальность?
Хорошее развитие пальцев рук, это одновременно и хорошее развитие координатора действий «рука-глаз». Все процессы действий и движений пальцами рук происходит под управлением зрительного центра. А развивая мелкую моторику, через зрительный центр мы одновременно стимулируем и развитие зон отвечающих за речь ребёнка. При развитии мелкой моторики мы прямо развиваем умение действовать, одеваться, писать. А вот непрямое влияние мелкой моторики на ребёнка намного важнее, развивается память, речь, логическое мышление, умение анализировать, развивается фантазия, творческие способности.
Развитие мелкой моторики у ребёнка начинается с первых хватательных движений, которые делает малыш в жизни, но этого мало для того, что бы умело держать ручку в руках. Дети разного возраста должны играться разными по размеру игрушками для развития мелкой моторики. Чем дети становятся старше, чем мельче должны быть игрушки. Пазлы, мозаика, лего — великолепные тренажеры в развитии мелкой моторики и соответственно письма. При этом дети дошкольного возраста должны много рисовать. Для начала можно использовать раскраски, если ребёнок их любит, но со с временем нужно стимулировать ребёнка рисовать на разных по фактурах листах чистой бумаги.
Все это поможет развить мелкую моторику рук, но все занятия должны быть представлены детям как игра, иначе дети будут быстро уставать и отказываться выполнять упражнения.
На самом деле дети очень любопытны, и заинтересовать ребёнка очень легко. Особенно важно часто менять материал, с которым работает ребёнок. Сегодня он складывает пазлы, завтра рисует песком, в среду разлаживает мозаику, в пятницу лепит крупу на пластилин. Все просто и легко, главное чтобы ребёнку было интересно.
А чтобы облегчить подбор игр, можете воспользоваться некоторыми нашими советами.
Упражнения на развитие мелкой моторики.
1 «Пальчиковые игры»
Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной
НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ: В коре головного мозга существует отдельная область, отвечающая за действия каждого пальца, поэтому для получения результата нужно, что бы работали все пальцы рук.
2
«Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками»
Это самый доступный материал для игр с ребёнком в домашних условиях.
Бабушкины бусы, крупа на кухне, камешки с моря или щебень с дороги – все это легко отыскать без лишних финансовых вложений.
Можно предложить ребёнка рассортировать разные бусины, катать их между пальчиками. Угадывать с закрытыми глазами предметы. Можно нанизывать нить бусины. Все это простые доступные игры, которые помогут улучшить моторику рук.
НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ: Все игры с мелкими предметами должны происходит под бдительным присмотром взрослого.
3
«Песочная терапия»
Игры с песков, особенно летом, это бескрайний простор для развития мелкой моторики и фантазии. Строим башни, зоопарк, замок для принцессы.
НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ: При этом песок доступен не только летом. Возьмите коробку, выкрасите дно синим цветом, промойте и просушите песок. Поместите в песок небольшие игрушки животных, людей, транспорт, и целый мир для ребёнка и его развития создан. Пусть моделирует горы, колодцы, равнины и гаражи – все это поможет развитию ориентирования в пространстве, соотношению величин и форм.
4
«Рисование, аппликация, оригами, соленое тесто и пластилин»
Чем больше ребёнок рисует, тем лучше укрепляются его мышцы, ведь карандаш не только зрительно похож на ручку, карандаш требует нажатия — дополнительная стимуляция мышц пальцев рук, а также помогает развитию ориентирование в пределах листа, формирует зрительный контроль, развивает творчество, формирует умение выражать свои чувства. Оригами очень хорошее средство для развития памяти и логического мышления. Соленое тесто и пластилин помогают выучить формы предметов, формируют гибкость психики.
НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ: Не ограничивайте фантазию ребёнка, старайтесь, что бы ребёнок делал композиции, не ограничивайте его отображением единичных предметов.
5
«Шнуровка»
Сейчас в магазинах можно увидеть огромное количество разных шнуровок. Встречаются деревянные, поролоновые, картонные. Все они правнуки первых шнуровок разработанных М. Монтессори. Шнуровка прекрасно стимулирует развитие мелкой моторики, побуждая ребёнка создавать из шнуровки изображение, развивает фантазию, тактильные ощущения, логическое мышление.
Выполняя различные пальчиковые упражнения кисти рук, приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Кроме пальчиковых упражнений, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом: «Дорисуй и нарисуй сам», «Обведи узоры», «Продолжи узор» и так далее.
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей ознакомлены с технологией обучения детей штриховки, многие приобрели книги с образцами. Родители высказывали свои наблюдения, что дети, занимаясь штриховкой, стали более усидчивыми, аккуратными.
Таким образом, одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностями речевого и моторного развития детей является их участие в занятиях в вечернее время, где можно познакомиться с методами и приёмами работы. Взрослые обучаются пальчиковой гимнастике, самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз и для дыхания. На совместных занятиях родители могут помогать своим детям, а самое главное - создается эмоциональный контакт между ними.
Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки.
Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности. Например, во время лепки из глины, пластилина особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования, особенно в процессе лепки с натуры. Также очень полезны для развития пальцев рук такие виды деятельности, как аппликационная лепка, рисование, составление аппликаций, работа с ножницами, конструирование из мелких деталей, мозаика, работа со штампами. Для развития пальцев и различных хваток маленьким детям нужно рисовать толстыми цветными мелками, а старшим детям – мелками потоньше. Для детей важно рисовать карандашами, краской и играть со своими руками. Детям нужно разрешить, в первую очередь, использовать различные материалы, которые стимулируют их тактильные и кинестетические способности, то есть глину, краску для рисования пальцами, тесто, песок и воду. Такие материалы тренируют также кисти рук, заставляя напрягаться и расслабляться
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра для дошкольников на развитие мелкой моторики Развитие мелкой моторики с использованием техники изонить Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Автор: Ольга Стригина
Опубликовано: 2468 дней назад (30 января 2018)
Просмотров: 3962
Блог: Блог Ольга Стригина
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!