Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Особенности конструктивной деятельности дошкольников в ДОУ

Особенности конструктивной деятельности в детском саду
Слово конструирование (от лат. construo - строю, создаю) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов и процесс создания модели, машины, сооружения т.д.

Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника.

Конструктивная деятельность ребенка - достаточно сложный процесс: ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит. Это одна из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того, чтобы построить какой либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. Дети воспроизводят в своих постройках то, что восприняли раннее, с чем они уже знакомы. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, и т.п.

В процессе самой конструктивной деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук.

Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Обучение конструктивной деятельности в настоящее время невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. На занятиях по конструированию развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек положительно влияют на формирование связной речи.

Сенсорное развитие в процессе конструктивной деятельности приобретает особое значение в дошкольном детстве, так как именно в этот период ребенок интенсивно развивается.

Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство), целенаправленное развитие и усовершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), включает в себя формирование восприятия формы, величины, пространственных отношений между предметами, что очень важно при конструктивной деятельности. Таким образом, конструктивная деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления.

Нравственное воспитание
Конструктивная деятельность должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. Ребенок строит постройки не только для себя, но и для окружающих. Ему очень хочется, чтобы его строение что-то рассказало, чтобы в нем узнали дом, в котором он живет, памятник, музей, или его детский сад.

Трудовое воспитание
В конструктивной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для сооружения конструкции необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умением строить предмет определенной конструкции, а также овладеть навыками обращаться с деталями конструктора. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка.

Эстетическое воспитание - процесс формирования развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного создания личности. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом, на его стройность формы, красоту цвета, пропорциональность частей и т.п.

Развитие творчества
В конструировании дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Обучение должно быть направлено на то, чтобы научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов, а не просто их передаче.
Таким образом, выяснилось, что конструктивная деятельность детей дошкольного возраста влияет не только на техническую сторону развития ребенка, но и на его нравственную и эмоционально-чувственную сферу.

2. Виды конструирования в дошкольном образовательном учреждении
Детское конструирование – это один из видов художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание разнообразных построек из строительных наборов, конструкторов; изготовление поделок, игрушек, атрибутов для игр из бумаги, картона, природных, бросовых материалов

Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.
В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п.

К техническому типу конструкторской деятельности относятся:
• конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы);
• из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления;
• из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, используя такой прием, как «нарушение» пропорций, а также цвет, фактуру, форму: веселый клоун, худой простофиля- волк, прекрасный принц и т.п.,

К художественному типу конструирования относятся:
• конструирование из бумаги
• из природного материала.

Виды конструирования
Под детским конструированием принято понимать создание ребенком конструкций, моделей из различных материалов, которые и определяют вид конструирования:

Какие виды конструирования вы знаете?
• конструирование из строительного материала;
• конструирование деталей конструкторов;
• конструирование из бумаги, картона;
• конструирование из природного и бросового материала;
• конструирование из крупногабаритных модулей;
• компьютерное конструирование.

Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников. Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Мосты»), которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющего основной строительный набор.

Какие конструкторы вы знаете из деталей?
Кроме строительных наборов, рекомендуется конструирование из деталей. Это «Конструкторы», имеющие более прочные способы соединения. Чаще всего используются деревянные с наиболее простыми способами крепления. Применяются металлические и пластмассовые конструкторы, у которых крепления более сложные - с помощью винтов, гаек, шипов.

В конструирование из деталей учим детей решать более сложные конструктивные задачи, знакомиться с различными способами соединения деталей, создавать всевозможные подвижные конструкции, тогда как строительные наборы предназначены для сооружения в основном неподвижных построек.

Конструирование из бумаги, картона, и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. Бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить на ней детали, украсить, сделать нужные надрезы и, только затем сложить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм. Существует множество техник конструирования из бумаги и картона Назовите какие?
Правильно, это: оригами, квилинг, папье-маше

Природный материал, в качестве строительного, мы используем для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это, прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят: дорогу, домик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) - пирожки и др.

Начиная со средней группы, дети делают игрушки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т. д. Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии у ребенка. Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается в основном для практического применения.

Основной целью конструирования из бросового материала, конечно, является экологическое воспитание.

Традиционная методика обучению этому виду конструирования, так же как и конструирование из бумаги, строится на подражательной основе. Детей учат воспроизводить образцы, отражающую в основном структуру образа, что характерно для технического конструирования, а также создавать конкретные поделки из конкретного бросового материала. Это может быть: пластмассовые бутылки, крышки, пластмассовое киндер-яйцо, пробки, компьютерные диски, фольга, использованные фломастеры, лоскутки, коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласта, поролона, и т. д. Все это фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки - мебель, транспорт и другие изделия.

Использование крупногабаритных модулей наиболее соответствует физическим и умственным возможностям детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Путем разных комбинаций крупных деталей (модулей), в основном геометрической формы, изменения их пространственного расположения по отношению друг другу, дети создают различные конструкции, соответствующие их росту, т.е. как бы для себя. И поэтому особое значение имеет их функциональность и прочность. Такие конструкции позволяют детям осваивать большие площади помещений, что существенно влияет на развитие их пространственных ориентировок.

Компьютерное конструирование также выступает в роли мощного средства развития пространственного воображения как оперированная образами (их трансформация и комбинирования). Компьютеры позволяют человеку, создавшему некий «внутренний образ», как бы перенести из головы на экран и работать с ним, как с внешним объектом. Результаты исследований позволяет предположить, что компьютерное конструирование способствует формированию у детей динамических пространственных представлений. С этой целью были разработаны несколько компьютерных программ: «Построй домик», «Собери шары», «Доведи до цели» и др., а также серия практических заданий на конструирование.

Все перечисленные виды конструирования способствуют разностороннему развитию личности дошкольника: всем видам мышления, воображению, творческих способностей, памяти, вниманию.
Это обусловлено тем, что ребёнок прежде чем выполнить постройку, сначала представляет её (мысленно или на основе имеющейся схемы, картинки), продумывает форму его частей, затем соотносит образ с имеющимися формами, выявляет степень их пригодности, после чего приступает к созданию постройки. В ходе самого конструирования ребёнок может вносить коррективы, добавлять не запланированные детали, убирать имеющиеся, включать дополнительные материалы (для соединения деталей) или применять раскраску.

Рекомендуем посмотреть:

Пасхальный сувенир из бумаги своими руками пошагово с фото. Шаблоны Конструирование для старших дошкольников Кукла Кувадка своими руками для детей Конспект занятия по конструированию на тему "Гжель". Подготовительная группа

Похожие статьи:

Объёмная аппликация для детей. Бабочка

Аппликация из ладошек. Солнышко

Игровые упражнения с палочками Кюизенера в развитии математических способностей детей 5-6 лет | Роль физкультминуток в детском саду
Опубликовано: 60 дней назад (3 сентября 2024)
Просмотров: 258
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!