Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Развитие речи дошкольников через музыкальную деятельность

Консультация для педагогов ДОУ «Развитие речи детей через музыку»
Речь и музыка
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.
Музыкальное воспитание в детском саду имеет большое значение для развития речи воспитанников.
Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыки. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха.

Речь и пение
Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение.
Развитию речевого слуха способствуют пение попевок на различных звуках: «Ду-ду-ду-дудочка, ду-ду-ду-ду-ду, заиграла дудочка в зеленом лугу».
Для развития речевого дыхания огромное значение имеет пение. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни: игра на духовых музыкальных инструментах - дудочке.
Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом ,без напряжения и крика, вырабатывается умение владеть голосом: петь громко и тихо.
Пение дает так же возможность развивать у детей протяжное произношение гласных звуков и четко, внятно, без лишнего напряжения, произносить слова песни, помогает вырабатывать хорошую дикцию. Большинство детских песенок состоят из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком развития речи является повтор. Дети через повторение заучивают слова, произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения.
Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык), это помогает развитию дикции ребенка.
Все части музыкального занятия способствуют развитию у детей темпа и ритма, учат слитности и плавности речи. Музыка развивает воображение, способность различать звуки на слух, выражает мысли словами, движениями и жестами.

Речь и голос
Большое внимание уделяется голосу ребёнка. Голос – инструмент общения.
Необходимо чётко следить за диапазоном для каждой возрастной группы и не нарушать его. Чтобы обучение не привело к срыву голоса и болезненным последствиям.

Речь и пальчиковые игры
Кроме пения, речь ребёнка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности.
Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Эта зона расположена близко от речевой зоне.
Одним из направлений совместной деятельности музыкального руководителя являются музыкально – пальчиковые игры. Они хорошо представлены в программе «Ладушки». Программа рекомендует проводить пальчиковые игры на каждом музыкальном занятии.
Хочется отметить, что виды музыкально – пальчиковой гимнастики усложняются в зависимости от возраста детей.
Виды пальчиковой гимнастики
1. Игры-манипуляции:
«Ладушки - ладушки» - дети ритмично хлопают в ладоши,

«Сорока - белобока» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

«Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик - дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», "Пальчики пошли гулять» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик.

Эти упражнения дети могут выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения
«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.

«Домик» - изучаем части тела, ощущая их тактильно.
Стенка, стенка, (потрогать щечки)
Потолок, (потрогать лобик)
Две ступеньки, (прошагать пальцами по губам)
Дзинь — звонок! (нажать на носик)

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья,

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой в старшем дошкольном возрасте.
Ребёнок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)
С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.

«Колечко» - это упражнение хорошо выполнять под вальс (музыку в размере 3/4). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе, затем с переходом от одной руки к другой – в этом случае начинаем с левого мизинца, доходим до указательного пальца, переходим на правую руку с указательного пальца, доходим до мизинца и возвращаемся обратно к левому мизинцу.

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

Речь и движение
Замечательный музыкант и педагог Карл Орф, считал, что музыка, движение и речь не являются обособленными друг от друга, а представляют собой единое целое для ребёнка.
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и психические процессы способствующие эмоциональному и психофизическому развитию детей.
Занятия движениями под музыку в сопровождении с речью имеют неоценимое значение: они тренируют мозг и подвижность нервных процессов. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика (общая, мелкая и артикуляционная), развивается координация движений, коммуникативные способности, формируются представления о связи музыки, движений и речи.
Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку (способность уложить свои движения во времени, согласно метроритмическому рисунку музыкального произведения).
Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Речь и ритмодекламация
На первом плане в ритмодекламации выступает соединение одного из важнейших параметров музыкального языка — ритма — и выразительного речевого интонирования.
Исполнение ритмодекламаций развивает у детей все музыкальные способности: музыкальную отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.

Речевая игра «Здравствуйте, ладошки»
- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!
- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!
- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!
- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!
- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)
- Здравствуйте, зубки – ам, ам, ам
- Здравствуй наш носик - бип, бип, бип! (показываем пальчиком носик)
- Здравствуйте, малышки — всем привет! (машем ручками)

А сейчас усложним задачу. И проведём игру под названием «Рынок наш»
1. Рынок наш так хорош (Хлопки чередуются со шлепками по коленкам)
Лучше рынка не найдёшь. (Удары пальцами)
Булка с маком, (Щелчки пальцами, притопы)
булка, сок. (Щелчки пальцами, шлепки по коленям)
Булка с маком, (Щелчки пальцами, притопы)
булка, сок. (Щелчки пальцами, шлепки по коленям)

2. Рынок наш так хорош
Лучше рынка не найдёшь.
Рыба, мясо, колбаса,
Рыба, мясо, колбаса,

3. Рынок наш так хорош
Лучше рынка не найдёшь.
Баклажаны, помидоры, тыква
Баклажаны, помидоры, тыква

4. Рынок наш так хорош
Лучше рынка не найдёшь.
Горох и фасоль,
Горох и фасоль
Молодцы. У нас очень хорошо получилось.

Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поем, напеваем, насвистываем, прихлопываем различные ритмы. Нет музыкально неспособных детей, это уже давно доказано. И даже не сомневайтесь: развитие музыкальных навыков обязательно поможет вашему ребенку в будущем успешно обучаться в школе!
«Ребёнок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел – который нужно зажечь» - это мы все должны помнить.

Рекомендуем посмотреть:

Что такое задержка психического развития (ЗПР) Театр в жизни ребёнка Консультация для педагогов детского сада Консультация для педагогов детского сада. Дифференцированные игры
Эссе педагога детского сада "Я - музыкальный руководитель"
Опубликовано: 441 день назад (4 февраля 2023)
Просмотров: 696
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!