Дидактические игры для детей 5-7 лет. Тема: «Прилагательное»
Дидактические игры для знакомства и закрепления темы «Прилагательное».
Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Аверьянова Яна Станиславовна, я воспитатель подготовительной группы игровой школы Монтессори. Сегодня я хочу представить вам материал из раздела «язык», который я разработала на основе трёхчасных карт М. Монтессори. Очень много языкового материала существует в системе Монтессори, который был адаптированный к особенностям нашего родного языка последовательницей Монтессори в России Ю.И.Фаусек.Упорядочивание слов языка по тем или иным признакам является главным способом углубления и расширения языковой интуиции ребёнка. Не выучивание неких грамматических правил и применение их в письменной и устной речи, а тренировка в интуитивном сопоставлении слов по определённым параметрам, заданным в грамматическом материале. Ю.И.Фаусек говорила о том, что сознательное изучение грамматики русского языка с 5-6 лет следует начинать с интуитивного определения ими рода и числа существительных. И когда дети освоили такие грамматические единицы, как « имя существительное», «род», «число» можно приступать к изучению других частей речи. И первым из них будет «Имя прилагательное».
Перед началом работы с материалом ребёнка необходимо познакомить с данной частью речи. Не обязательно давать понятие, но ребёнок уже должен знать, на какой вопрос отвечает данная часть речи и то, что она обозначает признак предмета, для этого в Монтессори-педагогике используется пособие «Ферма», но можно использовать и то, что есть под рукой, например:
На столе разложено множество карандашей и педагог просит:
-Дай мне карандаш. (ребёнок приносит любой понравившийся ему карандаш)
-Нет, ты принёс мне не тот карандаш, мне нужен другой.
Т. к. карандашей много, то ребёнок в растерянности и у него естественно возникает вопрос-какой?
-Синий.
Ребёнок подаёт карандаш и педагог говорит:
-Назови вопрос, который ты мне задавал. (КАКОЙ?)
-Какой карандаш ты мне принёс?
-На вопрос, какой? отвечает прилагательное. (ребёнок повторяет, как называется часть речи за педагогом и старается запомнить)
- А как ты думаешь, что обозначает прилагательное? (этот вопрос может вызвать трудность и поэтому педагог может предложить ребёнку порассуждать: а карандаш может быть только синим? Значит, карандаш остаётся неизменным, но у него меняется цвет. Цвет это признак карандаша, по которому мы можем узнать его среди других таких же карандашей. А у карандаша может меняться только цвет? А что ещё? (форма, толщина, длина). Это всё признаки , по которым мы можем отличить одинаковые предметы друг от друга.)
После этого идёт закрепление знаний:
-Задай вопрос к слову синий.
-Какая это часть речи и что она обозначает?
-Назови мне все признаки, по которым можно узнать этот карандаш (цвет, форма, длина, ширина)
Для закрепления полученных знаний, можно поиграть в игру «Сыщики» (педагог и ребёнок по очереди описывают различные предметы, которые необходимо угадать)
В системе Монтессори практикуются индивидуальные уроки-презентации, но когда дети уже все знакомы с материалом (в данном случаи с именем прилагательным) можно использовать и групповую работу
-игра «Сыщики» (ребёнка педагог просит либо найти предмет по указанным признакам, либо ребёнок сам описывает предмет, чтобы другие догадались, какой предмет он описал)
-поочерёдно называют признаки предмета (дом какой может быть?)
-что может быть круглым? (квадратным, мягким…..)
-назовите прилагательные, которые отвечают на вопрос какая?(какое? Какой?..)
Для того чтобы ребёнок углубил и отточил свои знания и умения в определении прилагательных я предлагаю, разработанные мной дидактические игры.
Дидактическая игра «Прилагательные»
Цели: Прямая: познакомить детей с частью речи - Имя прилагательное
Косвенные: Обогащение словаря
Развитие внимания, мышления, речи
Научить детей классифицировать прилагательные
Совершенствование навыков письма и чтения
Развитие речи
Материал:
Трёхчастные карточки с прилагательными (карточка контрольная (на ней картинка и слово объединены) и карточки, где отдельно картинка и слово).Качественные: лиловый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый, красный, белый, коричневый, чёрный, серый, розовый, солнечный, дождливый, огненный, шершавый, волнистый, гладкий, клетчатый, полосатый, пятнистый, разноцветный, ребристый, пасмурный, квадратный, пупырчатый, цветастый, пушистый, мягкий, серебристый, твёрдый, круглый.
Относительные: бумажный, вязанный, деревянный, джинсовый, железный, каменный, кожаный, ледяной, меховой, пластмассовый, снеговой, стеклянный, чешуйчатый, резиновый, кирпичный, берёзовый.
Притяжательные: беличий, лисий, заячий, волчий, конский, коровий, птичий, жирафья, козья, собачья, кошачья, пингвинья, овечья, дельфинья, страусиная, тюленья, черепашье, куриное, крокодилье, страусиное, перепелиное, змеиное, утиное, орлиное.
Возраст: 5-7 лет
Знакомство можно начинать в старшей группе детского сада (без разделения на качественные, относительные и притяжательные) и продолжить знакомство в подготовительной группе, уже разделяя эти слова по группам и делая выводы о том, чем они отличаются друг от друга (не давая понятий, на интуитивном уровне).
Так же материал можно использовать в начальной школе при знакомстве с темой «Имя прилагательное» и в среднем звене школы, где идёт знакомство с видами прилагательных.
Способы проверки:
Правильность выполнения работы проверяет педагог, ребёнок может проверить себя сам по контрольной карте, может проверить старший товарищ.
Знакомство с материалом.
Ребёнок в Монтессори-группах уже с младшей группы знаком с трёхчасными карточками и алгоритмом работы с ним: - раскладываются контрольные карты на коврике (можно и на столе, но на коврике детям работать удобнее и больше места) с левого верхнего угла вниз друг за другом, если не влезли все в один ряд, то следующий ряд выстраивается так, же сверху вниз, но не вплотную к первому ряду, а на расстоянии, чтобы можно было разместить рядом картинку и слово (фото 1).
-ребёнок подбирает картинки, подходящие к контрольным (ребёнок раскладывает все картинки к контрольным картам) (фото 2)
-ребёнок подбирает все слова и раскладывает их под картинками (если ребёнок не умеет читать, то подбирает слова по образу - «интуитивное чтение») (фото 3)
Карта картинка слово
Для начала ребёнок работает с одним набором карт (качественные, относительные, или притяжательные, начинать лучше с качественных, т.к. это более близко ребёнку и легче для восприятия).
-Когда разложен весь материал, ребёнку предлагается рассмотреть его и подумать, что общего у всех этих картинок, на какие группы его можно разделить (обозначают признаки по цвету, по форме, текстуре)
-Переписываю слова в тетрадь.
-составляют словосочетания и предложения с данными словами (можно сочинить сказку или рассказ с использованием этих прилагательных)
В старших классах на данном материале даётся понятие качественные прилагательные, и дети могут сделать выводы, по каким признакам можно отнести прилагательные к данной группе.
Так же проходит работа с материалом на остальные виды прилагательных.
Дополнительные упражнения:
-для усложнения работы и отработки полученных знаний, дети раскладывают вначале картинки, затем подбирают слова и потом проверяют правильность выполнения по контрольной карте.-можно проводить групповую работу с этим материалом
• Разделить карточки в кармашки на доске на качественные, относительные и притяжательные
• Раздать карточки детям и предложить объединиться в группы по видам прилагательных (поднимите руки те, у кого качественные прилагательные, у кого прилагательные обозначают цвет, у кого прилагательные отвечают на вопрос чей? и т.д.)
• Поиграть в загадки: встанут те дети, у которых слово обозначает признак предмета по материалу, из которого он изготовлен….
• Доскажи словечко: мой мячик …(могут встать дети, у которых карточки подходят по цвету, по форме, по текстуре, по материалу: красный, круглый, гладкий, резиновый)
Можно придумать и другие игры, в зависимости от целей и задач использования материала.
фото 1
фото 2
фото 3
Продолжением работы над прилагательными служит другой материал «Существительное +Прилагательное», на базе которого формируется правильное согласование этих частей речи.
Дидактическая игра «Существительное + Прилагательное»
Цели:Прямая: научить детей согласовывать существительные с прилагательными в роде.
Косвенные: Развитие внимания, мелкой моторики
Обогащение и активизация словаря
Развитие связной речи
Совершенствование навыков чтения и письма
Материал:
Трёхчастные карты.Прилагательные: цветастый, пятнистый, клетчатый, лиловый, жёлтый, красный, зелёный (я взяла только качественные прилагательные, но в дальнейшем можно использовать и относительные и притяжательные, когда ребёнок достаточно хорошо освоит работу с данным материалом).
Кайма у карточек синяя и рядом со слово синий треугольник- символ прилагательного в системе М. Монтессори. Только контрольная карточка.
Существительные:
М.р.- кувшин, зонт, мяч, слон, цветок.
Ж. р.- рубашка, кастрюля, шляпа, бабочка, ваза.
Ср. р.- ружьё, полотенце, ведро, пальто, платье.
Кайма у карточек чёрная и рядом со словом чёрный треугольник- символ существительного у Монтессори. Все картинки на существительные чёрно – белые. В надписях выделены окончания.Только контрольная карточка.
Согласование:
цветастый кувшин, пятнистый кувшин, клетчатый кувшин, лиловый кувшин, жёлтый кувшин, красный кувшин, зелёный кувшин;
цветастый зонт, пятнистый зонт, клетчатый зонт, лиловый зонт, жёлтый зонт, красный зонт, зелёный зонт;
цветастый мяч, пятнистый мяч, клетчатый мяч, лиловый мяч, жёлтый мяч, красный мяч, зелёный мяч;
цветастый слон, пятнистый слон, клетчатый слон, лиловый слон, жёлтый слон, красный слон, зелёный слон;
цветастый цветок, пятнистый цветок, клетчатый цветок, лиловый цветок, жёлтый цветок, красный цветок, зелёный цветок;
цветастая рубашка, пятнистая рубашка, клетчатая рубашка, лиловая рубашка, жёлтая рубашка, красная рубашка, зелёная рубашка;
цветастая кастрюля, пятнистая кастрюля, клетчатая кастрюля, лиловая кастрюля, жёлтая кастрюля, красная кастрюля, зелёная кастрюля;
цветастая шляпа, пятнистая шляпа, клетчатая шляпа, лиловая шляпа, жёлтая шляпа, красная шляпа, зелёная шляпа;
цветастая бабочка, пятнистая бабочка, клетчатая бабочка, лиловая бабочка, жёлтая бабочка, красная бабочка, зелёная бабочка;
цветастая ваза, пятнистая ваза, клетчатая ваза, лиловая ваза, жёлтая ваза, красная ваза, зелёная ваза;
цветастое ружьё, пятнистое ружьё, клетчатое ружьё, лиловое ружьё, жёлтое ружьё, красное ружьё, зелёное ружьё;
цветастое полотенце, пятнистое полотенце, клетчатое полотенце, лиловое полотенце, жёлтое полотенце, красное полотенце, зелёное полотенце;
цветастое ведро, пятнистое ведро, клетчатое ведро, лиловое ведро, жёлтое ведро, красное ведро, зелёное ведро;
цветастое пальто, пятнистое пальто, клетчатое пальто, лиловое пальто, жёлтое пальто, красное пальто, зелёное пальто;
цветастое платье, пятнистое платье, клетчатое платье, лиловое платье, жёлтое платье, красное платье, зелёное платье.
У карточек на согласование чёрная кайма, окончания существительных и прилагательных выделены красным цветом (цветовое выделение поможет сделать вывод об изменении окончания в зависимости от рода и сделать вывод по родовым окончаниям существительных и прилагательных).
На согласование необходимы не только трёхчасные карты, но и отдельные карточки со словами, чтобы в дальнейшем ребёнок мог без опоры на наглядность составлять пары на согласование существительного и прилагательного.
Символы частей речи: чёрные и синие треугольники (когда дети составляют словосочетания самостоятельно, символами обозначают часть речи)
Все карточки разделены на отдельные конверты или коробочки(5 штук), в каждой из которых:
- 3 карточки с существительным (м.р., ж. р., ср. р.)
- карточки с прилагательными
- карточки на согласование этих существительных с прилагательным
- карточки со словами
Возраст: 6-7 лет
Начинать работу с карточками можно начинать в подготовительной группе детского сада и продолжить в начальной школе в период изучения темы «Согласование имени существительного с именем прилагательным».
Способы проверки:
Ребёнок может проверить себя по контрольной карте, проверяет педагог, проверяет ребёнок, владеющий материалом в достаточной мере.Знакомство с материалом:
Педагог берёт один из конвертов и предлагает ребёнку познакомить его с новым материалом. Затем раскладывает карточки, начиная с верхнего левого угла.Сначала раскладывает карты на существительное сверху вниз (ФОТО 1).
-А что общего у этих карточек? (это карточки с существительными)
Затем раскладывает контрольные карты на прилагательные слева на право (фото 2).
-Посмотри внимательно на карточки, что у них общего? (все карточки на имя прилагательное)
-Сейчас мы будем подбирать карточки, когда существительные будут сочетаться с прилагательными (педагог показывает первые 3 согласования и просит ребёнка продолжить самостоятельно, если у ребёнка возникают трудности, то продолжают работу вместе). Раскладываются вначале контрольные карты, а потом подбираются картинки и слова. Если ребёнок уже умеет читать, он прочитывает все получившиеся словосочетания, если нет, то он проговаривает все словосочетания с опорой на наглядность, подбирает слова по образу - «интуитивное чтение» (фото 3, 4, 5).
Когда все карточки разложены, педагог обращает внимание на существительное мужского рода и на его окончание:
-красным цветом выделены окончания слов. Какие окончания у прилагательных со словом зонт? А к какому роду относится слово зонт?
-какой вывод можно сделать?
Так же проводится работа с окончаниями женского и среднего рода.
Постепенно ребёнок прорабатывает все карточки во всех 5 конвертах.
Дополнительные упражнения
- когда ребёнок уже достаточно хорошо работает с материалом, можно предложить ему работать без контрольных карточек, т. е. сразу подбирать картинку и слова.- можно убрать контрольные карты существительных и прилагательных и самостоятельно составлять словосочетания (картинка-слово)
- для усложнения работы существуют карточки со словами, которые дети подбирают в пары самостоятельно на основе опыта, полученного от работы с карточками
- придумывать свои словосочетания
Можно предложить групповую работу:
- часть детей получают карточки с существительными, а оставшиеся – с прилагательными и «ходят друг к другу в гости» - объединяются в пары и проговаривают, получившиеся словосочетания
- на доске прикреплены карточки с существительными и детям розданы фишки - прикрепите фишку к тому существительному, которое может быть цветастым, красная, лиловое.
Фото 1
фото 2
Фото 3
фото 4
Фото 5
Может быть, кого-то удивит, что я предлагаю такую работу для дошкольников, но, работая по системе М. Монтессори, я убедилась, что многие грамматические категории дети могут освоить уже в детском саду. Надеюсь, что моя работа будет интересна и полезна коллегам.
Литература: «Русская грамматика по методу Монтессори» Ю. Фаусек, Санкт-Петербург 2011год
Рекомендуем посмотреть:
Дидактические игры для детей 5-7 лет: Зимние виды спорта Развивающая игра для детей 4-7 лет: «Волшебный мешочек с карточками» Дидактическая игра на социально – коммуникативное развитие для детей старшей группы Игры на развитие речи в старшей группе детского садаПохожие статьи:
Задания по теме «Лес» для детей 6-8 лет
Методика использования дидактических игр в детском сада в старшей – подготовительной группе
Участник №3 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 мая по 15 августа 2018 года
Автор: Яна Станиславовна Аверьянова
Опубликовано: 2383 дня назад (25 апреля 2018)
Просмотров: 7373
Рубрика: дидактические игры
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|