Методика использования дидактических игр в детском сада в старшей – подготовительной группе
Педагогические условия развития дидактической игры старших дошкольников
Дидактическая игра старших дошкольников имеет свои особенности и для освоения ее детьми необходимы психолого-педагогические условия, способствующие постепенному развитию игры как специфической деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети овладевают играми с правилами со всеми их признаками как особой формой активности. Они способны понять и руководствоваться обязательными для всех правилами, а также правилами выигрыша, определяющими состязательность отношений между детьми. Особое значение в развитии игры как формы совместной деятельности имеют игры типа домино поскольку для них необходимо не менее двух участников.
Характер взаимодействия и общения взрослого с детьми, а также детей между собой формирует игровую деятельность и развивает старших дошкольников.
Становление и развитие дидактической игры у них во многом определяется поддержкой ее со стороны взрослого, в общении и взаимодействии с которым заинтересованы дети. Своеобразие и характер этой поддержки определяются возрастными особенностями игровых действий детей и тем, в какой форме они протекают: индивидуальной, парами, группой. В зависимости от этого, по-разному строятся взаимодействия взрослого с детьми, а также детей между собой. Искусство воспитателя заключается в том, чтобы обеспечить условия перехода детей от совместных игр со взрослым к самостоятельным.
Необходимо помнить, что в дидактических играх с правилами задача ориентирует детей на результат. В дидактических играх старших дошкольников правила задают очевидный ориентир для игровых действий. Очень важно, чтобы дети понимали и осознавали роль правил в достижении ее результата, в том числе в форме выигрыша, обеспечивающего состязательность детей в игре. Для этого они должны уметь сравнивать результат и действия разных участников игры и на основе этого определять выигрыш. Представление о его критериях помогает детям понять смысл игры с правилами и осознать ее содержание. Установка на выигрыш привлекает внимание детей к способам распределения функций играющих.
Старшие дошкольники в процессе игры осваивают функции ведущего, обладающего преимущественными правами, от которого зависят действия игроков. Как правило, дети дошкольного возраста не проявляют желания взять на себя роль ведущего. Они предпочитают роли игроков. Взрослому приходится приложить немало усилий, чтобы заинтересовать детей этой ролью. Показать им, что без нее игра невозможна. Следует заметить, что дети это понимают и находят свое решение: один из игроков берет на себя двойную функцию — ведущего и играющего. Например, Рома (6 лет 1 мес.) предложил Алене (5 лет 9 мес.) поиграть в лото «Дикие животные», девочка согласилась. Мальчик разделил поровну большие карты игры между собой и Аленой. Маленькие карточки, положенные изображением вниз, оставил у себя. И честно, не подглядывая, брал по одной карточке и показывал ее Алене. Дети определяли, кому она нужна, и тот, у кого есть на большой карте такое изображение, брал себе эту карточку.
У некоторых детей на седьмом году жизни появляется интерес к роли ведущего, они с удовольствием ее выполняют и часто авторитарно регулируют игровые действия остальных детей. Игроки, как правило, спокойно на это реагируют. Бывают случаи, когда такой воспитатель начинает «подыгрывать» своим друзьям: смотрит на их большие карты и подбирает, а затем показывает те карточки, которые ему нужны. Остальные игроки не сразу, но замечают это и делают ему замечания. Не надо подсматривать, так нечестно. Они чувствуют несправедливость в поведении ведущего. Как правило, после таких замечаний ребенок-воспитатель перестает нарушать принцип справедливости в совместной игре.
Дети седьмого года жизни способны понять и оценить соответствие своих действий правилам игры, а также их адекватность нормам взаимодействия между детьми. Поэтому они чаще всего регулируют свое поведение в соответствии с правилами, поскольку заинтересованы в совместной деятельности.
Дети начинают понимать преимущество роли ведущего, имеющего право на особую активность. Он получает преимущество первым выбрать партнера для себя. Дети проявляют интерес к его выбору. Им доступны правила равномерного распределения роли ведущего, его назначения: по очереди, на основе жребия, считалки. Вначале в роли ведущего выступает воспитатель, который и вводит эти средства. Затем эта роль передается одному из играющих. По мере овладения детьми игровыми умениями воспитатель может выступать в качестве наблюдателя за игрой детей.
Заданный в игре результат в форме выигрыша стимулирует продолжение игры и определяет ее цикличность. Ее возобновление позволяет каждому добиться успеха, реализовать потребность в выигрыше.
Представления о критериях выигрыша помогают детям понять смысл игры с правилами и осознать ее содержание. Установка на выигрыш привлекает внимание детей к способам распределения функций играющих.
Цикличность игры открывает для всех ее участников возможность проявить себя и достичь успеха в следующем цикле игры. Заинтересованность ребенка в достижении индивидуального результата в совместной деятельности позволяет ему осознать себя равным среди сверстников.
Для разворачивания игры как совместной деятельности необходимо овладение детьми правилами выигрыша, которые позволяют определить и оценить выигравших. Для детей важно, чтобы результат — выигрыш был явным — предметно-представленным.
Установка на выигрыш повышает интерес детей к содержанию игры, активизирует их интеллектуальную деятельность. Важно, что оценка результатов игровых действий материально-наглядно представлена. Дети могут самостоятельно оценить и сравнить свой результат с результатом сверстников и более объективно оценить свои успехи. Оценка каждого игрового действия позволяет ребенку внимательно относиться к процессу игры и соотносить результаты каждого игрового действия с общим результатом и соответствие с игровой задачей.
Воспитателю следует обратить особое внимание на критерии выигрыша как цель и момент завершения игры и на определитель ее цикличности. Цикл игры завершается определением выигравших. Цикличность, возобновление игры открывают возможность проигравшим выиграть. При переходе от одного цикла к другому, как правило, перераспределяются функции между играющими. Могут быть введены новые правила перехода от одного цикла к другому. Например, тот, кто победил в предшествующем цикле, получает право на первый ход в следующем.
Критерии выигрыша как оценку полученного результата детям лучше раскрыть в процессе несложной игры с развивающими материалами, например, в игре, где общее игровое задание дифференцируется в индивидуальное и каждый ребенок выполняет его самостоятельно. Так, в игре «Разложи по порядку» каждый ребенок берет набор из пяти картинок, на которых изображено, в какой последовательности художник нарисовал предмет. У каждого ребенка свой набор картонок, и он должен самостоятельно определить их последовательность. Игру организует воспитатель, который объясняет детям содержание игрового задания, а также критерий выигрыша: за каждую правильно расположенную в ряду картинку ребенок получит фишку. Выиграет тот, кто наберет больше фишек.
В процессе игр с правилами, при переходе от одного цикла к другому, выигравшие дети часто спрашивают, можно ли выйти из игры. Некоторые воспринимают первый выигрыш как сигнал к выходу из игры. Воспитателю следует напоминать, что игра — это деятельность по выбору: хочешь — играешь, не хочешь — не играешь.
Дети старшего дошкольного возраста могут с помощью правила строить справедливые и равноправные взаимодействия в игре всех ее участников. Они применяют это правило и при определении начинающего следующий цикл игры: «Пусть Саша, он еще не начинал игру, а Даша всегда начинает».
Дети этого возраста очень чувствительны к такому регулятору взаимодействий, как справедливость. Если кто-то из игроков нарушает этот принцип, реакция детей очень эмоциональна. Нарушивший вынужден подчиниться требованиям детей, даже если ему этого делать очень не хочется. Это наблюдается даже в том случае, когда ребенок понимает, что, нарушая принцип справедливости, он мог бы быстрее достичь результата — выиграть.
Освоение правил начинается с выбора того, кто начнет игру, а также с порядка вступления в нее других играющих. Эти правила лучше раскрывать в процессе игры типа домино, предполагающей участие в ней как минимум двоих играющих. Ее познавательное содержание должно быть знакомо детям. Взрослому необходимо предложить разные способы определения функциональных мест каждого играющего: договор, жребий, считалка и др. Воспитатель, выступающий в роли организатора, должен вместе с детьми обсудить, каким из этих способов они будут определять, кто начнет игру. Следует заметить, что современные дети, как правило, стремятся занять лидирующую позицию в игре и не склонны уступать ее товарищу. Воспитателю приходится прилагать максимум усилий, чтобы дети были заинтересованы в соблюдении правил. Это возможно только лишь в случае, если они поймут: без правил игра невозможна. Показать это лучше в ходе знакомой игры, например «Домино фигур» (взрослый и двое детей). Игра начинается с выбора первого игрока. Воспитатель говорит детям, что в эту игру можно играть втроем. Двое детей усаживаются вокруг стола, на котором расположен игровой материал, остальные чаще всего наблюдают за процессом игры. Воспитатель сообщает, что вначале надо договориться, по сколько плашек взять каждому участнику, отсчитать их и положить перед собой в ряд изображением вверх. Остальные плашки кладутся на середину стола изображением вниз — это запас. После того когда дети сделают это, сообщить им следующее правило: договориться, кто начнет игру. Это можно сделать с помощью считалки или жребия. Предлагает выбрать один из способов. Дети чаще всего выбирают считалку, например, «Раз, два, три, четыре, пять — вышел зайчик погулять...», в конце которой есть два варианта: зайчик убегает, в зайчика стреляют. Дети с помощью воспитателя выбирают первый вариант. Можно предложить и другие считалки. Затем надо определить способ включения в игру других детей: по кругу, справа налево или слева направо. В процессе игры, когда у очередного играющего нет подходящей плашки, объяснить правило использования плашек из запаса: брать плашки до тех пор, пока не найдется подходящей. Если подходящей нет, и запас закончился, играющий пропускает ход.
Процесс можно построить и по-другому. Например, воспитатель показывает эту же игру «Домино фигур» детям и спрашивает, умеют ли они в нее играть. Найдутся дети, которые узнают игру и скажут, что умеют. Воспитатель, беря на себя роль «неумехи», просит их объяснить ее содержание — он «забыл», как в нее играть. Кто-то из детей согласится это сделать, как правило, следующим образом: берет в руки игровой материал и со словами «вот так надо», кладет на стол одну плашку, а к ней подбирает другую, т.е. показывает процесс игры. Воспитатель может спросить: «Ты один будешь играть? А мне что делать?» Как правило, дети предлагают воспитателю взять плашки и тоже их прикладывать. Воспитатель как бы вспоминает, что вначале надо распределить плашки между играющими и договориться по сколько их взять. Далее процесс игры может происходить так же, как и в первом варианте. Но по ходу ее воспитатель выступает в роли равноправного ее участника: ошибается, нарушает правила. Дети в этих случаях с радостью обращают внимание на ошибочные действия взрослого и подсказывают правила игры.
Дети догадываются, что воспитатель ошибается понарошку, но с удовольствием принимают эту ситуацию. Партнерские равноправные взаимодействия воспитателя с детьми в процессе игры ничуть не уменьшают его авторитет, а наоборот, повышают его через доверительные отношения.
Следует заметить, что уже при определении начинающего игру, проявляются индивидуальные особенности детей и сложившиеся взаимоотношения между ними. Все дети, изъявившие желание играть в игру с правилами, проявляют желание ее начать. Они знают правила: нужно уступать другому, мальчики должны уступать девочкам, но очень редко следуют им в процессе игры, а если и вспоминают, то говорят о них другому ребенку, поэтому договориться самим детям очень трудно. Даже в том случае, когда в игре объединяются два игрока с участием взрослого, который отказывается от роли начинающего игру, дети не следуют его примеру. Договориться, уступить друг другу дети могут только в том случае, если между ними сложились дружеские отношения или когда один всегда уступает другому. Самый острый конфликт возникает между детьми-лидерами: они никогда не уступают друг другу. Возникший в такой ситуации конфликт между детьми необходимо нивелировать. Например, Наташа (6 лет 9 мес.) и Лиза (6 лет 11 мес.) очень агрессивно отстаивали свою лидерскую позицию в игре. Воспитатель обратился к ним со словами: «Есть и такое правило — умный всегда уступает». После чего обе девочки стали уступать друг другу и отказываться начинать игру. Пришлось это сделать взрослому. Чем больше детей объединяется в игру, тем сложнее им договориться. Однажды воспитатель, наблюдая за тем, как четверо детей бурно спорят о том, кто начнет игру, заметила: «Вы так долго договариваетесь, что не останется времени для игры!» Дети с помощью взрослого выбрали начинающего игру.
Более простой способ решения этой задачи — считалка или жребий. Как правило, дети не спорят. Они способны воспринимать неопределенную ситуацию (на удачу). Однако и в этом случае некоторые дети находят способ использовать ее в своих целях. Так, Маша (6 лет 10 мес.) с согласия других детей определяла начинающего игру с помощью считалки, но произносила ее тихо и выбрала себя. Наташа не согласилась с этим: «Ты неправильно считала, надо громко». Другие дети поддержали ее. Маша снова вслух произнесла считалку, и роль ведущего досталась Степе (6 лет 6 мес.). Девочка отнеслась к этому спокойно. Другие дети не упрекали ее в неблаговидном поступке, а спокойно начали играть.
После того когда дети поняли и приняли общий способ взаимодействия при выполнении общего задания, можно повторно организовать эту игру и включить в нее правило выигрыша: выиграет та пара детей, которая первой построила дорогу, проявив при этом доброжелательные взаимодействия. В этом случае детям приходится ориентироваться не только на результат своих действий, но и на результаты, полученные другими парами детей. Таким образом, повышается интерес детей к действиям друг друга, от которых зависит выигрыш, т.е. усиливаются взаимоконтроль и оценка как результатов каждого действия, так и общего результата игры. В такой ситуации могут возникать разные типы взаимодействий и взаимоотношений. При доброжелательных отношениях возникает взаимопонимание, и дети помогают друг другу. Между детьми могут возникать и недоброжелательные отношения. В этом случае появляется отрицательная оценка действий партнера и пренебрежение к нему. Чтобы избежать взаимодействия, отрицательно влияющего на личностное развитие обоих партнеров, в игру лучше объединять детей, между которыми уже сложились доброжелательные отношения.
Без включения критериев выигрыша характер взаимодействия детей чаще всего основан на взаимопонимании, особенно если между ними уже сложились хорошие отношения. Если дети, объединенные в пары, равнодушны друг к другу или между ними сложились недоброжелательные взаимоотношения, более активные и самостоятельные из них, как правило, отстраняют партнера от выполнения игрового задания. Если партнер отказывается от роли пассивного наблюдателя, между детьми возникает конфликт, стимулирующий отрицательные оценки деятельности друг друга. Этот процесс усиливается при введении в игру критерия выигрыша. Такие взаимодействия отрицательно влияют на личностное и познавательное развитие обоих партнеров.
Характер взаимодействий определяется не только уровнем познавательного, но и волевого развития детей. Более настойчивый, но менее компетентный ребенок может отстранить от игры более знающего, но менее самоуверенного. Во всех ситуациях игрового взаимодействия необходимо влияние взрослого для того, чтобы каждый ребенок овладевал опытом общения, положительно влияющего на его познавательное и личностное развитие. Воспитателю необходимо убеждать детей в том, что выигрыш зависит от согласованности действий и участия в выполнении игровых заданий обоих партнеров. Для этого на примерах конкретных взаимодействий детей нужно показать, что выигрыш определяется равноправными и доброжелательными отношениями партнеров. Это можно сделать с помощью введения правила, отделяющего оценку результата игры от оценки взаимодействий детей в ней. Например, за полученный результат игры дети получают одну фишку, а за доброжелательные взаимодействия — две. Это помогает детям понять ценность не только адекватного задаче результата игры, но и характера взаимодействия в ней. Мы не выступаем сторонниками словесных оценок взаимоотношений детей. Правила взаимодействий старшие дошкольники знают, но им еще трудно руководствоваться ими в жизненных ситуациях, в том числе в игре. Задача воспитателя заключается в том, чтобы показать детям: доброжелательные отношения в процессе игры отвечают интересам каждого: удовольствие от полученного результата.
В игре парами создаются условия, когда детям легче понять, что конечный результат зависит от успешности игровых действий каждого. Между ними возникает реальное взаимодействие, поскольку результат действий каждого определяется действием участников игры.
В процессе игры дети совершенствуют свой опыт совместной деятельности, в которой формируется взаимопонимание. Это невозможно без восприятия возникающих в игре ситуаций, в том числе конфликтных, и их, хотя бы элементарного, анализа.
После того когда дети научились понимать смысл основных правил игры типа домино, в том числе правил выигрыша: выигрывает тот, у кого не осталось ни одной плашки, можно дать поиграть в классическое домино с 28 плашками. Покажем это на примере игры «Домино животных». Вначале надо предложить детям догадаться, как играть в эту игру. Далее воспитателю можно выступить в роли «неумехи»: «Я тоже еще до конца не понимаю, как в нее играть. Давайте вместе вспомним». Такая роль взрослого стимулирует развитие у детей понимания и осознания своей деятельности: как ее результата, так и способов его достижения. Вместе с детьми воспитатель вспоминает правила, устанавливающие исходные позиции играющих: договориться, по сколько плашек взять, кто начнет игру и правило вступления в игру других игроков. Договорились, например, взять по пять плашек. Остается запас. Спросить у детей: «Что делать с этими плашками?» Обязательно найдутся дети, знающие, как играть в домино и с помощью воспитателя определят правила использования плашек из запаса: они кладутся изображением вниз посередине стола. Если у игрока нет необходимой ему плашки, он берет по одной из запаса до тех пор, пока не найдет нужную. Если все плашки из запаса разобраны, игрок, у которой нет подходящей плашки, пропускает ход.
Некоторые дети по ходу игры не следят за количеством своих плашек и часто ориентируются только на один конец дорожки, пропускают ход даже в том случае, когда у них есть подходящая плашка. Дети, как правило, подсказывают ребенку, что у него есть такая плашка.
В процессе игры могут возникать ситуации, когда в конце ее у всех игроков остаются плашки. В этом случае следует вместе с детьми обсудить, кого считать выигравшим: того, у кого плашек осталось меньше. Можно обсудить с детьми: всегда ли нужно брать плашки из запаса? Может, лучше пропустить ход? Особенно, если у игрока уже есть много плашек. Как правило, большинство детей не понимают, почему надо нарушать правило использования плашек из запаса.
На седьмом году жизни дети начинают понимать зависимость выигрыша от количества плашек игрока: надо стараться, чтобы их было меньше. Хотя объяснить эту зависимость они еще не могут, но схватывают ее интуитивно. Эти дети стремятся быстрее выложить свои плашки и иногда используют для этого нерасторопность партнеров: кладут свою плашку вне очереди. Правда, остальные дети остро на это реагируют и не позволяют нарушить правило очередности: «Ты куда? Не твоя очередь! Теперь ходит Саша, чего ты сидишь?» После этого кто-нибудь из детей обязательно принесет из дома настоящее домино для взрослых. Они могут объяснить, как в него играть. Находятся дети, которые сообщат дополнительные правила. Например, Даша сказала, что начинает игру тот, у кого есть плашка с одинаковым количеством точек на обеих частях: она называется «корова». А на вопрос воспитателя, как она узнала это, ответила: «Я летом на даче с бабушкой играла в такую игру. Она меня научила».
Дошкольники только на седьмом году жизни осознают выигрыш или проигрыш как личный успех или неудачу. В ходе игры они увлечены самим процессом: подсказывают, помогают друг другу следовать правилам игры и не понимают, что ошибочные действия партнера могут быть использованы для своего выигрыша. Постепенно дети начинают понимать не только правила игры, но и осознавать личностный смысл игровых действий, направленных на достижение выигрыша. Например, Алеша (7 лет 1 мес.) с неохотой соглашается научить Машу (6 лет 10 мес.) играть во взрослое домино. В ходе игры Маша проиграла и отнеслась к этому спокойно, заявив: «Я проиграла. Я же плохо играю, а он хорошо». На вопрос воспитателя: «А он учил тебя играть?» ответила: «Нет. Мы же играли».
Следует заметить, что в условиях даже парной игры дети этого возраста редко соглашаются на роль обучающего. Они стремятся выиграть. Мы учитывали этот факт и не настаивали на такой роли детей в игре. Процесс взаимообучения возникает в играх парами в том случае, когда выигрыш определяется успешными действиями каждого игрока. Дети шестого года жизни еще с трудом воспринимают выигрыш как общий результат игры. На вопрос: «Кто выиграл?» они часто отвечают: «Я!» На седьмом году жизни выигрыш как достижение обоих детей воспринимается лучше, когда между ними установились личностные дружеские связи. Конечно, в играх парами происходят взаимный обмен и обогащение игровым опытом через взаимодействие и наблюдение за игрой друг друга.
Развитие дидактической игры как совместной деятельности связано с овладением детьми общей схемы взаимодействия, направленности действия одного ребенка на другого и ожидание его ответного действия. На этой основе у детей постепенно развивается способность к децентрации: умению понять точку зрения другого, стать на его место. Развитие этой способности связано с практикой совместной деятельности в обществе равноправных.
Старшие дошкольники достаточно легко овладевают правилами дидактических игр, определяющих последовательность действий одного или нескольких играющих, и обеспечивают функциональные взаимосвязи всех ее участников. Содержание игровых действий может быть разного уровня сложности, требующее разного уровня познавательного и личностного развития детей. Это позволяет дифференцировать задачи развития в соответствии с индивидуальными компетенциями детей в одной игре и ее вариантах.
Дети этого возраста с трудом следуют в играх правилу, требующему словесного обозначения своего игрового действия. И в самостоятельных играх, как правило, они его не выполняют. Поэтому необходимо участие в таких играх взрослого либо в роли ведущего, либо в роли равноправного партнера. Если дети соглашаются играть с ним, они будут следовать всем правилам.
Особое значение в развитии игровой деятельности старших дошкольников имеет речь взрослого: сообщение, объяснение, совет, предложение, поощрение, поддержка, речь — фон, которая прямо не относится к отдельному ребенку, также влияет на развитие детей. Фактор коммуникации придает познавательной деятельности ребенка в игре личностный смысл.
В играх старших дошкольников могут возникать конфликтные ситуации. Конфликты, как столкновение противоположных интересов в совместной игре, разногласие, спор стимулируют процесс осознания детьми своей деятельности, а также роли в ней взаимодействий с другими детьми. Функция воспитателя заключается в том, чтобы эти конфликты были конструктивными и переходили в сотрудничество. Деструктивные конфликты возникают в случаях, когда один из участников игры прибегает к способам физического или психологического давления на партнера вплоть до унижения его в глазах других детей. У некоторых это вызывает сопротивление вплоть до агрессии и сопровождается взаимными оскорблениями. В этих ситуациях, как правило, разрешить возникший конфликт дети самостоятельно не могут. Они обращаются за помощью к воспитателю. Искусство воспитателя проявляется в том, как он находит способы разрешения конфликтов без унижения достоинства его участников. Ведь каждый из детей имеет право открыто отстаивать свои интересы. Бывают конфликты, когда спорщики не выходят за рамки деловых отношений и самостоятельно разрешают их (договариваются). В этом случае спор переходит в процесс поиска решения возникающих задач, т.е. в элементарное сотрудничество. Разногласия могут быть отрегулированы и через взаимные уступки: «Хорошо, ты начинай, а потом я буду». В этом случае вмешательство воспитателя излишне, он должен поощрять самостоятельное решение возникающих конфликтов. В ситуациях совместной игры таким образом создаются благоприятные условия для социального развития детей.
Уже в старшем дошкольном возрасте наблюдаются факты, когда некоторые дети избегают конфликтных ситуаций. Они либо спокойно выходят из игры, либо всегда уступают и не настаивают на своем. Часть из них проявляет при этом стремление к сглаживанию конфликтов, иногда поступаясь своими интересами. Некоторые дети действуют по принципу «моя хата с краю», уходят от конфликтов, оставаясь при своем мнении, и не принимают, не учитывают точку зрения другого. У таких детей чаще всего высокий уровень самооценки и познавательного развития.
Развивающее взаимодействие детей в процессе игры определяется их индивидуальными особенностями. Следует помнить, что открытые отношения: взаимопринятие, взаимопонимание, доверительность или недоверие, подозрительность, эгоизм, зависть, хитрость, возникающие в совместной игре, еще не осознаются ребенком как способ достижения своих целей, они еще только на эмоциональном уровне управляют их поведением. При разрешении возникающих споров необходимо помнить, что поведение, основанное на отношениях равенства и справедливости, доступно детям дошкольного возраста. Они еще не способны использовать взрослые способы достижения своих целей: обман и разные формы шантажа. Поэтому не нужно оценивать поступки детей с точки зрения взрослого. А нужно, опираясь на отношения детей в игре, построенные на принципах равенства и справедливости, способствовать возникновению общения и взаимодействия, благоприятно влияющих на социальное и интеллектуальное развитие.
Игры типа лото и домино имеют общий признак: они построены на основе принципа парности — подбор двух объектов на основе общего критерия. Принципиально от них отличаются маршрутные игры, которые имеют свою специфику как по содержанию и задачам, так и по способам их реализации. Они доступны детям старшего дошкольного возраста. Однако для овладения правилами маршрутных игр и использования их в качестве средства развития необходимы определенные условия. Уже пятилетние дети понимают правило, устанавливающее исходные позиции играющих с помощью кубика с изображением разного количества точек, определяющих количество ходов, которое может сделать игрок по маршруту. Дети достаточно легко овладевают этим правилом и следуют ему при достижении результатов игры, ориентируясь на выигрыш: выигрывает тот, кто первым приходит к конечной точке своего маршрута. Процесс взаимодействия детей в маршрутных играх в основном строится с помощью тех же правил, что и в играх типа лото и домино: очередность участия, справедливость и доброжелательность при взаимодействии.
Знакомить детей с общими правилами маршрутных игр следует после того, когда они научатся использовать планы-схемы для ориентировки в пространстве на занятиях по ознакомлению с окружающим. Вначале с детьми можно организовать игру «Где спрятался мишка?», в ходе которой они будут использовать эти умения в новых условиях. После этого дети легко овладевают правилами маршрутных игр. Они будут руководствоваться правилами распределения функции игроков перед началом игры, которые они усвоили в лото и домино: выбор начинающего игру, включение в нее всех игроков.
Как при организации игр типа лото и домино, маршрутные игры организуются на основе тех же правил, связанных с познавательным развитием, а также правил взаимодействия в них. Основное познавательное содержание маршрутных игр заключается в развитии пространственных ориентировок. Кроме этого, их можно широко использовать для социального развития детей. С этой целью можно ввести в маршрутные игры, кроме критерия выигрыша, нравственный критерий: выигрывает тот, кто больше, например, пригласит гостей. Таким образом, взаимодействия детей строятся на основе двойного правила.
Дети с удовольствием принимают это правило и сосредотачивают на нем в процессе игры основное внимание. После этого в свободной деятельности они могут играть в маршрутные игры самостоятельно.
Овладение детьми общими способами достижения игрового результата позволяет им самостоятельно находить способы решения частных игровых задач. В центре внимания ребенка находится не только результат игры, но и способ его достижения, что имеет решающее значение в интеллектуальном развитии детей.
Становление самостоятельной игры
Самостоятельная игра старших дошкольников — подлинная социальная жизненная практика детей. В самостоятельных играх между детьми этого возраста устанавливаются не только игровые, но и реальные взаимоотношения, которые во многом определяют характер взаимодействий друг с другом.
Усвоив общие правила игр, старшие дошкольники могут разворачивать самостоятельные игры. Они легко понимают содержание новых игр: лото, домино, маршрутных. Развитие самостоятельных игр с правилами связано с овладением не только правилами типов игр, но и нормами справедливого определения функций каждого игрока. У детей в процессе игры должна возникать установка на выигрыш.
В самостоятельных дидактических играх с правилами создаются благоприятные условия для осознания детьми как процесса игры, так и ее результатов. На этой основе развивается способность осуществлять взаимо- и самоконтроль за игровыми действиями, соответствующими их конечному результату.
Создаются благоприятные условия для реализации стремления старших дошкольников к успеху — достижению результата. В игре дети могут вступать в состязательные отношения, в которых им необходимо сравнивать результаты своих игровых действий с результатами действий других игроков. Сравнительный анализ процесса совместной игры и ее результатов осуществляется с помощью доступных ребенку критериев выигрыша.
Для возникновения самостоятельной совместной игры дети должны уметь выбрать себе партнеров и настроиться на взаимодействие с ними. Этому процессу способствует спокойная окружающая среда, стимулирующая доброжелательные взаимоотношения друг с другом.
Покажем процесс становления самостоятельных дидактических игр у детей седьмого года жизни в условиях свободного выбора деятельности.
Ксюша, Даша и Таня занялись рисованием. Мальчики и некоторые девочки подошли к игровым материалам. Артем взял пазл «Дома», из которого можно было сложить шесть трехэтажных домов. В игровой материал входили также крыши с изображением объектов, ориентируясь на которые можно было подобрать части дома.
В игру включились Ваня, Игорь, Дима. Они выбрали по одной крыше и начали подбирать для дома пазлы. В самом начале сборки возникли трудности. Детям трудно было выбрать из множества частей необходимые пазлы для их дома. Дима ушел. Наблюдая за деятельностью детей, воспитатель поняла, что они теряют интерес к игре. Подошла к мальчикам и попросила показать ей, как играть. Артем объяснил игровое задание: «Взять крышу дома и собрать дом из частей. Посмотрите вот сюда (показывает на изображение на крыше) и соберите такие части». Воспитатель указала на то, что это сложная игра и предложила вначале отобрать, ориентируясь на крышу, все пазлы для стены своего дома, а затем уже собрать его. Дети согласились. Воспитатель включилась в игру как равноправный ее участник. Артем первый сложил дом и с гордостью об этом заявил. Воспитатель предложила ему сложить еще один дом. В это время за Артемом пришла мама. Мальчик попросил ее подождать, пока он сделает еще один дом. Быстро сложил его и спросил, можно ли ему принести из дома новую игру. Ваня и Игорь сложили по два дома быстрее взрослого и предложили ему свою помощь. Все дома были собраны.
Как видим, включение в деятельность детей взрослого, предложившего способ упрощения выполнения игрового задания, позволило игре состояться.
Старшие дошкольники могут самостоятельно развернуть новые игры типа домино, лото с незначительной помощью взрослого. Покажем этот процесс на примере игры «Арбуз — барабан», познавательная задача которой заключается в развитии у детей умения правильно произносить звуки и находить соответствующие им буквы.
Воспитатель показывает детям новую игру «Арбуз — барабан» и спрашивает, умеют ли они в нее играть. После того когда дети дали утвердительный ответ, воспитатель попросила научить ее играть в эту игру.
Тимоша и Даша согласились научить взрослого играть. Подошедшие Ваня и Саша сказали, что они тоже не умеют играть в эту игру. Воспитатель предложила вместе с ними разобраться, как в нее играть. Другие дети тут же подошли и начали наблюдать. Очень заинтересовался игрой недавно пришедший в детский сад Дима. Тимоша начал объяснять правила игры: «Надо по буквам смотреть. Вот собака — ее надо сюда положить (кладет карточку с изображением собаки на большую карту)». В объяснение включается Саша: «Надо, что нарисовано здесь смотреть. Если жираф, то такую же карточку надо найти и накрыть». Дети сказали, что они поняли, как надо играть: «Понятно, давайте играть», — заявила Саша. Воспитатель спросила: «А кто выиграет?» Саша сказала, что не знает, а Дима заявил: «Я». Остальные дети тоже говорили, что выиграют они. Игорь предположил: «Может быть, кто первым разложит свои картинки?»
Как видим, дети вспомнили общее правило построения содержания игры типа лото, но не сразу вспомнили критерий выигрыша. Воспитатель уточнила его: «Выиграет тот, у кого не останется ни одной карточки». Саша спросила: «Как мы поделим картинки?» Дима предложил: «Мы поделим их поровну». Спор возник по поводу того, кто будет делить картинки, все хотели это делать. Договорились, что поделит их Саша. Все дети с азартом включились в этот процесс, внимательно контролируя количество картинок друг у друга, и вслух высказывали свое мнение: «Игорь, ты уже две картинки взял. Это мне. А теперь моя очередь. У меня одна» (Дима). «У меня уже пять» (Даша). «А у меня четыре» (Тимоша). «Ого! У меня уже шесть» (Игорь).
Воспитатель подтвердила, что маленьких карточек у всех должно быть по шесть. Предложила разложить карточки перед собой в ряд лицевой стороной вниз. Не дослушав до конца предложение взрослого, все кинулись закрывать картинки на большой карте. Тимоша первым правильно выложил все свои картинки и заявил: «Я выиграл!» Остальные дети продолжали играть и самостоятельно определять, кто выиграл вторым и т.д.
Дети вспомнили общее правило лото и руководствовались им в процессе новой игры. Однако не весь развивающий эффект игры был использован. Дети проявили умение различать буквы и выделять соответствующий им звук, четко выделяя первый звук, с которого начинались названия изображенных объектов. Однако не называли соответствующую звуку букву. Воспитатель ввел в игру дополнительное правило и объяснил его детям: «Надо не только выбрать картинку, на которой изображен тот объект, название которого начинается с соответствующего букве звука, но и назвать ее. Например, если мы возьмем вот эту карточку (шкаф). С какого звука начинается название этого предмета?» Дети называют первый звук [ш], произносят названия звука и находят место этой карточки на большой карте, а затем называют соответствующую ему букву. Воспитатель добавляет: «А чтобы было слышно каждого, надо подчеркнуто выделить первый звук и произнести его протяжно, а затем положить свою карточку на место и назвать букву».
После этого дети договорились, что начинать игру будет Тимоша. Воспитатель напоминает, что каждый играющий может положить за один ход только одну карточку.
В процессе игры каждый ребенок старался быстрее выложить все свои карточки, иногда нарушая правила очередности. Однако они внимательно слушали и исправляли друг друга и не позволяли нарушать введенное взрослым правило. Дима очень стремился выиграть и чаще всех нарушал правило очередности. Игорь напоминал ему: «А ты не спеши. Надо только одну, а ты? Нужно [ж-ж-ж]». Дети вслух выражали свою радость, когда приближались к выигрышу. «О! У меня уже три осталось» (Игорь). Если кто-то неправильно выкладывал карточку (не ту) или произносил звук (не тот), дети сразу же замечали ошибки и помогали их исправить: «Нет не ту! Вот же она» (подсказывает Даша Диме). Однако чтобы выиграть, некоторые дети спешили выложить свою карточку, не произнеся соответствующего звука.
Воспитателю пришлось ввести еще одно дополнительное правило. Она обратилась к детям: «Давайте сделаем так: если кто-то положил карточку и не назвал звука и буквы, воспитатель возвращает ее назад. Согласны?» Дети согласились. После этого они исправляли произношения не только твердых, но и мягких звуков.
Но как только воспитатель отходила от играющих, они нарушали это правило — спешили побыстрее избавиться от своих маленьких карточек, т.е. выиграть.
К сожалению, приходится констатировать, что и старшим дошкольникам трудно придерживаться правил, предполагающих наличие самоконтроля за своими умениями, выраженными в речевой форме. Фактически дети ориентируются на правило, позволяющее им получить наглядно выраженный результат — разложить все свои маленькие карточки на большую карту.
Обеспечить обучающий эффект игры в развитии речевых умений можно только при участии в ней взрослого или когда его роль выполняет авторитетный ребенок.
Если дети выделяли и понимали познавательную задачу игры, а также способы (правила) ее решения, отдельные из них забывали, например, правила взаимодействия (очередность участия). Приходилось включаться в игру взрослому и напоминать отдельным детям это правило. В процессе игры дети внимательно наблюдали друг за другом и в целом самостоятельно исправляли допущенные ошибки, связанные с тем, что каждый хотел побыстрее выложить все свои картинки.
Наблюдение за играми позволяет сделать предположение о том, что дети больше радуются выигрышу товарищей, пользующихся у них большим авторитетом, и меньше достижениям тех, кто не очень «уважаем» в группе, часто, например, их обижает. В этом возрасте дети в своем отношении к сверстникам учитывают отношение к нему воспитателей.
Взрослым необходимо помнить, что какие бы познавательные задачи ни решались в процессе игры, в них всегда проявляются и реализуются отношения детей друг к другу. Важно только, чтобы процесс решения образовательно-воспитательных задач не разрушал игру детей и не превращал ее в процесс прямого обучения и воспитания.
Старшие дошкольники любят самостоятельно играть в знакомые им игры. Дети седьмого года жизни проявляют особый интерес к играм, в которых отражаются социальные взаимодействия людей.
Покажем это на примере игры «Пригласи гостей», в которой детям необходимо ориентироваться одновременно на два правила.
После сна Даша, Таня, Саша, увидев на столе коробку с игрой, договорились вместе играть. К ним присоединилась Ксения. Девочки узнали игру. Воспитатель спросил, помнят ли они, как в нее играть? Даша сказала, что помнит, взяла пакет с куколками и начала объяснять: «Взять куколку (вынимает из пакета) и поставить у дома (кладет у своего дома)». Таня обращается к Даше: «А нам куколки?» Даша вынимает по одной куколке и раздает их девочкам. Каждая из девочек берет куколки одного цвета и раскладывает их возле своего дома. Саша делает замечание Даше о том, что она сразу не отдает все куколки одного цвета. Однако Даша продолжает раздавать куколки по одной. Воспитатель объяснила, что так Даша быстрее раздаст куколок, и девочки успокоились. Даша начала показывать и рассказывать правила: «Надо повернуть стрелку. Не смотреть (показывает), — берет куколку. — Ставить на финиш и сделать вот столько шагов». Начинает игру. Воспитатель спрашивает: «А вы договорились, кто начнет игру?» Все девочки изъявили желание начать игру, потом решили, чтобы Даша ее продолжала. В это время Таня сказала: «О, я поняла! А это зачем?» — показывает на цветные кружки. Никто из играющих не помнил второго правила: если куколка останавливается на кружке другого цвета, то приглашает к себе в гости куколку этого же цвета. Саша вспомнила это правило и рассказала его детям. Включилась в разговор Ксюша: «А сюда нельзя ходить?» (указывает на обратный путь). Даша подтвердила, что нельзя.
Дети сами определили очередность участия в игре (по кругу справа налево) и начали играть. Во время игры Саша спросила: «А куда надо прийти?» Даша показала на конец дороги: на тот кружок, от которого началось движение куколки. Таня привела куколку на кружок, на котором находилась другая куколка, и спросила: «А теперь как?» Даша подсказала: «Ее надо обойти». Далее Таня обрадованно сказала: «Ой! Вот эту куколку (показывает на куколку у дома Даши) я в гости приглашаю. Да? А у меня уже есть гость (кладет куколку у своего дома)». Дети начали обсуждать, каких гостей приглашать. Даша заметила: «Я уже говорила. Давайте играть». Дети продолжают играть, сопровождая процесс игры разговорами, иногда не относящимися к игре. Но нарушения правил другими детьми замечают и координируют действия друг друга. Так, когда Ксюша передвигает свою куколку не в том направлении, Таня ей говорит: «Ты куда! Надо стрелку смотреть. Видишь куда (показывает)». После чего Ксюша изменила движения своей куколки.
В процессе игры все дети допускали ошибку: считали точку, с которой начинала движение куколка, как первый отрезок. Пришлось вмешиваться воспитателю и объяснять, что надо считать первый отрезок дороги. В это время Таня обрадованно заявила: «Я знаю как! Вот сюда, сюда и сюда (показывает)».
По ходу игры девочки обращались к взрослому с просьбой подтвердить правильность их действий. Они ждали положительной оценки, спрашивали: «Теперь я правильно иду? Этого гостя мне пригласить? А куда мне надо прийти? А ко мне гости не приходят! Они совсем не придут?» и др. Возник спор между Таней и Дашей по поводу того, что Танина куколка остановилась на цветном кружке, а соответствующей цвету дома куклы нет. Таня хотела забрать куколку, которая шла по дороге. Конфликтную ситуацию разрешили самостоятельно. Тане очень нравился процесс игры, связанный с приглашением гостей. Она все время концентрировала на этом свое внимание: «Ой! Это я пригласила! Ха-ха-ха! Ой! Ко мне больше не идут гости! Ой! Она попала на мой цвет» и др. Дети все время пересчитывали своих гостей и хвастались тем, что у них их много. Сравнивали их количество и выясняли, у кого их больше. Только Ксюша играла молча и проявляла равнодушное отношение к выигрышу. По характеру очень спокойная, Ксюша была далеко от дома и не стремилась приблизиться к нему. Она иногда пропускала свою очередь и отдавала ее другому ребенку. Другие дети ей напоминали: «Ксюша, твоя очередь, ходи». Даша, вернувшись к дому, заявила: «Я выиграла! Я первая пришла!» Дети продолжали играть. В это время Игорь, который наблюдал за игрой девочек, заявил: «А теперь кто второй выиграет?»
Дети считали отрезки дороги, которые им еще предстояло пройти. Воспитатель напомнила детям, что выиграет и тот, кто больше гостей пригласит. Дети определили, у кого больше гостей. Больше всех их оказалось у Тани. Но Саша напомнила, что Даша тоже выиграла, она раньше вернулась домой. Дети самостоятельно определяли, из какого дома еще можно пригласить гостей и жители какого дома ушли в гости.
В целом дети играли с удовольствием, но присутствие взрослого им было необходимо прежде всего для поддержки и оценки своих действий. Дети проявили умение налаживать взаимодействия, ориентируясь одновременно на два правила.
Дети не использовали возникающие по ходу игры ситуации в свою пользу. Когда Ксюша пропускала ход в игре, ее соседка Саша напомнила ей об этом. Хотя Даша, используя это, могла бы быстрее приблизиться к своему дому, т.е. выиграть. Ребенок этого возраста очевидно не понимает, что ошибка соседа может быть использована для собственного успеха.
Во время игры девочек мальчики Игорь, Глеб и Дима наблюдали за ее ходом. Когда девочки закончили играть, Глеб и Дима сразу приготовились играть в ту же игру. Игорь отошел после вопроса: «Буду ли я участвовать в игре?» Оставшиеся мальчики предложили взрослому поиграть с ними. В это время Игорь вернулся и включился в игру. Правила игры они знали, поскольку наблюдали за игрой девочек. Возник спор о том, кто начнет: Игорь или Глеб? Мальчики не хотели уступить друг другу. Но после замечания взрослого о том, что умный первым уступает, оба мальчика отказались начать игру. В конце концов договорились, что начинать будет Игорь. Играли молча, не нарушая правил. Когда желтая куколка Димы остановилась на желтом кружке, он заметил: «Ой! Сам к себе в гости пришел». Остальные игроки не обратили на это замечание внимания. В то же время мальчики внимательно наблюдали за игрой друг друга. Когда воспитатель понарошку нарушила правило — осуществила движение в противоположную сторону, Глеб заметил: «Вы не туда. Вы смотрите, куда стрелки показывают». Воспитатель поблагодарила за замечание, исправила ошибку. Дети очень радовались, когда стрелка указывала на цифру 5 или 6.
В процессе игры мальчики сопровождали свои действия фразами: «Ой! У меня желтые, синие, красные гости, три гостя — ого!» (Игорь). «Ой! Я красные забираю» (Дима). «А у меня один гость» (Глеб) и др. Дети заметили, что Дима подглядывает за движением стрелки, старается, чтобы она указала на цифру 6. Возникла конфликтная ситуация, которую дети не могли разрешить самостоятельно. Пришлось вмешаться воспитателю и объяснить Диме, что если он будет играть нечестно, не по правилам, его оштрафуют. Дима спросил: «Как это?» Воспитатель ответила: «Выигрыш не будет засчитан». Мальчик понял, что нечестная игра ему невыгодна и больше не нарушал правил. Когда Глеб первым вернулся к дому (выиграл), то спросил: «А мне оставаться?»
В процессе игры выяснилось, что дети забыли общее правило: если игрок первым выиграл, он выходит из игры и не участвует во втором цикле.
После напоминания об этом правиле Глеб заявил, обращаясь к Игорю: «Я буду болеть за тебя!»
За игрой мальчиков наблюдали дети. Они активно обсуждали, кто быстрее вернется к дому и кто больше пригласит гостей.
Следует заметить, что дети относятся к взрослому как к равноправному участнику игры, не обладающему никакими привилегиями. Однако когда по ходу игры возникают какие-либо проблемы, для их разрешения они обращаются к воспитателю. Кроме этого, девочки, в игре которых воспитатель не участвовала, чаще, чем мальчики, обращались к ней за поддержкой и оценкой их игровых действий. Может
В игре дети проявляют доброжелательное отношение друг к другу. Они контролируют действия партнера, однако не проявляют удовольствия от ошибок другого и радуются его выигрышу. Возникающие конфликтные ситуации дети разрешают с помощью правил, добровольно принятых ими и являющихся обязательными для всех участников.
Подтвердилось положительное влияние на развитие самостоятельных игр, овладение детьми общими правилами их определенного типа, в данном случае, маршрутных игр. На основе общих правил детям легче усваивать содержание игры.
Следует также заметить, что дети этого возраста с трудом могут объяснить правила действий, они чаще всего показывают, как придерживаться их в ходе игры. Кроме этого, они с трудом выслушивают объяснения сверстника и стараются быстрее перейти к процессу игры. Правда, дети и объяснения взрослого также не выслушивают до конца, а, поняв общее направление действий, приступают к их осуществлению. Мы обращаем внимание на данный факт в связи с тем, что умение слушать и слышать другого — необходимые условие развития способности вести диалог и воспитания терпимости, а также показатель готовности ребенка к школе.
На примере этой игры можно подтвердить: старшие дошкольники еще не понимают того, что ошибки партнера можно использовать в своих интересах. Дети могут нарушить правила игры, чтобы быстрее выиграть, но не используют нарушения правила товарищем в свою пользу. В то же время дети понимают, что правило обеспечивает равноправное участие в игре всех ее участников. Они радуются, если их партнер выиграл. Эти факты можно объяснить тем, что в условиях групповой игры у детей не возникает духа соперничества (конкурентности), который уже проявляется в парных играх. Однако дети очень «бдительны» к нарушителям правила очередности. Они всегда тут же наводят порядок: «Ты не так играешь, не честно так, не твоя очередь, очередь Димы».
Дошкольникам еще не доступны так называемые конкурентные отношения в совместной игре, когда в них участвует более двух детей. Скорее всего такие отношения не заложены в природе ребенка или это результат воспитания. Хотя каждый ребенок этого возраста, как правило, стремится к выигрышу и огорчается, если проигрывает. Может быть, ребенок стремится к самореализации, но ему еще недоступно понимание, что это можно сделать за счет другого.
Таким образом, в дидактической игре с правилами создаются условия для возникновения микромодели нормативного мира взрослых.
В процессе совместных развивающих игр возникают ситуации, требующие поиска способов решения как интеллектуальных задач, так и способов налаживания взаимодействий, на основе чего перестраивается игровая деятельность каждого ребенка.
Возникающие в игре взаимодействия и общения играют решающую роль в расширении области применения и перестройки опыта в соответствии с новыми задачами как входящими в структуру игры, так и возникающими в ее процессе.
Авторы: Давидчук А. Н., Селихова Л. Г.
Похожие статьи:
Нет комментариев. Ваш будет первым!