Опыт работы воспитателя по использованию блоков Дьенеша для развития логического мышления в детском саду
Использование блоков Дьенеша как универсальной модели для формирования логического мышления у дошкольников
В современной реальности информационных технологий, когда наиболее актуальной становится проблема развития человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логику мысли, умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления. Поэтому одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, особенно важным, на наш взгляд, является формирование логического мышления дошкольников. Блоки Дьенеша как нельзя более соответствуют развитию логического мышления детей дошкольного возраста, формируя способность ребенка рассуждать, «действовать в уме».
С другой стороны, одним из наиболее волнующих вопросов воспитания для педагогов остаётся проблема: как вызвать устойчивый познавательный интерес, как возбудить жажду к нелегкому процессу познания? И выход здесь, с нашей точки зрения – это необходимость сделать обучение занимательным. И опять развивающие игры с блоками Дьенеша, сохраняя элементы познавательного, учебного и игрового общения, помогают сделать процесс познания более интересным и используется нами как средство привлечения к обучению, средство активизации мышления детей, а также как средство, заставляющее ребенка увлеченно работать.
Анализ литературы по данной проблеме показал широкое использование блоков Дьенеша в математическом развитии детей 2-8 лет. Но как продемонстрировал наш опыт, возможности данного дидактического материала гораздо шире. Наша практика показала, что дидактический материал З.Дьенеша основан на методе замещения предмета символами и знаками, то есть, методе моделирования, и блоки Дьенеша рассматриваются нами как универсальная наглядная модель, ибо именно модели наиболее приемлемы для занятий с детьми-дошкольниками во многих видах деятельности.
Инновационная направленность педагогического опыта заключается в использовании технологии развивающего обучения Золтана Дьенеша для познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей дошкольного возраста посредством различных видов детской активности.
Степень новизны нашей работы представлена в разработке авторской системы работы по развитию логического мышления детей дошкольного возраста, в том числе авторского методического пособия «Система начальных развивающих игровых занятий с блоками Дьенеша для детей дошкольного возраста», авторской методики ознакомления с составом числа из двух меньших с помощью блоков Дьенеша, авторских игр, планов, конспектов непосредственно образовательной деятельности по формированию логического мышления посредством моделирования с блоками Дьенеша.
Общеизвестно, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. В развивающих играх З.Дьенеша в качестве моделей выступают как сами блоки, являющие эталонами цвета, формы и величины, так и кодовые карточки к ним. Примечательно, что блоки Дьенеша являются предметно-схематической моделью - здесь выделенные в объекте познания, существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей (логических блоков) и графических знаков (кодовых карточек, схем, таблиц).
Мы считаем, что логические блоки Дьенеша удовлетворяют всем требования, предъявляемым к моделям, а именно
1. способны чётко отражать основные свойства и отношения объекта познания;
2. являются простыми для восприятия и доступными для создания и действий с ними;
3. могут ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с их помощью;
4. помогают облегчать процесс познания.
Цель нашей работы: развитие логического мышления в процессе моделирования с блоками Дьенеша.
Нами решались следующие задачи использования логических блоков в работе с детьми:
• Способствовать развитию у дошкольников логического и комбинаторного мышления, аналитических способностей, формировать начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
• Развивать умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два, три или четыре свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.
• Дать первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.
• Развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, речь, творческое воображение и умение детей креативно мыслить.
• Развивать способность к моделированию и конструированию, умение использовать блоки Дьенеша в качестве предметно-схематической модели во всех видах деятельности.
• Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Наш опыт работы показал, что использование блоков в познавательном, речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии дошкольников содержит так нужную подчас необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям детей дошкольного возраста, что обостряет эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения.
Используя блоки Дьенеша в экспериментировании, моделировании сказок, наблюдении за объектами природы и других видах деятельности, дети:
• Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);
• Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
• Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).
• Достигают (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю в достижении результата).
Этот эффект объясняется тем, что блоки Дьенеша - это специальный структурированный материал, позволяющий наглядно представить абстрактные понятия и отношения между ними.
• геометрические формы, цвет и величину;
• схемы;
• схемы-правила (цепочки фигур);
• схемы-функции (вычислительные машины);
• схемы-операции (шахматная доска).
Огромный плюс использования игр с блоками Дьенеша, позволяющий широко использовать данный дидактический материал в условиях нашего дошкольного учреждения – это возможность использовать каждую игру с логическими блоками в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания), тем самым предоставляя огромное поле деятельности для творчества педагога.
Нами практикуется использование блоков Дьенеша в различных видах детской деятельности, что нашло отражение в рабочих программах по всем образовательным областям в разных возрастных группах и в циклограмме образовательной деятельности, в том числе, реализация программы кружка «Волшебные блоки» со старшими дошкольниками. Этому также способствует реализация авторской программы муниципальной экспериментальной площадки по теме: «Развитие логического мышления и математических способностей дошкольников посредством развивающих игр с блоками Дьенеша»
Мы используем следующие формы организации работы с логическими блоками с дошкольниками:
1.НОД. Игры с логическими блоками используются в непосредственно образовательной деятельности как часть занятия для закрепления знаний и представлений дошкольников; также нами используются сюжетно-игровые занятия по ФЭМП, полностью основанные на играх с блоками Дьенеша.
2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (игры развивающие, подвижные, сюжетно – ролевые; экспериментирование, познавательно-исследовательская деятельность, моделирование сказок, развитие и усвоение навыков звукового анализа слова и т.п.) Например, в подвижных играх можно использовать кодовые карточки – это ключи к гаражам, место в автобусе, ориентиры домиков и т.д. В сюжетно – ролевых играх - это «деньги» в игре «Магазин», письма и открытки в игре «Почта» и т.д.
Ведущая педагогическая идея нашего опыта состоит в том, что для того чтобы ребёнок начал мыслить, перед ним необходимо поставить новую задачу, в процессе решения которой он мог бы использовать приобретённые ранее знания и умения использования блоков Дьенеша и карточек-схем к ним применительно к новым обстоятельствам.
Большое значение в развитии логического мышления ребёнка-дошкольника приобретает в связи с этим организация разных видов детской активности, которые развивали бы у ребёнка познавательные интересы, ставили бы перед ним определённые познавательные задачи, заставляли бы самостоятельно производить определённые умственные операции для достижения нужного результата. Этому служат проблемные вопросы, задаваемые воспитателем во время занятий, прогулок и наблюдений, дидактические игры, носящие познавательный характер, всякого рода загадки и головоломки, специально предназначенные для стимуляции умственной активности ребёнка.
Отбирая методы и приёмы, мы, как воспитатели, всегда помним, что в основе образовательного процесса лежит проблемно-игровая технология. Поэтому при использовании блоков Дьенеша преимущество всегда отдаётся игре, как основному методу обучения дошкольников, а также экспериментированию, решению творческих и проблемных задач и практической деятельности.
Логические приемы как средство формирования логического мышления дошкольников в процессе действий с блоками Дьенеша – сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются нами во всех видах деятельности в ДОУ.
Мы хотим представить описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития,
В познавательном развитии дошкольников, конечно же, в первую очередь, при формировании элементарных математических представлений, широко используются игры с блоками Дьенеша как часть занятия, так и реализуетя НОД, полностью построенная на использовании логических блоков («Путешествие в Овощландию», «Космические спасатели спешат на помощь», «В морской круиз за знаниями», «Удивительная Африка», «Путешествие по сказке «Репка», и др.) Организуя занятия с блоками Дьенеша, мы предпочитаем использовать следующие формы работы: путешествия («По морям, по волнам»), помощь героям («Помоги Лунтику»), поиск сокровищ («Найди клад для Потеряшкина»), соревнования («Межгалактический турнир на Марсе»), приключения по мотивам художественных произведений (по сказке «Репка»). Мы планируем игры с логическим блоками («Архитекторы», «Логический поезд» и др.) и задания в рамках авторской методики ознакомления с составом числа из двух меньших с блоками Дьенеша. Так, в НОД «Космические спасатели спешат на помощь» мы запланировали разделять планеты Солнечной системы наличию жизни на них (1+7), по размеру (2+6), по цвету (3+5),наличию-отсутствию колец (4+4). В совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности дошкольников предусмотрены развивающие игры с блоками Дьенеша, в том числе и авторские, всевозможные опорные схемы, таблицы, цепочки символов.
В познавательно-исследовательской деятельности мы тоже активно используем блоки Дьенеша. Так, при реализации исследовательского проекта «Проделки поверхностного натяжения» Настя Л. смоделировала поверхностное натяжение воды с помощью блоков синего цвета разной формы, размера и толщины, аргументируя свой выбор.
В нашей практике накоплен положительный опыт по использованию логических блоков в качестве модели при формировании целостной картины мира, прежде всего, при ознакомлении с миром природы.
а) Использование блоков, карточек-символов при наблюдении за животными и растениями. Так, при сравнительном наблюдении за ростом зеленого лука на подоконнике и зависимостью его развития от влаги, тепла и света, мы вводим условные обозначения: вода – синий круг, свет – желтый круг, тепло – красный круг; тонкими фигурами обозначаем ограниченное количество, а толстыми – достаточное количество влаги, тепла и света.
б) С помощью кодовых карточек и блоков мы стремимся обозначать выделенные признаки (цвет, форму, размер и др.) при характеристике или сравнении объектов природы (куст – кодовой карточкой, обозначающий маленький размер, а дерево, соответственно, символом, обозначающим большой размер и т.д.)
в) Схемы-модели из блоков и их символы используются нами в экспериментальной деятельности. Например, оформление результатов опытов по выявлению свойств воды – не имеет формы и цвета - с помощью кодовых карточек на отрицание формы и цвета.
г) Использование игр, в том числе авторских, при ознакомлении с миром природы («Вершки-корешки», «Подводное царство», «Собери овощи в два ящика», «Зыбучие пески» и др.) и при ознакомлении с миром предметов («Генеалогическое древо», «Поиск кометы», «Мастерская дизайнера» и др.).
В речевом развитии нами активно используются блоки Дьенеша
а) Мы используем блоки в качестве мнемотаблиц последовательности стихотворений, сказок и т.д.(На поляне колобок (желтый толстый большой круг) нитки сматывал в клубок (символ круга). Ниток желтых, алых (символы красного и желтого цветов) намотал клубков немало (2-3 символа круга). И пошел домой устало (символ большого размера – дом).
б) Для развития и усвоения навыков звукового анализа слова: для обозначения гласных звуков мы используем блоки Дьенеша красного цвета, для твердых согласных – синего, для мягких - зеленого (изготовленные нами), глухость согласных звуков – толстыми фигурами, звонкость – тонкими. Слияние звуков, материализованных с помощью блоков Дьенеша- есть моделирование чтения, а выкладывание блоков Дьенеша - аналог письма, только то и другое проходит в игровой, занимательной форме. Например, составляем схему слова «лиса»:
в) Использованием опорных схем при обучении составлению описательных рассказов. Описывая внешний вид, например, птицы, используем кодовые карточки: цвет, размер, форма общая и частей тела; место обитания (символ большой фигуры - домик), чем питается – символ круга, какую пользу приносит человеку – символ тонкой фигуры и т.д.
г) Моделирование сказок, стихотворений, загадок и т.д. Выбор блока зависит от величины персонажа, его возраста (старших обозначаем толстыми блоками), пола (мужской – синими), сходства персонажа с геометрической фигурой (девица, волк – треугольник, дед – прямоугольник, бабка – круг). Например, в сказке «Репка» обозначаем людей большими фигурами - деда синим толстым прямоугольником, бабку – красным толстым кругом, внучку – красным тонким треугольником, а животных маленькими тонкими блоками: Жучку – желтым квадратом, кошку – желтым треугольником, мышку – синим треугольником.
д) Использование символов при произношении чистоговорок и скороговорок (быстро – тонкая фигура, медленно - толстая, громко – большая, тихо – маленькая).
В художественно-эстетическом развитии:
а) Использование блоков Дьенеша в технологических картах, показывающих последовательность и приёмы работы при лепке, рисовании, аппликации и художественном труде с помощью условных обозначений. Например, на занятии по рисованию «К магазину подъехал грузовой автомобиль» - использование схемы композиции рисунка, когда магазин изображен в виде большого толстого прямоугольника, а машина – маленького тонкого прямоугольника, частично закрывающего его.
б) Использование схем постройки с помощью символов блоков в конструировании, а также моделирование постройки из блоков Дьенеша.
в) Использованием кодовых карточек при обсуждении предстоящей работы и анализе готовых продуктов детской деятельности: цвет, форма, размер объекта рисования, лепки и т.д.
г) Моделирование декоративных узоров, предметных и сюжетных композиций в рисовании и аппликации, например выкладывание узора солнца из блоков в декоративном рисовании по мотивам чувашского орнаментального искусства «А у солнышка лучи ясные».
д) Использование блоков при анализе опорных схем при декоративных рисовании и аппликации, например, при аппликации по мотивам чувашского орнаментального искусства «Сила солнца в его лучах».
В физическом развитии:
а) В качестве предметных ориентиров.
б) Использование схем последовательности выполнения основных движений.
в) Использованием опорных схем при выполнении общеразвивающих упражнений.
г) В качестве предметов-заместителей в подвижных играх.
В социально-коммуникативном развитии:
а) Зрительные ориентиры в играх(«адрес» в с/р игре «Почта»).
б) Составление схем последовательности творческой игры.
в) Атрибуты сюжетно-ролевой игры («деньги» в игре «Магазин», письма и открытки в игре «Почта»)
г) В качестве предметов-заместителей в сюжетно-ролевых играх.
Итак, наш опыт работы демонстрирует, что педагогические возможности блоков Дьенеша очень велики. Использование логических блоков развивает все стороны личности ребёнка, активизирует скрытые интеллектуальные возможности детей.
Анализируя эффективность работы по развитию логического мышления детей, мы проводим мониторинговое исследование уровня развития логического мышления и мыслительных способностей детей к логическим операциям, разработанные на основе изучения методик Л. А. Венгера, А.В. Белошистой, Г.А.Урунтаевой. Нами отмечено увеличение объема внимания, памяти и воображения, развитие мышления и речи, умения последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, способность рассуждать.
Практическая значимость нашей работы:
• Разработаны и изготовлены авторские развивающие игры с блоками Дьенеша.
• Разработано учебно-методическое пособие «Система начальных развивающих игровых занятий с блоками Дьенеша для детей дошкольного возраста»
• Разработана методика ознакомления с составом числа из двух меньших с помощью блоков Дьенеша.
• Разработаны конспекты НОД (с блоками Дьенеша) для детей старшего и среднего дошкольного возраста.
• Разработана и реализуется программа кружка дополнительного образования «Волшебные блоки» для старших дошкольников.
• Реализуется программа экспериментальной площадки по теме: «Развитие логического мышления и математических способностей дошкольников посредством развивающих игр с блоками Дьенеша»
• Разработаны программы индивидуального маршрута обучения старших дошкольников по развитию логического мышления в процессе моделирования с блоками Дьенеша»
• Созданы «Портфолио математических достижений дошкольников».
• Разработаны электронные обучающие презентации.
Перспективы развития работы:
• Создание электронных обучающих пособий с блоками Дьенеша.
• Разработка новых педагогически целесообразных и дидактически обоснованных авторских игр с блоками Дьенеша.
• Создание электронных развивающих игр с блоками Дьенеша.
В заключение нам хочется отметить, что реализация программы использования блоков Дьенеша как универсальной модели для формирования логического мышления у дошкольников в образовательном процессе ДОУ показала устойчивые результаты повышения уровня развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста: дети научились думать, размышлять, а именно анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, логически мыслить; стали умнее и сообразительнее, удивляют нас быстротой и гибкостью мышления, умением творчески решать стоящие перед ними проблемы, быть целеустремленными и настойчивыми. Мы надеемся, что дальнейшая систематическая работа по использованию блоков Дьенеша в разных видах деятельности в ДОУ поможет развить у наших детей аналитические способности, способности к моделированию и конструированию, формировать начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи, воспитывать инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Библиографический список
1. Белошистая А.В. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9.
2. Венгер, Л. А. Развитие. Основные положения.– М., 1993.
3. Фидлер М. Математика уже в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.
Рекомендуем посмотреть:
Опыт работы воспитателя на высшую категорию Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста Опыт работы по изучению ПДД в ДОУ Роль развивающей предметно пространственной среды для развития дошкольников
Автор: Галина Сергеевна Давыдова
Опубликовано: 2086 дней назад (10 марта 2019)
Просмотров: 14360
Рубрика: Участие в конкурсе
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (2)
|
||
|
|
||
|