Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Из опыта работы педагога-психолога детского сада. Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Ни для кого не секрет, что лучший друг современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультфильмов или компьютерной игры. Ребята стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Современные дети менее отзывчивы к чувствам других людей. Без эмоций и чувств невозможно восприятие окружающего мира. Эмоции и чувства направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс. Без эмоционального осознания, мы не в состоянии в полной мере понять нашу собственную мотивацию и потребности, а также эффективно общаться с другими людьми. То, как мы себя чувствуем, влияет на то, как мы думаем и о чём мы думаем.Эмоциональный интеллект или EQ – это способность распознавать свои и чужие эмоций, свои чувства и переживания для эффективного взаимодействия с окружающим миром.
Без эмоций жизнь представить не возможно – мы радуемся, удивляемся, сердимся, грустим каждый день. И очень важно знать и понимать, что не бывает плохих эмоций или хороших эмоций. Каждая из них – ключ к познанию окружающего мира.
Детям дошкольного возраста особенно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и сомнениями, поражениями и даже с победами. Ребенок с развитым эмоциональным интеллектом в любой ситуации сделает правильные выводы, и, напротив ребенок со слаборазвитыми социальными навыками и низким EQ стать скованным в общении или стать закомплексованным. Этого не случиться, если начать развитие EQ в самом раннем возрасте, внедряя программу развития эмоционального интеллекта для детей дошкольного возраста «Загадочный мир эмоций».
Цель программы: сделать процесс развития эмоционального интеллекта не только эффективным, но и интересным и доступным.
Задачи программы:
- развивать у детей дошкольного возраста способность к познанию эмоций – как своих, так и окружающих;
- повысить у детей самооценку;
- сформировать состояние доверия к себе и к миру;
- дети должны овладеть знаниями об основных эмоциях, об особенностях их проявления, способах адекватного выражения эмоций и средствами их вербализации;
- научить навыками позитивного коллективного взаимодействия и самостоятельной творческой работы;
- развить эффективность эмоциональных реакций.
Занятие первое и занятие последнее: диагностика эмоционального состояния участников процесса, а в дальнейшем – результативности игровой программы, направленной на развитие эмоционального интеллекта.
Для работы с конкретными навыками методика предлагает 5 этапов игрового образовательного процесса: осознанность, мотивация, самооценка, интеллект, самореализация. Каждый этап позволяет освоить модели восприятия, осознания и взаимодействия с действительностью: «я чувствую», «я хочу», «я могу», «я знаю», «я делаю» соответственно.
Краткое описание этапов методики:
Введение. Организационный момент, на котором используют игры и приемы, с целью настроить ребенка на совместную работу.
1 этап. Ритуал «входа». Создать ощущение перехода в сказочную страну.
2 этап. Расширение представления ребенка об эмоциях.
3 этап. Закрепление. Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка. (Сундук эмоций)
4 этап. Интеграция. Связать новый опыт с реальной жизнью.
5 этап. Резюмирование. Обобщить приобретенный опыт.
6 этап. Ритуал «выхода».
Занятие № 1. Знакомство с загадочным миром эмоций и его королем и королевой.
1. Ритуал входа.Ведущий совместно с детьми совершает ритуал входа в загадочный мир эмоций. Перед вами три дороги, каждая из них приведет в загадочный мир. Все дороги волшебные. И каждая из них наделяет идущих силой, которая поднимается от ступней и наполняет все тело. Первая дорога самая легкая, ровная и гладкая (кусочек ткани расстелить на полу). Вторая дорога труднее: она состоит из точек, по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель (кольца разложить на полу). Но эта дорога дает идущим по ней больше силы, чем первая. Третья дорога – самая трудная, нужно пройти через болото (два листочка формата А4, на один ребенок наступил, другой вперед положил, который остался сзади нужно его взять и положить перед собой и так менять их местами до конца пути). Но зато она и силу дает огромную, гораздо больше, чем первые две.
Сейчас хорошо подумайте, кто по какой дороге пойдет. Когда пойдете по дороге, почувствуйте, как от ступней и до макушки ваше тело заполняется волшебной силой. Дети по очереди идут по выбранной дорожке, а ведущий для себя отмечает, кто какой путь выбрал.
2. Расширение опыта.
Ребята и ведущий садятся в круг и слушают сказку.
«Где-то там далеко-далеко за семью морями, а может быть, и совсем рядом, есть загадочный мир. Правит этим миром Король и Королева (ведущий показывает ребятам картинку Короля и Королевы). У них есть множество слуг и придворных. Король и Королева добрые и мудрые. Они усеют увидеть в каждом самое лучшее. Они дают слугам ту работу, которая у них лучше всего получается.
А как вы думаете, где живет Король с королевой? Конечно же - во дворце. Чтобы создать дворец, мы становимся архитекторами. Господа архитекторы, возьмите картонные карточки (15*15, цветные карандаши, фломастеры и нарисуйте дворец Короля и Королевы».
Какие у вас получились красивые и чудесные дворцы, и посмотрите, какие они разные! Как вы думаете почему?
Действительно, мы все очень разные, и каждый предлагает, что-то свое, особенное. Но для сегодняшней истории вам предстоит создать архитекторский совет и выбрать один замок. Путем голосования, условие – нельзя голосовать за свой рисунок. У вас у каждого есть жетон, нужно посмотреть каждый рисунок замка и выбрать только один, который вам больше всех понравился. И возле выбранного рисунка положить свой жетон.
Итак, дворец для короля и Королевы выбран. А теперь совету архитекторов предстоит выбрать месторасположение дворца вот на этой карте (дается чистый лист ватмана, на нем дети сами каждое занятие будут создавать карту загадочного мира) Где вы предлагаете поставить дворец и почему? Каждый имеет право высказаться. Однако вам нужно будет принять общее решение.
И так создан замок в загадочной стране. Мы же с вами получили бесценный опыт от совместной работы, принятия важных решений, поддержке другого. Все это нам пригодиться в жизни.
3. Ритуал выхода.
Давайте возьмем с собой этот опыт из нашей загадочной страны. Для этого протяните руки над страной. Возьмите тепло в свои ладошки, в ваших руках находиться ваш бесценный опыт. А теперь ладошки поднесите к своему сердцу. Так оно останется с вами (все действия дети производят совместно с ведущим.)
Алгоритм занятия. Знакомства со слугой-эмоцией может быть следующим:
1. Ритуал входа.
2. Озвучивание имени слуги (название эмоции, например, радость)
3. Рисование образа слуги-чувств. Поэтому, чтоб не ошибиться. Мы познакомимся с каждым нарисованным вами персонажем. Ведущий просит ребят рассказать о своем нарисованном герое: что любит делать, чем ему нравиться заниматься… Все оказались достойными, но выбрать нужно одного, путем тайного голосования, если ребята не могут договориться, то ведущий назначает фигурку сам.
4. Нарисовать проект домика для слуги-чувств. Домик выбирается один по той же схеме, как и образ в предыдущем задании.
5. А теперь совету архитекторов нужно выбрать месторасположение домика на карте загадочной страны, а рядом и выбранный образ слуги-чувств
6. Проигрывание и вербализация игровой ситуации «Приход слуги-эмоции к Королю и королеве».
7. Каждому ребенку необходимо собрать Сундучок эмоций.
Например - Сундучок Радости.
Через какие звуки приходит слуга Радость? Через какое прикосновение можно подарить слугу Радость близкому человеку? Какие звуки приносит с собой Радость? Какие запахи приносит слуга по имени Радость? Что подают к столу, когда в гостях Радость?
На каждый вопрос ребенок выбирает картинку.
8. Введение понятия меры. (Рассуждение о том, что будет с Королем и Королевой и их королевством, если слуга-чувство забудет о своем доме и надолго задержится во дворце. Все хорошо в меру. Потеря меры – потеря эмоционального баланса. В каких ситуациях эмоция приносит пользу, а в каких – вред.)
9. Интегрирование игрового опыта. Ребята отвечают на вопросы: «Что нового узнали о слуге-чувств?»…
10. Ритуал выхода. Коммуникативная игра «Благодарю» и другие игры.
Таким образом, внедрив программу, процесс развития эмоционального интеллекта будет эффективным, интересным и доступным.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект психологического занятия во 2 классе. Эмоции Тренинг для воспитателей детского сада Упражнения на прогулке для детей дошкольного возраста Причины изолированности младших школьников в группе сверстников← Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках ФГОС | Как сказать ребенку «Нет» без чувства вины →
Автор: Ирина Юрьевна Сорокоумова
Опубликовано: 2448 дней назад (11 апреля 2018)
Просмотров: 1991
Рубрика: Статьи
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|