Программа работы с одаренными детьми в ДОУ в старшей группе
Дополнительная общеразвивающая программа по работе с одаренными детьми в детском саду «Сопровождение талантливых детей»
Пояснительная запискаСамым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, родителей. Проблема одаренности и организации работы с одаренными детьми вызывает большой интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода времени.
В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Это связано с возрастанием количества одаренных детей и с происходящими социально-экономическими преобразованиями в государстве и усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Так исследования, выполненные в разных странах, показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от образовательного учреждения, задача которого — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому раннее выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей одна из главных проблем совершенствования системы образования.
Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность.
Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте, если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка. Но как показывают опрос и анкетирование родителей, домашняя жизнь ребенка не особенно способствует развитию творческого потенциала ребенка. Подавляющее большинство родителей ставят на первое место учебно-дисциплинарные ценности. Поэтому на детский сад в отношении творческого развития детей ложится основная нагрузка.
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5-6 лет.
Срок освоения программы – 2018-2019 учебный год.
Нормативно – правовая база программы.
- Закон РФ «Об образовании»;
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
- Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р);
-Концепция развития региональной системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области на 2015-2020г.;
- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.
Цель программы:
создание оптимальных условий для выявления, формирования и развития талантливых и одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.
Задачи программы:
1) выявление и поддержка талантливых детей;
2) создание образовательной среды, способствующей реализации творческого потенциала воспитанников;
3) проанализировать основные направления работы с талантливыми и одаренными детьми в ДОУ;
4) интеграция основного и дополнительного образования;
5) скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении;
6) разработать план мероприятий для развития творческой и психомоторной (спортивной) одаренности детей.
Планируемые результаты освоения программы
- повысить уровень индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности;
- достичь высокой динамики развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью;
-осуществить разработку психолого-педагогических основ выявления и развития одаренности, обнаружения и обучения одаренных детей, раскрытие их природного потенциала;
- использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
- сформировать банк данных по различным направлениям работы с одарёнными детьми;
- подготовить программно-методические документы и пособия для специалистов и воспитателей, работающих с одаренными детьми и их родителями;
- обогащение предметно – развивающей среды;
- повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей.
Работа с одаренными и талантливыми детьми:
1. Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках образовательного процесса:- групповые занятия;
- работа по индивидуальным планам.
2.Организация работы с одаренными и талантливыми детьми во внеурочное время:
- индивидуальные занятия;
- проектная деятельность;
- организация выставок;
- организация праздников и развлечений;
- создание театрализованных, спортивных уголков, уголков изодеятельности;
- организация конкурсов, соревнований;
- организация кружков, секций.
Работа с педагогами:
- педагогические советы;
- педагогическое проектирование;
- взаимопросмотры;
- выступления из опыта работы;
- презентации;
- семинары – практикумы;
- консультации, рекомендации.
Работа с родителями:
- анкетирование;
- родительское собрание;
- памятки – рекомендации, папки – передвижки, консультации,
рекомендации;
- презентации;
- совместные праздники, соревнования, конкурсы;
- помощь в создании развивающей среды.
Перспективное планирование по нетрадиционному рисованию с одаренными детьми
Формы организации учебно-воспитательной деятельности с одаренными детьми
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
• наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
• наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
• создание атмосферы доброжелательности и заботливого отношения к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
• наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
• введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
• использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий;
• занятие детей в свободной деятельности развивающими играми;
• работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка;
• участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества.
Основные этапы реализации программы.
I этап – диагностико–организационный.Цель: подготовить условия для формирования системы работы с талантливыми и одаренными детьми в ДОУ.
Задачи: изучение нормативной базы; анализ материально – технических, педагогических условий реализации программы; разработка программы работы с талантливыми и одаренными детьми.
II этап – реализационный.
Цель: апробация системы работы с талантливыми и одаренными детьми.
Задачи: диагностика способностей воспитанников; разработка методических разработок по работе с талантливыми и одаренными детьми, материалов для проведения различных мероприятий, праздников с детьми и родителями; повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в области работы с талантливыми и одаренными и детьми.
III этап – аналитический.
Цель: переход системы работы с талантливыми и одаренными и детьми в режим функционирования.
Задачи: анализ итогов реализации программы; осуществление преемственности в воспитании и развитии талантливых и одаренных детей на всех этапах воспитания и обучения в ДОУ; обобщение результатов работы детского сада в реализации программ.
Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы.
Список литературы.
1. Босякова, С.Н. Работаем с талантливыми детьми [Текст] / С. Н. Босякова, Л. В. Болотная // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2010. №2.
2. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М.
3. Галянт, И. О проблемах художественно-творческой одаренности дошкольников [Текст] / И. Галянт // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7.
4. Галянт, И. Проблемы развития детской одаренности [Текст] / И. Галянт // Дошкольное воспитание. - 2010. № 6.С. 48-55.
5. Гердт, Н. Интеграция искусства: путь становления художественной культуры и творческой одаренности детей [Текст] / Н. Гердт // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 42-46.
6. Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети [Текст] / Ю.З. Гильбух. - М, 1991.
7. Евтушенко, И. Детская одаренность и родители [Текст] / И. Евтушенко // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 46-51.
8. Емельянова, И. Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской одаренности [Текст] / И. Емельянова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 27-31.
Рекомендуем посмотреть:
Социализация детей старшей группы в проектной деятельности. Дополнительная программа ДОУ Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию в старшей группе ДОУ Опыт работы воспитателя. Работа с одаренными детьми в детском саду Рабочая программа математического кружка в детском саду в старшей группе
Автор: Ольга Александровна Шурупова
Опубликовано: 2237 дней назад (8 ноября 2018)
Просмотров: 7482
Рубрика: Без рубрики
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (1)
|
||
|