Рабочая программа математического кружка в детском саду в старшей группе
Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка по математике. Старшая группа
Возраст детей: 5-6 лет.Срок реализации: 1 год.
Пояснительная записка
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
Рабочая программа составлена на основе программ:
Л. Г. Петерсона, Е. Е Кочемасова
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
1 Е. В. Колесникова «Развитие математического мышления у детей 5-7лет.».2. Л. Г. Петерсона «Практический курс математики для дошкольников»
ЦЕЛЬ: 1. Развитие логико- математического мышления через интеграцию
Основные задачи программы
• Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, дать детям знания с радостью, привить вкус к учению.
• Выработать у детей привычку максимально полно включаться в урок (в процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка.
• Привить любовь к конкретному предмету – математике.
• Формирование представлений о числе и количестве
• Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
•. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.
• Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
• Познакомить с цифрами от 0 до 9.
• Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+, минус (-, равно (=).
• Развитие представлений о величине:
• Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
• Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
• Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры, метры, километры, объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр).
• Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
• Развитие представлений о форме:
• Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
• упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
• Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
• Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
• Развитие пространственной ориентировки:
• Учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
• Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
• Развитие ориентировки во времени:
• Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ:
В процессе занятий Используются различные формы занятий:
-Традиционные
-Комбинированные
-практические занятия
-игры, конкурсы
Методы:
-Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
-Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
-Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
-Наглядный (C помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакат, фото
Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.
Контроль
-Итоговые занятия
-Диагностика
Необходимое оборудование и материалы
-Цветные счетные палочки
-Мозайка
-Объемные геометрические фигуры
-Шаблоны из геометрических фигур
-Конструкторы
-Раздаточный материал (цифры)
-Цветная бумага
-Крупа (гречка, рис)
-Цветные веревочки
-Пуговицы
-Различные материалы (ткань, металл,пластмасса,стекло, деревья, бумага)
Список литературы для педагога
• Т. Г. Любимова «Хочешь быть умным? Решай задачи».
o Е. В. Колесникова «Развитие математического мышления у детей 5-7лет.».
• Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников».
• Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ».
• А. В. Белошистая «Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет».
• Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина. «Раз – ступенька, два – ступенька
• Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику
• .В. Г. Яфаева «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников»
Учебно-тематический план кружка «ЗНАЙКА»
Календарное планирование кружка
Цель: Развитие логико-математического мышления через интеграцию образовательных областей.
Задачи:
1. Учить выполнять задания по перемещению персонажей в уме, делать воображаемые изменения ситуаций.
2. Учить сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать загадки.
3. Учить использовать разные способы выполнения заданий, проявлять инициативу в поиске путей достижения целей.
4. Развивать интеллектуальную гибкость, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон.
5. Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предметов.
6. Развивать умения сравнивать предметы по их свойствам.
7. Развивать способности к логическим действиям и операциям.
Скачать Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка "Знайка"
Рекомендуем посмотреть:
Социализация детей старшей группы в проектной деятельности. Дополнительная программа ДОУ Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию в старшей группе ДОУ Программа работы с одаренными детьми в ДОУ в старшей группе
Автор: Татьяна Васильевна Белых
Опубликовано: 1809 дней назад (10 декабря 2019)
Просмотров: 4847
Блог: Блог Татьяна Васильевна
Рубрика: Без рубрики
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!