Занятие в дополнительном образовании по декоративно-прикладному творчеству. Конспект
Конспект занятия «О чём рассказывают предметы в музее". Декоративно-прикладное творчество народов Ямала»
Подготовила Достокорая Т.В., педагог дополнительного образования МБОУ ДО ГДТ «Академия талантов»Цель: Знакомство с декоративно-прикладным творчеством коренных народов Ямала.
Задачи:
- Познакомить детей с предметами декоративно-прикладного творчества народов Ямала.
- Развивать память, мышление, воображение.
- Воспитывать любовь к родному краю.
Форма учебного занятия: экскурсия, беседа, игры, практическая работа.
Педагогические технологии: групповые технологии, технология индивидуализации, информационные технологии.
Средства обучения: медиа презентация, игра «Разгадай шифр», игры «Горячая картошка», «Север и юг», мячик, фрагменты карты ЯНАО, карточки с предметами, животными.
Методы и приемы обучения: беседа, дидактические игры, просмотр презентации, практическая работа.
Ход занятия
Организационный момент Педагог: Здравствуйте! Сегодня нам предстоит не совсем обычное занятие. А чем мы будем заниматься сегодня, с чем познакомимся и что узнаем, вы определите сами, разгадав шифр. Перед вами буквы русского алфавита, а ключ к ним вы найдёте в традиционном жилище ненцев у его хозяйки (приложение 1). (Дети разгадывают шифр и у них получается предложение: «О чём рассказывают предметы в музее?»)
Педагог: Тема нашего занятия «О чём рассказывают предметы в музее?»
I. Новая тема
Педагог: Действительно, о чём они рассказывают? Они умеют говорить? Как вы думаете, о чём могут нам поведать музейные предметы? (Ответы детей).
Действительно, предметы могут нам рассказать о многом. Перед тем как попасть в музей, их находят археологи или передают люди, у которых они хранились. Учёные и археологи могут определить возраст этого предмета, после чего определяется как этот предмет применялся и кто его использовал. После этого об этих предметах могут узнать и все остальные люди. Например, мы с вами, изучить культуру и быт народа, или сословия, которому принадлежал предмет, посетив, например, музей и прослушав экскурсию.
Педагог: Тему сегодняшнего занятия вы определили, отыскав ключ к шифру в жилище ненцев – в чуме. Предметы, которые мы сегодня будем изучать, так же находятся в этом традиционном жилище. Давайте подойдём к нему и посмотрим, что в нём имеется.
- Итак, давайте рассмотрим чум сначала снаружи. Чем он покрыт? (Он покрыт мехом оленя). Верно. Ненцы - оленеводы, поэтому олень для них очень важное животное. Кроме того, у оленя очень тёплый мех. Который ненцы и используют для изготовления покрышек для чума – нюков, так они называются.
- О чём нам может рассказать такая покрышка для чума? Как вы думаете? (Дети высказывают предположения). Такая покрышка может нам рассказать о том, что жилище построил оленевод или охотник. Ведь чтобы её изготовить, нужно иметь много оленей или уметь охотиться на оленей. Ещё она может рассказать о времени года, когда оленевод установил свой чум. То есть ненцы покрывали чум мехом оленя зимой. А кто знает, чем покрывали они свой чум летом? (Берестой). А в наше время, летом, чем чум покрывают? (Брезентом).
- Молодцы! А теперь заглянем в сам чум. Что нам сразу бросается в глаза? Есть в чуме мебель? (Только столик). О чём нам это говорит? Почему мебели нет? (Ненцы – кочевой народ. Переезжает с места на место. Поэтому мебели нет. Ещё её не удобно было бы ставить из-за формы чума).
- Так, хорошо. Вместо шкафа ненцы используют вот такие сумочки, которые женщина всегда шила сама. Называются такие сумочки Пад. В них хранили одежду. Рассмотрите сумочки. Они украшены орнаментом, который считался оберегом от злых духов. Для обуви была сумочка попроще. Рассмотрите её. - Какого она цвета? (Чёрного). Как вы думаете, почему она такого цвета? (Ответы детей). Она такого цвета, потому, что считалась не чистой и хранилась у входа в чум.
- Если мы посмотрим внимательно, то увидим, что кровати в этом жилище тоже нет. Ненцы спали на ложе, которое они выстилали ковриком из осоки, а сверху, обязательно, покрывали шкурой оленя. В этом чуме вы можете видеть одеяло, которое тоже украшено узорами. Орнамент присутствует у ненцев везде: на подушках, на одежде и обуви, на головных уборах, на одеяле, на посуде, на изделиях из дерева и кости. Так как это не только оберег, но и письменность. По узору на одежде можно было сказать, к какому роду принадлежит человек, чем он занимается.
- Мы определили, что у ненцев из мебели мог быть только столик. Давайте посмотрим, какие предметы на нём стоят (Это посуда). Эта посуда из чего? (Из дерева). Верно. Раньше у ненцев, вплоть до 19 века посуда была деревянная. Её делали сами. Дерево – это более доступный материал для кочевников. Его было легче обрабатывать. Кузнецов, работающих с металлом, у ненцев не было. Поэтому, такие предметы как котелок над очагом, кастрюля могли появиться в результате обмена на ярмарках. Меняли их ненцы на предметы, изготовленные из меха и дерева. До сих пор используются самодельные деревянные ложки, которые мужчины вырезают из березы. Для хранения жидкостей, мясной или рыбной пищи, а также для еды пользуются разнообразными подносами и блюдами.
Металлическая столовая посуда стала появляться у лесных ненцев с началом активных товарных обменов между коренным населением Севера и русскими поселенцами, т.е., вероятно, с конца XVII в. Первоначально это были медные чайники, котлы, ложки. Котлы приобретались в Мангазее или на Обдорской и Сургутской ярмарках. Они были изготовлены из меди, чугуна или железа без крышек и имели дужку для подвешивания над костром. Каждая семья имела такой котел, его очень берегли, так как горящий очаг в жилище, полный котел мяса или рыбы на огне были символом стабильности и достатка. Если вечером «варили котел»- значит, день прожили хорошо, была добыча.
- Хочу показать вам ещё один предмет посуды. Как он называется? (Туесок).
Берестяная посуда изготовляется вручную из вываренной бересты, которую сшивают нитками, изготовленными из сухожилий оленя.
- А что могли хранить в такой посуде? Как вы думаете? (Ягоды, крупы). Верно!
Все рассмотренные нами предметы можно отнести к декоративно-прикладному творчеству.
- Что такое декоративно-прикладное творчество, кто сможет сформулировать? (Ответы детей).
Декоративно-прикладное искусство – это создание художественных изделий, предметов, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.)
- У ненцев, проживающих на разной территории, декоративно-прикладное творчество отличалось. Давайте пройдём в следующий зал и присядем на диванчики. Просмотрим при помощи проектора кадры презентации. (Проходят и присаживаются).
- Перед вами карта нашего округа. Как он называется? (Ямало-ненецкий автономный округ). Верно. «Ямал» - в переводе с ненецкого – край земли. А «Ненец» - переводится как «человек». Дословный перевод ЯНАО – «Человек на краю земли». И действительно, если мы посмотрим на карту, мы видим, что на Севере наш округ омывается морем. Как оно называется? (Карское море). Так вот ненцы, которые живут в Северной части нашего округа, занимаются охотой на морских животных – моржа и нерпу. На этом слайде вы видите лыжи. Чем они отличаются от обычных лыж? (Они меховые). Верно. Они обшиты мехом нерпы. А на моржа ненцы охотятся не только из-за мяса и шкуры, но и из-за его бивней. Посмотрите, какие они большие! Из них делают рукоятки для ножей, вырезая красивые орнаменты и фигурки, которые имеют большую ценность. Ещё ненцы, проживающие в этой части нашего округа занимаются рыболовством, оленеводством и выделкой меха и замши, резкой по рогу оленя.
- Чем же славятся ненцы и селькупы (живут в Красноселькупском районе округа)? Посмотрите на слайд и сделайте предположения (Ответы детей). На юге начинается зона лесотундры и тайги. Здесь уже немного другая растительность. Есть деревья, в отличие от северных широт, где царит тундра – открытая безлесная равнина. В лесотундре и тайге на юге округа и животный мир богаче. Здесь ненцы охотятся на горностая, колонка, бурундука. Именно на этой территории заготавливают бересту и делают из неё туеса, занимаются деревообработкой, плетут коврики из осоки и других трав.
- А что является общим для жителей севера и юга округа? (То что и те и другие занимаются рыболовством и оленеводством). Верно. Молодцы!
Физминутка
Педагог: Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Для этого мы поиграем в игру. Прошу всех встать в круг. Но за руки браться не надо. Всем, наверное, известна игра «Горячая картошка». Мы с вами будем играть по такому же принципу. Вы передаёте мяч. Когда я хлопну в ладоши, тот, у кого мяч окажется в руках, должен назвать предмет декоративно-прикладного искусства ненцев. Если человек не может его назвать, он выбывает из игры и присаживается на диванчик.
II. Практическая работа.
Педагог: Итак, вы прослушали экскурсию, были её активными участниками, участвовали в беседе и игре. И обладаете необходимой информацией для выполнения задания. Сейчас мы с вами разделимся на группы, каждая из которой получит задание. Вы получаете таблицу. Вам необходимо её заполнить. Вам нужно найти в нашем музее предметы, которые в ней изображены, сравнить их и заполнить пустые графы. Когда вы выполните это задание, вам нужно будет защитить свою работу. Для этого вы должны рассказать, что это за предметы, для чего использовались, их назначение. Сравнить эти предметы и ответить на вопросы. (Дети получают листы с заданиями таблицами и выполняют задание).
III. Закрепление изученного материала. Игры
Игра с карточками «Север и Юг»
Педагог: Молодцы. Вы хорошо поработали. Думаю, вы сейчас смогли себя ощутить музейными работниками и исследователями - учёными? Сейчас я предлагаю вам ещё одну игру. Называется она «Север и Юг». Когда вы слушали экскурсию, вы узнали, что ненцы, живущие на Севере и живущие на юге нашего округа, изготавливают немного разные предметы. Сейчас вы получаете карточки с картой Северного побережья Карского моря, а вторая группа получает карточку с картой лесотундры и тайги. Из предложенного набора картинок вам нужно выбрать только те, которые имеют отношение к изготовлению предметов быта. После этого вы выбираете человека, который объяснит ваш выбор. (Дети выбирают карточки, после обосновывают свой выбор).
Рефлексия. Подведение итога занятия
Педагог:
- О жилище и предметах быта и народного творчества какого народа вы сегодня узнали? (Ненцев).
- Какие предметы декоративно-прикладного творчества упоминались на занятии? (Сумки для хранения вещей, посуда, туеса, орнаменты на одежде, сумках, рукоятки ножей из бивня моржа с орнаментом).
- Для чего использовался орнамент? (Как оберег, как украшение, как письменность)
- В каком веке появился металлический котёл? (В 19 веке)
- Что символизировал металлический котелок у ненцев? (Он был символом стабильности и достатка)
- Что вам больше всего запомнилось и понравилось на занятии?
- Испытывали ли вы затруднения при выполнении заданий? Какое задание оказалось самым сложным?
На этом наше занятие подошло к концу. Благодарю вас за внимание и работу на занятии. Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в дополнительном образовании по декоративно-прикладному творчеству на тему: Пасха с Конспект мастер-класса по декоративно-прикладному творчеству в дополнительном образовании Конспект занятия по декоративно прикладному творчеству. Цветы из фоамирана пошагово с фото Конспект занятия в дополнительном образовании на тему "Основы композиции. Карнавальная новогодняя ма
0 Голосов: 0 |
Комментарии (2)
|
||
|
|
||
|