Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Экскурсия для школьников 3-5 класса с презентацией «Лекарственные растения - спасатели времен Великой Отечественной войны»

Конспект экскурсии для детей 9-15 лет «Лекарственные растения – спасатели времен Великой Отечественной войны»
Достокорая Татьяна Витальевна, педагог дополнительного образования
Аннотация. Экскурсия знакомит детей со свойствами некоторых растений тундры, которые использовались в годы Великой Отечественной войны. Программа знакомит своих участников с лекарственными свойствами мха сфагнума, кедровой живицы, сосновой хвои, шиповника, березы, иван чая. Может быть использована для детей 9 – 15 лет.
Цель:знакомство с лекарственными свойствами некоторых растений тундры, используемых в Великой Отечественной войне.
Задачи:
- знакомить с лекарственными свойствами мха сфагнума, кедровой живицы, сосновой хвои, шиповника, березы, иван чая и способами применения их в годы Великой Отечественной войны;
- развивать интерес к народным методам лечения;
- воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Оборудование, инструменты и материалы: мох сфагнум, кедровая шишка, гербарный материал (мох сфагнум, шиповник, береза, иван-чай, карта боевых действий 1941-1945 год.
Ход мероприятия
Педагог: Здравствуйте ребята и уважаемые взрослые. Тема нашей экскурсии «Лекарственные растения – спасатели времен Великой Отечественной войны».
Педагог: Вторая мировая война, а она была именно таковой, поскольку против Советского Союза были задействованы и другие государства, в истории признана самой масштабной, разрушительной и кровопролитной войной в истории человечества. Военное руководство Германии рассчитывало на молниеносную и победоносную стратегию, которая сокрушит и ликвидирует Советское государство, поможет завладеть его богатствами, уничтожит его население и позволит оккупировать обширные территории для создания Германской нацистской империи.
Наша страна за годы Великой Отечественной войны понесла огромные человеческие потери. По данным, имеющимся на сегодняшний день эта цифра равна 25-27 млн. человек. Это просто огромная цифра! Многие города были разрушены практически полностью. Их население уничтожено больше, чем наполовину. В те суровые, жестокие военные годы на защиту нашей Родины вставали не только мужчины, военные, обученные держать в руках оружие, но и слабые женщины и старики. Тем, кто остался в тылу, тоже приходилось очень тяжело.

Применение некоторых лекарственных растений в условиях фронта.
Как, спросите вы, не имея зачастую не только провизии, но и лекарств, для лечения раненых, удавалось в тылу лечить, возвращать к жизни людей? Конечно же, это и мобилизация всех сил самих людей, которые едва залечив раны, стремились снова выйти на поле боя, или в тылу помогали приближать день Победы. Это мужество и внутренняя сила санитарок, которые, не боясь пуль, выносили с поля боя раненых. Это конечно и мужество, героизм врачей, которые круглосуточно оказывали помощь раненым, до тех пор, пока сами могли стоять на ногах. И когда не хватало перевязочных материалов и лекарств, в ход шли рецепты народной медицины.
Сегодня мы хотим рассказать о применении именно наших северных лекарственных растений. «Почему?» - спросите вы. Мы решили узнать, как помогали ямальцы в годы войны, и какие применяли для этого лекарственные растения, растущие на территории ЯНАО, а так же на территории, на которой проходили военные действия. Если рассмотреть карту боевых действий 1941-1945 года, можно увидеть, что на территории ЯНАО боевые действия не проводились. Немцы не дошли так далеко. Давайте вспомним немного страницы истории.
Интерактивная работа с картой.
Педагог: Посмотрите на карту. (Приложение 1). Здесь вы видите территорию, которую немцам удалось захватить в годы Великой Отечественной войны. (Демонстрация городов на карте по ходу рассказа).
Немцы сумели неожиданно напасть на нашу страну, так что за 1 день преодолели большие расстояния. Но после того, как СССР (так тогда называлась наша страна) начал оборону, немцы встретили сильный отпор, когда добрались до Москвы. Из школьного курса истории мы знаем, что фашисты в СССР дошли до таких городов как Москва, Ленинград, Сталинград (ныне Волгоград), Грозный, Калинин, Воронеж (Демонстрация городов на карте по ходу рассказа). После 1942 года, когда фашисты максимально продвинулись по территории СССР, они стали отступать. Подробнее ход их продвижения вы можете посмотреть на карте.
Известно, что немцам удалось пройти на Кавказ, дойти до Волги, но после решающей битвы в Сталинграде их силы отбросили обратно в Курск. После этого нацисты начали отступление. На севере они дошли до Архангельска.

Немцы довольно сильно продвинулись вглубь территории Советского Союза. Но так и не сумели взять стратегически важные города: ни Москва, ни Ленинград так и не покорились. В ленинградском направлении они были остановлены в районе города Тихвин. На калининском направлении - около села Медное. Под Сталинградом дошли до Волги, последний форпост - поселок Купоросное. На западном фронте в районе города Ржев немцев удалось выбить ценой неимоверных усилий. Также неистово сражались они за Кавказ, который имел стратегическое значение - выход к Каспийскому и Черному морям. Остановлены были в районе города Майкоп.
«Какова же роль Ямала в годы войны?» – спросите вы.
Сибирь превратилась в гигантскую школу по подготовке резервов для Красной Армии. Мобилизованные, прибывшие в регулярные части, уже не были новичками, т.к. проходили обучение в тыловых батальонах всевобуча.
Как только стало известно о начале военных действий, многие отправились на фронт добровольцами. Не только мужчины, но и тысячи женщин хотели принять личное участие в борьбе Красной Армии с фашистами. Они усиленно овладевали медицинскими знаниями, чтобы спасать жизнь раненых бойцов. Были открыты курсы медсестер при окружном отделе здравоохранения. Из Ямало-Ненецкого округа ушли на фронт Великой Отечественной войны почти 500 женщин. Многие из них отдали свою жизнь за Родину.
Интерактивная игра «Узнай растение» (Приложение 2)
Педагог: Так как же применяли лекарственные растения тундровых и таёжных районов? Сейчас мы предлагаем вам самостоятельно узнать, о каких растениях сейчас пойдет речь. Перед вами расположены фото растений. Ваша задача назвать их. (Дети самостоятельно рассматривают фото и называют растения, которые им известны).
Педагог: Известно ли вам, какими лекарственными свойствами обладали эти растения? Если да, назовите растение и перечислите его свойства (Дети называют растения по-одному, по-очереди и рассказывают, что им известно о них).
Педагог: Итак, мы с вами рассмотрели некоторые лекарственные растения нашего края. Как же они применялись во время Великой Отечественной войны? Многие из них применялись для изготовления целебных отваров, примочек, некоторые в качестве перевязочных материалов и компрессов.
Так, в этих целях, врачи использовали мох-сфагнум. (Приложение 3). (Демонстрация гербарного материала и наглядности)
В экстремальных военных условиях, когда не хватало перевязочных материалов, часто использовали мох сфагнум в качестве дезинфицирующего средства с хорошей впитывающей способностью. Его накладывали на раны бойцам, и мох действовал, как местный антибиотик. Мох специально собирали для этих целей.
Собирали мох даже поздней осенью, когда снег уже выпадал. Когда мох оттаивал, его крепко выжимали и раскладывали по простыням на полу в хорошо натопленном помещении. Через сутки он высыхал и был использован вместо ваты. Только нельзя пересушивать его, так как при этом он крошится и не впитывает влагу. Если очень сухой сфагнум бросить в стакан с водой, он будет долго плавать, как пробка. На рану накладывали мох, слегка смоченный и отжатый, - тогда он мягок и хорошо впитывает гной. Кроме того, перед применением сфагнум по возможности стерилизовали, обрабатывая его паром или пропитывая раствором сулемы, хлоридом натрия или борной кислоты. Теперь ученым известно, что происходит, например, при обработке сфагнума раствором сулемы: получается химически измененный мох, который оказывает дополнительное антисептическое действие за счет ионов ртути. Таким образом, сфагнум отчасти заменил и йод: в ранах не развивались гнойные бактерии, так как во мху содержится сфагнол - такое же дезинфицирующее средство, как карболовая кислота.
На фронте мох сфагнум спас много жизней. Он был дешевым и полезным средством. По впитывающим способностям он в 2-6 раз превосходил вату. Но главное преимущество – то, что он распределяет ее равномерно во всех направлениях, и только как пропитывается весь, выделения выступают на поверхность. Поэтому повязка меняется реже, и пациенту обеспечивается покой. Особенно это было важно в фронтовых условиях, когда медперсонал перегружен. Раны со сфагновыми повязками заживают быстрее, и процент осложнений значительно уменьшается из-за содержания в нем многих сложных органических соединений, препятствующих нагноению.
Бактерицидные свойства сфагнума могут найти применение и в наши дни, если использовать его как лекарственное сырье для изготовления мазей, порошков и прочих препаратов. Как противогрибковое средство сфагнум может иметь преимущество перед синтетическими лекарствами, поскольку действует более мягко.

Сфагновые мхи и в настоящее время используются некоторыми народностями (например, у ненцев и народа ханты) вместо пеленок для младенцев, как средства, обладающие большой влагоемкостью и бактерицидностью. Отваром мха моют голову при выпадении волос.
Кстати, содержание биологически активных веществ во мху зависит от времени его сбора: больше всего их в растениях, собранных в июне, а меньше – в августе.

Конечно, сфагнум – это, прежде всего, стратегическое сырье в экстремальных условиях. Но, как показывает опыт, сырье действительно хорошее. А поскольку в наше время приходится быть готовым к любым экстремальным ситуациям, то забывать про него не стоит.

Использование живицы в годы Вов.
Педагог: Хотелось бы еще рассказать о применении чудесных свойств живицы в годы войны. (Приложение 3). (Демонстрация иллюстрации).
Педагог: Что такое живица, кто знает? (Дети выдвигают свои предположения, или отвечают сразу). Это густая смолистая масса, выделяющаяся из трещин коры кедра или сосны. Ароматную липкую субстанцию, которая выделяется из поврежденных участков коры хвойных деревьев, мы привыкли называть смолой. На самом деле это живица, кровь дерева. Живица постепенно затвердевает, заживляет, надежно предохраняет повреждение, поэтому и имеет такое название. Издревле живица кедра сибирского считалась очень ценным продуктом и применялась народными целителями в лечении разных заболеваний. Огонь от сожжения живицы кедра всегда считался священным, изгоняющим злых духов.

Немало жизней сохранила кедровая живица в годы Великой Отечественной войны. Столкнувшись с острой нехваткой бактерицидных средств, военные хирурги использовали этот природный антибиотик для обеззараживания и ускоренного заживления пулевых ранений. Действие целебной смолы уберегло солдат от инфицирования и загноения обширных ран и предотвратило развитие гангрены. С давних пор жители Сибири и Урала применяли живицу для лечения гнойных ран, порезов, ожогов. Во время Великой Отечественной войны кедровую живицу успешно применяли в госпиталях для лечения раненых воинов. Порезы и раны заливались живицей. Самые тяжёлые и застарелые повреждения тканей, вплоть до гангрены, лечились кедровой живицей. Её прикладывали к нарывам как размягчающее, вытягивающее, заживляющее средство.
Педагог: Следующее растение, которое спасало жизни в военные годы – это береза. (Приложение 3). (Демонстрация гербарного материала).
Порошок из берёзовых почек использовали для лечения медленно заживающих ран, экзем, гнойничковых кожных заболеваний, профилактики отморожений. Его смешивали с топлёным несолёным свиным или говяжьим салом, парафином, небольшим количеством йода или несколькими крупинками марганцовки и получали превосходную мазь. Нанесение такой смеси на раны позволяло быстро очистить их от гноя и ускорить заживление.
Помогала берёза и от чесотки. Из коры дерева добывали дёготь, смешивали его с толом (взрывчатое вещество), свиным жиром и втирали в больные места, затем смывали в бане. Достаточно было 2–3 таких процедур.
Витаминный настой из берёзовых листьев возвращал раненым утраченные силы.
Педагог: Предотвратить эпидемию цинги в блокадном Ленинграде помогла сосна, а точнее – её хвоя, из которой готовили настой по методу, разработанному учёными Всесоюзного научно-исследовательского витаминного института под руководством А. Д. Беззубова. (Приложение 3). Пригодился опыт лечения заболевания двухсотлетней давности. Каждое утро истощённые женщины отправлялись на сбор хвойных лап, которые потом доставляли на заготовительные пункты. 100–200 г зеленоватого хвойного напитка обеспечивали суточную потребность организма в витамине С. А ещё из игл хвои извлекали каротин и его масляным раствором лечили обморожения.
Во время Великой Отечественной войны, когда приходилось в максимальной степени использовать все природные ресурсы, вспомнили и о плодах шиповника.
(Приложение 3). (Демонстрация гербарного материала).

Педагог: Водными отварами его плодов в госпиталях смачивали повязки, налагаемые на раны. Результаты оказались весьма положительными: улучшалось самочувствие раненых воинов, быстрее наступала эпителизация ран. Особенно это было заметно в случаях с вяло протекающими процессами заживления. Благотворное влияние на процесс выздоровления раненых оказывали также приемы внутрь порошка или концентратов плодов шиповника.
Педагог: Иван чай или по другому - кипрей, отличается от других целебных трав тем, что растет в большом количестве и прямо под ногами. (Приложение 3). (Демонстрация гербарного материала). Отвары из Иван чая не только пили в древности, а ими протирали лицо, омолаживая кожу, также их использовали как средство для мытья тела. До революции 1917 года Иван чай экспортировался во все страны мира и весь мир с удовольствием пил этот русский горячий целебный напиток.

О ценности этого напитка говорят два факта.
Конец лета 1941 года, немецкая армия наступает по всем фронтам, наиболее ожесточенные бои разворачиваются на северном направлении. Фашисты рвутся к Ленинграду, стремясь взять его в кольцо осадой. 1 сентября фашисты берут Капорскую крепость, которая служила надежным укрытием для бойцов красной армии. Немецкие танки ждут указание продолжить движение на Ленинград, но командующий группировкой «Север» генерал-фельдмаршал Фонлей отдает странный приказ, зайти в Капорье и уничтожить объект под кодовым названием «река жизни». И только недавно стало известно, что скрывается под этим поэтическим названием. Экспериментальная лаборатория, которая производила напитки по старинной русской рецептуре, в основе её было именно использование Иван чая.
Историк Александр Серегин свидетельствует: «Немецко-фашистские войска во время Великой отечественной войны зашли в Капорье и танками буквально снесли город, буквально растоптали поля Иван чая гусеницами, разрушили все лаборатории, уничтожили всех, кто занимался Иван чаем»

Педагог: Но почему немецкие стратеги решили отложить блокаду Ленинграда и поставить под угрозу план Барбаросса? Ради того чтобы уничтожить несколько лабораторий и фабрику чая? Современные исследователи объясняют это уникальными свойствами, которыми обладает Иван чай.
Александр Серегин: «по степени полезности Иван чай опережал все известные формы еды, в нем находятся удивительные вещества, которые сравнимы с алкалоидами, последние обладая свойствами не пьянить, но поднимать настроение и не туманить, а прояснять мозги у человека».
Мало кому известно, что на биохимических лабораториях капорской чайной фабрики проводились работы по созданию уникального напитка, который должен был повысить выносливость бойцов красной армии.
Александр Серегин: «Немцами специально были уничтожены вся документация, сведения, рецепты. Были уничтожены лаборатории и расстреляны люди работавшие в них»

Основными сборщиками и заготовщиками лекарственных растений в военные годы были дети. В свободное от учёбы время они отправлялись на луга и в леса, собирали травы, а затем сушили их и отправляли на фронт, в госпитали.

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны были задействованы все возможные ресурсы как человеческие, так и природные. Все усилия были направлены на приближение Дня Победы. Мы думаем, что нами были рассмотрены, конечно же, не все лекарственные растения тундры и тайги. Это только то, что нам удалось найти в разных источниках. Закончить нашу экскурсию мы хотим строчками из стихотворения Р. Рождественского:

Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!

На этом наша экскурсия подошла к концу. Спасибо за внимание!

Приложение
Презентация на тему: Лекарственные растения – Спасатели времен Великой Отечественной войны
Приложения Лекарственные растения – Спасатели времен Великой Отечественной войны


Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по экологии для школьников ко Всемирному дню защиты слонов Экологическая акция для школьников "Осторожно, слетки!" Экологическое исследование для школьников. Птицы - Грачи Внеклассное мероприятие по экологии для школьников: Всемирный день рыболовства
Участник №39 творческого конкурса «Восхитительная весна» с 1 марта по 31 мая 2019 года
Ворона из фетра своими руками. Выкройки. Пошаговый мастер-класс с фото | Аппликация из фетра Парус своими руками пошагово с фото. Шаблоны
Опубликовано: 2012 дней назад (20 мая 2019)
Просмотров: 2778
Рубрика: Сценарии
+4
Голосов: 4
Комментарии (3)
Тамара Александровна Новичкова # 26 мая 2019 в 20:23 +1
Татьяна Витальевна, здравствуйте! С интересом прочитала вашу публикацию " Лекарственные растения – спасатели времен Великой Отечественной войны". Узнала много нового. Вы провели большую работу по сбору материала, рассказали о лекарственных растениях, которые использовали в годы войны. На занятии использовали интерактивную игру «Узнай растение», карту военных лет, подобрали красочные иллюстрации растений. А я вспомнила рассказ папы. Он всю войну до Берлина прошёл в составе действующей армии, 191 мотострелковой дивизии старшим фельдшером. Был командиром медико-санитарной службы. И когда не хватало медикаментов, использовали отвары из трав, делали настои из берёзы, иван-чая, сосны, шиповника. Награждён орденами и медалями. И после войны, вернувшись домой продолжал работать в медицинском пункте, в родной деревне Алехово,Рязанской области. Своим больным часто давал рецепты приготовления настоев из трав и различных растений. За заслуги в охране здоровья населения в 1978 году было присвоено звание героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и медали "Золотая звезда". Конспект экскурсии будет полезен не только детям, но и многим педагогам. Поможет грамотно, и эмоционально рассказать детям на своих занятиях о пользе лекарственных трав. Презентация и ваша публикация оформлена грамотно и соответствует конкурсным требованиям, заслуживает внимания. Голос в вашу копилку. Спасибо.
Татьяна Викторовна Морозова # 6 июня 2019 в 00:12 0
Татьяна Витальевна, здравствуйте!
Познакомилась с Вашей публикацией " Лекарственные растения –
спасатели времен Великой Отечественной войны". Мне понравилось,
узнала много нового. Проведенная Вами работа по подготовке материала
будет полезна не только детям ,но и взрослым.
Презентация дополнила материал конспекта. Голосую!!! v
Галина Владимировна Козюкова # 9 июня 2019 в 07:13 +1
Татьяна Витальевна, здравствуйте. Очень понравилась Ваша экскурсия, приведены интересные факты. Экскурсия получилась не только увлекательной , но и познавательной Большое спасибо за работу. С удовольствием голосую.