Ворона из фетра своими руками. Выкройки. Пошаговый мастер-класс с фото
Мастер – класс с пошаговыми фото для детей «Ворона – вестница весны»
Достокорая Татьяна Витальевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО Дом детского творчества, ЯНАО, г. Новый УренгойАннотация:
Предназначен для ребят 5 - 12 лет. Мастер-класс знакомит детей с некоторыми традициями праздника коренных народов Севера – «Праздником вороны». Участники мастер–класса знакомятся некоторыми сведениями о вороне, узнают почему она важна для северных народов. Практическая деятельность способствует развитию навыков по изготовлению сувенира, а также развивает моторику, мыслительные процессы. Технологическая карта способствует развитию у детей навыков самостоятельной работы. Мастер-класс может быть полезен широкому кругу педагогов: воспитателям детских садов, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования.
Тема: «Ворона – вестница весны»

Задачи:
- обучить навыкам изготовления вороны;
- развивать моторику, практические навыки работы;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Оборудование, инструменты и материалы: береза с повязанными на ней разноцветными ленточками, фетр черного, темно-зеленого, серого, оранжевого, красного цвета, белый крупный бисер, ножницы, клей «Момент», ручка, картонные лекала, зубочистки, белый картон, декоративный шнур.
Ход мастер-класса
I. Вступительная частьЗдравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Сегодня я вам расскажу об очень интересном празднике народов ханты, который посвящен приходу весны и одной птице. Кто-то уже знает или догадался, о какой птице идет речь. Ну а те, кто еще не знает – отгадайте загадку:
Умная птица
Над полем кружится,
Клювом своим
Она может гордиться:
Чёрный, как смоль,
И крепкий, как сталь,
Клюв очень нужная
В жизни деталь.
(Ворона)
II. Теоретическая часть
Педагог: Правильно, речь идет о вороне. Для коренных народов Севера – ханты и манси ворона очень важная птица, которой они посвятили один из своих календарных праздников. Празднуется День вороны весной 7 апреля. Ворона у этих народов вестница весны.
- Ребята, скажите, пожалуйста, а когда мы отмечаем новый год? (В ночь с 31 декабря на 1 января).
Педагог: Правильно, а народ ханты отмечает новый год, когда приходит весна. А ее приход они связывают с криком вороны, который, по их верованиям и представлениям, несёт пробуждение силам природы. Кроме того ханты считают ворону покровительницей женщин-матерей и их детей. У этого народа даже есть поговорка: «Ворона прилетает туда, где родился малыш – добра ему желает». В этот день дети изготавливали гнезда для вороны и украшали их разноцветными ленточками. Делали это для того, чтобы привлечь ворону в стойбище. Считали, что чем больше будет развешано гнёзд, тем добрее и щедрее к людям будет священная птица, тем удачливее будет год, и тем больше родится в семьях детей.
- Итак, праздник вороны для народа ханты – это еще и новый год. У нас на новый год принято украшать какое дерево? (Елку)
Правильно. А ханты украшали в этот день березу. Это священное женское дерево. У мужчин и у женщин священные деревья разные! У женщин и детей – берёза, у мужчин - кедр. К берёзе идут женщины, принося ей свои дары: цветные лоскутки, кусочки меха, монетки, сушки. Повязывая их на ветки березы, разговаривают с деревом, загадывают желание, просят у неё, чаще всего, здоровья родным и семейного благополучия. Детский праздник заканчивается древним священным ритуалом – поклонению духу Огня, во время которого пожилая уважаемая женщина снимает платок с головы маленькой девочки и «дарит» его духу Огня, кидая детский платок в священный костёр. Девочке же дарится новый платок, который женщина снимает со своей головы. Этот обряд символизирует связь поколений и считается обязательным действием в Вороний день.
Мужчины проводят обряд жертвоприношения оленя над корнями священного кедра. Как только оленина попадает на стол, женщины, подражая крикам птиц, зазывают всех на общую трапезу. А после сытной еды устраивают танцы и игрища.
Сегодня мы с вами изготовим вот такой оберег – сувенир, ворону.
- Какие материалы нам понадобятся для работы? (Фетр черный, серый, оранжевый, красный, белый крупный бисер, ножницы, клей «Момент»).
- Правильно, молодцы. Перед тем как мы приступим к работе, давайте вспомним правила безопасной работы именно с теми материалами, которые нужны будут нам сегодня. (Педагог выслушивает детей, если нужно – поправляет ответы).
Техника безопасности.
1. При работе с ножницами – передавать их кольцами вперед. Не оставлять ножницы открытыми на столе. Если работа окончена – положить ножницы, не держать их в руках чтобы никого не поранить. Ни в коем случае не баловаться с ножницами!
2. При работе с клеем следить, чтобы он не попадал в глаза (не тереть грязными руками глаза). Пользоваться для приклеивания деталей зубочистками. Излишки клея убрать салфеткой. После работы помыть руки с мылом.
III. Практическая часть
Педагог: Итак, приступаем к изготовлению оберега. Материалы, необходимые для работы перед вами на столе. При изготовлении оберега вы можете опираться на технологическую карту, в которой показаны все этапы работы. (Приложение 1).
- Какого цвета ворона – образец? (Черного)
- Правильно. Но у нас еще есть фетр белого, темно–зеленого и темно-синего цвета. Вы можете выбрать любой из этих четырех цветов. Тогда ворона у вас получится с зеленым или синим отливом. А может быть, вы захотите сделать белую ворону? Такие особи бывают в природе. В народе даже сложилась поговорка: «Слыть белой вороной». То есть – отличаться от других, выделяться. Я же для своей вороны выбрала черный цвет, так как птица из черного фетра больше похожа на ворону, более узнаваема.
IV. Комментирующая часть
Педагог: Посмотрите на образец. Какого цвета клюв у вороны? (Серого).
- Правильно. У нас еще есть фетр оранжевого и желтого цвета. При желании вы можете взять его. Как выглядит ворона в природе, какой у нее клюв вы можете увидеть на фото.
- После того, как вы вырежете все необходимые детали, нам необходимо украсить крылышко и хвост вороны белым бисером. Для этого нам надо расшить детали как показано в технологической карте. (Приложение 1). За тем мы должны приклеить крыло и клюв вороны как на образце. На клюв приклеиваем красную полоску – ротик.
- Посмотрите, чего не хватает у нашей вороны? (Глаз). Глаза можно вырезать самостоятельно из фетра белого и черного цвета. Но мы возьмем глазки для кукол, которые можно купить в магазине. У нас получится вот такая симпатичная, глазастая ворона.
- В конце работы нам нужно сделать подвеску, чтобы можно было повесить нашу ворону, например, на березу, или где-то дома. Для этого мы берем декоративный шнур, отрезаем примерно 10 см и приклеиваем его на картонную заготовку вороны. После этого мы намазываем клеем всю картонную заготовку и приклеиваем ворону из фетра на картон. (Приложение 1). На этом наша работа окончена. Но если вы хотите, чтобы ваш сувенир был очень аккуратным и красивым, можно обратную сторону сувенира еще заклеить кожей или кожзаменителем.
V. Кульминация творческого процесса
Педагог: Предлагаю вам повесить ваших ворон на березу, у которой обычно и проходит празднование Дня вороны. Вы можете взять цветную ленточку и загадать желание, завязав ее на березе. Считается, что такое желание сбудется в течение года.
VI. Рефлексия. Подведение итогов
- Понравился вам мастер-класс?
- Что именно вам понравилось? Что запомнилось, может быть удивило вас?
- Какие северные народы широко праздную День вороны? (Ханты, манси)
- Что символизирует ворона у этих народов? (Приход весны).
- Покровителем кого является ворона? (Женщин и детей)
Наш мастер-класс подошел к концу. Я надеюсь, что вы с удовольствием мастерили и узнали для себя что-то новое. Ваших ворон вы можете, конечно же, забрать домой. Пусть они принесут вам удачу, здоровье. А в наш северный край - весну! Я с вами прощаюсь до следующих встреч!
Приложение
Технологическая карта изготовления сувенира «Ворона – вестница весны»1. Материал и инструменты для работы: фетр черного, серого, красного цвета, нитки швейные белые или черные, игла, ножницы, ручка, бисер белого цвета, клей «Момент», картон, декоративный шнур, «глаза»












Рекомендуем посмотреть:



Участник №29 творческого конкурса «Восхитительная весна» с 1 марта по 31 мая 2019 года
← Игра по станциям для младших школьников. Традиции и быт ненцев | Экскурсия для школьников 3-5 класса с презентацией «Лекарственные растения - спасатели времен Великой Отечественной войны» →
![]() |
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (5)
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|