Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Опыт работы воспитателя детского сада. Взаимодействии детского сада и семьи

Статья на тему «Возрождение историко-культурных традиций при взаимодействии детского сада и семьи».
Описание материала: материал будет полезен старшим воспитателям, воспитателям ДОУ при организации работы по ознакомлению дошкольников и их родителей с историей и культурой родного края.
«Возрождение историко-культурных традиций при взаимодействии детского сада и семьи».
В «Национальной доктрине образования в РФ» говорится, что «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций, сохранение языков и культур народов Российской Федерации». Приказом Минобрнауки от 17.10.2013г. № 1153 утвержден Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ДО, в котором отмечается, что часть образовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов, отражать специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого. Перед коллективом детского сада стоит цель по созданию системы работы по развитию у детей и их родителей (законных представителей) познавательного интереса к истории, культуре, традициям казачества через организацию различных видов деятельности.
Одним из направлений этой работы стало создание мини-музея «Лазоревый цветок». Силами педагогов и родителей собраны различные экспонаты.
Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии). В мини-музее проходят занятия познавательно, художественно-эстетического развития, экскурсии которые проводят дети подготовительной группы для малышей.
В доступной форме дети знакомятся с историей, традициями, обычаями Донских казаков. Дошкольники получают представление о предметах старины (чугунок, крынка, плошка). Узнают, как раньше гладили белье и в чем готовили еду, как носили воду и делали плетень. С интересом рассматривают предметы старины: рубель, валик, коромысло.
Роль мини-музея в ознакомлении с историей родного края велика:
• помогает приобщать детей к истокам национальной культуры;
• способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;
• позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
На базе мини-музея проходят выставки творческих работ, посвященные любимому городу, казачьи посиделки с участие детей и родителей, творческие мастерские по изготовлению атрибутов к праздникам и развлечениям. Старшие дошкольники проводят мини экскурсии для дошкольников других групп. Наш мини-музей - это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Народные праздники всегда рассматривались в тесной связи с историей, природой, жизнью казаков. Обычаев и традиций много. Одни появляются, другие исчезают, остаются только те, которые наиболее полно отражают бытовые и культурные особенности казаков. Они сохраняются в памяти народа. Наиболее известные праздники, сохранившиеся в том или ином проявлении и до наших дней это «Святки» и «Масленица».
Приобщение детей к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках. Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Стали доброй традицией нашего ДОУ проведение совместных праздников «Покров на Дону», «Рождественские встречи» или «Святки», «Масленица», «День матери казачки», казачьи посиделки, акции. Наши родители принимали активное участие во всех мероприятиях. Так на Святки дети подготовительной группы и их родители лепили вареники с сюрпризом. На акцию посвященную прилету птиц «Жаворонки» изготовили вместе с детьми бумажных птиц, читали стихи, заклички. На праздник посвященный Дню Матери казачки играли в народные игры, делали сувениры на счастье. Благодаря таким праздникам и развлечениям, и дети, и родители приобщаются к истокам народного творчества, к истории своего народа, его традициям и получают массу удовольствий.
В ДОУ обобщен опыт работы по использованию проектной деятельности, музейной педагогики, календарно-обрядовых праздников как условие приобщения детей к культуре, обычаям и традициям Донского края. И в марте 2016 года МБДОУ детскому саду № 42 был присвоен статус «Казачье».
Имея опыт работы по оказанию помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, все Вы согласитесь, что традиционные формы работы для современных родителей стали не интересны, поэтому от нас, педагогов, требуется творческий подход в работе с родителями. Чем разнообразнее формы работы в данном направлении, тем больше положительных результатов приносит совместная деятельность родителей и педагогов в воспитании детей. На наш взгляд, самой интересной формой работы, является презентация семейного опыта в воспитании детей. Родители сами выбирают тему, и желающие выступить, готовят презентацию, на которых они делятся опытом воспитания собственных детей. Так в новом году запланированы презентации «Казачья кухня» и презентация уклада жизни семьи Чумаковых, имеющих казачьи корни рода в хуторе Арпачин.
Мы надеемся, что наши встречи (посиделки) привлекут внимание и других родителей делится своими секретами, интересным опытом по возражению народных и семейных традиций.

Рекомендуем посмотреть:

Опыт работы воспитателя на высшую категорию Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста Опыт работы по изучению ПДД в ДОУ Роль развивающей предметно пространственной среды для развития дошкольников
Круглый стол для родителей в детском саду. Подготовительная группа
Опубликовано: 2423 дня назад (5 апреля 2018)
Просмотров: 1131
Рубрика: статьи
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!