Семинар - практикум для воспитателей ДОУ. Динамические паузы
Динамические паузы, как один из методов укрепления здоровья детей
Всем известно, что в настоящее время актуальной проблемой является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.Для каждого педагога детского сада не секрет, что основными причинами ухудшения здоровья детей является дефицит двигательной активности.
Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития.
Потребность в двигательной активности у детей дошкольников очень велика. Любая образовательная деятельность, не связанная с движениями – это нагрузка на детский организм. Они быстро утомляются и теряют интерес к обучению, что отрицательно влияет на эффективность познавательных процессов.
Поэтому большое внимание необходимо уделять значению движений в жизни ребенка, в его целостном, гармоничном развитии.
Помимо НОД по физической культуре двигательную активность детей необходимо развивать за счет малых форм активного отдыха. К ним можно отнести динамические паузы, которые включают в себя физкультминутки и физкультурные паузы. О них сегодня и пойдет разговор.
Уважаемые педагоги, давайте вспомним, что такое физкультминутки для дошкольников?
Выслушать ответы педагогов.
Да, это кратковременные физические упражнения, имеющие целью предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали). Они улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям. Длительность – 1,5-2 минуты; проводить их рекомендуется начиная со средней группы.
Основные формы проведения физкультминуток
В форме общеразвивающих упражнений Общеразвивающие упражнения подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используются 3-4 упражнения для разных групп мышц. Закончить можно прыжками, бегом на месте или ходьбой.
Физкультминутка "Дружно встали"
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны).
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо).
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (Поворот влево.)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще (Поворот вправо.)
Через левое плечо. (Поворот влево.)
А теперь на месте шаг
А теперь на месте шаг.
Выше ноги!
Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем –
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
В форме подвижной игры. Подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. Приглашаю принять участие в подвижной игре «Снежинки и ветер».
педагоги участвуют в роли детей
Снежинки, снежинки по ветру летят, (Легкий бег в разных направлениях).
Снежинки, снежинки на землю хотят.
А ветер дует все сильней и сильней, (Бег с поворотом вокруг себя).
Снежинки кружатся быстрей и быстрей.
Вдруг ветер утих, стало тихо кругом, (Бег к воспитателю и присесть около него на пол)
Снежинки слетелись в большой
Снежный ком.
Подвижная игра «Зимние забавы».
Возьмем снега мы немножко, (Выполнять имитационные движения.)
Снежки слепим мы в ладошках.
Дружно ими побросались – (Движения как будто бросаем друг в друга снежки в течении 0,5 мин.)
Наши руки и размялись.
А теперь пора творить, (Ходьба в разных направлениях с наклоном вперед на каждый шаг. Выпрямиться, высоко поднять руки вверх.)
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили.
Сверху третий, малый ком.
Снег стряхнули с рук потом. (Потряхивание кистями рук.)
Подвижная игра «Весёлые зайчата».
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Ну-ка, дружно все присели,
Друг на друга поглядели.
Лапками похлопали:
Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп.
Что у зайцев на макушке?
- Пляшут весело там ушки.
Раз подскок, два подскок –
Поскакали все в лесок.
Подвижная игра «Медведь»
Как-то мы в лесу гуляли и медведя повстречали, (Ходьба по кругу взявшись за руки.)
Он под ёлкою лежит, растянулся и храпит, (Лечь на спину или живот, потянуться.)
Мы вокруг него ходили, косолапого будили, (Ходьба по кругу в другую сторону, наклоны вперёд)
Ну-ка, мишенька, вставай, нас быстрее догоняй! (Приседания, бег на месте.)
В форме дидактической игры с движениями. Такие физкультминутки хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой (фонетической) культуре речи, по математике.
Предлагаю вам принять участие в математической игре со зрительными ориентирами. Текст произносится до начала выполнения упражнения.
педагоги участвуют в роли детей.
До пяти считаем гири выжимаем. И.п. стоя, ноги слегка расставлены. Руки подняв стороны, медленно согнуть к плечам, пальцы сжать в кулак, 4-5 раз.
Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки. На доске – круг с точками, воспитатель показывает на них, а дети считают сколько раз надо поднять руки.
Сколько раз ударю в бубен, столько раз дрова разрубим. И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз, пальцы соединены в замок. Поднять руки вверх, наклон вперед-вниз и снова выпрямиться, руки вверх, 5 раз.
Сколько елочек зелёных, столько выполним наклонов. И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки на пояс. Наклоны вправо и влево.
Приседаем столько раз, сколько бабочек у нас. И.п. стоя, ноги на ширине стопы, руки на пояс. Приседаем, руки вперед, вернуться в и.п.
В форме танцевальных движений. Используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные. «Если нравится тебе, то делай так», «Мы пойдем направо…», «Снег руками загребаем…» и другие музыкальные композиции.
В форме выполнения движений под текст стихотворения. При подборе стихотворений обращается внимание на следующее:
текст стихотворений должен быть высокохудожественным. Используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки;
преимущество отдается стихам с четким ритмом;
содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программной задачей.
Зайка.
Движения выполняются по ходу текста стихотворения.
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
На горе стоит лесок.
На горе стоит лесок (Круговые движения руками.)
Он не низок не высок (Присесть, встать, руки вверх.)
Удивительная птица подает нам голосок (Голову и руки вверх, потянуться.)
По тропинке два туриста
Шли домой из далека (Ходьба на месте.)
Говорят: «Такого свиста, мы не слышали пока» (Плечи поднять.)
В форме любого двигательного действия и задания. Возможно отгадывание загадок не словами, а движениями; использование различных имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксёр, гимнаст), трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).
Требования к проведению физкультминуток:
- Проводится на начальном этапе утомления (8-я, 13-я, 15-я мир занятия – в зависимости от возраста детей, вида деятельности, сложности учебного материала).- Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.
- Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади.
- Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем.
- Содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия.
- Комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятий, их содержания.
- Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног.
Теперь поговорим о физкультурной паузе. В чем её отличие от физкультминуток?
Ответы педагогов.
Она также предотвращает развитие утомления у детей и снимает эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала, увеличению двигательной активности детей.
Проводится в любом хорошо проветренном помещении – группа, спальня, коридор – во время перерыва между занятиями и составляет не более 10 мин.
Может состоять из 3-4 игровых упражнений типа «Кольцеброс», «Серсо», «Удочка», «Бой петухов» и др., а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий (скакалка, кегли, мячи, обручи, ракетки).
Методика проведения физкультурной паузы:
- Игровые упражнения должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10-12 мин), доступны детям с разным уровнем двигательной активности.- Игровые упражнения должны предоставлять возможность детям в любой момент войти в игру и выйти из неё.
- Не следует предлагать детям игры с высокой интенсивностью движений, так как они могут их перевозбудить.
- В конце двигательной паузы можно предложить детям различные дыхательные упражнения.
Предлагаю взять ракетки, волан и поиграть в бадминтон друг с другом. И выполним один из комплексов дыхательной гимнастики.
Часики. Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.
Трубач. Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.
Петух. Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.
Каша кипит. Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
Паровозик. Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.
Итак, коллеги, из всего сказанного, можно сделать вывод: разумное сочетание всех этих компонентов помогает проводить комплексы эмоционально, интересно и способствует наиболее яркому восприятию движений, способствует полноценному физическому развитию и укрепления здоровья дошкольников.
Рекомендуем посмотреть:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Волшебный песок Тренинг для воспитателей детского сада. Синдром эмоционального выгорания Семинар - практикум для воспитателей детского сада Физкультминутки для детей 6-7 лет в детском саду в стихахПохожие статьи:
Динамические паузы для дошкольников на тему «Природа. Времена года»
← Занятие "Туристы" со старшими дошкольниками | Физкультурный праздник в детском саду для детей 4-7 на улице. Сценарий →
Автор: Светлана Викторовна Иванова
Опубликовано: 1226 дней назад (15 августа 2021)
Просмотров: 3375
Рубрика: методическая копилка
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!