Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Роль семьи в подготовке к профессиональной деятельности музыканта исполнителя

Опыт работы преподавателя ДШИ. Современный взгляд на роль семьи в подготовке к профессиональной деятельности музыканта исполнителя
Автор: Качаев Олег Викторович, преподаватель, МБУ ДО Тимофеевская ДШИ,
Ключевые слова: музыкальное исполнительство, гитарная школа, музыкальное воспитание.
Аннотация: данная статья посвящена некоторым вопросам правильной организации домашних музыкальных занятий.
Данная статья написана, в первую очередь для родителей, которые должны понимать всю важность необходимости контроля и системности в подготовке домашних занятий ребенка на музыкальном инструменте. Это возраст дошкольный или начальной школы.
Материал будет полезен как молодым родителям, так и педагогам, а также всем тем, кто готов применить некоторые методические рекомендации, наработанные педагогом - музыкантом - психологом. О том, как помочь ребёнку преодолеть трудности на первоначальном этапе и не превратить занятия в назидательные беседы, чтоб ваш малыш не превратился в «колючий кактус», мы попытаемся организовать учебный процесс с Вашей помощью. Надеюсь, что мои наблюдения и личный опыт работы будут в помощь при подготовке к домашней работе.
Мы знаем, что ежедневный труд воспитывает волю и дисциплину, а для многих известных людей музыка стала частью жизни, благодаря которой они добились успехов в своих областях, например Альберт Эйнштейн, который открыл нам теорию относительности, играл на скрипке, меломаны - литераторы: Иван Тургенев, Фредерик Стендаль, Борис Пастернак, Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендовали всем будущим полиглотам музыку и это, отнюдь не весь список, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки.
В игре возможно перевоплотиться, передать характер, жесты, манеру. Очень полезен прием подражания, когда учитель исполняет, а ученик пробует это повторить.
Если Вы приняли решение подать заявление в музыкальную школу, то у Вас есть для этого свой вариант выбора:
1. Чтобы мой ребенок не бездельничал до (после) школы, хоть чем - нибудь увлёкся и был «под присмотром преподавателей». Обычно это семьи, где родители заняты на работе «от рассвета до заката», либо, так называемые «неблагополучные».
2. Сильное желание самих родителей воплотить свои детские мечты в своем ребенке, т.е. когда-то сами не доучились и бросили занятия музыкой. Надежда, что ребёнок обязательно проявит свою «гениальность» их вдохновляет, только он ещё не понимает, чего от него хотят и родители и преподаватели.
3. Музыка – это семейная традиция! Надо - значит надо…
4. Когда родителей приводит САМ ребёнок со словами: «Я хочу заниматься на инструменте, запишите меня!»
Итак, Ваш ребёнок успешно прошёл приёмные испытания и поступил в музыкальную школу!
Первые занятия, эмоции, восторг, впечатления, первые домашние задания и начало самостоятельной работы способны вызвать самые разнообразные мысли, иногда можно услышать крамольную фразу: «у меня не получается, значит не буду стараться - пойду заниматься танцами, там нет домашних заданий», слёзки - кляксы в нотах. Важно на этом этапе приучить ребенка к труду и дисциплине и помочь должны, и учитель и родитель. Стоит напомнить, что занятия в классе дают базовые знания и очень важно отрабатывать навыки игры дома.
Уважаемые родители! Наберитесь терпения и включайтесь в работу!!!
Начинаем выполнять музыкальные задания с удовольствием и только в хорошем настроении, поскольку ребёнок как магнит впитает его и результат игры не заставит себя долго ждать.
Перечислю основные моменты, на которые нужно обратить внимание:
- «Мои любимые игрушки» или Зона комфорта.
Место для занятий должно быть удобным, светлым, достаточно просторным и подготовленным желательно совместно с ребёнком. С целью адаптации к дальнейшим концертным выступлениям и преодолением «сценического барьера» можно использовать героев из мультфильмов, сказочных персонажей и любимые игрушки. Они и будут первыми зрителями. Научитесь с ними общаться и озвучивать, играйте вместе со своим ребенком. Это важные элементы ролевой игры. Обязательно удобный стул, подставка для ног, пюпитр. Следите за посадкой и правильной осанкой. Занимайтесь перед зеркалом. Приветствуются домашние концерты в кругу семьи, это снимет волнение в будущем, когда ребенок будет выступать на сцене.
- «Пять минуточек» или Время занятий.
Рекомендую ежедневные занятия дома детям младшего школьного возраста до 30 минут, но это должно войти в систему. Этот момент очень важно определить с ребёнком сообща, чтобы он был готов психологически к тому, что нужно сесть, сосредоточить внимание на изучение и закрепление музыкального материала.
Первый вариант - Можно составить и выписать план вместе с ребенком на листок, это привнесет элемент доброжелательной игры, например такой:
1. пункт пишет родитель, опираясь за требования учителя из дневника, пример: сесть прямо, выучить в пьесе мелодию, аккорды.
2. составляет ребенок, что считает нужным сделать из этого требования, к примеру: выучить первую фразу.
3. (родитель) ……
4. снова ребенок.
5. завершает родитель, и в конце всегда его благодарит за успех.
Второй вариант - определить продолжительность подготовки заранее. Если изначально у ребенка будет желание позаниматься 10 – 15 минут, то нужно убедить на примере компьютерной игры: чтоб пройти определённый уровень на игру требуется 30 минут, или привести пример обычной игры с ребятами во дворе. Сказать, что недостаток времени в компьютерной игре не приведет к достижению желаемого результата.
Третий вариант - предложить ребенку самостоятельную подготовку и разбить это время на два этапа: часть заданий выполнить сейчас, часть через какой то промежуток времени, но только сегодня!
- «Завтра урок! Срочно заниматься!» или Системность.
Лирическое отступление:
Я на уроках привожу примеры некоторых историй из жизни великих композиторов: 6-летний Моцарт проводил время за клавикордом по 6 часов с раннего утра до обеда, а вечером играл у знатных вельмож 2- х часовые концерты и это не смотря на то, что он был гениально одарен и считался «вундеркиндом 18 века». Молодой Л. Бетховен не принимался за новую работу пока не заканчивал предыдущую и перед началом письма обливал голову кувшином с холодной водой, чтобы со светлыми мыслями приступать к сочинительству. И.С. Бах мог одновременно работать над несколькими произведениями и это ему, отнюдь не мешало писать гениальные произведения. Однажды П. Чайковского спросили, что все гении творят только по вдохновению. Он остановился, сделал нетерпеливый жест рукой и проговорил с досадой: — «Ах, юноша, не говорите пошлостей! Вдохновения нельзя ожидать, да и одного его недостаточно: нужен, прежде всего труд, труд и труд! Помните, что даже человек, одаренный печатью гения, ничего не даст не только великого, но и среднего, если не будет адски трудиться. И чем больше человеку дано, тем больше он должен трудиться. Я себя считаю самым обыкновенным, средним человеком»...
Отсюда сделаем вывод: Только ежедневные занятия дадут результат!
Лучше поставить конкретную цель работы совместно с ребенком над небольшим заданием, чем играть одно и тоже произведение от начала до конца несколько раз подряд без вдумчивого исполнения. Ваш малыш получит только радость от хорошего результата. Например, обозначьте объём по «тактам» или «строчкам» и обязательно прослушайте качество выученного материала. Количество «подходов к инструменту» может быть 2-3. Результат будет намного лучше. И помните, что занятия должны быть каждый день!
- «Через тернии к звёздам…» или Мотивация.
На разных этапах обучения интерес к занятиям может «ослабевать» из - за монотонности действий. Это может быть связано с усложнением материала, большой загруженностью в образовательной школе, что требует большего внимания и усидчивости. Как поступать родителям? Как превратить домашние занятия в творческий процесс? Искать решение только через диалог! Попросите ребёнка стать Вашим учителем и объяснить Вам домашнее задание с демонстрацией примеров. Проследите последовательность объяснения. Это определит уровень усвоенного материала. Подготовка и выступление на семейных тожествах воспитает в ребёнке дисциплину, ответственность и поможет зарождению семейных традиций, что в перспективе будет сохранено и в его будущей семье. Не стоит забывать, что ребёнок взрослеет и все приобретённые навыки в процессе обучения игры на инструменте в музыкальной школе станут образцом новой благополучной семьи.
Четкой формулы успеха нет ни у кого. Самой большой опасностью для человека являются готовые истины. Самый сладкий путь – путь потребителя: «Нечего думать, делай, как все». Только человек, обладающий навыками самостоятельного мышления, может управлять своей судьбой!
- «Не скупитесь на похвалу!» или Поощрения.
Как бы ваш ребенок не сыграл плохо или с ошибками, никогда его за это не ругайте! Делайте акценты на положительном, это поднимет настроение и снимет психологический барьер неуверенности и ряда других проблем. Учитесь благодарить за любое действие, рекомендацию, вопрос! Например, используя словесный метод можно сказать так: «Вася, ты такой молодец, что сыграл эту пьесу от начала до конца, я услышал в ней как будто злой Кащей пытается украсть Василису»… Будьте актерами, вернитесь в детство!
- «Прием поднятия значимости» или Закон дружбы.
Особенно важна интонация и тон разговора! (Для детей постарше). Проговорите, в чем именно вы понимаете ребенка, признайте важность и значимость того, что его волнует. Пример: «Вася, ты не представляешь, как действительно важно быть уверенным в том, что ты делаешь. Я понимаю твое желание сейчас поиграть в «Ratchet& Clank», «Angry Birds» или «Plants vs. Zombie», но для этого мы могли бы выбрать более оптимальное время (через час), ибо интернет доступен сейчас 24 часа в сутки. После этого задания как ты выполнишь, в тебе произойдут явные изменения, ты станешь умнее (прочие аргументированные адекватные комплименты). Ты же понимаешь, мой дорогой, как это выгодно вкладывать в свое образование?! Если каждый день заниматься по 30 минут, то через неделю твои старания в 3,5 часа через месяц дадут положительный результат и ты сможешь себя попробовать в роли артиста на сцене, хочешь проверишь?». Думаю интрига не заставит себя долго ждать.
Некоторые психологи поощряют следующие варианты (на выбор самих родителей):
Сладости.
Для самых юных музыкантов это весьма ценная вещь. Тут родителям лучше известно, что предпочитает их ребенок.
Денежное вознаграждение.
На усмотрение родителей, но не стоит злоупотреблять. При использовании этого метода дети начинают относиться к занятиям как к работе. А родитель может объяснить, что "заплатит" только за качественную работу, за задание, выполненное без ошибок.
Компьютерные игры и мультфильм.
Договориться с ребенком, что за хорошо выученное домашнее задание по музыке, ему разрешат посмотреть мультфильм подольше или провести больше времени за компьютерной игрой. Это действенное средство для тех детей, кому не разрешают с утра до вечера сидеть за компьютером или телевизором. При правильном подходе можно сделать из интерактивных развлечений мощный стимул для занятий.
Прочее…
Это могут быть открытки, марки, наклейки и прочая мелочь, которую дети коллекционируют. За одно или несколько занятий можно дарить (давать) подобные вещи при условии хорошей и качественной работы со стороны ученика.
И вот он момент восторга: «У меня получается!!!», «я могу лучше, чем Вася с 3 класса соседней школы», а для вас это самая главная награда за труды и внимание, вы научились создавать благоприятную психологическую среду для занятий, сформировали у ребенка личностный подход к изучению материала, научили его самостоятельности мышления.
В любой педагогике обязательно должна быть система – стройное движение от начала до конца, от простого к сложному. Стихийность и бессистемность никогда и никого еще не приводили к желаемым результатам. Совершенно очевидно, что хаотичность в подготовке не приведет к определенным способностям и умениям или на это уйдут годы.
И помните: успешный, музыкальный, гармонично развитый сильный ребенок никогда не будет духовно бедным, аморальным эгоистом, он будет уважать потребности других людей и станет положительным примером для сверстников и гордостью своих родителей. Удачи Вам!

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий праздника для 1 класса. Посвящение в искусство Занимательное сольфеджио в стихах Роль ансамблевого музицирования в музыкальном развитии и воспитании учащихся ДМШ Основы ведения меха на аккордеоне
Опубликовано: 2428 дней назад (11 марта 2018)
Просмотров: 1017
+1
Голосов: 1
Комментарии (2)
Елена Ивановна Буторина # 13 марта 2018 в 18:35 0
Замечательные, нужные слова Вы подобрали, Олег Викторович! Согласна с тем, что без поддержки родителей, семьи воспитать юного музыканта трудно. Особенно сегодня, в информационный век, соблазнов слишком много. Примите голос поддержки за публикацию, уважаемый коллега! smile
Олег Викторович Качаев # 13 марта 2018 в 18:48 0
Елена, Благодарю Вас за искренний отзыв о работе)) Очень приятно))