Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект занятия по познавательно - речевому развитию в средней группе детского сада

НОД по познавательно – речевому развитию «Экскурсия в мини - музей»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Познание», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Музыкальное развитие», «Физическое развитие».
Цель: формирование у детей представления об истории, культуре и быте мордвы.
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать и закреплять имеющие знания у детей об истории и традициях мордовского народа;
- закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков в мордовских словах; выучить с детьми новое слово – экскурсиянь вяти (экскурсовод);
- повторить счет в прямом порядке в пределах 10 на мокшанском языке.
Развивающие:
- развивать фонематический слух и совершенствовать интонационную выразительность речи;
- развивать эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус у детей.
Воспитательные:
- воспитывать навыки культуры общения на мокшанском языке.
- воспитывать доброжелательность, вежливость умение действовать совместно.
Предварительная работа:
1. Чтение сказок, легенд, рассказов о родном крае.
2. Рассматривание мордовских национальных костюмов.
3. Рассматривание книг- альбомов и слайдов: «Мы – мордва», «Древняя мордва», «Стихи и песни Мордовии», «Здравствуй, Мордовия!».
4. Экскурсия в краеведческий музей города Ковылкино и занятия в мини – музее детского сада для ознакомлению с экспонатами, посвященные истории мордовского народа.
5. Беседы и рассматривание картин о быте мордвы.
6. Занятия по художественному творчеству – отображение в детских работах элементов национального орнамента и предметов утвари.
7. Дидактическая игра «Од кудс сувама» (Новоселье»).
8. Заучивание пословиц, потешек, закличек.
9. Слушание национальной мордовской музыки.
10. Проведение мордовских подвижных игр.
Оборудование: Презентация «Экскурсия в мини – музей», экран, фотовыставка, посвящённая истории мордовского народа, фонограммы с музыкальным сопровождением, декорация, мордовские костюмы для детей, выпечка, сладкие угощения для детей.
Оформление зала:
Звучит национальная инструментальная музыка.
Зал оформлен: Фотовыставка, мордовский орнамент, картины, книги мордовских писателей, куклы в национальных костюмах,
Воспитатель в мокшанском национальном костюме.
Ход занятия
В украшенном зале звучит мордовская национальная музыка. Дети в мордовских костюмах.
Встречает гостей хозяйка в мордовском костюме (приветствует детей и гостей на мокшанском и русском языках).

Воспитатель: Шумбрат уледа!
Сегодня мы поговорим об истории мордовского народа.
Воспитатель: А где можно узнать историю мордвы?
В музее. А вы любите посещать музеи?
Да! (дети)
Воспитатель: Музеи нужны, чтобы сохранить старинные предметы.
В музеях хранятся древняя посуда, картины.

Как называется предметы, которые находятся в музее (экспонатами).

Воспитатель: Музеи нужны нам, для того чтобы узнать, как жили наши предки.
А кто проводит экскурсии в музее? (экскурсовод)
«Экскурсовод» на мокшанском языке произносится «Экскурсиянь вяти». И сегодня приглашаю вас в мини музей нашего детского сада.

Посмотрите, как красиво у нас.

Воспитатель: А теперь обратите внимание на экран.
Как называется республика, в которой мы живём?
Какой город является столицей нашей республики? (Саранск)

Саранск – это красивый, уютный благоустроенный город.
Но когда- то, очень давно – Саранск не был городом, а был маленьким поселением.
Его еще называли сторожевым пунктом, потому что он был расположен на границе с другими областями.

Прошло немного времени и наш Саранск стал современным и большим городом. Как произносится на мокшанском языке слова «город» (ош).

Дети, вы знаете, что в нашей республике проживают народы разных национальностей? Назовите их (ответ детей). (Мокша, эрзя, русские, татары).
А теперь подойдите к выставке фотографий.

Мордовский народ – это очень древний народ. Наши предки жили очень – очень давно. А что означает слово предки? (ответ детей).

Давайте посмотрим, как выглядели наши предки, как они жили (рассматривание фотографии на стенде). Правильно, предки – это наши прапрабабушки, прапрадедушки, которые жили очень - очень давно. А жили они в сёлах и деревнях.

Село – по-русски, по-мордовски - веле,
И вот уже столетья пролетели,
Но жив народ и радостна земля
Что этому народу жизнь дала.
Как произносится слово «село» на мокшаском языке.
Мордовские поселения были небольшими, всего несколько домов.
Дома строились из дерева, а крыши были покрыты камышом или соломой.
Дети, как по-мокшански будет «изба»?
Из чего были построены дома?
Чем были покрыты крыши домов? (ответ детей).

Воспитатель: Мордовские семьи были большими. Здесь жили бабушки и дедушки, дети родителей и их дети. Наши предки жили очень дружно, весело, уважали старых и любили малых. Их жизненный опыт дошёл до наших дней в пословицах и поговорках. Вспомните, какие пословицы мы разучивали на прошлых занятиях. Обратите внимание, это мордовская изба.

1. Шачема васфтома ломанць, что пизофтома нармонць (человек без Родины, что птица без гнезда).
2. Родной масторсь – родной ава (родная земля - родная мать).
(Дети проговаривают и сами переводят).

Воспитатель: Поиграем в игру «Назови ласково» (Азк кельговикс).
Я называю слово, а вы подберите к нему уменьшительно - ласкательную форму.

Слова:
Бабушка - бабаня - щаваня
Дедушка – атяня
Папа – аляня
Мама – тядяня
Брат – дуганя
Сестра – сазарня
(Молодцы, воспитатель подведет итог игры, дети на мокшанском языке подсчитывают у кого больше фишек – счет на мокшанском языке).

Воспитатель: А сейчас предлагаю вам, подойти к другой экспозиции. Здесь размещен мордовский национальный костюм.

Посмотрите, какая красивая одежда у мордовского народа. Одежда у наших предков бережно хранилась в сундуках.

Давайте вспомним, как называются предметы мордовского костюма на мокшанском языке.

Дети: У мокши были широко распространены тканные головные платки-пря руця.
Белые, длинные рубахи - панар. Её украшали вышивкой.
Обязательными для костюма мордовок были пояса-каркс.

Воспитатель: : Весь костюм мордовочка шила сама и украшала яркой вышивкой. А на ногах у женщины – мордовки были надеты сапоги - кемот.

А сколько украшений у мордовочки – мокшанки, ведь не зря говорят: «Мордовочку сначала услышишь, а потом увидишь!»

Дети покажем гостям наши красивые костюмы (выполняются движения и проговаривается чистоговорка на мокшанском языке).

Воспитатель: Национальный костюм являются важной частью мордовской народной культуры и передаются из поколения в поколение. Праздники были разными: они посвящались и временам года, и восхваляли урожай, и воспевали труд народа, в них играли свадьбы.

Сейчас у нас какое время года? (ответ детей). Весенние праздники начинались с обрядов встречи весны.

В день весеннего равноденствия (22 марта) мордва и русские пекли «жаворонки». Дети поднимались с ними на крыши домов и исполняли заклички – веснянки, в которых просили птиц поскорее прилететь и пришла бы весна.

Дети: Жаворонкат ширезон лиеда, лиеда, лиеда, лиеда.
Лямбе кизоня ускода, ускода, ускода, ускода.
Ляпе пизоня тиеда, тиеда, тиеда.
Козя урожайня видеда, видеда, видеда.

Воспитатель: Дети, очень красиво проговорили закличку – веснянку.
И сейчас мы отмечаем все праздники, ваши родители поддерживают традиции мордовского народа, 22 марта в день весеннего равноденствия пекут выпечки – жаворонков.

Анализ и итог занятия
Дети понравилась наша экскурсия по мини – музею.
О чем мы с вами говорили.

Сегодня на экскурсии по мини – музею мы с вами ещё раз вспомнили, как жили наши предки, закрепили слова на мокшанском языке, обозначающие элементы мордовского костюма, познакомились с новым словом, обозначающим «экскурсиянь вяти» (экскурсовод), правильное произношение мордовских слов.

А закончить наше занятие мне хочется такими словами:
Мордовия – часть нашей славной России!
Прекрасная родина светлой мечты,
Не сыщешь нигде в мире края красивей.
Об этом всегда помню я, помни ты.
(Воспитатель в конце мероприятия предлагает всем присутствующим угостится выпечкой «жаворонок»).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по экологии с элементами аппликации в средней группе детского сада Конспект занятия по познавательному развитию "Насекомые". Средняя группа Занятие по художественному конструированию в детском саду в средней группе Конспект занятия на тему «Цирк». Средняя группа
Сценарий фольклорного праздника «Троица» в детском саду в старшей группе | Фотоотчет о проведение праздника Победы в детском саду. Средняя группа
Опубликовано: 980 дней назад (17 апреля 2022)
Просмотров: 654
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!