Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звук и буква Н
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Согласная буква Н и звуки [н], [нь]»
Тема: «Согласная буква Н и звуки [н], [нь]».Задачи:
Образовательные: определять твердость и мягкость буквы эн,; закрепить умение давать характеристику звука [н], читать слоги с буквой эн;
Развивающие:развивать связную речь, память, внимание;
Воспитательные: воспитывать у детей самостоятельность.
Материал: Незнайка, буква Н на листе бумаги,, тетрадь на каждого ребенка, карандаш, указка, карточки зеленого и синего цветов на каждого ребенка, буквы для чтения слогов.
Ход занятия
I. Организационный моментДети стоят в кругу
- Давайте выполним зарядку для языка, повторяйте за мной движения
Артикуляционная гимнастика
На верхнюю губку,
На верхние зубки,
За зубки скачок -
Во рту язычок.
Язык-как кисточка моя,
И ею небо крашу я.
За зубами в бугорок.
Бьет широкий язычок.
(Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын»)
- К нам в гости сегодня пришел Незнайка и принес с собой букву Н. Он знает мало про эту букву и просит от вас помощи, чтобы вы ему помогли больше узнать про эту букву.
- Каким цветом обозначены гласные буквы? (красным). Давайте назовем некоторые из них. Воспитатель указкой показывает на букву, с которой дети знакомы (а, о, у, и).
- А синим цветом какие буквы обозначены? (согласные). Давайте теперь назовем некоторые согласные. Воспитатель указкой показывает на букву, с которой дети знакомы (м, к, т, п, х, с).
- А чем отличаются гласные от согласных? (При произношении гл. звук не встречает преград, а при произношении согласных букв воздух встречает преграды, в виде языка, зубов, губ и преодолевает их).
II. Основная часть
2.1 Характеристика звука [н]
- Произнесем вместе звук [н] (дети произносят)
- Что мы чувствуем при произношении звука [н]? Легко ли воздух проходит или встречается препятствие? (Встречает препятствие, зубы мешают). Значит, какой это звук? (согласный). А как произносится звук [н] Твердо или мягко? (твердо) А звук [н] глухой или звонкий? Давайте проверим. Закроем уши и произнесем звук [н], если мы услышим шум, то это глухой звук, а если услышим свой голос, то это звонкий звук.
Дети проверяют.
- Дети, что вы услышали, шум или свой голос? (свой голос)
- Значит, звук [н] какой, глухой или звонкий? (звонкий)
- Правильно, звук [н] согласный, твердый и звонкий.
- Но у звука [н] есть пара, это звук [нь], давайте его тоже проверим.
- Легко ли воздух проходит или встречается препятствие? (Встречается препятствие, язык мешает).
- Есть присутствует преграда, значит это тоже согласный звук.
- Как произносится звук [нь], твердо или мягко? (мягко)
- А звук [нь] глухой или звонкий? Давайте проверим. Закроем уши и произнесем звук [нь], если мы услышим шум, то это глухой звук, а если услышим свой голос, то это звонкий звук.
Дети проверяют.
- Дети, что вы услышали, шум или свой голос? (свой голос)
- Значит, звук [нь] какой, глухой или звонкий? (звонкий)
- Правильно, звук [нь] согласный, мягкий и звонкий.
- Если буква «ЭН» обозначает два согласных звука [н] и [нь], значит в какой домик мы ее поселим? (к согласным).
Отрываю листочек, которым закрыта буква «ЭН» в алфавите.
- Из каких элементов состоит буква «Н»?
- Давайте выложим букву «Н» из счетных палочек.
- Молодцы, всё правильно выложили.
Игровое упражнение «Твердо – мягко»
- А теперь Незнайка предлагает для вас игру. Давайте встанем в ряд, я каждому из вас раздала 2 карточки, одна синего цвета, а другая зеленого. Я вам буду говорить слова, в которых есть буква Н, если она обозначает твердый звук [Н], вы поднимаете карточку синего цвета, а если услышите мягкий звук [НЬ], то поднимете карточку зеленого цвета
(нос, небо, лимон, банан, насекомое, диван, нитки, коньки, нора, баран, конь, день, ночь, осень)
«Составь и прочитай»
- Сейчас мы будем составлять и читать слоги и слова с новой буквой.
Каждый ребенок составляет и читает по одному слогу.
-Маша, возьми сначала букву Н, поставь ее на доску. Теперь возьми букву А и поставь ее после буквы Н. Прочитай, что получилось (НА).
- Максим, возьми сначала букву А, поставь ее на доску. Теперь возьми букву Н и поставь ее после буквы А. Прочитай, что получилось (АН).
Работа в тетрадях
- Сегодня мы будем учиться в тетрадях писать букву ЭН. Я вам буду говорить сколько клеточек рисовать и в какую сторону, внимательно смотрите и слушайте.
- У каждого из вас на листе точкой отмечено место, откуда надо начинать рисовать букву эн, нашли?
- 5 клеток вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 5 леток вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево.
- Какая буква у нас получилась? (ЭН)
- Молодцы, отодвиньте от себя всё на край стола.
III. Заключительная часть
- Дети, с какой буквой мы сегодня познакомились? (ЭН, а какие звуки она обозначает? ([н], [нь]).
- Звук [н] какой? (согласный, звонкий, твердый, а звук [нь] какой? (согласный, звонкий, мягкий)
- Молодцы, вы сегодня справились со всеми заданиями, Незнайке очень понравился на вас смотреть, как вы занимались.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по подготовке детей 5-6 лет к школе Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звуки Г, Гь. Буква Г Конспект занятия в детском саду по обучению грамоте в старшей группе← Отчет воспитателя о проведении осеннего развлечения в детском саду | Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему «Снежинки» →
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!