НОД в подготовительной группе детского сада. Народный костюмом Московской губернии
Конспект НОД в подготовительной группе ДОУ на тему: Знакомство с костюмом Московской губернии.
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности по теме «Знакомство с костюмом Московской губернии». Данный материал будет полезен воспитателям старшего дошкольного возраста и учителям младших классов.Цели: Расширять знания детей о русском народном костюме.
Дать первоначальные сведения о том, что носили в Московской губернии. Обогащать словарь детей: понева, душегрея, кокошник, сорока, лапти, кичка. Учить детей лепить куклу.
Закреплять умение передавать в лепке фигуру человека, форму частей тела, пропорции.
Воспитывать чувство гордости за свой народ.
Содержание организованной деятельности детей.
1. Вводное словоМосковская губерния. Именно здесь зарождалась мода, которая постепенно распространялась по остальным губерниям государства Российского.
2. Что здесь носили? (рассказ воспитателя)
Гардероб наших предков был удивительно органичен. Каждая деталь костюма являлась своеобразным свидетельством уклада того или иного уезда и волости, Одежда шилась не просто праздничная или повседневная, она еще соответствовала календарному циклу, образу жизни, благосостоянию и семейному положению человека. С изменением семейного положения менялся и гардероб.
Незамужние юные девушки одевались в рубахи с наступлением зрелости, а также после вступления в брак в гардеробе молодух появлялась понева - самая древняя деталь женского гардероба, которая укреплялась на талии с помощью шнура. Позднее их заменили юбки и сарафаны. В отличие от юбки, поневы шились из трех полотнищ разного цвета. Два полотна могли быть синего или красного цвета, а одно полотно, спереди, обязательно белым.
Поверх поневы повязывался передник. Он был одной из важных частей женского костюма. Даже беглого взгляда на передник хватало, чтобы понять все о его владелице. Информация о минувшей жизни читалась по вышивке на подоле, свои желания и тайные мечты женщина выражала в орнаментах ближе к поясу, как бы приближая их к сердцу. Выходя замуж, женщина вышивала подол орнаментами с изображением деревьев. После рождения мальчика передник украшала конями, а после рождения девочки - птицами. Если же кто-то из сородичей умирал, женщина меняла передник на другой - с рисунком склонившегося к закату ствола дерева. Таким образом, передник можно отнести к своеобразному образцу гражданского паспорта.
Поневу со временем вытеснил более удобный наряд - сарафан. Прямой сарафан на лямках, который на территории уездов Московской губернии называли круглым, а за ее пределами - московским.
Сверху на сарафан надевали душегреи. В зимнее время женщины из богатых семей поверх надевали еще шубу из овчины, покрытую тканью. Поскольку бедные крестьянки носили шубы непокрытые.
Головной убор во все времена оберегал женщину от потусторонних сил. Он же представлял собой с Всевышним, небом и светилом. Названия головных уборов подчеркивают стремления женщин возвыситься над миром: кокошник и сорока.
Вид головного убора обязательно соответствовал положению женщины. До замужества девушка повязывала голову обручами, венцами, полотенцами так, чтобы макушка всегда оставалась открытой. После венчания проводился обряд посвящения в женщины: подруги расплетали косу и плели две косы, укладывая их венцом на затылке. Обряд означал, что с этого момента девушка нашла свою вторую половинку, с которой объединилась для дальнейшего продолжения рода. На уложенные волосы сверху надевалась невысокая однорогая кичка.
После того как женщина рожала первого ребенка, она снимала однорогую кичку, как бы доказав свою способность к деторождению, и с этих пор имела право носить кичку с высоким рогом или поруку.
Мужская одежда сильно уступала по цветовой гамме женским нарядам, которые шились в большинстве случаев, чтобы подчеркнуть красоту хозяйки, тогда как мужской костюм предназначался в основном для работы. Он являлся той статьей расходов, на которой предпочитали экономить. Главным критерием тут было удобство. Отсюда и свободный крой, и соответствующие ткани и цвета.
Летом мужик надевал черный кафтан и балахон. С наступлением холодов доставали овчинную шубу, сверху которой надевали кафтан белого или черного сукна. Делали это с целью продлить срок службы шубы. Шубы подпоясывались кушаками, тканями из шерсти или шелка.
Общей чертой женского и мужского костюмов была обувь. Самыми незамысловатыми обувками были лапти. Они считались повседневной, а для многих и праздничной обувью. Лапти менялись на кожаные сапоги. Но очень немногие могли позволить себе обувь из кожи.
В семьях на Руси всегда было много детей. Шесть, восемь, а иногда и двенадцать ребятишек у одних родителей не были редким явлением. Но несмотря на это, дети всегда были под присмотром, даже когда родители занимались хозяйственными делами. Для детей придумывали игры. водили хороводы, пели песни и разыгрывали сценки.
Сейчас мы тоже поиграем в игру, в которую играли дети в те далекие времена. Инсценируем песенку "Как на тоненький ледок". Для этого выберем Ивана, который ехал на коне, а также Таню и Маню, которые будут помогать Ивану, а остальные встают в хоровод и исполняют песню.
Песенка
Как на тоненький ледок,
Как на тоненький ледок,
Выпал беленький снежок,
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванюшка-дружок.
Ехал Ваня, поспешал,
С ворона коня упал.
Он упал, упал - лежит,
Никто к Ване не бежит.
Таня с Маней увидали -
Прямо к Ване подбежали.
Прямо к Ване подбежали.
Да за обе руки брали.
Они брали, подымали,
На коня его сажали,
В путь-дорогу провожали:
- Как, поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам.
3. Рассматривание куклы в зимнем костюме Московской губернии. Лепка.
У нас в гостях сегодня кукла в зимнем костюме Московской губернии.
Повседневный женский костюм Московской губернии в зимнее время включал в себя полушубок, шапку, сарафан, рубаху, передник и обувь. Разнообразная цветовая гамма, сочетание синего и красного цветов, небольшие вкрапления золотисто-желтого, золотого и белого цветов придавали женскому облику праздничный вид даже в хмурые зимние будни.
Юбка в русском костюме считается исключительно женской одеждой. Обычно она надевалась поверх рубахи. Расцветка ее была или однотонная или с набивным рисунком. По подолу часто расшивали атласные ленты.
Верхняя одежда по крою представляла собой отрезную в поясе "распашонку". Полушубок шили мехом внутрь из белых овчин. У него был стоячий воротник и длинные неширокие рукава. Иногда на спине подол собирали в сборку или делали складки. Праздничные полушубки расшивали по краю подола, рукавам и воротнику разноцветной сафьяновой оторочкой, вышивкой и отделывали каракулем или мехом бобра.
На голову повязывали платок из тончайшей шерстяной пряжи с набивными рисунком.
Предложить детям вылепить куклу в зимнем костюме глядя на нее. Рассмотреть работы. Отметить наиболее похожие.
4. Итог
- Что нового узнали из сегодняшней беседы?
- Что запомнили?
- Что понравилось?
Приложение
Кукла в зимнем костюме Московской губернии.Лучшая детская работа куклы в зимнем костюме Московской губернии.
Рекомендуем посмотреть:
Стихи о русской народной вышивке для детей Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Путешествие на Север" Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Виды транспорта» Конспект познавательной деятельности в подготовительной группе по теме «Водоемы»Похожие статьи:
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: Правила поведения в детском саду
Занятие по ОБЖ «Правила безопасного поведения на воде». Подготовительная группа
← Использование народного творчества в развитии детей дошкольников | Консультация для родителей в детском саду. Русский народный костюм →
Автор: Нина Владимировна Рыбкина
Опубликовано: 2600 дней назад (10 октября 2017)
Просмотров: 1915
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|
||
|