Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока литературы в 6 классе. Куприн «Чудесный доктор»

Урок литературы в 6 классе
Тема: «Справедлив ли мир, и есть ли чудо на свете?»
Автор: Щербакова О.М. - учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №49» г. Кургана, Курганская область
Цели урока: научить учащихся анализу прозаического произведения, формирование духовных ценностей и нравственного выбора человека через проявление милосердия, заботы о слабых, через изучение рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор.
Предметные результаты: применять навык анализа эпического произведения; расширение теоретико-литературных представлений.
Метапредметные результаты: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), умение работать индивидуально и в группе; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.
Личностные результаты: воспитание интереса к предмету; ориентация в системе моральных норм и ценностей; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
УУД личностные: мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.
УУД познавательные: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы
УУД коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.[/h3]
Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.
Ход урока
- Здравствуйте, ребята и уважаемые учителя! Урок свой хотелось бы начать со стихотворения Я. Козловского «Слова умеют плакать и смеяться». (Чтение наизусть)
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, чернят, благословят
Я. Козловский

1. Поистине велик тот человек, кто обладает великим милосердием. Фома Кемпийский
2. Милосердие не бывает чрезмерным… Френсис Бекон
3. Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не
думая о вознаграждении.
Конфуций (Слайд 1)
- Какая тема объединяет все афоризмы и стихотворение Я. Козловского? (милосердие)
- В каком известном вам произведении раскрывается эта тема? («А.И. Куприн «Чудесный доктор») (Слайд 2)
- Подберите синонимы к этому слову. (доброта, сострадание, сочувствие, справедливость)
- Что же связывает эти 2 понятия – «милосердие» и «чудесный» в наше время? Каков смысл названия рассказа «Чудесный доктор»? Именно на эти вопросы мы постараемся ответить сегодня на уроке. (Слайд 3)
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Чтобы ответить на данный вопрос, я предлагаю вам обратиться к словам-помощникам:
•разобраться (в содержании прочитанного),
•понять (авторский замысел);
•учиться (формулировать и аргументировать свое мнение);
•участвовать (в коллективном обсуждении вопросов и проблем;
•развивать (устную речь);
•представлять (результаты индивидуальной и групповой работы)
- Для того, чтобы определить готовы ли вы работать по данной теме урока предлагаю вам написать цифровой диктант. Вам выданы листочки. (Если утверждение верно, вы ставите цифру “1”, если нет – “0”.) (Слайд 4)
(Ключ: 0110011001) Самопроверка. (Слайд 5)
- Поднимите руки те, кто не ошибся. Эти ребята очень внимательно читали произведение.
- Чтобы ответить на проблемный вопрос, поставленный пред нами в начале урока, мы разделимся на 4 группы. Каждая группа будет разрабатывать свой мини-проект и затем его защищать. Из всех четырех небольших проектов в итоге получится один большой совместный проект, который поможет при выполнении домашнего задания.
Задание группам.
1 группа Исследователи. Проект «Мир вокруг и Мир мальчиков».
2 группа Филологи: Проект «Письмо Савелию Петровичу от Елизаветы Ивановны».
3 группа Философы: Проект «Афоризмы к рассказу «Чудесный доктор»».
4 группа Оформители: Проект «Иллюстрации к рассказу «Чудесный доктор»».

- Можно ли по началу рассказа увидеть противоречие между жизнью (бытом) мальчиков и окружающим миром? Какие слова помогают это понять? (примерная таблица)
- Почему Куприн так подробно описывает дорогу мальчиков домой от ярких, праздничных витрин предновогоднего города до закоптелого, сырого подвала на окраине, в котором жила их семья? (автор противопоставляет их семью миру сытых и равнодушных, а на фоне благополучия одних виднее бедность других.)
- Как с помощью имен прилагательных в этом эпизоде автору удается передать нам эту мысль? - Посмотрите внимательно на свои таблицы и схемы, которые вы заполняли в течение урока. Какая общая мысль их объединяет? (противопоставление одного мира другому)
Как вы думаете, о чём говорилось в этом письме, которое носили мальчики? (Просьба помочь).
-Мог ли швейцар передать письмо по назначению? (Мог, но он жестокий и злобный человек, он старается выслужиться перед хозяином, боится потерять место, не уважает тех, кто беден).
- Какие ещё предпринимались попытки для выхода из сложившейся ситуации? (Просить милостыню, но …).
-Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагичная, безвыходная ситуация, ни один из людей, к которым они обращались, не проявили милосердия – готовности помочь.
Глава семейства не видит выхода из сложившейся ситуации, автор приводит своего героя в зимний сад.
Физминутка. Зимний вальс
- И мы с вами попадаем в этот сказочный сад, вдыхаем чистый воздух: вдох-выдох, вдох-выдох – и оглядываемся вокруг
Направо – горные вершины,
Налево – ёлок длинный ряд,
А сверху – облака на диво,
Внизу сугробов встал отряд.
Деревья ветви распушили,
Тихонько снег вдруг уронили,
И снова к небу потянулись,
Затем опять к земле пригнулись,
И распрямились.
И вновь вдыхаем глубоко:
Вдох-выдох, вдох-выдох,
И на душе легко-легко:
Вдох-выдох, вдох-выдох.
Пусть сказка та не завершится,
А нам, друзья, пора учиться!

- Теперь продолжим слушать проекты оставшихся групп. Предоставим слово Философам.
- Как Куприн заканчивает свой рассказ? Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесному доктору»? («Что-то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе, угасло невозвратимо»)
- Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни?
(Прочитав этот рассказ, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам)
- Вернемся к нашим вопросам, которые мы задали в начале урока: Что же связывает эти 2 понятия – «милосердие» и «чудесный» в наше время? Каков смысл названия рассказа «Чудесный доктор» и темы нашего урока? Какой жизненный совет дал «чудесный» доктор Мерцаловым? (Помощь в критический момент, человеколюбие, сострадание воспринимаются, как чудо, но никогда нельзя падать духом, надо всегда надеяться и ждать, остались еще милосердные люди и в наше время, «чудесные» люди).
- В чем же идея рассказа о «чудесном» докторе? На какие поступки автор хотел вдохновить читателя?
Дискуссия.
- Как вы думаете, а что помогло осуществиться этому чуду? (Ответы учеников).
- И название этому чуду - доброта, милосердие, сострадание. Объясните, а что такое в вашем представлении милосердие, сострадание, доброта? Со словом добро созвучны слова милосердие, благотворить. Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь из сострадания и человеколюбия. Быть добрым не зависит от богатства, а зависит от состояния души. Благотворить - значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, старым людям. Есть в нашем современном обществе такое чудо, как милосердие?
(Ответы учащихся)
- И в наше время немало милосердных людей, которые помогают и словом, и делом. Например, существует благотворительный фонд имени Анжелы Вавиловой, который помогает детям с онкологическими заболеваниями. Владимир и Марина Вавиловы и назвали фонд в память об их дочери, которая умерла от лейкемии в возрасте пяти лет. Чулпан Хаматова совместно с актрисой Диной Корзун создали Благотворительный фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь». Не так много людей, готовых посвятить свою жизнь помощи другим. Таким человеком является исполнительный директор фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка была известна как доктор Лиза, и за время своей работы она ни разу не прошла мимо человеческих бед. Свой фонд она основала для того, чтобы оказывать материальную и врачебную помощь онкобольным, бездомным, помощь детям, находящимся в зоне военных конфликтов. Помимо благотворительных фондов в нашей стране активно идет оказание помощи больным детям через СМИ. Так, например, 1 канал совместно с «Русфондом» создали совместную акцию «Добро» для помощи тяжелобольным детям. Эта акция спасает здоровье и жизни сотен детей. На 5 канале каждый четверг проходит благотворительный проект «День Добрых Дел», помогающий тяжелобольным детям. Помогая другим, эти люди отдавали частичку себя и своей души.
Подведение итогов:
- Ребята, на доске расположены чувства не по порядку, как вы думаете, в какой последовательности нужно их расположить, чтобы точно и глубоко раскрыть идейный смысл произведения «Чудесный доктор»?
Идейное звучание произведения:
- доброта (внизу)
- сострадание
- милосердие
- жертвенность
- любовь (вверху)

- Вот сегодня в нашем классе стартует акция «Спеши делать добро». В течение недели мы будем стараться делать как можно больше добрых дел. А кто уже успел сделать добрые дела?
-У меня в руках светлые бусинки и хрустальная ваза. Эта ваза - прозрачная, искрящая, горит всеми цветами радуги на солнце. Именно такой является и наша душа. Пусть она всегда будет светлой, чистой, доброй, а мы будем наполнять ее добрыми делами и поступками. По крупицам, по одной жемчужной бусинке мы будем всю жизнь наполнять ее только добром.
-Ребята, если в вашей жизни есть доброе дело, поступок, которым вы можете гордиться, подойдите и положите в наш сосуд с добрыми делами по одной бусинке. (Дети кладут в хрустальную вазу бусинки).
-Посмотрите, сколько добрых дел вы уже успели сделать. Молодцы!
-Ребята, давайте вернемся к главному вопросу нашего урока: «Справедлив ли мир и есть ли чудо на свете?» (ответы учащихся)
- Итак, чудо деятельного сострадания, помощи человеку без ожидания благодарности должно стать “обыкновенным чудом”, естественным для каждого человека. Такие люди, как доктор Пирогов есть в нашей реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих нас людей. А главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и протягивать руку помощи нуждающимся. Ребята, нужно верить в чудеса!
Домашнее задание.
Напишите сочинение-размышление (по выбору).
Темы сочинений:
1. Почему деятельное сострадание - это чудо?
2. Можно ли согласиться с Мерцаловым, что «...то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»?
3. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Н.И. Пирогова «… главное не падайте никогда духом»?
4. В какие чудеса следует верить людям?
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Проект Исследователей
Тема: «Мир мальчиков и мир вокруг» по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»»
Цель: заполнить таблицу «Мир мальчиков и Мир вокруг»

Задачи: 1. Доказать, что в начале рассказа есть противоречие между жизнью (бытом) мальчиков и окружающим миром. Найти слова из текста, позволяющие понять это противоречие. 2. Проанализировать особенности изображения мира мальчиков и окружающего мира в рассказе А.И. Купина «Чудесный доктор». Объяснить, почему автор рассказа подробно описывает дорогу мальчиков домой от ярких, праздничных витрин предновогоднего города до закоптелого, сырого подвала на окраине, в котором жила их семья? Найти в этом эпизоде, с помощью каких имен прилагательных автору удается передать нам эту мысль?
2 Проект Филологов
Тема: «Письмо Савелию Петровичу от Елизаветы Ивановны» по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»»
Цель: написать письмо Савелию Петровичу от Елизаветы Ивановны

Задачи: 1. Проанализировать эпизод передачи письма по назначению. 2. Найти в рассказе слова, которые помогают понять, что могло быть написано в письме Елизаветы Ивановны, о чем могла просить она в своем письме Савелия Петровича, какими чувствами оно было проникнуто? Определить, какую роль играет эпизод с письмом в раскрытии главной мысли произведения.
3 Проект Философов
Тема: «Афоризмы к рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»»
Цель: объяснить смысл афоризмов

Задачи: 1.Собрать афоризмы и раскрыть их смысл. 2. Проанализировать, какой афоризм подойдет к окончанию рассказа.
«Люди, у которых свое горе, умеют утешать других». Марк Твен
«Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим, людям, не думая о вознаграждении». Конфуций

4 Проект Оформителей
Тема: «Иллюстрации к рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»»
Цель: представить главную мысль рассказа с помощью иллюстраций

Задачи: 1. Рассмотреть пейзажи, портреты героев в тексте. 2. Подобрать цветовую гамму и объяснить, какие черты характера вы подчеркнули, и какую главную мысль вы доказываете в своих иллюстрациях.
Презентация на тему: Справедлив ли мир, и есть ли чудо на свете?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока игры по литературе в 6 классе. Пушкин Конспект урока литературы в 6 классе Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 6 классе: Литература. Музыка. Театр Урок литературы в 6 классе. Изображение войны в творчестве Симонова

Похожие статьи:

Игра соревнование по литературе, 6 класс

Индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися 6 класса
Опубликовано: 2813 дней назад (31 марта 2017)
Просмотров: 9004
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!