Нарушение зрения у детей и их профилактика
Методические рекомендации для родителей дошкольников. Профилактика зрения у детей.
Описание материала: Данные рекомендации будут полезны для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста, для воспитателей. Данные рекомендации направлены на коррекцию зрения у дошкольников и младших школьников.В настоящее время количество детей, имеющих различные нарушения развития, стремительно увеличивается. Нарушения зрения занимают одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факто¬ров могут возникнуть проблемы со зрением.
В связи с этим необходимо повышать уровень компетентности педагогов и родителей, вести профилактическую и коррекционную работу с детьми.
Речь идет о тему профилактики зрения у детей дошкольного возраста.
Хорошее освещение - качество жизни. И ведь действительно, часть проблем, таких как близорукость, астеннопия (утомление глаз), амблиопия (потеря остроты зрения), образуются благодаря неправильной или недостаточной освещенности помещений, в которых мы находимся. Всеми известными источниками освещения являются естественное, это солнце; искусственное – осветительные приборы (лампы) и комбинированные, это в помощь к солнцу добавляются лампы.
Свет- это энергия и она полезна лишь при правильном использовании. Освещение рабочей поверхности должно происходить следующим образом: источник света обязательно должен располагаться спереди и с противоположной стороны от ведущей руки. Свет всегда должен быть мягким (матовая лампа), не бьющим в глаза, но равномерно освещающим место занятий. Исключения составляют рассматривание картинок или чтение книг, в этом случае источник света может находится с любой стороны, главное что бы он равномерно освещал рабочую поверхность и не ослеплял глаза. Для предотвращения переутомления или усталости ребёнка, очень важно соблюдать световой режим. Необходимо поддерживать уровень естественной освещенности на все время пребывания ребёнка в игровой деятельности.
Далее рассмотрим зрительные нагрузки согласно возрастным особенностям.
Детям 2-3 лет рекомендовано работать с изображениями, где четко выделен контур, для концентрации внимания, картинка не должна быть перенасыщена яркими разными цветами. Вблизи изображение не должно быть менее 5 см, точно так же и на расстоянии 1 метра.
Для детей 4 лет картинки для рассматривания, рекомендуются с различными цветами и оттенками, а так же с изображением нескольких объектов на ближнем и дальнем планах. Но для сравнивания двух картин необходимы так же чётко выраженные линии, детали и признаки для сравнения.
В 5 лет дети рассматривают картины размером 10-15 см. с четко выделенными деталями для описания. Расспологаться изображения должны на вертикальной поверхности на расстоянии 35-40 см. от глаз ребенка.
Дети в 6 лет приобретают способность зрительно анализировать сложные формы объектов, рассматривать и понимать значение изображений различной величины на разном расстоянии. Здесь дети переходят на новый, для себя этап, графический.
Как распознать, что ребенок зрительно утомился? Для этого есть ряд сиптомов, таких, как общая усталость, головная боль, снижение внимания, падение работоспособности и т.д. Данные симптомы могут проявляться как в процессе, какой либо деятельности, так и уже после её завершения.
Глаза – это такие же мышцы как на руках, ногах и во всем теле. И если их не тренировать, то они будут вялые и не активные.
Для предотвращения зрительного утомления и тренировки мышц глаз есть множество вариаций зрительной гимнастики. Такой гимнастикой можно заниматься где угодно и как угодно, сидя, стоя, на прогулке и даже за компьютером.
В буклете представленны некоторые вариации движений глазами, такие как, тренажёр Базарного В.Ф., очень эффективный и всемирноизвестный тренажер, его можно изображать в различных масштабах и на разных растояниях (например, на потолке, стенах) и следить за линиями с различных ракурсов. Есть и более творческий подход к гимнастике, это может быть всё, что угодно (нарисованные стрелочки, змейки, дорожки, продевание ленточек в сетку и тд.), упражнение для моментального расслабления мышц глаз взгляд переводится с близкого объекта на дальний. Близким объектом может служить даже собственная ладонь вытянутая на на 40 см. от глаз и стоявшая на одном уровне с дальним
Так же, для гимнастики подойдут картинки для развития внимания. Сначала ребёнок отгадывает что изображено, далее ведет глазками и пальчиком по контуру показывая объект. Такими объектами может быть все что угодно. Примеры на слайде.
Существует большое разнообразие зрительных гимнастик в стихах. В них задействованы, бывают не только глазки, но и все остальные группы мышц ребенка.
Так же существуют приемы для расслабления мышц глаз, зажмуривание, частое моргание, лёгкое потирание век пальцами. Почему так часто случается, что человек работющий за компьютером или ребёнок много играющий за ним, оказываются с испорченным зрением. Так вот сидя перед монитором, телевизором, мы начинаем реже моргать, за счёт чего наша слизистая быстрее становится сухой и на глазах появляется пленочка. Если не прерываться каждые минут 20 для расслабления мышц, то вскоре можно заметить, что пленка на глазах станет чаще появляться, что в свою очередь ведёт к такому заболеванию как амблиопия (теряется острота зрения). Для наилучшего эффекта рекомендуется делать пальминг - это такое упражнение на расслабление глаз. Для его выполнения необходимо сделать руку плоской путем полного выпрямления пальцев. Следующий шаг приложить руку к глазу. Но рука должна оставаться прямой. Вы просто накрываете глаз. Возьмите другую руку и отодвиньте мизинец. После чего также прямую ладонь приложите к другому глазу.
У вас должно получиться так, что мизинец как бы соединяет две ладони. При этом это все должно выглядеть как надетые на вас очки, правда, в форме перевернутой английской буквы V. Упражнение следует выполнять сидя, облокотившись на что нибудь, либо лежа, т.к. мышцы должны быть расслабленны. На глаза давить не стоит. Нужно лишь добиться эффекта темноты и подумать о чем нибудь хорошем. Закрывать глаза нужно всего секунд на 10-20.
Советы:
1. Оптимальное расстояние до экрана телевизора - от 2-х до 5-ти метров. Экран монитора компьютера должен располагаться не ближе, чем на расстоянии вытянутой руки ребенка (40 см). Сидеть при этом необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. 2. Нужно избегать наклона головы близко к предмету работы. Лучшее расстояние для зрительной деятельности - 30-35 см.
3. Неправильная посадка (близкое расстояние от глаз до книги и тетради) способствует возникновению и развитию близорукости!
4. Сидеть нужно прямо, опираясь на спинку стула, чуть наклонив голову вперед, руки свободно лежат на столе, локти не свисают, ноги всей стопой опираются на пол или скамеечку.
5. Стул должен быть на 3-5 см задвинут под стол.
Проверить правильное расстояние от глаз до книги или рисунка можно рукой: поставить руку, согнутую в локте, на стол, кончики пальцев касаются виска, между столом и грудью должен свободно проходить кулак, лопатки касаются спинки стула.
Постарайтесь демонстрировать картину так, чтобы избежать двойного фона. Это отвлекает!
Предметная картинка должна быть яркой, с четко выраженным контуром и наиболее приближенной к действительности.
Картина для рассматривания должна быть четкой, каждый объект должен быть хорошо виден, но не предлагайте для восприятия детям картины с множеством персонажей или с огромным количеством второстепенных деталей.
Это влияет на качество восприятия.
Упражнения для самых маленьких, на ориентировку в пространстве, так же гимнастика выполняется в функции глаз- нога. Так же для маленьких можно делать следы ножек или ручек на стенке, детки будут прикладывать к ним свои ручки, тем самым прослеживая движения глазами.
Для деток постарше интересна совместная деятельность по созданию плана группы, что благоприятно будет способствовать как в пространственной ориентировке и развитию глазо-двигательного аппарата, так и при пожарной эвакуации, детки будут научаться пользоваться планом, что во взрослой жизни сможет им пригодиться.
Интересные факты:
1. Одно моргание человеческого глаза длится приблизительно 0,05 секунды. Если сложить все время, которое занимают моргания, то получится, что около пяти лет мы живем с закрытыми глазами…2. Дети рождаются с открытыми глазами и умеют моргать. В период с младенчества до взрослого возраста глаза почти не увеличиваются. При рождении диаметр глазницы составляет примерно 17,5 мм, в подростковом возрасте — 20-21 мм, у взрослых людей - 34мм.
3. Все дети рождаются с серо – голубыми глазами, и только спустя два года глаза приобретают свой настоящий цвет.
4. Самый простой тест на остроту зрения. Посмотрите ночью на небо, найдите Большую Медведицу. И если в ручке ковша, возле средней звезды, вы отчетливо увидите небольшую звездочку, значит, ваши глаза обладают нормальной остротой. Этот способ проверки зрения был принят у древних арабов.
Рекомендуем посмотреть:
Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей Лекторий для родителей в детском саду Учитель и родитель: конфликт или сотрудничество Консультация логопеда для педагогов детского садаПохожие статьи:
← Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: Транспорт | Лэпбук для детского сада своими руками →
Автор: Юлия Александровна Зубило
Опубликовано: 2791 день назад (2 апреля 2017)
Просмотров: 4057
Блог: Блог Юлии Зубило
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (3)
|
||
|
|
||
|
|