Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Экологический проект для студентов колледжа с презентацией

Экологический проект «Атмосфере - чистый воздух»
слайд 1
Преподаватель-методист Ткаченко Т. В.
Цели:
- Экологическое воспитание;
- Вовлечение студентов в экологическую деятельность;
- Формирование активной личности.

Задачи:
- Ознакомиться с источниками загрязнения атмосферы;
- Изучить влияние загрязнителей на здоровье человека;
- Рассмотреть методы борьбы с загрязнением атмосферы;
- Внести посильный вклад в борьбу за чистоту атмосферного воздуха.

Содержание
1. Предисловие
2. Вступление.
3. Основные положения проекта.
4. Этапы реализации проекта.
5. Источники.

Предисловие
Современный экологический кризис можно охарактеризовать многочисленными количественными показателями. Известно, что за последний век численность населения выросла больше, чем вчетверо, и превысила 7 млрд.человек. Но, в сравнении с ростом населения, потребление человечеством природных ресурсов растет еще более стремительными темпами: в 2005 году потребление материалов в сравнении с 1900 годом увеличилось в 10 раз, а энергии – в 15 раз. Такие высокие темпы использования природных ресурсов привели к тому, что человек эксплуатирует более чем 55% суши и около 13% речных вод, а скорость сведения лесов достигает 18 млн. га за год. В результате застройки территорий, добычи полезных ископаемых, опустынивания, засоления почв человечество ежегодно теряет больше 50 тыс. кв. км земель, пригодных для сельскохозяйственного использования, что усиливает еще больше проблему обеспечения продуктами питания растущего населения. Примеры негативного влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду можно продолжать и дальше.
Преодоление экологического кризиса связывается прежде всего с духовным оздоровлением общества, с переходом к новым принципам взаимоотношений человека и природы, к новой системе человеческих ценностей и умного ограничения человеческих потребностей до розумного уровня. Общество заинтересовано в формировании у всех своих членов экологического мировоззрения, которое основывается на осознании необходимости сохранения для жизни оптимальной естественной среды существования, то есть биосферы.
Возможность выживания человечества зависит от того, как оно восстановит естественную среду на большей части территории планеты. Самым главным заданием человечества является не только уменьшение загрязнений окружающей среды, но и сохранение естественной биоты планеты, как на суше, так и в пределах Мирового океана, сохранения и воссоздания биологического многообразия. В третьем тысячелетии новой философией жизни человека должно стать понимание того, что он является частью единой человеческой семьи, планетарного братства, с высокой экологической культурой, в основе которой лежит знание и соблюдение законов развития биосферы. Мы должны осознать, что цивилизация возникла в биосфере, является ее частью и изолировано существовать не может. Экологическая культура предусматривает понимание законов развития и стойкости биосферы, знание законов и принципов биотической регуляции окружающей среды, поддержания стойкости окружающей естественной среды природными биологическими группировками биосферы.
Эта философия предусматривает необходимость решения таких глобальных проблем как сохранение уцелевших и возобновление до уровня естественной производительности многочисленных деформированных экосистем, рационализация потребления, экологизация производства, стабилизация численности населения. Главным фактором, который должен помочь в решении отмеченных проблем, должен стать сознательный человек со сформированным экологическим мышлением.
Чтобы сохранить биосферу для следующих поколений, экологический человек должен исправить вековую ошибку общения с природой, в основе которого лежало потребительское отношение, стремление ее покорить. Для реализации экологического подхода к развитию взаимоотношений общества и природы нужно готовить специально обученных и экологически воспитанных профессионалов в разных сферах человеческой деятельности, создав целостную систему экологического образования, направленную на организацию процесса приобретения знаний, умений и навыков, в сфере экологии. Особенно актуально это для Украины с её угрожающим состоянием окружающей среды.

Вступление
Одним из важных заданий образования есть воспитание экологического сознания у студентов, подготовка их к решению проблем реальной жизни, формирование чувства ответственности, общественной активности, самостоятельности, а также приобретение глубоких, всесторонних знаний. Чтобы подготовить экологически компетентных специалистов, воспитать активную гражданскую позицию у молодежи, не достаточно изучения теории. Важной частью учебы и воспитания является привлечение студентов к решению тех проблем, которые являются актуальными для нашего города.
Например, это может быть участие в экологическом проекте. Участие само по себе уже является развитием. Цель развития – быть свободным и способным делать выбор и принимать решение, быть компетентным, ответственным человеком, уметь самоопределиться и самореализоваться, делать обоснованные выводы о состоянии окружающей среды. Осознание, что большие дела начинаются с маленьких поступков (посаженного дерева), способствует не только конкретным действиям, но и приобретению позитивного опыта общественного соучастия.
Привлечение студентов к активной деятельности должно стать для них первым шагом к осознанию, что даже небольшая общественная группа сознательных граждан может сделать реальный взнос в решение важных мировых проблем, изменить состояние нашей планеты к лучшему, начав со своей малой родины, своего родного города.
Взяв себе за основу необходимость воплощения в жизнь вышеназванных утверждений, я решила начать работу над экологическим проектом «Атмосфере – чистый воздух», прибавив к изучению теоретического материала практическую деятельность студентов, направленную на глубокое изучение проблем атмосферы и посильную борьбу за ее сохранение. Так появился экологический проект. К участию в его реализации были привлечены студенты первого, второго и третьего курсов специальности «Прикладная экология» и студенты второго курса специальности «Обогащение полезных ископаемых».
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА
Цели проекта:
- формирование личности, которая способна сознательно, творчески, активно влиять на окружающий мир;
- привитие студентам инициативы, самостоятельности, веры в свои силы;
- содействие формированию активной жизненной позиции;
- осуществление просветительской работы в области экологии;
- привлечение студентов к практической деятельности по решению проблем окружающей среды местного значения.

Задачи проекта:
Ознакомить студентов:
- с источниками и видами загрязнения атмосферного воздуха, в том числе в Кривом Роге;
- негативными явлениями и процессами, которые происходят в атмосфере в связи с ее загрязнением;
- влиянием загрязнителей на окружающую среду и здоровье человека;
- мероприятиями по охране воздуха от загрязнения;
- законом Украины об охране атмосферного воздуха.

Научить студентов:
- самостоятельно прорабатывать материал с помощью учебников, дополнительной литературы, средств массовой информации, электронных пособий и видеоматериалов;
- исследовать экологические проблемы и определять свое отношение к ним;
- работать творчески, индивидуально и в группе;
- планировать свою деятельность;
- реализовывать на практике свой план действий;
- контактировать с представителями разных организаций, средствами массовой информации, гражданами;
- представлять результаты собственной деятельности и оценивать ее.

Методы реализации

В основу экологического проекта положена методика педагогического сотрудничества и интерактивные методы учебы:
- поисковая работа; - исследовательская аобота;
- наблюдение; - индивидуальное и групповое сотрудничество;
- мозговой штурм; - работа со статистическими материалами;
- анализ ситуаций; - пирамида (круг) идей или дерево решений;
- займи позицию; - постановка проблемной ситуации;
- опорные схемы; - элементы тренинга, тестирование;
- экспресс-анкета; - самостоятельная работа;
- использование авторской песни и поэзии (суггестивное обучение);
- использование информационных технологий;

Организация деятельности
В реализации проекта принимают участие студенты первого, второго, третьего курсов специальности «Прикладная экология» и студенты второго курса специальности «Обогащение полезных ископаемых». В рамках экологического проекта происходит приобретение опыта просветительской деятельности в области экологии. Студенты сотрудничают в парах, группах, выполняют индивидуальные задания.
Длительность проекта с октября по май включительно. Он охватывает территорию микрорайона Ингулец, ПГТ Широкое, с. Зеленое. Учитывались как реальная подготовка студентов, так и их потенциальные возможности и индивидуальные способности.

Помощь взрослых
Такая форма деятельности студентов нуждается в квалифицированной и постоянной помощи преподавателя, который выступает в роли руководителя-консультанта, советчика. К проекту также привлечены родители, представители экологической службы города, служащие санстанции, которые принимают участие в проекте на правах консультантов и экспертов.

Преподаватель помогает в:
- планировании деятельности;
- выборе оптимальных способов решения проблемы;
- прогнозировании результатов деятельности;
- приобретении опыта деловой коммуникации;
- сравнении полученных результатов с запланированными;
- поиске источников информации;
- объективной оценке деятельности.

Другие взрослые помогают в:
- сборе материалов;
- обработке статистических данных;
- анализе информации.

Ожидаемые результаты проекта:
- рост экологического сознания;
- активная гражданская позиция;
- знание проблем атмосферы, которые возникли под воздействием антропогенных факторов, в том числе в нашем городе;
- знание мероприятий по борьбе с загрязнением атмосферного воздуха;
- знание Закона об охране воздушного бассейна;
- озеленение территории колледжа;
- высаживание саженцев крымской сосны и дуба в Широковском лесничестве;
- осознание необходимости экологического выбора;
- понимание ценности и неповторимости природной среды, отношения к природе, как к живому существу;
- умение находить правильные решения для улучшения экологической ситуации;
- умение сопоставлять возможности и интересы;
- навыки эффективного общения, участия в жизни общества;
- навыки владения методикой проведения деловых встреч;
- распространение экологических знаний среди жителей города;
- рост самостоятельности, инициативности, развитие креативного мышления;
- развитие творческих способностей.

В процессе работы над проектом у студентов формируются навыки и практические умения, а именно:
- креативное мышление (умение оценивать разные источники информации под критическим углом зрения, различать правдивую информацию, преодолевать стереотипы и предубеждения, находить нестандартне пути решения проблем);
- навыки сотрудничества (умение сотрудничать с другими участниками в процессе общего выполнения заданий и поиска выходов из проблемных ситуаций);
- перспективное видение, развитие воображения (умение представлять более благоприятное состояние окружающей среды в будущем и желание его улучить);
- толерантность (навыки взвешенного решения проблем);
- общественная активность (эффективное сотрудничество с жителями города); - коммуникативность (овладение культурой общения, языковой этикой, обогащение словарного запаса);
- понимание того, что одно большое дело состоит из многих маленьких, и каждый человек может влиять на глобальные процессы.

Мотивация проекта:
- возможность творческой самореализации;
- осознание собственной нужности в деятельности, направленной на защиту и сохранение природы;
- чувство ответственности за свою гражданскую позицию;
- возможность улучшения экологической ситуации, красоты природы;
- осознание значения охраны и сохранения природы;
- понимание связи здоровья человека с факторами окружающей среды;
- получение удовлетворения от успешного достижения поставленной цели.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Первый этап. Подготовительный
Изучение экологических проблем и выбор проблемы для проекта
Целью этого этапа является определение студентами проблемы для реализации проекта и основных ее вопросов.[/i]
Методом обсуждения студенты определили проблему, наиболее актуальную для нашего города, интересную и доступную для реализации - это загрязнение воздушного бассейна, и мероприятия, направленные на борьбу с ним. Проект получил название «Атмосфере – чистый воздух».
слайд 2

Преподаватель помогает студентам:
- понять актуальность выбранной проблемы;
- знакомит студентов с сутью проектной технологии, объясняет характер работы, ее цель;
- мотивирует студентов к последующей деятельности через приобретение необходимых в жизни знаний и навыков (сделать хорошее дело, быть сознательным гражданином, вести просветительскую и практическую работу, направленную на улучшение экологической ситуации).

Качественная реализация проекта в большой мере зависит от предыдущей подготовки и компетентности студентов, то есть наличия у них определенных знаний и умений, а также их желания активно работать.
С целью подготовки студентов к будущей деятельности целесообразно определить круг вопросов для сбора информации:
- негативные процессы в атмосфере планеты, их причины и проявления;
- источники загрязнения атмосферного воздуха в нашем городе;
- основные загрязнители воздуха и их влияние на окружающую среду и здоровье людей;
- мероприятия по борьбе с загрязнением воздуха, в том числе в нашем городе;
- возможные виды деятельности, направленные на внесение собственного вклада в решение проблем.
Второй этап. Изучение проблемы
Целью работы на этом этапе является сбор информации, которая разносторонне характеризует проблему и доказывает ее актуальность.

Для этого необходимо:
- определить возможные источники информации;
- определить территорию реализации проекта;
- выбрать методы исследования и поиска информации;
- разделить обязанности относительно сбора и проработки информации;
- разделиться на исследовательские группы;
- ознакомиться с правилами сбора информации;
- ознакомиться с технологией проведения опроса и анкетирования. слайд 3

Рекомендации:
- источники информации должны быть разнообразными (библиотеки, редакции газет «Пульс региона», «Красный горняк» « Ингулецкий вестник», партия зеленых, Криворожская региональная экологическая инспекция, экологическая служба ПРАТ «ИНГОК», сан станция, Интернет и тому подобное);
- критический анализ и сравнение информации из разных источников;
Третий этап. Анализ информации. Выбор направлений деятельности
Цель этапа – определить способ решения проблемы, выбор форм и методов работы, планирование деятельности.

Рекомендации:
Складывается список дел, которые необходимо сделать в ходе выполнения проекта.
Такими делами стали:
1. Написание и распространение листовок-обращений к жителям города:
- объяснение вредности сжигания мусора и опавших листьев для состояния атмосферы ;
- привлечение внимания к проблеме вырубки хвойных деревьев к новогодним праздникам;
- пропаганда отказа от курения;
- призыв приложить усилия к озеленению города;
- обращение к водителям, отрегулировать автомобильные двигатели, соответственно экологическим требованиям.
2. Выставка искусственных ёлок.
3. Написание писем экологического содержания в редакции газет «Пульс региона», «Красный горняк», «Ингулецкий вестник» и газету колледжа «Горнячок» с целью их опубликования.
4. Социальное анкетирование населения с целью выявления уровня его экологической грамотности;
5. Подсчет количества студентов, которые курят, определение масштабов вреда, который они наносят атмосфере и здоровью, сообщение информации студентам колледжа (стенная газета «Молния»).
6. Установление связи с представителями партии зеленых, Криворожской региональной экологической инспекции, отдела экологии ПРАТ «ИНГОК», сан станции с целью получения информации и приглашения их к участию в проекте.
7. Поиск людей, заинтересованных в улучшении экологической ситуации и приглашение их к участию в проекте.
8. Установление связи с Широковским лесничеством и предложение помощи во время высадки леса (весной).
9. Принятие участия в озеленении территории города и колледжа (весной).
10. Ознакомление с законом Украины об охране атмосферного воздуха.
11. Выпуск стенной газеты по теме проекта с целью ее использования во время недели экологии.
12. Создание стенной газеты «Экологический досуг» по теме проекта.
13. Изучение, анализ и подготовка теоретического материала, для проведения открытого занятия и конференции.
14. Создание презентаций.
15. Проведение открытого занятия «Проблемы атмосферы и пути их решения».
16. Проведение конференции по теме « Проблемы атмосферы Кривбасса».
17. Выступления перед учащимися школ 114, 127 и студентами колледжа по материалам проекта с целью повышения их экологического сознания.
Четвёртый этап. Наши действия. Решение проблемы
Цель этапа: этап предусматривает реализацию избранного варианта действий
методом организации соответствующих мероприятий:

слайд 4
- написание и распространение открыток-обращений к жителям города по теме проекта;
- написание писем в редакции газет «Пульс региона», «Красный горняк», «Ингулецкий вестник», газету колледжа «Горнячок»;
- анкетирование жителей Ингульца с целью выявления уровня экологической грамотности населения, анализ анкет;
- подсчет количества студентов, которые курят, определение масштабов вреда, который они наносят атмосфере и собственному здоровью, сообщение информации студентам колледжа;
- установление связи с представителями партии зеленых, Криворожской региональной экологической инспекции, экологического отдела ПРАТ «ИНГОК», сан станции, с целью получения информации и приглашения их к
участию в конференции, посвященной вопросом экологического состояния города;
- ознакомление с законом Украины об охране атмосферного воздуха;
- создание стенной газеты « Экологический досуг» по теме проекта;
- создание презентаций и электронного варианта газеты с целью их размещения в Интернете на сайте колледжа.

Студенты раздавали обращения и экологические памятки жителям города, расклеивали листовки, проводили анкетирование.
Пятый этап. Презентация проекта
Цель этапа: - обработка и оформление результатов выполнения проекта:
- представление результатов выполненной работы во время подведения итогов;
- использование собранных материалов во время проведения конференции.

На этом этапе происходит презентация исследований перед широкой аудиторией, кроме тех мероприятий, которые должны выполняться позже по времени (работа в лесничестве, выступления перед школьниками и студентами).
а) проводится открытое занятие «Проблемы атмосферы и их решение».

Во время открытого занятия студенты:
- выступают, знакомя аудиторию с результатами исследования проблемы (теоретическим материалом);
- проводят тренинг, тестирование;
- показывают презентации, создают стенной и электронный варианты газеты;
- исполняют авторские песни и стихотворения, написанные по теме проекта;
- собирают папку с материалами выполненной работы;
- для резерва времени используется материал газеты «Экологический досуг.

б) проводится региональная конференция по теме «Экологические проблемы нашего города», к участию в которой приглашаются студенты учебных заведений I и II уровней аккредитации Южного региона, работники Криворожской региональной экологической инспекции и экологического отдела Ингулецкого горнообогатительного комбината. На конференции студенты выступают с докладом о состоянии атмосферного воздуха в нашем городе и рассказывают о мероприятиях, направленных на борьбу с его загрязнением.
Шестой этап. Практический
Участие в посадке новых участков леса в Широковском лесничестве и озеленении территории колледжа, города

Цель этапа: принять непосредственное личное участие в озеленении города и возобновлении площади лесных насаждений.

Этот этап проекта был проведен весной по договоренности с представителями Широковского лесничества и цеха озеленения ПРАТ «ИНГОК».
Седьмой этап. Подведение итогов
слайд 10
Оценка результативности проекта

Цель этапа:
- исследование общественного мнения об актуальности и целесообразности проекта;
- оценивание результатов, учитывая начальные цели;
- обобщение полученного опыта, определение позитивных достижений и недостатков;
- обсуждение, во время которого студенты должны были оценить проектную деятельность в целом и личный взнос каждого в общее дело;
- рефлексия: впечатление от участия в проекте.

Информация о достижениях
- высадка саженцев в Широковском лесничестве; слайд 11
- проведение акций «Сохрани ёлку», «Не жгите листья», «Обращение к водителям», «Экологические привычки»; слайды 5, 6, 7
- озеленение территории колледжа;
- конференция по вопросам экологического состояния нашего города;
- налаживание связей с работниками Криворожской государственной экологической инспекции и экологического отдела ПРАТ «ИНГОК»;
- ознакомление с законом «Об охране атмосферного воздуха»;
- выпуск стенгазет экологического содержания;
- создание презентаций;
- написание стихотворений и гимна экологов;
- анкетирование обитателей Ингульца; слайды 8, 9
- пропаганда здорового образа жизни.

ГИМН ЭКОЛОГА слова и музыка Ткаченко Т. В.
Припев: Эколог отвечает за весь мир,
За нашу уязвимую планету,
И слышит крик встревоженный эфир:
- О, человечность, где ты, где ты, где ты?

Планета наша в космосе одна,
Второй такой мы до сих пор не знаем,
И синь небес, и моря глубина,
Прекрасны – все мы это понимаем.
Простор лесов, и шелест трав степных,
И птичий пилотаж безумно сложный,
Мы любим, только с каждым годом их
Всё меньше – разве это не тревожно?
Припев:
Прекрасны горы, реки и поля,
Планета их любовно создавала,
Но вот смертельно ранена Земля,
Остановитесь, что же вам всё мало!
Над Фукусимой плавится закат,
И льды полярные безмолвно тают,
Бьет колокол Чернобыля в набат,
Вглядитесь же – природа умирает!

Припев: Эколог отвечает за весь мир,
За нашу уязвимую планету,
И слышит крик встревоженный эфир:
- О, человечность, где ты, где ты, где ты?
Источники
1. Коберник О. Проективная педагогика и национальная школа. О.
Коберник. Путь образования. ‒ 2000. ‒ №1. ‒ С.7-9.
2. Курицина В. Н. Метод проектов: вчера, сегодня, завтра.
Образовательная технология как система, объединяющая теорию,
практику и искусство. Воронеж: ВГПУ, 2000. С.59-63.
3. Лицей международных ведомостей. Сборник 41. Метод проектов,
традиций, перспектив. Киев, 2003.
4. Мастер-класс. «Организация проектной деятельности». Москва, «ВАКО»,
2007.
5. Образовательные технологии:учебно-метод. Пособие. [Пехота О.М.,
Киктенко А.З., Любарская А. М. и др.]; за редакторшу О.М. Пехоти. ИС:
Изд-во А.С.К., 2003.
6. Осмоловский А. От ученого проекта к социальной самореализации
личности. А.Осмоловский, Л.Василенко. Путь образования. – 2000. ‒ №2.
С.34- 37.
7. Проекты. «Открытый урок» № 4,5, 2008.
8. Савченко Л. А. Проектная деятельность в практике высшей педагогической школы.
9. Что такое проект? / Е. Полат, И.Петрова, М. Бухаркина, М. Моисеева.
Презентация на тему: Экологический проект «Атмосфере - чистый воздух»

Рекомендуем посмотреть:

Экологический семейный проект в начальной школе с презентацией Экологическая конференция для школьников 8-10 класса

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по экологии, 10 - 11 класс

Участник №4 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 мая по 15 августа 2017 года
Музыкальный конкурс КВН для старших классов | Сценарий выпускного вечера в 11 классе. Торжественная часть. Современный
Опубликовано: 2758 дней назад (4 мая 2017)
Просмотров: 20744
Рубрика: Проекты
+7
Голосов: 7
Комментарии (7)
Анжела Львовна Митрахович # 5 мая 2017 в 20:08 +2
Очень достойная работа, заслуживающая внимания. Голос
Наталия Юрьевна Мурашова # 7 мая 2017 в 02:37 +1
Глобалоно. Актуально. Интересно.
Очень достойная публикация: все разложено по полочкам.
Просто методичка "Как правильно делать и оформлять проекты"
Конечно же, голосую.
Вера Валерьевна Ляпина # 11 мая 2017 в 18:20 +2
Добрый вечер, Тамара Владимировна!Решение экологических проблем невозможно обеспечить усилиями одних только специалистов - экологов, управленцев, юристов, инженеров, законодателей - или же властными институтами общества. Для эффективного достижения цели - повышения экологической безопасности - необходимо активное участие всех людей вне зависимости от их социального или культурного статуса.Вы выполняете важную задачу: сформировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию и
воспитание экологической культуры и экологического сознания студентов.Все этапы расписаны очень доступно и продукт проекта достойный. Принимайте мой голос.
Екатерина Владимировна Старкова # 30 мая 2017 в 21:32 +1
Отличный проект! Голосую.
Тамара Владимировна Ткаченко # 7 июня 2017 в 09:25 0
Уважаемые коллеги, большое спасибо за поддержку.
Наталья Викторовна Курилова # 13 июня 2017 в 21:54 0
Уважаемая Татьяна Владимировна! Очень достойная работа! Это я вам говорю, как учитель, который уже лет 6-7 занимается проектной деятельностью с учениками. Проделать такую работу!!! Вы просто умница! Думаю, Ваши студенты на всю жизнь запомнят этот проект. И надеюсь, что будут экологически грамотными и ревностными исполнителями всего, над чем работали.
Валентина Михайловна Скрипникова # 24 июля 2017 в 18:27 0
замечательная методическая разработка!