Исследовательский проект во 2 классе. Байкальский след
Методическая разработка внеклассного мероприятия: исследовательский проект «Байкальский след»
Овчинникова Ольга Ивановна, учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры, МБОУ «СОШ № 37» г. АнгарскИсследовательский творческий потенциал скрыт в каждом ребенке - это любознательность, постоянное желание исследовать, самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы. Исследовательский проект «Байкальский след» - прекрасный способ, чтобы научить детей исследовать мир вокруг себя.
Цель: научить учащихся выполнять исследовательский проект – от определения проблемы до представления и защиты полученных материалов.
Задачи: используя основные приёмы проведения собственных исследований выявить «следы Байкала», представить результаты исследовательской деятельности. Продолжить работу по формированию экологически грамотной личности, создание атмосферы сотрудничества при работе над исследовательским проектом.
Актуальность: задумывались ли вы о том, как много следов Байкала вокруг нас? Пристально всмотритесь в окружающие нас предметы: кружка, магниты, игрушки, книги, фотографии – напомнят вам о незабываемых байкальских впечатлениях! Исследовательский проект «Байкальский след» направлен не только на поиск информации, но и призывает задуматься о том, что Байкал, требует к себе бережного отношения. Научность: есть ценности, которые невозможно измерить, счастье, здоровье, покой, восстановление душевных сил. Постоянный круг забот и тревог подрывают наше здоровье, и мы чувствуем себя усталыми. Где найти силы, чтобы преодолеть проблемы? Можно черпать естественную энергию умиротворения и счастья у природы. Очевидный факт: люди впитывают энергию, восстанавливают внутренний покой, прикасаясь к байкальским следам. Данный проект доступен для исследовательской деятельности учащихся 2-х классов. Дети учатся формулировать цели и задачи исследования, выдвигать гипотезы, составлять план работы. Наблюдение – самый интересный и доступный способ поиска новой информации. Под руководством учителя выполняют анализ различных объектов, фотоматериалов, документов, осуществляют подбор текстов, выполняют рисунки, используют сеть Интернет для поиска ответов на поставленные вопросы. Объект исследования: объекты, связанные с Байкалом. Предмет исследования: характерные особенности объектов.
Гипотеза: предположим, что следы Байкала можно найти на улицах города, у каждого горожанина дома.
Вид проекта: практико-ориентировочный - результат исследования ориентирован на социальные интересы самих участников.
По комплексности: межпредметный — выполняются во внеурочное время под руководством классного руководителя или учителя ведущего занятия по программе «я исследователь».
По продолжительности: средней продолжительности (2 месяца), групповой, выполняется во внеурочное время.
Этапы работы над проектом:
Что мы знаем о следах?
Как по следу рыб Байкала рыбаки рыщут, так и слово в книге ищут!
Черемных Виктория, 2 «В» класс
Из словаря В. Даля узнаём, что след это признак, примета чего-либо прошлого, бывшего, остаток, отпечаток; влияние минувшего, былого; улика. Образуем однокоренные слова от слова «след» - следок, следопыт, следствие, следовать следующий, следователь, последователь, последний, преследовать, наследовать, наследство. Значит, Байкал – щедрый дар природы, переданный нам в наследство. Необходимо искать байкальский след как определённую примету, об этом говорят различные русские пословицы: «Доеду, хоть по следу», «След следом кроют», «И по заячьему следу доходят до медведя», «Следуй доброму примеру, не следуй дурному». Если следы можно оставить не только на песке или рыхлой земле, то можно найти «следы Байкала» в фотографиях, сувенирах, рекламах.
Байкал – источник жизненной энергии
Воду Байкала попил - про хвори забыл. Ивановская Анна, 2 «А» класс
Велика площадь Байкала: 31,5 тысяч квадратных километров, от того и называют его и озером, и морем.
Байкал - визитная карточка не только Иркутской области, красоту байкальских берегов воспевают туристы многих стран. Эти загадочные места остаются в фотографиях, стихотворных строчках. Сибирские шаманы взывают к духам Байкала, проводя таинственные ритуалы. Кристальность и прозрачность байкальской воды гордость сибиряков! Коренные жители пьют байкальскую воду без опасения. Не секрет, что Байкал дарит заряд бодрости, настроения всем, кто бывает на его Берегу, прикасается к его водам.
Юные исследователи нашли замечательные строки Андрея Вознесенского, отражающие экологические проблемы Байкала: «Когда ты болеешь, все мы больны.
Байкал, ты - хрустальная печень страны!»
Каменный след Байкала
Кто на Байкале не бывал — тот Сибири не видал!
Бурундукова Дарья, 2 «В» класс
При выполнении творческого задания по поиску байкальского следа, многие из ребят приносили камни различной расцветки. Некоторые привезли камни в виде следа из самого загадочного байкальского места – скалы Шаманки на мысе Бурхан.
Анализ литературных источников показал, что Шаманка ранее именовалась «камень-храм». Известный российский исследователь Байкала Владимир Обручев отмечал, что это место вызывает суеверный ужас прибайкальских бурят. Никто, кроме шамана, не имел права приближаться к заповедному месту. Если же нужда заставляла, то копыта коней обматывали войлоком и кожей, чтобы не потревожить цоканьем покой хозяина Байкала. Буряты были уверены, что в пещере Шаманской скалы живет Эжин — хозяин Байкала [1].
Сувенир – байкальский след
Чтобы в чистом озере купаться, нужно на берегу убираться!
Иванова Анна, 2 «А» класс
Ничто не дарит такого чувства удовлетворения как самостоятельно выполненный подарок. Участники исследовательского проекта создали композиции «Байкальский след». Данная работа способствовала улучшению коммуникативных способностей участников групп, содействовала приобретению навыков работы в коллективе. Изготовленные сувениры показывают, что учащиеся успешно справились с заданием, самостоятельно спроектировали и выполнили композиции.
Изготовление сувенира «Каменный след» предполагала работу в малых творческих группах (3-4 человека). Участникам проекта было предложено создать из камней слепки. Работа началась с распределения обязанностей и планирования деятельности каждого участника группы. Для работы потребовались следующие материалы: ванночка (основа слепка), пластмассовый стакан (ёмкость для приготовления раствора), камень в форме следа человека и 5 мелких камней.
После выполнения задания и анализа затруднений был сделан следующий вывод:
• сначала в стаканчик необходимо налить воду, чуть меньше половины, гипс следует сыпать медленно, непрерывно помешивать;
• полученный раствор должен напоминать по внешнему виду жидкую сметану;
• верно замешанный раствор не имеет комочков и однороден по составу;
• если к гипсу добавлять и воду даже при тщательном размешивании образуются комочки;
• в ванночку добавлять полученный раствор нужно аккуратно;
• располагать камни необходимо согласно заранее выполненному рисунку.
Газета «Байкальский след»
Всё меньше окружающей природы — всё больше окружающей среды.
Леонтьев Егор, 2 «А»
При проведении исследовательского проекта каждый участник получил индивидуальное задание, направленное на поиск информации о Байкале: Каждый участник исследовательской работы получил индивидуальное задание, направленное на поиск информации в сети интернет. «Что означает слово «Байкал»? Каков возраст Байкала? Бывают ли на Байкале землетрясения? Какие самые крупные и самые маленькие рыбы живут в Байкале в настоящее время? Могут ли байкальские рыбы изменять свою окраску? Каков предельный возраст нерпы в Байкале? С какой скоростью плавает нерпа? Спят ли нерпы в воде? Сколько островов на Байкале?» - такие вопросы интересовали учащихся. В созданной газете отразились результаты самостоятельных поисков учащихся о Байкале. Учащиеся распечатали вопросы, нашли интересные картинки и расположили весь информационный материал на листах формата А3. При создании газеты соблюдалось важное правило: первоначально следует на странице равномерно расположить материал (текст и изображения). Типичной ошибкой явилось желание получить быстрый результат - группа учащихся приклеила текст и изображения в одно место, оставлись большие пустые пространства. Другая группа предложила использовать пузыри, чтобы задать газете единый стиль оформления, кто-то посоветовал ответы вписывать от руки, расположив текст вверх ногами.
Создавая газету своими руками, учащиеся приобрели опыт планирования, научились продумывать этапы работы. Одноклассникам газета понравилась, она корректно сверстана и хорошо оформлена.
Акция «Байкальская пословица»
Капля за каплей – Байкал, без единой капли – пустыня!
Бурова Виктория, 2 «Б»
Разыскивая следы Байкала, нам встретилась в газете интересная информация. В поселке Большая речка Иркутского района живёт Виктор Алексеевич Михайлов. Он автор книги «Пословица - укорица, пословица – хвала!» Почти сто тысяч пословиц создано Виктором Михайловым. Вот некоторые из них: «Кто в Иркутске - свинья, тот и в Париже - не голубь», «Мы все - на краткий миг, Россия - на века», «Детства луговина — Родины пуповина», «Нет предела высоты мудрости, но куда беспредельней - бездна глупости», «Кручина - болезни причина».
Пословицы играют важную роль в нашей жизни: на них ссылаются в оправдание своих поступков и действий, ими пользуются для обвинения или обличения других. Пословицами называются краткие изречения, в которых высказывается суждение о каком-нибудь предмете или событии [2]. Участники проекта провели акцию «Байкальская пословица»: изменили текст пословиц, таким образом, чтоб в нём отразились проблемы охраны Байкала. Эти пословицы стали эпиграфами текста исследовательского проекта.
Напоследок…
Ты сорил, мусор кидал - чистый Байкал потерял. Мухина Полина 2 «А»
Учащимся 2-х классов было предложено ответить на вопрос: «Что новое вы узнали, работая над проектом?» Вот несколько ответов: «Работа над исследовательским проектом научила меня многому: я умею распознавать байкальские «следы», оставленные в книгах, семейных фотоальбомах, на улицах города», «я о многом узнал о Байкале», «мне нравится быть исследователем, следопытом». Анкетирование показало, что дети довольны результатами своей работы: они с удовольствием сочиняли пословицы, многим помогали родители, а также бабушки и дедушки.
Учащиеся 2 класса не только приобрели опыт исследовательской деятельности, но и создали газету, в которой раскрываются тайны Байкала. Этапы работы над проектом представлены в фотоотчёте (Приложение 1). Теперь, вглядываясь в байкальские следы, мы говорим: «Цени то, что даёт природа Байкала!»
Фотоматериалы из личного архива Овчинниковой О.И
Рекомендуем посмотреть:
Исследовательская работа с презентацией, 6 класс. Первая Мировая война Исследовательский проект во 2 классе. Сказочные предметы в реальной жизни Исследовательский проект на тему: Сказки для младших школьников Исследовательский проект для школьников 8 класса. Исследование качества питьевой водыПохожие статьи:
Участник №19 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 января по 15 апреля 2017 года
Автор: Ольга Ивановна Овчинникова
Опубликовано: 2865 дней назад (7 февраля 2017)
Просмотров: 4367
Рубрика: Без рубрики
|
+4↑ Голосов: 4 |
Комментарии (8)
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
Спасибо за оценку моего труда, стареемся... |