Программа по физической культуре для детского сада
Рабочая учебная программа по разделу «Физическая культура»
«Вариативность проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста для Формирования двигательной активности как базового аспекта здорового образа жизни»Актуальность программы.
Проблема выживания человека в современных условиях является чрезвычайно актуальной. Сложившаяся социально экономическая обстановка в стране изменила отношение к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и конечно же крепкого здоровья. Жизнь показала, даже самые выдающиеся достижения современной медицины не в состоянии повлиять на процесс физической деградации человека. Медицинские средства оказывают лишь стимулирующее влияние, улучшая отдельные показатели здоровья. Но не одно искусственное средство не может полностью заменить физическую тренировку - развитие, становление и укрепление жизнеспособности организма.
Уровень физического развития и состояние здоровья детей в обществе , а особенно наших воспитанников, вызывают особую озабоченность. Анализ медицинских карт, обследование физического развития и образования детей, анкетирование родителей показали, что в настоящее время детский сад посещают дети
• основная масса воспитанников испытывает « двигательный дефицит »
• детям старшего возраста малоинтересны занятия физкультурой, спортом ( дети предпочитают: смотреть телепередачи, игры на компьютере и др. современных устройствах, играть в игры развлекательного характера и пр.)
• дети малознакомы с подвижными, народными играми, с разнообразием видов спорта,
• в семье физическому развитию и воспитанию детей уделяется небольшое значение, мало времени.
• мало кто из родителей воспитанников посещает спортивные залы, клубы и т.д.
Такие данные подтверждают актуальность вопросов сбережения и укрепления здоровья, средствами физического воспитания и развития дошкольников.
«... чаще всего надо заниматься физическими упражнениями, т.к. праздность расслабляет тело, а физический труд укрепляет его, первое приносит преждевременную старость, второе -
продолжительную молодость»
Авл Корнелий Цельз, римский врач
Во все времена извечен был вопрос - как человеку преодолеть все неблагоприятные условия окружающей среды, влияющие на организм и сохранить хорошее здоровье, быть физически крепким, сильным и выносливым, чтобы прожить долгую и творчески активную жизнь.
Многие зарубежные и отечественные деятели выдвигали как насущные задачи предупреждение болезней и гармоничное развитие подрастающего поколения, применение физических упражнений.
Реализация программы позволит: повысить двигательную активность детей на занятиях физкультурой:
1. воспитать желание заниматься « физическим трудом »,
2. познакомить с упражнениями, различными видами движений, играми , способными удовлетворить естественную биологическую потребность в движении,
Пояснительная записка.
«Ничто так сильно не разрушает организм как физическое бездействие»
Аристотель, греческий философ
Проблема сохранения и формирования здоровья населения, начиная с дошкольного возраста, является одним из основных приоритетов государственной политики страны. Дошкольное воспитание - это составная начальная ступень физического развития. Она является образовательной стороной физической культуры и основой двигательной активности ребенка. Физическое воспитание, которому в дошкольных учреждениях уделяется значительное внимание, направлено на охрану жизни и укрепления здоровья детей , своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств, овладение физическими упражнениями и играми, воспитание жизнерадостной, жизнестойкой, целеустремленной, волевой, творческой личности.
Цель программы:
* формирование двигательной активности детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях как базового аспекта здорового образа жизни.
Задачи:
1) способствовать формированию двигательной активности детей, а также закладыванию общих основ физической активности, через осознание, прочувствование радости движений;
2) обеспечение развития и тренировку всех систем и функций ребенка через специально организованную двигательную активность и физические нагрузки на занятии;
3) развитие эмоциональной и познавательной активности, самостоятельности действий, стимулирующих творчество и инициативу в познании, развитии, совершенствовании двигательных качеств и способностей ребенка;
4) стимулирование функциональных возможностей каждого ребенка, создавая оптимальные условия для физического развития, используя разнообразные формы работы и предметную среду
При разработке программы, определяясь с формой проведения занятия основными требованиями является:
1. ) Каждое занятие должно быть ориентировано на главную цель - формирование и развитие личности ребенка, и представлять собой завершенное , логически и психологически связанное целое.
2. ) Влияние любого занятия должно быть достаточно разносторонним - интегрированным ( в образовательном, оздоровительном, воспитательном отношении ) . Особое значение уделять развитию активности, самостоятельности, творчества и уверенности в себе.
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю в первую или вторую половину дня. Продолжительность занятия: 15 минут - младшая группа, 20 минут - средняя группа, 25 минут - старшая группа, 30 минут - подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в год - 68.
Краткая характеристика занятий.
ЗАНЯТИЯ ТРАДИЦИОННОГО ТИПА.
Носят обучающий, смешанный или вариативный характер.
Обучающее - ознакомление с новым материалом.
Смешанное - разучивание новых движений и совершенствование освоенных ранее. Вариативное - усложнение двигательных знаний заданий на основе хорошо знакомого материала.
Контрольно - проверочное - занятие, направленное на выявление количественных и качественных результатов.
ЗАНЯТИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ТИПА.
Тематическое - проводится по специальной методике, посвящено одному виду физических упражнений: лыжи, элементы баскетбола, бадминтон.
С использованием тренажеров и спортивных комплексов - включает разнообразные упражнения : н.р. на гимнастической стенке и др.
Ритмическая гимнастика - выполнение различных видов движений под музыку.
По интересам - детям предоставляется возможность самостоятельного выбора движений с предлагаемыми пособиями.
ЗАНЯТИЯ ИГРОВОГО ТИПА.
Сюжетное - содержание занятия строится на одном сюжете .
С использованием стихотворных текстов - содержание занятия сопровождается стихами, потешками и др. стихотворными формами.
Имитаиионное - занятие построено на отражении, в условной форме, окружающего мира ребенка, состоит из разнообразных имитационных движений.
Спортивно - игровое - занятие строится на основе разнообразных спортивных и подвижных игр, а так же соревнований и эстафет, с учетом равномерной нагрузки на все группы мышц.
Смешанное - занятие включает использование нескольких форм проведения.
Педагогический анализ занятий и умений детей проводится 2 раза в год: вводный - в сентябре, итоговый - в мае.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации Программы « Формирование двигательной активности детей дошкольного возраста - базовый аспект здорового образа жизни » мы рассчитываем получить следующие результаты :
1) сформируется потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании,
2) возрастет двигательная активность детей на занятиях физкультурой,
3) будут сформированы общие и индивидуальны навыки и умения, двигательные качества и способности детей,
4) удовлетворяя свою биологическую потребность в движении, получая положительные эмоции от двигательной активности, у детей появится желание заниматься физкультурой,
5) увеличится банк знаний подвижных и других видов игр, возрастет желание умение самостоятельно их использовать.
6) сформируются начальные представления о здоровом образе жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амосов, Н.М. «Раздумья о здоровье» / Н.М. Амосов. - Кемерово: Кемеровское инженерное изд- во, 1981.
2. Алямовская В.Г. « Как воспитать здорового дошкольника». / Алямовская В.Г- М,: Просвещени, 1995.
3. Богина, Т. « Дыхательная гимнастика» / Т. Богина, Дошкольное воспитание. 1994. № 6, стр. 10
4. Волина, В. « Учимся, играя» / В. Волина, - М,: Просвещени, 1994.
5. Головин О.В. «Двигательная активность дошкольников»/О.В.Головин . Новосибирск 2009
6. Литвинова, М.Ф. «Русские народные подвижные игры» / М.Ф. Литвинова. - М.: Просвещение, 1986.
7. Симантовский, А.Э. «Развитие творческого мышления детей» /, А.Э. Симантовский. - Ярославль: Академия развития, 1996.
8. Старковска В.Л. « 300 подвижных игр для оздоровления детей» / В.Л.Старковска М,: Просвещени, 1994.
Э.Шармова С «Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста : Учебное пособие / Под ред. А.И. Федорова, - Челябинск,1996
10. Рунова М.А. « Двигательная активность ребенка в детском саду» / М.А. Рунова - М,: Просвещени, 2000.
11. Фомина Н.А., Зайцева Г.А., Игнатьева Е.Н., Чернякина С.С. « Сказочный театр физической культуры»./ Н.А Фомина., Г.А. Зайцева, Е.Н. Игнатьева., С.С. Чернякина - Волгоград: Учитель, 2004. Стр. 7
12. ЩебекоВ.Н,. Ермак Н.Н « Творчество в двигательной активности дошкольника - Книга для воспитателей детского сада.» / В.Н. Щебеко, Н.Н. Ермак - М,: Просвещени, 2000.
Рекомендуем посмотреть:
Программа тренинга для родителей и детей 5-7 лет Дополнительная общеразвивающая программа для детского сада Программа для детского сада «Использование элементов твистинга в работе с дошкольниками в детском Рабочая программа кружка по познавательно-речевому развитию в детском саду для детей 4-6 лет
Автор: Софья Анатольевна Ашека
Опубликовано: 2807 дней назад (17 марта 2017)
Просмотров: 3112
Рубрика: методические наработки
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!