Факультативный курс по географии 6 класс, 1 час в неделю. Программа
Факультатив по географии, 6 класс: Программа. Удивительная планета земля
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЛюбому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные факультативы.
Факультативы по географии позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, выявлять талантливых, ориентированных на изучение географии детей.
Работа над факультативными заданиями помогает ребятам не только закрепить учебные навыки, но и выработать критический подход к информации.
Основная цель курса: повышение интереса к изучению географии, расширение и углубление знаний по предмету, целенаправленная и качественная подготовка учащихся к конкурсам и олимпиадам различного уровня.
Задачи курса:
- повысить предметную компетентность учеников;
- формировать и развивать диалектико-материалистическое мировоззрение учащихся, подводя их к более глубокому осознанию мировоззренческих идей развития, целостности, взаимосвязи в природе Земли, повышать их научные знания.
- вооружить учащихся системой знаний и умений по работе с картами разной тематики и содержания, статистическими материалами и справочниками, выполнять простейшие статистические расчеты и составлять комплексные характеристики.
- способствовать развитию географического мышления, применению в работе картографического и статистического методов.
Курс рассчитан на углубление знаний. Он расширяет знания учащихся об оболочках Земли, об особенностях материков и океанов, о природе России, дает возможность получить более полные знания о картах и способах работы с ними, применять полученные знания на практике.
Содержание программы включает теоретические знания по наиболее сложным темам курса географии (географические координаты, рельеф и тектоническое строение территории, погода и климат) и практическую часть.
Программа данного курса является актуальной, т.к. вооружает обучающихся элементарными знаниями по физической географии, познакомит с необычайным и загадочным в природе нашей планеты. Вместе с тем пополнит знания учащихся об исследователях и географических открытиях нашего времени, о чудесах природы, растительного и животного мира,а также о пока еще не разгаданных тайнах, оставленных древними цивилизациями, а в процессе проведения практических занятий у учащихся сформируются и разовьются такие важные, необходимые каждому человеку умения, как ориентирование на незнакомой местности, наблюдение и объяснение изменений, происходящих в окружающей природе, использование плана местности.
Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации.
На занятиях предполагается использование различных видов учебно-познавательной деятельности:
- работа со статистическими материалами,
- построение и анализ графиков, диаграмм, профилей,
- составление плана местности и работа с ним,
- подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации – литературные источники, периодическую печать, информационные ресурсы ИНТЕРНЕТ).
Рабочая программа курса ориентирована на основные положения и содержание федеральной программы «Одарённые дети».
Данная программа раскрывает содержание основных теоретических понятий и положений системы подготовки к предмету, а также содержание базовых методических практик, способствующих повышению эффективности учебного процесса, развитию интеллектуальных способностей школьников.
Программа курса рассчитана на 35 часов, из расчета 1 час в неделю.
В настоящее время логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия – к мысли. Реальное значение имеет не само знание, а то личностное развитие, которое ребенок получает в процессе его изучения.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включающих организацию усвоения, т.е. умения учиться.
При прохождении курса будут использоваться следующие методы:
• тестирование и самотестирование;
• тренинги;
• групповая и парная работа;
• мозговой штурм;
• анализ материалов олимпиад
Задачи, которые я ставлю перед собой при работе с детьми:
1. Учесть степень и меру самораскрытия учащихся;
2. Удовлетворить их потребности в получении информации.
Измерителем уровня подготовки учащихся могут быть:
• создание тематически презентаций;
• обобщающие вопросы и задания;
• тесты, решение задач.
• Выполнение практических работ.
Изучение школьниками факультативного курса «Удивительная планета Земля» будет способствовать развитию у них основных ключевых компетенций:
Учебно-познавательная:
- умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи, для её достижения, выбирать пути решения этих задач;
- умения и навыки мыслительной деятельности: выделения главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов;
- умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий: организация само - и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.
Информационная:
- умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
- способность задавать и отвечать на вопросы по изученным темам с пониманием и по существу.
Социально - коммуникативная:
- умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и умением отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;
- умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- умение обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации;
- умение анализировать собственные профессиональные склонности и возможности.
Введение (1 час)
Цели и задачи курса. Особенности заданий. Оборудование для занятий.
1 раздел Географические открытия и «закрытия»(4часа)
Открытия в тиши кабинетов. В дебрях острова Новая Гвинея, «Последние из Могикан» каменного века. Остров, воспетый Александром Дюма. Географические закрытия.
2 раздел Загадки земного шара. (10 часов)
Этот известный неизвестный Христофор Колумб. Светящиеся круги в Индийском океане. Таинственные скитальцы Мирового океана. Тунгусское диво. «Затерянные миры» Амазонской сельвы. Атлантида : легенды или действительность?. О чем молчат гиганты острова Рапануи.? Феномен племени Догонов. Незнакомка с пылающей горы. Загадочные природные холодильники.
3 раздел Чудеса природы. (5 часов)
Море без берегов. Пресноводные колодцы океанов. Удивительные кратеры гиганты. Жизнь удивительных озер. Страна наоборот. Работа с контурной картой. Определение указанных территорий, обозначение географических объектов на контурной карте.
4 раздел «В мире удивительных растений и животных» (5 часов)
Зеленные небоскребы. Растения - парадоксы. «Конфетное» и «пирожное» деревья, Деревья - «хлебозаводы». «Молочные» леса и «масляные» рощи. Ядовитые обитатели океанов. Пернатые «архитекторы».Знакомый незнакомец. Птица с руками
5 О чем рассказывают географические названия.(5 часов).
Имя на карте. Географические названия-гулливеры и лилипуты. Названия предупреждают и предостерегают. Географические названия — рекламы и подарки Геогафические названия вокруг нас.
6. Ошибки и недоразумения на географической карте.(5 часов). «Я вас не понимаю».Названия — недоразумения.Географические названия, которые «подсказывают»и «обманывают», «Масло масляное» на географической карте. История с географией. Атлас загадочных, удивительных и несуществующих земель.
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать/понимать:
- основные законы и положения в области географии;
- методы решения географических задач.
При работе с программой отрабатываются умения:
- во время мозгового штурма - конструктивно обсуждать проблему в группе, слушать и слышать друг друга, пользоваться алгоритмом, правильно распределять роли в команде, а также самостоятельно организовать поиск решения проблемы;
- при выступлении - ясно и конструктивно излагать свою мысль;
- при обсуждении задачи – оценивать свою работу в группе, воспринимать новую информацию, вести диалог, развивать культуру спора.
Учащиеся должны уметь:
- уметь устанавливать причинно - следственные связи и характеризовать с научных позиций основные объекты (факты, явления, процессы);
- осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия;
- формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- высказывать свою точку зрения на географические проблемы и предлагать пути решения этих проблем;
- уметь быстро принимать коллективные решения;
- работать в группе.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Скарлото Г.П. Занимательная география для детей и взрослых.Киев. «Альтерпрес» 1996г.
2) Безруков А. Занимательная география.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
3) География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах/ Сост. Н.А. Касаткина.- Волгоград: учитель, 2004.
4) Крылова О.В. Интересный урок географии: кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2000.
5) Скарлато Г.П. Георафия : тайны и открытия. Москва 1997г.
6) Максимов Н.А. За страницами учебника географии. М: Просвещение 1988г.
7) Резько И.Е. Энциклопедия тайн и сенсаций. Минск.Литература,1997г.
8) Шнырев В.В. и др. Двести вопросов и триста ответов по географии Самара 2011г
9) Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии .Просвещение 1999г.
10) Акимушкин И.В. Причуды природы. М.: Мысль,1991г.
11) Гангус А.Н. Тайны земных катастроф. М.: Мысль 1995г.
12) Литенецкий И.Б. Изобретатель — природа. М.: Знание, 1985г.
13) Чекуров М.В. Загадочные экспедиции. М.: Мысль 1985г.
14) Сайт Русского географического общества
15) Сайт старейшего в России журнала о путешествиях и приключениях.
16) Сайт Всемирная география. http://worldgeo.r
17) Географическая онлайн — энциклопедия «Кругосвет»
18) Энциклопедический словарь географических названий России.
19) Атлас загадочных, удивительных и несуществующих земель.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект внеклассного мероприятия по географии, 5-8 класс Конспект урока географии, 6 класс. Географическая карта Конспект урока географии, 6 класс. Планеты Конспект урока географии в 6 классе. Оболочки ЗемлиПохожие статьи:
Интеллектуальная игра по географии, 6-7 класс
Викторина по географии с ответами, 7 класс
Тесты по географии 6 класс «Географическая карта» с ответами
Тест по географии 6 класс «Атмосфера» с ответами, 2 варианта
Автор: Татьяна Павловна Дерр
Опубликовано: 2872 дня назад (11 января 2017)
Просмотров: 4631
Рубрика: Без рубрики
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!