Подвижные игры на развитие ловкости у дошкольников
Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Ловкость способность справиться с любой двигательной задачей
Ловкость – качество, которое ребёнку быстро усваивать новые движения в их сочетании, в зависимости от изменяющихся условий максимально быстро, правильно и находчиво.Ловким можно считать ребёнка, который может быстро выполнять правила подвижных игр и игровых заданий, учитывая изменяющие условия.
Ловкость нужна при выполнении всех основных движений, в подвижных играх, спортивных упражнениях
Существуют два пути развития ловкости.
1.Ловкость возрастает при овладении новыми разнообразными движениями2.Ловкость возрастает если даётся усложнение, новое сочетание знакомых движений, изменяются привычные условия выполнения движения.
Методические приемы, повышающие проявление двигательной координации и ловкости
1.Применение необычных исходных положений и быстрая смена различных положений.
2.Изменение скорости и темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.
3.Смена способов выполнения упражнений
4.Использование упражнений с различными предметами, использование предметов в основных движениях. Предметов должны быть различной формы, массы, объёма, фактуры.
5.Выполнение согласованных действий несколькими участниками
6.Более сложное сочетание основных движений
7.Усложнение условий подвижных игр.
Упражнения на ловкость проводят не продолжительное время в начале двигательной деятельности, так как они требуют большой чёткости мышечных ощущений, напряжённого внимания.
Предлагаю вашему вниманию подвижные игры на развитие ловкости для воспитанников старшего дошкольного возраста
Подвижные игры
«Хитрая лиса»
Цель: развитие ловкости, упражнение в беге врассыпнуюМесто проведения: игра проводится в спортивном зале, на игровой площадке.
Описание игры:
Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне, вне круга, обозначается дом «лисы». По сигналу инструктора дети закрывают глаза, а он обходит их с внешней стороны круга и дотрагивается до одного из играющих, который и становится водящим – «хитрой лисой». Затем дети открывают глаза и хором 3раза (с небольшим интервалом) спрашивают (сначала тихо, потом всё громче): «Хитрая лиса, ты где?». После третьего раза играющий, выбранный «хитрой лисой», быстро выбегает на середину круга, поднимает руки и говорит: «Я здесь! Все играющие разбегаются по залу», а «хитрая лиса» их ловит (дотрагивается рукой). После того, как «лиса» поймает и отведет к себе в дом 2-3 детей, инструктор произносит: «В круг!» - и игра возобновляется. Если «лиса» не может никого поймать, то выбирается новый водящий.
«Охотник и зайцы»
Цель: Развитие у воспитанников умение выполнять движения по сигналу; упражнение в метании, в беге с увёртыванием, в прыжках на обеих ногах.Оборудование: мячи.
Описание игры:
На одной стороне площадки очерчивается место для охотника, назначаемого воспитателем. На другой стороне обозначаются кружками места нахождения «зайцев». В каждом кружке находится по 2-3 зайца. Охотник обходит площадку, как бы разыскивая следы зайцев, затем возвращается к себе.
Воспитатель говорит: «Выбежали на полянку зайцы». «Зайцы» выбегают из своих кружков и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперёд. По слову воспитателя «охотник» зайцы бегут в кружки, а охотник, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот заяц, в которого охотник попал мячом, считается подстреленным, и охотник уводит его к себе.
После двух-трёх повторений игры производится подсчёт пойманных и выбирается другой охотник.
Продолжительность игры 5-7 минут.
Правила игры:
1. Выбегать из кружков можно только после слов воспитателя «выбежали на полянку зайцы», а возвращаться обратно только по сигналу «охотник».
2. Охотник должен бросать мяч в ноги убегающих (не сходя с места).
Указания к проведению игры:
Инструктор должен следить за тем, чтобы дети бросали мяч и правой и левой рукой. Для усложнения игры можно ввести двух охотников. Кроме зайцев, в игру могут быть включены другие звери: лисицы, медведи и прочие. В таком случае дети делятся на несколько групп и размещаются в нескольких местах комнаты: в одном месте лисицы, в другом зайцы и так далее. Выбегают те звери, которых называет воспитатель, и делают соответствующие движения.
«Волк во рву»
Цель: Развитие у воспитанников смелости и ловкости, умения действовать по сигналу, упражнение в прыжках в длину с разбегу.Оборудование: две черты или два шнура.
Описание игры:
По середине площадки проводятся две параллельные черты на расстоянии 80-100 см одна от другой – это «ров». По краям площадки на расстоянии одного – двух шагов от её границы очерчивается «дом коз». Воспитатель назначает одного играющего «волком»; остальные изображают «коз».
Все козы располагаются на одной стороне площадки (дом). Волк становится в ров.
По сигналу воспитателя «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а волк в это время старается их поймать (коснуться). Пойманных он отводит (вправо или влево) в гол рва. Затем воспитатель снова говорит: «Волк во вру», козы перебегают на другую сторону, перепрыгивая через ров.
После трёх – четырёх перебежек (согласно условию) все пойманные козы возвращаются в свой дом и назначается (выбирается) другой волк (но не из числа пойманных коз).
Продолжительность игры 5-7 минут.
Правила игры:
1. Козы выбегают из дома по сигналу «волк во рву».
2. Волк может ловить коз только во рву.
3. Коза считается пойманной в том случае, если волк её коснулся в тот момент, когда она перепрыгивает ров, или если она попала в ров хотя бы одной ногой.
Указания к проведению игры:
1. Продолжительность игры устанавливается в зависимости от числа перебежек (то есть числа прыжков, сделанных козами, примерно 12-16 прыжков).
2. Линии, образующие ров, могут быть не параллельными, то есть уже с одной стороны, чтобы дети, затрудняющиеся в прыжках, всё же могли перепрыгнуть.
3. Для усложнения игры вместо одного волка можно выбрать двух.
Варианты игры:
Во рву находится не один, а два волка. Чертятся два рва (расстояние между ними 3-4 метра), в каждом – по одному волку.
Не оставайся на полу (на земле)
Цель: Развитие у воспитанников выдержки, ловкости, умение действовать по словесному сигналу, быстро ориентироваться в обстановке (найти свободное возвышение и взобраться на него); упражнение в беге, прыжках в глубину, в ловле.Описание игры:
В различных местах площадки (комнаты), ближе к границам её, расставлены предметы высотой 25-30 см, на которые дети должны взбираться: лестницы со ступеньками, доски, поставленные на возвышение, невысокие ящики, скамейки (не меньше 25 см шириной). Выбирается ловишка. Ему надевают на руку повязку. Дети размещаются в разных местах площадки.
Под удары в бубен дети ходят, бегают или прыгают по площадке в зависимости от того темпа и ритма, который даёт воспитатель. Ловишка принимает участие в общем движении. По сигналу воспитателя «лови» все дети взбираются на расставленные предметы (возвышения). Ловишка ловит тех, кто не успел вскочить на возвышение. Пойманные садятся в стороне.
После того, как игра повторена 2-3 раза, проводится подсчёт пойманных и выбирается новый ловишка.
Игра возобновляется с новым ловишкой.
Общая продолжительность игры 5-7 минут.
Правила игры:
1. Бегать по комнате после слова «лови» нельзя – надо влезать на возвышение.
2. Занимать можно любое место.
3. Ловить надо только после слова «лови».
Указания к проведению игры:
1. Воспитатель следит, чтобы дети спрыгивали с возвышения обеими ногами и мягко приземлялись, сгибая колени.
2. Нужно, чтобы дети разбегались по всей площадке подальше от предметов, на которые они должны взбираться.
Варианты игры:
Дети строятся по кругу. В центре круга встаёт ловишка, назначенный воспитателем. По сигналу воспитателя «Беги!» дети разбегаются по комнате. Ловишка бегает за играющими, стараясь запятнать. Нельзя пятнать того, кто, убегая, встанет на гимнастическую скамейку или, приподняв ноги, сядет на пол, то есть тех, у кого ноги не на полу. Тот, кого ловишка коснулся рукой, становится ловишкой. Он должен остановиться, поднять руку и сказать: «Я ловишка!». Новому ловишке не разрешается сразу же касаться рукой прежнего. Если ловишка долго не может никого запятнать, то воспитатель говорит: «Раз, два, три – в круг скорей беги!». Дети строятся в круг, воспитатель назначает нового ловишку, и игра возобновляется.
«Перелёт птиц»
Цель: развитие у воспитанников ловкости; закрепление умения лазить, ориентироваться в пространстве.Место проведения: игра проводится в спортивном зале, на игровой площадке.
Описание игры:
Дети стоят врассыпную на одном конце площадки (комнаты). Они – птицы. На другом конце площадки помещается вышка для лазания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами, пирамида, двойная лесенка.
По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по площадке). По сигналу: «Буря!» - птицы летят на вышку – скрываются от бури на деревьях. Когда воспитатель говорит: «Буря прекратилась», - птицы спускаются с вышки и снова летят.
Воспитатель должен находиться возле приборов для лазанья, чтобы в случае надобности помочь детям.
Если гимнастическая стенка имеет мало пролетов, дети могут влезать на скамейки, на доски, положенные на стулья, или другие приборы для лазанья
«Ловишки - ёлочки»
Цель: развитие ловкости, быстроты движений.Место проведения: игра проводится в спортивном зале, на игровой площадке.
Описание игры:
Дети произвольно располагаются на площадке, ловишка стоит в середине. По сигналу: «Раз, два, три - лови» - все разбегаются по площадке, увёртываясь от ловишки. Ребята стараются выручить друг друга, так как ловишке нельзя запятнать тех детей, которые станут лицом друг к другу и, вытянув руки в сторону вниз, будут изображать ёлочку.
«Совушка - сова»
Цель: развитие ловкости, внимательно слушать сигнал, неподвижно стоять некоторое время.Место проведения: игра проводится в спортивном зале, на игровой площадке.
Описание игры:
На одной стороне зала обозначается «гнездо совушки». В «гнезде» помещается водящий – «совушка». Остальные играющие изображают птиц, бабочек, жуков, мышек и т.д.
Они разбегаются по всему залу. Через некоторое время инструктор произносит: «Ночь!» Играющие останавливаются на месте в той позе, в которой их застала ночь. «Совушка» вылетает из своего «гнезда», машет крыльями и смотрит, кто пошевелился. Того, кто шевельнётся, уводит в своё гнездо. Инструктор говорит: «День!». «Бабочки», «жуки», «птицы» оживают, просыпаются и вновь бегают и летают. После «2 вылетов на охоту» подсчитываются количество пойманных. Выбираются другая «совушка».
«Гуси - лебеди»
Цель: развитие ловкости, внимательно слушать сигнал; упражнение в беге с увёртыванием.Место проведения: игра проводится в спортивном зале, на игровой площадке.
Описание игры:
На одном конце площадки проводится черта - «дом», где находятся гуси, на противоположном конце стоит пастух. Сбоку от дома - «логово волка». Остальное место - «луг». Одного воспитатель назначает пастухом, другого волком, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей пастись на луг. Гуси ходят, летают по лугу. Пастух зовет их «Гуси, гуси». Гуси отвечают: «Га-га-га». «Есть хотите?». «Да-да-да». «Так летите». «Нам нельзя. Серый волк под горой, не пускает нас домой». «Так летите, как хотите, только крылья берегите». Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк выбегает, пресекает им дорогу, стараясь поймать гусей (коснуться рукой). Пойманных гусей волк уводит к себе. После 3-4 перебежек подсчитывается число пойманных, затем назначается новый волк и пастух.
Правила: Гуси могут лететь домой, а волк ловить их только после слов «Так летите, как хотите, только крылья берегите». Волк может ловить гусей на лугу до границы дома.
Варианты: Увеличить расстояние. Ввести второго волка. На пути волка преграды, который надо перепрыгнуть.
«Снежная королева»
Цель: развитие ловкости, быстроты движений.Место проведения: игра проводится в спортивном зале, на игровой площадке.
Описание игры:
Выбирается Снежная королева. Дети бегают по всему залу. До кого дотронется Снежная королева, тот считается замороженным. Это ребёнок должен остаться на месте (замереть). Через некоторое время игра останавливается, подсчитывается число проигравших. После небольшой паузы игра возобновляется. Снежную королеву дети выбирают с помощью считалочки.
«Бездомный заяц»
Цель: развитие ловкости; упражнение в беге с увёртыванием.Место проведения: игра проводится в спортивном зале, на игровой площадке.
Оборудование: круги или обручи
Описание игры:
Из числа играющих выбираются «охотник» и «бездомный заяц». Остальные дети – зайцы располагаются в домиках (начерченных на земле кругах). Бездомный заяц убегает от охотника. Спастись заяц может, забежав в чей-то домик, но тогда заяц, стоявший в кружке, становится бездомным зайцем и должен сейчас же бежать. Через 2-3 мин воспитатель меняет охотника.
«Медведь и пчёлы»
Цель: развитие ловкости; закрепление навыков лазания умения действовать по сигналуМесто проведения: игра проводится в спортивном зале, на игровой площадке.
Оборудование: стенка, скамейка, невысокое бревно
Описание игры: Дети распределяются на две равные группы, одна – медведи, остальные пчёлы. На расстоянии 3 метров от дома пчёл очерчивается лес, там находятся медведи. На противоположной стороне на расстоянии 8-10 метров – луг. Пчёлы располагаются в своём доме – на возвышении (стенка, скамейка, невысокое бревно). По сигналу педагога они летят на луг за мёдом и жужжат. В это время медведи забираются в улей и лакомятся мёдом. По сигналу педагога «Медведи» пчёлы летят к своим ульям и жалят (дотрагиваются) тех медведей, которые не успели убежать в лес. Затем пчёлы возвращаются в улей, и игра возобновляется. При повторении игры дети меняются ролями.
«Коршун и наседка»
Цель: развитие ловкости, обучение в игровой форме основным видам движенияМесто проведения: игра проводится в спортивном зале, на игровой площадке.
Описание игры: В игре могут принимать участие 8-12 воспитанников. Выбирается «коршун» и «наседка» остальные «цыплята». Сбоку игровой площадки чертится круг диаметром 1,5—2 м. Это «гнездо» «коршуна». Он отходит к своему гнезду, а «наседка» выводит гулять «цыплят» на игровую площадку. Они идут цепочкой: держатся друг за друга (за руки или за пояс). По сигналу воспитателя из гнезда вылетает «коршун» и пытается схватить последнего в цепочке «цыпленка». «Наседка», расставив руки, не подпускает «коршуна» к «цыплятам»
Правила игры: ни «коршун», ни «наседка» не применяют силу. «Коршун» должен попытаться, бегая вокруг, обмануть «наседку», схватить и унести пойманного «цыпленка» в свой дом. Если «коршун» схватил «цыпленка», то тот должен идти за ним.
«Классы»
Цель: закрепление умения прыгать в длину, развитие ловкостиМесто проведения: игра проводится на игровой площадке.
Описание игры: На асфальте нарисованы классики (5 - 6).
Ребенок берет плоский камешек и бросает его в первый класс. Потом прыгает на двух ногах в первый класс, поднимает камушек и прыгает назад. Бросает камушек во второй класс, а сам прыгает сначала в первый класс, а из него во второй. Так же само поднимает камушек и прыгает через первый класс. Затем бросает в третий класс и так дальше, пока не выйдет за линию класса. После этого начинают прыгать остальные дети. Когда очередь подойдет снова к первому ребенку, он берет свой камушек и бросает в тот класс, в который раньше не попал. Так по очереди играют все дети. Выигрывает тот ребенок с группы, который пройдет все классы первым.
«Мышеловка»
Цель: развитие у воспитанников выдержки, ловкости, умения согласовывать движения со словами; упражнение в беге и приседании, построении в круг и ходьбе по кругу.Место проведения: игра проводится в спортивном зале, на игровой площадке.
Описание игры: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая образует круг - «мышеловку», остальные «мыши»- они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая: «Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас. Вам поставим мышеловки, переловим всех сейчас». Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По слову воспитателя: «хлоп», дети стоящие по кругу, опускают руки и приседают- мышеловка захлопнулась. Играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями.
Правила: Опускать сцепленные руки по слову «хлоп». После того, как мышеловка захлопнулась, нельзя подлезать под руки
Варианты: Если в группе много детей, то можно организовать две мышеловки и дети будут бегать в двух.
Эстафета «Ловкий мяч»
Цель: развитие ловкости, быстроту движенийМесто проведения: игра проводится в спортивном зале, на игровой площадке.
Оборудование: мяч
Описание игры:
Игроки в командах построены в колонне по одному, дистанция между игроками один два шага (в зависимости от способа передачи мяча). Исходное положение участников - широкая стойка, ноги врозь Мяч в руках у направляющего. По сигналу мяч передаётся из рук в руки обусловленным способом и так же возвращается назад. Эстафета выполняется несколько (4-6) раз подряд. Выигрывает команда, первой закончившая передачи.
В игре можно использовать большие надувные мячи (баскетбольные, волейбольные и другие).
Способы передачи мяча:
а) двумя руками сверху с наклоном назад, последний игрок, получив мяч, перекатывает его по полу направляющему между ног участников;
б) так же, обратно мяч передаётся из рук в руки снизу, между ногами;
в) двумя руками сбоку (слева и справа) с поворотами туловища.
Вариант с перебежкой.
Команды построены в колонны по одному, дистанция между игроками 1 м. Мяч в руках у направляющего. По сигналу мяч передаётся из рук в руки обусловленным способом в конец колонны. Последний игрок, получив мяч, быстро перебегает вперёд и, став впереди колонны, продолжает передачу мяча и так далее.
Игра заканчивается в тот момент, когда первый номер вернётся с мячом на место направляющего.
Через ручеёк.
Цель: Развитие ловкости; упражнение в прыжках на обеих ногах, в равновесии.Оборудование: два шнура
Описание игры:
Все играющие сидят на стульях или на траве. В 5-6 шагах от играющих кладутся два шнура, расстояние между которыми 1 ½ - 2 м – это ручеёк. Дети должны перебраться по камешкам (дощечкам) на другой берег, «не замочив ног». Дощечки положены с таким расчётом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камешка на другой.
По слову воспитателя «пошли» 4-5 детей перебираются через ручеёк, остальные наблюдают за ними.
Тот, кто оступился, отходит в сторону «сушить обувь».
После того как все дети перейдут через ручей, игра возобновляется.
Можно повторить игру 2-3 раза.
Правила игры:
1. Проигравшим считается тот, кто ступил ногой в ручеёк.
2. Перебираться через ручей можно только по слов воспитателя «пошли».
Указания к проведению игры:
3. Вместо дощечек на площадке можно начертить кружочки.
4. Следует положить дощечки через ручеёк так, чтобы одновременно могли переходить ручеёк 4-5 детей.
Варианты игры:
После многократных повторений этого упражнения можно начертить несколько ручейков, один шире другого. В этом случае дети перепрыгивают сначала через узкий ручеёк, затем через более широкий и, наконец, через самый широкий. Если кто из детей не перепрыгнул через первый или второй ручеёк, он должен попытаться перепрыгнуть его ещё раз и только тогда подходить к следующему.
«Кто быстрее»
Цель: Развитие ловкости; упражнение воспитанников в беге в различных направлениях; закрепление умения строиться в колоннуМесто проведения: игра проводится в спортивном зале, на игровой площадке.
Оборудование: 3-4 флажка
Описание игры:
Дети делятся на 3-4 группы с одинаковым числом играющих: каждой группе даются флажки какого-либо одного цвета. В разных концах площадки или одной стороне ставятся на подставках 3-4 флага тех же цветов. Каждая группа строиться перед флагом своего цвета. Когда играющие построятся, воспитатель ударяет в бубен, и дети начинают ходить, бегать, прыгать по площадке в разных направлениях. Движения меняются в зависимости от того ритма и темпа, который дается воспитателем. По сигналу «На места!» - дети бегут к своему флагу и строятся в колонну (лицом к флагу). Воспитатель отмечает, какая группа построилась первой.
После двух-трех повторений игры, в тот момент, когда дети бегают, прыгают, воспитатель говорит: «Стой!». По этому сигналу все играющие останавливаются и закрывают глаза. Тем временем воспитатель меняет места флагов и говорит: «На места!». Дети открывают глаза и спешат построиться в колонну против своего флага. Отмечается, какая колонна построилась первой.
Рекомендуем посмотреть:
Значение подвижных игр для детей дошкольного возраста Подвижная игра для детей 4-6 лет Подвижная игра для детей 4-5 лет в детском саду Конспект подвижный игры "Медведь и пчелы" во второй младшей группе ДОУПохожие статьи:
Подвижные игры для детей подготовительной группы в помещении
Подвижные игры для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Подвижные игры для детей 4-5 лет дома с родителями
Подвижные игры для детей средней группы
Подвижные игры на прогулке в средней-старшей группе детского сада
← Сценарий спортивного досуга на улице в старшей группе детского сада на тему: Скоро Лето | Подвижные игры на развитие ловкости у детей 5-7 лет в детском саду →
+4↑ Голосов: 4 |
Комментарии (1)
|