Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень»

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Доклад для МО воспитателей

Как приобщить воспитанников школы интернат к общественно - полезному труду и труду по самообслуживанию
Современная школа должна растить, обучать и воспитывать подрастающее поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить, и работать в новом веке. Создаются новые возможности для дальнейшего роста производительности труда во всех сферах материального и духовного производства, повышаются интеллектуальный потенциал общества, всестороннее и гармонически воспитывается современный человек. В условиях становления рыночных отношений, роль трудового подрастающего поколения существенно возрастает. Человеческий фактор в производстве играет решающую роль. В этой связи актуализируется проблема подготовки молодежи к труду. На передний план теории и практики воспитания выдвигается трудовое воспитание. Важная часть трудового воспитания и обучения непосредственное овладение трудовыми умениями и навыками.

Трудовому воспитанию молодого поколения уделяли и уделяют внимание многие представители прогрессивной педагогики. Связь трудового воспитания с социальными условиями жизни общества и коллектива особенно характерно для педагогической семьи А.С.Макаренко, которая вся на основе формирования личности в организованном общественно значимом труде. Целенаправленной трудовой деятельности как одному из важнейших факторов для воспитания характера человека он придавал огромное значение.

Одной из задач ГКОУ РО Матвеево – Курганской школы - интерната является трудовое воспитание, которое на современном этапе должно быть целостной системой формирования личности ребёнка с нарушением интеллекта. В труде формируется мировоззрение ребёнка, его моральные качества, мотивы поведения, корригируется познавательная деятельность, воспитывается воля и характер.

Задача трудового воспитания состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников понимание крайне важности для каждого человека участия в труде, развить на этой базе социальные мотивы трудовой деятельности. В труде крайне важно воспитывать черты высокой морали доброго, порядочного человека – производителя материальных ценностей. Наряду с этим нужно учить воспитанников (особенно подростков) трудовым умениям и навыкам, прививая им культуру труда, умение планировать и учитывать работу, организовывать свой трудовой процесс, аккуратно и бережно относиться к рабочему месту, орудиям труда, материалу.

При решении задач трудового воспитания нельзя забывать о том, что труд имеет для воспитанников специальной коррекционной школы – интерната большое коррекционное значение.

«САМООБСЛУЖИВАНИЕ»
Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания. Цель самообслуживания – воспитать у воспитанников хозяйскую заботу о нуждах коллектива, своей семьи, стремление поддерживать чистоту, порядок в школе, в группе, в спальнях, на школьном дворе.

Когда дети приходят в первый класс, в младшую группу, многие из них не имеют элементарных навыков самообслуживания. Поэтому воспитанников с первых дней в школе необходимо приучать к удовлетворению простейших личных потребностей, например переодеванию. Вместе с детьми нужно определить школьную и домашнюю форму. Объяснить и показать как правильно и аккуратно складывать свои вещи в определённом месте. Для этого каждому в шкафу была выделена полка, где сразу перед воспитанниками определились обязанности следить за вещами и порядком в шкафу. Чтобы дети быстрее усвоили эту операцию, можно использовать разнообразные методы. Например, в младшем возрасте применять метод – игровой, используя для этого героев сказок. В среднем возрасте метод – соревнования «Кто красивее и быстрее сложить бельё» и др. В младшем возрасте, в игровой форме можно научить пришивать пуговицы, в начале кукольной одежде пришивать, затем учиться на своих вещах. Обязательно показать и объяснить, как правильно пользоваться иголкой и ножницами; как вдеть нитку в иголку, сделать узелок, какова должна быть длина нитки. Не забывать ухаживать за обувью и верхней одеждой после прогулок, чистить, сушить.

Для того, чтобы воспитанники быстрее научились заправлять постель, можно предложить им заправлять парами, помогая друг другу.

С младшего возраста возможно приучать соблюдать санитарно-гигиенические навыки, стирать мелкие вещи: носовые платки, носки показывая, как тщательно намыливать и прополаскивать каждую вещь, как правильно развешивать для сушки.

Так же необходимо привлекать воспитанников к выполнению различных поручений, например дежурству по спальне. Составляя график, распределить детей так, чтобы ребёнок с низким уровнем самообслуживания попал с ребёнком с среднем уровнем самообслуживания. Это способствует лучшему усвоению трудовых навыков при мытье полов, воспитанию дружеских взаимоотношений.

Организуя повседневную жизнь воспитанников с учётом приобретённых умений и навыков, на определённом возрастном этапе, постепенно повышать уровень требований. Воспитанники среднего и старшего возрастов уже более самостоятельно делают ремонт одежды, они могут и постирать, почистить и погладить свои вещи.

Для совершенствования навыков самообслуживания проводятся коррекционные занятия: «Чистим правильно зубы», «Ногти – предмет особого ухода», «О гигиене тела», «Чистые носки», Уроки Здоровья – уход за кожей, волосами, и др.
Во время дежурства по школе, посещения столовой, стремиться формировать элементарные навыки сервировки стола, так же учить убирать за собой посуду, вытирать столы.

В условиях интерната большое значение имеет создание уюта в спальнях. И вместе с детьми, постараться благоустроить спальню и вырабатывать потребность содержать в чистоте свой «быт». Чтобы в спальнях был порядок, дежурные должны следить в течение дня и исправлять беспорядок.

Труд по самообслуживанию имеет большую ценность для формирования коллектива. Каждый воспитанник выполняет определённые обязанности по самообслуживанию, которые помогают лучшей организации жизни в группе. Дежурство по школе, участие в ремонте белья, мебели, помощь младшим – всё это помогает установить между детьми товарищеские отношения и убедить их на конкретных примерах в том, что от работы каждого зависит общий успех.

В работе с младшими воспитанниками уместно использовать тематические игры, позволяющие использовать знания, умения и навыки, полученные детьми на уроках ручного труда, закрепить навыки самообслуживания.

Для лучшего усвоения знаний и умений, по трудовому воспитанию каждый год планируются занятия, занятия - практики. Например, «Что на полочке лежит?», «В гости к гигиене», «Путешествие по стране Гигиена», «Уроки Мойдодыра», «К нам гости идут», «Девочка – девушка - женщина» и др.

«ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД»
Участие воспитанников в общественно полезном труде является необходимым условием воспитания в любом обществе. В общественно полезном труде есть проявление высокой сознательности и инициативы, подчинения узколичных интересов высоким идеалам общества.

Трудовая деятельность воспитанников: самообслуживание, производительный и даже учебный труд – должна носить общественно полезных характер, так как труд, лишённый идейной направленности, высокой цели, для воспитания является процессом нейтральным. Даже производственный труд старших воспитанников, который объективно всегда должен быть общественно полезным, может оказаться нейтральным процессом, если высокая социальная цель его будет заслоняться иными, узкими, эгоистическими целями. Снижение мотивации любого, пусть самого значительного вида труда, может иметь отрицательные последствия: стремление выбирать работу полегче, повыгоднее, делать быстрее в ущерб качеству, где можно - словчить.

Самым главным и самым ценным в общественно полезном труду являются его высокие мотивы, которые понятны детям. Например, осенью, весной проводим уборку памятника «БТР», объясняя воспитанникам, что чистота нужна не только для того, чтобы было красиво, но для улучшения экологии. Труд на общую пользу, во имя высокой цели – вот мотивация общественно полезной деятельности. Для воспитанников она воплощается в мотивах: «Поможем природе вместе», «Обвернём учебники, чтоб лучше сохранились для других ребят», «Уберём участок, чтоб был красивым», «Уход за комнатными растениями» и др.
Характер и глубина мотивации общественно полезного труда с возрастом усложняются и развиваются. При выполнении воспитанниками любых общественно полезных дел нужно объяснять им необходимость их труда, ставить перед ними доступную и вместе с тем значительную в общественном отношении цель.
Ценным в общественно полезном труде является и то, что он направлен на развитие инициативы воспитанников. Эта особенность общественно полезного труда имеет большое значение в работе с воспитанниками, страдающими пассивным отношением к жизни.

Каждый воспитанник принимает участие в разнообразных видах общественно полезного труда, что даёт ему возможность овладеть большим количеством навыков, полезных в практической жизни, выработать привычку - часть своего времени отдавать общественным делам.

Однако воспитательное значение общественно полезных дел зависит не только от выбора объекта труда, распределения заданий между воспитанниками и учёта их работы, оно зависит и от сознательного подхода к выполняемой работе и положительного, эмоционального отношения к ней. Поэтому всё время поддерживаю бодрый ритм работы, не допуская спада настроения. Наибольший подъём вызывает успех, он приносит удовлетворение от общественной деятельности, является залогом положительного отношения к работе и стимулом развития общественной активности.

В общественно полезном труде всегда нужно поощрять инициативу, изобретательство и творчество. Развитию изобретательности, находчивости, смекалки способствует соревнование на лучшую организацию выполнения полезных дел, на лучшее качество работы и т.д. Соревнование поддерживает трудовой подъём, побуждает каждого жить общими интересами.

Если у воспитанников возникает нежелание заниматься общественно полезным трудом, преодолевать это можно с помощью индивидуальных заданий и строгого учета, различных моральных и материальных поощрений. После каждых поручений, собрав всю группу важно подвести итоги, показать им результаты работы.

Проводя занятия по трудовому воспитанию, формируя у воспитанников самостоятельность, в то же время воспитываются и чувство товарищества, доброта, отзывчивость, желание сделать нужное и приятное не только для себя. Если ребёнку не удавалось что-либо сделать, старалась его поддержать, убедить, что неудача временная и если он постарается, то у него всё получиться. Детей, выполнивших свою работу хорошо, необходимо похвалить за старание, добросовестное отношение к делу, отметить проявленную инициативу, доброжелательное отношение к товарищам по работе. Учить воспитанников со стороны видеть свою работу, поэтому можно предложить им самим оценить свою деятельность и деятельность товарища, сравнить и сделать вывод, кто трудился лучше.

Таким образом, проведенная методика даёт возможность, опираясь на индивидуальные особенности воспитанников, помочь им в личностном развитии, особенно в их самостоятельности. Трудовая деятельность является необходимым условием формирования важных качеств личности. Ведь только в труде человек может полноценно и всесторонне развиваться, раскрывать свои способности и таланты, найти своё место в жизни.

Рекомендуем посмотреть:

Сказкотерапия для детей с ОВЗ Из опыта работы воспитателя: Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ с помощью игровых разви Методические рекомендации по работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях детского Условия для реабилитации детей с проблемами в развитии
Мероприятие ко Дню снятия блокады Ленинграда для старшеклассников
Опубликовано: 222 дня назад (7 февраля 2021)
Просмотров: 280
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!