Наши конкурсы
Конкурс для педагогов «Любимая Весна»

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Прогулки в декабре в подготовительной группе. Картотека с целями по ФГОС

Прогулки зимой в декабре. Подготовительная группа ДОУ
Прогулка №1. Наблюдение за небом
Цель: продолжать расширять знания о неживой природе; формировать у детей умение видеть красоту окружающей природы, желание познать ее тайны.
Ход наблюдения
Воспитатель предлагает понаблюдать за цветом неба, как он меняется в зависимости от времени дня и от погоды. Просит охарактеризовать небо: какое оно, что на нем видно (тучи, облака). Сравнивает зимнее небо с летним, осенним.
Обратите внимание на красоту зимнего неба. Когда нет осадков и небо не покрыто снеговыми тучами, оно имеет красивый синий оттенок, по небу плывут кружева белых облаков. Небо кажется высоким из-за чистоты морозного воздуха. Снег, падая, захватил с собой из воздуха частички пыли и грязи, и воздух становится чистым, его хочется вдыхать снова и снова.

Приметы: если зимой тепло, летом холодно; зима морозная – лето жаркое.

Поговорки и пословицы:
«Зимой солнце сквозь слезы улыбается»;
«Зимнее солнце, что мачеха: светит, да не греет».

Стихотворение:
Облака
Облака, облака — кучерявые бока,
Облака кудрявые, целые, дырявые,
Лёгкие, воздушные — ветерку послушные…
С. Михалков

Загадки:
Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда-всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он нежно-голубой. (Небо.)

Ясными ночками
Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
«Спать ложитесь, поздно!»
Потому что мать - луна,
А дочурки... (звезды).

Дидактическая игра «Назови три предмета».
Цель: упражнять детей в классификации предметов.
Ход игры: Какие предметы можно назвать одним словом: цветы, птицы и т. д.
«Цветы!» – произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василек».

Трудовая деятельность. Уборка снега.
Цель: совершенствовать трудовые навыки детей, учить выполнять работу старательно, аккуратно. Воспитывать ценностное отношение к труду, формировать представший о роли труда в обществе и жизни каждого человека.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.
Цель: развитие инициативы, самостоятельности, двигательной активности, творчества в создании сюжетов игр, умения планировать свою деятельность.

Индивидуальная работа
Игровое упражнение «Передача мяча в колонне». Играющие строятся в колонну. Перед колонной лежит короткий шнур. Водящий с мячом в руках (большой диаметр) становятся напротив первого игрока в колонне на небольшом расстоянии: бросает мяч первому игроку, тот ловит мяч, бросает его обратно и бежит в конец колонны. Второй игрок получает мяч от водящего, возвращает его обратно и тоже бежит в конец колонны и так далее.

Подвижные игры:
«Классы»
Цель: совершенствовать умение детей прыгать на одной (правой или левой) ноге, толкая перед собой предмет; ориентироваться на ограниченной площадке, соразмерять свои прыжки с размером клеток. Развивать глазомер, меткость.

Игра-эстафета «Передача мяча в колонне»
Цель: упражнять детей в передаче мяча друг другу в колонне, развивать ловкость.

Прогулка №2. Наблюдение за долготой дня
Цель: формировать элементарные представления об изменениях положения Земли относительно Солнца.
Ход наблюдения: Воспитатель обращает внимание детей на положение солнца, на то, что дни стали короче, а ночи длиннее. Вместе с детьми делает вывод, что чем короче день, тем меньше светит и греет солнце, тем температура воздуха ниже и тем становится холоднее. Наблюдение и личный опыт детей: (приходят в детский сад и уходят домой затемно) позволяет им сделать вывод, что день зимой короткий, ночь длинная.

Приметы:
зимой солнце садится в облака – к снегопаду;
солнце всходит красное – на метель.

Поговорки и пословицы: «Зимнее солнце плохо греет».

Стихотворение:
Зима
Так недавно к нам в оконце
Каждый день глядело солнце.
А теперь пора настала –
В поле вьюга загуляла.
Разбежалась с песней звонкой,
Все укрыла, как пеленкой,
Запушила снежным пухом –
Стало всюду пусто, глухо…
Я. Купала

Дидактическая игра «Природа и человек».
Цель: закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.
Ход игры: Воспитатель становится в круг, в руках у него мяч. Он заранее договаривается с детьми, что будет называть предметы, дети должны распределить по темам: «Человек» или «Природа». Например, воспитатель бросает мяч ребенку и говорит: «Машина», ребенок отвечает: «Человек». Ошибавшийся выходит из круга на один кон.

Трудовая деятельность. Сгребание снега к деревьям и кустарникам.
Цель: помочь детям определить назначение данной трудовой операции, используя их знания о свойствах снега. Учить правильно выполнять трудовые действия, анализировать и оценивать свою работу и работу товарищей. Формировать культуру трудовой деятельности.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.
Цель: развитие инициативы, самостоятельности, двигательной активности, творчества в создании сюжетов игр, умения планировать свою деятельность.

Индивидуальная работа
Игровое упражнение «Из кружка в кружок». На асфальте рисуют 5–6 колец (как обручи) плотно, один к другому. Играющие по очереди прыгают на двух ногах, используя взмах рук, из кольца в кольцо без паузы и возвращаются в конец колонны (2–3 раза).

Подвижные игры:
«Кролики»
Цель: совершенствовать умение детей прыгать на двух ногах продвигаясь вперед; развивать ловкость, смекалку, уверенность.
«Два Мороза»
Цель: совершенствовать умение детей перебегать с одной стороны площадки на другую с увёртыванием, формировать умение действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание, быстроту, ловкость.

Прогулка №3. Наблюдение за погодой
Цель: уточнить и конкретизировать представление о зиме (самые короткие дни, самые длинные ночи, много снега, осадки различные, деревья стоят голые и т. д.); учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе.
Ход наблюдения
Воспитатель обращает внимание детей на погоду, просит охарактеризовать ее (температура, облачность, осадки), употребляя как можно больше эпитетов; сравнивает погоду со вчерашней, выясняет, что изменилось, по каким признакам дети делают выводы. Предлагает полюбоваться красотой зимнего пейзажа. Сравнивает одежду детей и делает вывод, когда было холодней, вчера или сегодня. Сравнивает осадки и облачность, есть ли солнце, какое оно. Приводит народные приметы о погоде.
Вороны летают, кружатся стаями – к морозу; снег идет большими хлопьями – к оттепели; облака черные, низкие движутся быстро – ненастье сохраниться; луна светит ночью ярко или небо без луны усыпано яркими звездами – завтра будет ясный морозный день.
Задание: понаблюдать, совпадают ли приметы с реальной погодой.

Приметы:
в начале зимы шел сильный снег – в начале лета пойдет сильный дождь;
зима холодная – лето теплое;
дым из трубы идет вверх – к морозу;
если зимой сухо и холодно, летом будет сухо и жарко.

Поговорки и пословицы:
«Зима лето пугает, да все равно тает»,
«Зима без снегу – не бвть хлебу»,
«Зима лето строит».

Стихотворение:
Первый снег
… Стали дни короче, солнце светит мало,
Вот пришли морозы – и зима настала.
И. Суриков

Загадки:
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрыла серебром. (Зимние месяцы, зима)

Дидактическая игра «Наоборот».
Цель: обогащать словарный запас детей антонимами. Развивать сообразительность, быстроту мышления.
Ход игры: Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное. (Далеко – близко, верхний – нижний и т. д.)

Трудовая деятельность. Расчистка кормушек, подкормка птиц.
Цель: помочь детям определить назначение данной трудовой операции; воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь и помогать им. Воспитывать самостоятельность и ответственность за порученное дело.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Кто дальше бросит?». Дети лепят снежки, строятся в шеренгу и кладут снежки около ног, встав около исходной черты. Задание: метание снежков на дальность. В качестве ориентиров ставятся несколько цветных предметов (кегли или кубики), на расстоянии 10–12 м от детей.

Подвижные игры:
«Кто сделает меньше прыжков»
Цель: совершенствовать умение детей прыгать в длину, делая сильный взмах руками, отталкиваясь и приземляясь на обе ноги. Развивать силу толчка, укреплять мышцы ног.

«Найди себе пару»
Цель: развивать ловкость, умение избегать столкновений, действовать по сигналу быстро.

Прогулка №4. Наблюдение за снежинками
Цель: знакомить детей с красотой природы; показать, что падающие снежинки можно рассмотреть на темном фоне.
Ход наблюдения
Воспитатель выносит темную бумагу и вместе с детьми рассматривает падающие снежинки. Они имеют строение узора из шести лучиков, все снежинки резные и красивые, их интересно рисовать (воспитатель рисует с детьми снежинки на свежевыпавшем снегу, предлагает потом нарисовать их на бумаге). Разнообразие снежинок в зависимости от температурных условий: в мороз – отдельные снежинки, в теплую погоду – хлопья, при похолодании – в виде крупы.
Продолжается нвблюдение за падающими снежинками. Воспитатель предлагает их рассмотреть и посчитать, сколько у снежинок лучей. Задает вопросы: Что можно сказать про снежинки? Опишите их форму. Что будет, если подуть на снежинку или дотронуться до нее? Почему снежинки тают? Затем дети самостоятельно придумывают загадки о снежинках.

Приметы:
снежные хлопья стали крупными – значит, жди оттепели;
первый сухой снег обещает хорошее лето;
много снега – много хлеба;
зимний снег глубокий – летом хлеб высокий.

Поговорки и пословицы:
«Снег глубок – хлеб хорош»,
«Снега надует – хлеба прибудет»,
«Снег на полях – хлеб в закромах».

Стихотворение:
Снежинки
Легкие, крылатые, как ночные бабочки, кружатся, кружатся над столом у лампочки.
Собрались на огонек. А куда им деться? Им ведь тоже, ледяным, хочется погреться.
И. Бурсов

Загадка:
Белой стайкой мошкара вьется, кружится с утра.
Не пищат и не кусают, на ладони сразу тают. (Снкжинки)

Дидактическая игра «Добавь слог».
Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры: Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его должен дополнить, чтобы получилось слово, например: ма – ма, кни – га. Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.

Трудовая деятельность. Расчистка и подметание дорожек.
Цель: учить детей определять и распределять фронт работ, договариваться о взаимодействии. Закреплять умение пользоваться необходимым инвентарем, воспитывать трудолюбие, ответственность.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.
Цель: развитие инициативы, самостоятельности, двигательной активности, творчества в создании сюжетов игр, умения планировать свою деятельность.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение «По дорожке проскользи». Дети распределяются по трое, подходят к условной черте и берутся за руки. После небольшого разбега двое продолжают бег по снегу (утрамбованному), а третий (стоящий в середине) скользит по ледяной дорожке, стоя на двух или на одной ноге. Играющие поочередно меняются местами.

Подвижные игры:
«Пожарные на учениях»
Цель: учить детей самостоятельно организовывать игру, упражнять в лазании по гимнастической стенке вверх и вниз, с пролета на пролет. Развивать ловкость, воспитывать целеустремленность, уверенность в себе.

«Хитрая лиса»
Цель: учить самостоятельно организовывать игру, становиться в большой круг, выразительно и согласованно проговаривать текст, начинать движение после его произнесения. Совершенствовать умение легко и ритмично бегать, соблюдать согласованность рук и ног. Развивать быстроту реакции, способность переключать внимание.

Прогулка №5. Прогулка по первому снегу
Цель: продолжать знакомить с природными явлениями; формировать эстетическое отношение к окружающему миру; учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
Ход наблюдения
Свежевыпавший снег придает всему окружающему праздничность: белые дорожки, обсыпанные первым снегом кустарники, припорошенные скамейки. Воспитатель предлагает послушать, как скрипит снежок под ногами. Это ломаются лучики миллионов снежинок под нашими ногами. Снег падает из снеговых туч, которыми покрыто все небо.
Воспитатель рассказывает детям, какие интересные игры и занятия ожидают их зимой, говорит, что все люди любят русскую зиму и радостно ее встречают.

Приметы: первый прочный снег падает с ночи.

Поговорки и пословицы:
«Зима все найдет, что лето отложило»,
«Зима бредет, понурив голову – лето бежит вприпрыжку».

Стихотворение:
Первый снег
Утром на лужицах тоненький ледок. В воздухе кружится первый снежок.
Вышли ребята из детского сада, первый снежок – ребятишкам отрада.
Что такое за окном? Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром, самый первый, самый белый!
Вот о чем всю ночь свистел за моим окошком ветер!
Он про снег сказать хотел и про то, что зиму встретил.
Е. Трутнева

Загадка:
Я землю покрываю, я из воды, а в воздухе летаю.
Как пух лежу я на полях. Как алмаз блещу при солнечных лучах. (Снег)

Дидактическая игра «Не ошибись».
Цель: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.
Ход игры: Воспитатель называет разные части суток или действия детей. А дети должны ответить одним словом: «Завтракаем», «Умываемся», назвать, когда это бывает.

Трудовая деятельность. Сгребание снега в кучи для снежных построек.
Цель: помочь детям распределить обязанности в совместном труде, учить действовать согласованно, выполнять коллективные поручения. Способствовать совершенствованию трудовых навыков.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.
Цель: развитие инициативы, самостоятельности, двигательной активности, творчества в создании сюжетов игр, умения планировать свою деятельность.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Кто быстрее». Играющие строятся в колонну и выполняют прыжки на двух ногах в прямом направлении до предмета (кубик, кегля, набивной мяч), обходят предмет и проходят в конец колонны (дистанция 6–8 м). С Алиной, Витей, Женей, Машей.

Подвижные игры:
«Бездомный заяц»
Цель: совершенствовать умение легко и ритмично бегать, стараясь занять домик. Развивать быстроту реакции, способность переключать внимание.

«Классы».
Цель: совершенствовать умение детей прыгать на одной (правой или левой) ноге, толкая перед собой предмет; ориентироваться на ограниченной площадке, соразмерять свои прыжки с размером клеток. Развивать глазомер, меткость.

Прогулка №6. Наблюдение за погодой
Цель: обобщать представления о типичных зимних явлениях в неживой природе (установление связей между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды); продолжать развивать поисковую деятельность детей.
Ход наблюдения
Воспитатель обращает внимание детей на то, что снег подтаял, появились лужицы, которые ночью подмерзли и покрылись льдом.

Опыт «Взаимосвязь температуры и замерзания воды»
(Снег и лед – вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры).
Цель: показать детям превращение воды в лед и обратный процесс; закрепить представление о том, что превращение воды в лед зависит от температуры воздуха.
Ход опыта: С помощью формочек сделать с детьми ледяные украшения. Повесить на участке, несколько принести в группу и понаблюдать обратный процесс.
Вывод: Вода под воздействием температуры может переходить из одного состояния в другие.

Приметы:
сухой декабрь – значит быть сухими весне и лету;
утро красное – быть декабрю ясным;
зима снежная – лето дождливое;
если в морозный день с ночи теплее – к долгой стуже.

Поговорки и пословицы:
«Зимний тулуп всякому люб»,
«В зимний холод всякий молод»,
«В зимней шубке и морозы – шутка»,
«Не велик мороз, да краснеет нос».

Загадки:
Королева ледяная мчится в ледяной карете,
И ее сопровождает северный холодный ветер.
А за ней бегут вдогонку вьюга колкая, поземка.
И несутся, словно змеи, серебристые метели. (Зима)

Дидактическая игра «Закончи предложение».
Цель: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.
Ход игры: Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, потому что…», «Дети надели панамы потому что…», «Идет сильный снег потому, что наступила…».

Трудовая деятельность. Совместная деятнльность взрослого и детей при поделке снежных построек.
Цель: уточнить представления детей о назначении данных видов деятельности; учить выполнять соответствующие трудовые действия. Пробуждать желание помогать взрослым, воспитывать уважение к труду.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.
Цель: развитие инициативы, самостоятельности, двигательной активности, творчества в создании сюжетов игр, умения планировать свою деятельность.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Передача мяча в колонне». Играющие строятся в колонну. Перед колонной лежит короткий шнур. Водящий с мячом в руках (большой диаметр) становятся напротив первого игрока в колонне на небольшом расстоянии: бросает мяч первому игроку, тот ловит мяч, бросает его обратно и бежит в конец колонны. Второй игрок получает мяч от водящего, возвращает его обратно и тоже бежит в конец колонны и так далее. С Георгием, Даниэлем, Кариной, Артуром.

Подвижные игры:
«Охотники и зайцы»
Цель: совершенствовать умение детей прыгать на двух ногах с продвижением вперёд врассыпную, действовать по сигналу. Закреплять умение бросать мяч стараясь попасть в зайцев. Развивать ловкость, глазомер.

«Два Мороза»
Цель: совершенствовать умение детей перебегать с одной стороны площадки на другую с увёртыванием, формировать умение действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание, быстроту, ловкость.

Прогулка №7. Наблюдение за снегопадом
Цель: продолжать знакомить с явлениями природы; продолжать формировать эстетическое отношение детей к окружающему миру.
Ход наблюдения
Воспитатель наблюдает вместе с детьми за снегопадом из окон группы. Как красиво падает снег, снежинки носятся под воздействием ветра. Какие снежинки? (Отдельные, хлопьями, крупой). Выйдя на прогулку с детьми, воспитатель любуется красотой этого зимнего явления. Определяет силу ветра по кружению снежинок. Вместе рассматривают снежинки на темной поверхности, пальто, варежках, куртках.

Приметы: лег снег на морозную голую землю – хлеб будет, а на сырую – нет.

Поговорки и пословицы:
«Мороз не велик, да стоять не велит»,
«Не страшен мороз, когда тепло укрыт нос»,
«Пришла зима – не отвертишься»,
«Чем крепче зима, тем скорее весна».

Стихотворение:
Снежок порхает, кружится, на улице бело.
И превратились лужицы в холодное стекло.
Где летом пели зяблики, сегодня — посмотри! —
Как розовые яблоки, на ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами, как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая веселых белых мух.
Николай Некрасов

Загадки:
Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой, коль поймаешь на ладонь. (Снег)

На крышу избушки легли белые подушки.
Только солнце припечет, пух водою потечет. (Снег)

Дидактическая игра «Кто больше знает».
Цель: развивать память, находчивость, сообразительность.
Ход игры: Воспитатель, держа в руке стакан, спрашивает, для чего он может быть использован. Кто больше назовет действий, тот и выиграл.

Дидактическая игра «Найди предмет той же формы».
Цель: уточнить представление о форме предметов.
Ход игры: Воспитатель поднимает рисунок круга, а дети должны назвать как можно больше предметов такой же формы.

Трудовая деятельность. Кормление птиц.
Цель: актуализировать знания детей о значении подкормки для птиц; воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь и помогать им. Воспитывать самостоятельность и ответственность за порученное дело.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.
Цель: развитие инициативы, самостоятельности, двигательной активности, творчества в создании сюжетов игр, умения планировать свою деятельность.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Из кружка в кружок». На асфальте рисуют 5–6 колец (как обручи) плотно, один к другому. Играющие по очереди прыгают на двух ногах, используя взмах рук, из кольца в кольцо без паузы и возвращаются в конец колонны (2–3 раза). С Данилом, Дашей, Евой.

Подвижные игры:
«Сбей кеглю»
Цель: совершенствовать умение детей катать мяч, стараясь сбить кеглю с расстояния 1,5-2м., бегать за мячом, предавая другим детям. Развивать глазомер, силу броска.

«Парный бег»
Цель: совершенствовать умение детей бегать в парах, не расцепляя рук, огибать предметы. Развивать ловкость, внимание.

Прогулка №8. Наблюдение за снежинками
Цель: конкретизировать и углублять представления о зимних явлениях; продолжать формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
Ход наблюдения
Воспитатель обращает внимание детей на красоту падающего снега, на снежинки, летящие с неба. Легкие кристаллы, которые образуются из поднявшегося высоко вверх и быстро охлаждаемого там водяного пара. Они похожи на шестиконечные звезды и очень разнообразны. Величина и форма их зависит от влажности и температуры воздуха. В более теплых слоях воздуха они подтаивают, сплетаются друг с другом в снежные хлопья. При сильном ветре лучи снежинок обламываются, и на землю падает снежная пыль. При сильных восходящих токах воздуха и небольшом морозе, когда низкие облака застилают все небо, снег медленно падает в виде шариков – крупы. В большой мороз при ясном небе выпадают кристаллы в виде иголочек. В сильный мороз снег хрустит под ногами. Это ломаются твердые лучи снежинок.

Приметы:
снежный буран днем предвещает мороз ночью;
снежная зима предвещает хороший рост трав.

Поговорки и пословицы:
«Не то снег, что метет, а то, что сверху идет»,
«Снег земле кормилец, что теплый кожух»,
«В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты».

Стихотворение:
С неба звезды падают, лягут на поля,
Пусть под ними скроется черная земля.
Много-много звездочек тонких, как стекло!
Звездочки холодные, а земле тепло.

Загадка:
Глянешь – летает, на нос прсядет – сразу растает. (Снежинка)

Дидактическая игра «Летает – не летает».
Цель: развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Если я назову предмет, который летает, вы поднимаете руку или ловите мяч. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фишкой».

Дидактическая игра «Скажи по-другому».
Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.
Ход игры: Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

Трудовая деятельность. Смести снег с построек на участке.
Цель: совершенствовать трудовые навыки детей, учить выполнять работу старательно, аккуратно. Формировать культуру трудовой деятельности, воспитывать уважение к труду.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.
Цель: развитие инициативы, самостоятельности, двигательной активности, творчества в создании сюжетов игр, умения планировать свою деятельность.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Кто дальше бросит?». Дети лепят снежки, строятся в шеренгу и кладут снежки около ног, встав около исходной черты. Задание: метание снежков на дальность. В качестве ориентиров ставятся несколько цветных предметов (кегли или кубики), на расстоянии 10–12 м от детей.

Подвижные игры:
«Встречные перебежки»
Цель: совершенствовать умение детей перебегать с одной стороны площадки на другую в быстром темпе. Развивать внимание, быстроту движений.

Подвижные игры:
«Жмурки»
Цель: совершенствовать умение детей самостоятельно с помощью считалки распределять роли, бегать легко и ритмично, согласовывать движение рук и ног, двигаться с завязанными глазами, слушая предупредительные сигналы.Развивать быстроту реакции, способность распределять внимание, напомнить правила безопасности поведения на игровой площадке.

Прогулка №9. Наблюдение за следами птиц на снегу
Цель: расширять знания детей о зимующих птицах (вороне, галке, воробье); учить видеть особенности их поведения зимой; развивать у детей желание помогать птицам в зимний период (для птиц зима – самое трудное время года); учить детей замечать особенности передвижения птиц по земле.
Ход наблюдения
Воспитатель обращает внимание на следы птиц на свежевыпавшем снегу. Следы различны по размеру и по форме цепочек (ворона крупнее воробья, она ходит большими шагами, у нее ноги длиннее, чем у воробья и голубя; воробей скачет на двух ногах; голубь делает частые шаги, оставляя на снегу красивую цепочку «крестиков», следы могут внезапно обрываться, это означает, что птица взлетела, оставив следы от раскрытых крыльев и хвоста). Воспитатель предлагает понаблюдать за поведением птиц у кормушки и сравнить правильность своих заключений по поводу цепочек и крестиков птичьих следов на свежевыпавшем снегу.

Приметы:
если вороны сидят на макушках деревьев, усиленно каркают и чистятся – зимой к снегу;
вьются вороны зимой в воздухе – это к снегу;
вороны каркают – к оттепели;
утром ворона сидит на макушке дерева и каркает – к вьюге.

Поговорки и пословицы:
«Снежок подпал и следок застлал»,
«Снега нет, и следа нет»,
«Декабрь – месяц лютый, спрашивает: как обутый»,
«Декабрь глаз снегом тешит да ухо морозом рвет».

Стихотворение:
Птицы зимой
Зима-зимушка, чародейка.
Наших птичек пожалей-ка.
Ведь птичкам зимой холодно, голодно.
Насыпьте в кормушки им крошки да зернышки.
Пусть не голодают птицы зимой – вниманьем согреем их, добротой.

Загадка:
Пусть я птичка-невеличка, у меня, друзья, привычка –
Как начнутся холода, прямо с севера сюда. (Снегирь)

Дидактическая игра «Придумай сам».
Цель: учить правильно составлять предложения с заданным количеством слов.
Ход игры: Дать детям опорные слова: осень, листопад, дождь, снежинки. Попросить придумать предложения из 3–5 слов. Ребенок, первым составивший предложение, получает фишку.

Трудовая деятельность. Наблюдение за трудом дворника.
Цель: актуализировать знания детей об атрибутах и инструментах, предназначенных для выполнения различных видов труда, обсудить для чего они служат; совершенствовать трудовые навыки детей, учить выполнять работу старательно, аккуратно. Формировать культуру трудовой деятельности, воспитывать уважение к труду.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.
Цель: развитие инициативы, самостоятельности, двигательной активности, творчества в создании сюжетов игр, умения планировать свою деятельность.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение «По дорожке проскользи».
Дети распределяются по трое, подходят к условной черте и берутся за руки. После небольшого разбега двое продолжают бег по снегу (утрамбованному), а третий (стоящий в середине) скользит по ледяной дорожке, стоя на двух или на одной ноге. Играющие поочередно меняются местами. С Бахмутом, Василисой, Викой, Эриком.

Подвижные игры:
«Гуси - лебеди»
Цель: совершенствовать умение детей самостоятельно с помощью считалки распределять роли, бегать легко и ритмично, согласовывать движение рук и ног, выполнять действия по звуковому сигналу. Развивать быстроту реакции, способность распределять внимание, напомнить правила безопасности поведения на игровой площадке.

Игра - эстафета «Передача мяча в колонне»
Цель: упражнять детей в передаче мяча друг другу в колонне, развивать ловкость.

Прогулка №10. Рассматривание розеток подорожника и одуванчика
Цель: расширять знания о приспособлении растений к холодному времени года.
Ход наблюдения
Воспитатель раскапывает с детьми место на участке, где осенью рос подорожник или одуванчик. Под снегом дети увидят прикорневую розетку. Многие растения образуют на почве зимующую розетку листьев с нежной зеленой почкой в центре. Поднимающиеся над землей части растения погибают, а почка возобновления надежно укрыта снегом до весны. Растение нужно закопать обратно, чтобы оно не замерзло.
Воспитатель показывает детям, что растение не погибло, а переживает зиму под мягким, теплым, пушистым снежным одеялом.

Опыт «Защитные свойства снега»
Цель: познакомить детей со свойствами снега.
Ход опыта: Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба; зарыть неглубоко в снег; зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках. Сделать выводы, почему снег защищает корни растений от замерзания.
Вывод: Чем глубже будет находится баночка, тем теплее будет вода. Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.

Приметы:
декабрь теплый и сырой – к затяжной зиме и поздней холодной весне;
если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля, то это - к урожаю;
зимой хорошая погода будет оставаться хорошей, если ночью и утром будет тихо и ясно;
воздух над лесом посинел – будет тепло.

Поговорки и пословицы:
«Растение – земли украшение»,
«Спасибо, мороз, что снегу принес».

Стихотворение:
Зима
Не трещите морозы в заповедном бору.
У сосны и березы не грызите кору.
Полно вам воронье замораживать, человечье жилье выхолаживать!
С. Маршак

Все злее, злее, злее на улице мороз.
И каждый потеплее закутывает нос.
И людям, и машинам сейчас не до красы.
И люди, и машины закутали носы.
В. Орлов

Загадка:
Шагаешь берегом реки или лесной дорожкой,
Везде встречаешь ты в пути растенье… (подорожник)

Дидактическая игра «Найди, что опишу».
Цель: развивать умение искать растение по описанию.
Ход игры: Педагог описывает растение, называя его самые характерные признаки. Кто первым определит растение, получает фишку.

Трудовая деятельность. Подметание веранды.
Цель: учить детей определять и распределять фронт работ, договариваться о взаимодействии. Закреплять умение пользоваться необходимым инвентарем, воспитывать трудолюбие, ответственность.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.
Цель: развитие инициативы, самостоятельности, двигательной активности, творчества в создании сюжетов игр, умения планировать свою деятельность.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Кто быстрее». Играющие строятся в колонну и выполняют прыжки на двух ногах в прямом направлении до предмета (кубик, кегля, набивной мяч), обходят предмет и проходят в конец колонны (дистанция 6–8 м).

Подвижные игры:
«Ловишки»
Цель: учить детей организовывать игру самостоятельно, выбирать ловишку, используя считалку. Упражнять в беге, развивать скоростные качества и ловкость.

«Школа мяча»
Цель: совершенствовать умение детей выполнять разные действия с мячом. Развивать координацию движений, глазомер, ловкость.

Прогулка №11. Рассматривание коры деревьев
Цель: конкретизировать и углубить представления детей о способах приспособления растений к изменившимся условиям существования (растения не растут, не цветут, сбрасывают листья, запасли питательные вещества в стеблях, корнях, находятся в состоянии покоя, они живые); воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к ним.
Ход наблюдения
Понаблюдать с детьми за деревьями. Спросить, не замерзают ли деревья. Предложить вспомнить, что происходит с ними весной, летом, осенью.
Деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. У деревьев есть защита от промерзания. Все лето откладывают они под кожицей ствола и веток особую ткань – пробковую. Она не пропускает из дерева ни воду, ни воздух. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят холод. У деревьев есть еще защита – пушистое снежное одеяло. Воспитатель вспоминает пословицу «Спасибо, мороз, что снегу принес» и объясняет ее. Потом показывает, как утеплить снегом деревья на участке.

Приметы:
снег прилипает к деревьям – тепло будет;
если зимой шумят деревья, ожидай оттепели.

Поговорки и пословицы: «Кто с дерева кору снимает, его убивает».

Стихотворение:
Деревья зимой
Деревья зимою, деревья зимою пронизаны ветром и стужей самою.
И старые сосны, и острые ели встают, как солдаты, навстречу метели.
В пургу по колени буранами гнутся, вершинами машут… Сдают? Не сдаются!
М. Дудин

Загадки:
Нам в дождь и в зной поможет друг, зеленый и хороший, -
Протянет нам десяток рук и тысячи ладошек. (Дерево)

Дидактическая игра «Отгада-ка!».
Цель: развивать умение описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет.
Ход игры: По сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает предмет следующему и т. д.

Трудовая деятельность. Уборка снега.
Цель: совершенствовать трудовые навыки детей, учить выполнять работу старательно, аккуратно. Воспитывать ценностное отношение к труду, формировать представший о роли труда в обществе и жизни каждого человека.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.
Цель: развитие инициативы, самостоятельности, двигательной активности, творчества в создании сюжетов игр, умения планировать свою деятельность.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Передача мяча в колонне». Играющие строятся в колонну. Перед колонной лежит короткий шнур. Водящий с мячом в руках (большой диаметр) становятся напротив первого игрока в колонне на небольшом расстоянии: бросает мяч первому игроку, тот ловит мяч, бросает его обратно и бежит в конец колонны. Второй игрок получает мяч от водящего, возвращает его обратно и тоже бежит в конец колонны и так далее.

Подвижные игры:
«Жмурки»
Цель: совершенствовать умение детей самостоятельно с помощью считалки распределять роли, бегать легко и ритмично, согласовывать движение рук и ног, двигаться с завязанными глазами, слушая предупредительные сигналы. Развивать быстроту реакции, способность распределять внимание, напомнить правила безопасности поведения на игровой площадке.

«Сделай фигуру»
Цель: развивать у детей фантазию, формировать умение выражать в движении задуманный образ; учить применять в игре двигательный опыт. Совершенствовать умение выполнять движения, характерные для различных спортсменов.

Прогулка №12. Наблюдение за воронами и галками
Цель: развивать интерес к природе; расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птиц; приспособления к среде обитания; обогащать словарный запас; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Ход наблюдения
Перед прогулкой воспитатель проводит с детьми беседу о зимующих птицах. Где птиц можно увидеть? Что они делают возле домов? Почему зимой птицы живут вблизи жилищ?
На улице дети находят ворону и галку, сравнивают, ищут отличия, наблюдают, как передвигаются (на снегу рассматривают следы птиц).

Приметы:
если воробьи прячутся под крышу, будет мороз и метель;
воробьи тихо сидят на деревьях – пойдет снег без ветра;
если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглаживает – к теплу;
вороны и галки садятся головой к югу – к теплу, на север – к холоду.

Стихотворение:
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не погибли зря,
Всегда, в любое время года,
Берегите птиц, друзья!

Загадки:
Разве можно забывать: улететь могли,
А остались зимовать заодно с людьми.
Небогаты их корма, горсть одна нужна,
Горсть зерна – и не страшна будет им зима. (Зимующие птицы)

Во дворе я — королева. Вон мой дом, на ветке слева.
Птица в перьях серо-черных, я умна, хитра, проворна.
А зовут меня… (Ворона)

Путают ее с вороной, хоть и меньшая размером.
В одеяньи скучном, скромном с черным галстучком на сером.
Осенью на юг не мчится, зим студеных не боится -
Видно, крепкая закалка. А зовется просто:... (Галка)

Дидактическая игра «Что это за птица?».
Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.
Ход игры: Воспитатель назначает водящего, который изображает повадки птицы или описывает характерные признаки ее, другие дети должны отгадать.

Трудовая деятельность. Наблюдение за трудом дворника.
Цель: актуализировать знания детей об атрибутах и инструментах, предназначенных для выполнения различных видов труда, обсудить для чего они служат; совершенствовать трудовые навыки детей, учить выполнять работу старательно, аккуратно. Формировать культуру трудовой деятельности, воспитывать уважение к труду.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.
Цель: развитие инициативы, самостоятельности, двигательной активности, творчества в создании сюжетов игр, умения планировать свою деятельность.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Из кружка в кружок». На асфальте рисуют 5–6 колец (как обручи) плотно, один к другому. Играющие по очереди прыгают на двух ногах, используя взмах рук, из кольца в кольцо без паузы и возвращаются в конец колонны (2–3 раза).

Подвижные игры:
«Удочка»
Цель: совершенствовать умение детей подпрыгивать на двух ногах стоя на месте, приземляясь на носки, полусогнутые ноги. Развивать ловкость, быстроту, глазомер.

«Попади в обруч»
Цель: развивать ловкость, меткость, выносливость; совершенствовать умение детей метать в горизонтальную цель, вдаль на расстояние не менее 5-9 м. ;совершенствовать координацию движений.

Прогулка №13. Наблюдение за птицами
Цель: развивать интерес к природе; расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птиц; приспособления к среде обитания; обогащать словарный запас; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Ход наблюдения
Воспитатель и дети наблюдают за синицами, воробьями, галками, воронами. Воспитатель обращает внимание на перьевой покров (он более пушистый), спрашивает почему, устанавливает взаимосвязь с холодным периодом года.

Опыт «Таяние и замерзание воды»
Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать; анализировать; обобщать; устанавливать причинно-следственные зависимости.
Ход опыта: Двум детям (один из них в рукавицах) предложить взять кубик льда, и наблюдать, как лед растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растаял лед – кто держал его в рукавичках, или голыми руками. Найти причину таяния льда и разной скорости таяния.
Вывод: Лед тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавичка разъединяет тепло рук и холод льда.

Приметы: птица хохлится – к непогоде; если птицы спустились и садятся на землю, будет оттепель.

Поговорки и пословицы: «Покорми птиц зимою – послужат тебе весною».

Стихотворение:
Птицы зимой
У еле приметной дорожки насыпаны зерна и крошки.
Слетайтесь, слетайтесь, пичуги, теперь не страшны вам холодные вьюги.
Ведь в зимние лютые вьюги должны мы помнить друг о друге.

Загадки:
Выпал снег, а эта птица снега вовсе не боится.
Эту птицу мы зовем - красногрудым... (Снегирем)

Это кто там, на дорожке испугался нашей кошки?
Это кто там поднял крик — чик-чирик да чик-чирик? (Воробей)

Дидактическая игра «Третий лишний» (птицы).
Цель: закреплять знания детей о многообразии птиц; учить детей распознавать птиц по видам. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.
Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что птицы могут быть перелетными и зимующими. Я сейчас буду называть птиц вперемежку, кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши».

Трудовая деятельность. Расчистка кормушек, подкормка птиц.
Цель: помочь детям определить назначение данной трудовой операции; воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь и помогать им. Воспитывать самостоятельность и ответственность за порученное дело.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.
Цель: развитие инициативы, самостоятельности, двигательной активности, творчества в создании сюжетов игр, умения планировать свою деятельность.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Кто дальше бросит?». Дети лепят снежки, строятся в шеренгу и кладут снежки около ног, встав около исходной черты. Задание: метание снежков на дальность. В качестве ориентиров ставятся несколько цветных предметов (кегли или кубики), на расстоянии 10–12 м от детей.

Подвижные игры:
«Эстафета парами»
Цель: учить детей самостоятельно организовывать соревнования, выступать в качестве капитанов, судей, действовать по сигналу. Способствовать совершенствованию выполнения основных движений.

«Забрось мяч в кольцо»
Цель: совершенствовать умение детей бросать мяч в вертикальную цель (кольцо). Развивать глазомер, точность броска.

Прогулка №14. Наблюдение за птицами
Цель: выявить взаимосвязи между формой клюва и питанием птиц; выяснить особенности взаимоотношений птиц во время еды (кормятся рядом, ссорятся, отгоняют друг друга и т. д.); обобщить наблюдения детей за жизнью птиц зимой, вызвать желание помочь им; воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе; внимание к каждому уголку родной земли.
Ход наблюдения
Выяснить, какие птицы постоянно прилетают, а какие редко, какой корм больше любят. Попросить детей сделать выводы о форме, о зависимости вида корма от формы клюва.
- Почему птиц надо кормить два раза в день? (Птицы не могут сами найти корм, а зимой, в холодную погоду, птицам требуется больше корма, чтобы выжить).
- Какие птицы садятся сразу, какие подождав?

Приметы:
если на ночлег зимой ворона сидит на верхушке дерева в сторону ветра, то на другой день будет тихая погода;
когда ворона сидит в нижней части дерева и прячется между ветвей, то следует ожидать ночью или на другой день ненастья.

Стихотворение:
Воробышки
На дворе – морозище градусов под сорок,
Плачутся воробушки, что весна не скоро.
Что в морозы лютые плохо греют шубки…
Я принес воробушкам на тарелке крупки:
Кушайте, воробушки, кушайте, хорошие.
Я бы вам и валенки подарил с калошами.
Но сказала мама – воробей ведь маленький,
Сразу как запрыгает, потеряет валенки.
В. Звягин

Дидактическая игра «Третий лишний» (птицы).
Цель: закреплять знания детей о многообразии птиц; учить детей распознавать птиц по видам. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.
Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что птицы могут быть перелетными и зимующими. Я сейчас буду называть птиц вперемежку, кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши».

Трудовая деятельность. Расчистка и подметание дорожек.
Цель: учить детей определять и распределять фронт работ, договариваться о взаимодействии. Закреплять умение пользоваться необходимым инвентарем, воспитывать трудолюбие, ответственность.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.
Цель: развитие инициативы, самостоятельности, двигательной активности, творчества в создании сюжетов игр, умения планировать свою деятельность.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение «По дорожке проскользи».
Дети распределяются по трое, подходят к условной черте и берутся за руки. После небольшого разбега двое продолжают бег по снегу (утрамбованному), а третий (стоящий в середине) скользит по ледяной дорожке, стоя на двух или на одной ноге. Играющие поочередно меняются местами.

Подвижные игры:
«Бездомный заяц»
Цель: совершенствовать умение легко и ритмично бегать, стараясь занять домик. Развивать быстроту реакции, способность переключать внимание.

«Два Мороза»
Цель: совершенствовать умение детей перебегать с одной стороны площадки на другую с увёртыванием, формировать умение действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание, быстроту, ловкость.

Прогулка 15. Наблюдение за поведением птиц у кормушки
Цель: выявить взаимосвязи между формой клюва и питанием птиц; выяснить особенности взаимоотношений птиц во время еды (кормятся рядом, ссорятся, отгоняют друг друга и т. д.); обобщить наблюдения детей за жизнью птиц зимой, вызвать желание помочь им; воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе; внимание к каждому уголку родной земли.
Ход наблюдения
Поговорить о том, какой корм какой птице нужен (отгадать по форме клюва, чем питается птица – насекомыми или зерном). У насекомоядных клюв тонкий, узкий, а у зерноядных и всеядных – более тупой и толстый. Отметить особенности поведения воробьев: задорно чирикают – чувствуют прибавку света. Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглаживает – к теплу. В январе уже можно услышать песенку синицы. Птицы первыми реагируют на прибавление света. Птиц надо кормить обязательно в определенное время, тогда к этому времени они будут прилетать.

Приметы: сорока лезет под крышу – будет метель.

Стихотворение:
Кормушки
Сделаем кормушки, насыплем зернышки –
Пусть не голодают зимой воробышки.
Пусть прилетают птицы: голуби, снегири, синицы,
Галки, вороны, воробьи. Зимой птичек покорми.

Дидактическая игра «Птицы (звери, рыбы)».
Цель: закреплять умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.
Ход игры: Все дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки мяч и передает своему соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?» Сосед принимает предмет и быстро отвечает: «Орел». Затем он передает вещь своему соседу и сам говорит: «Вот птица. Что за птица?» «Воробей», — отвечает тот и быстро передает предмет следующему. Так же играют, называя рыб, зверей, насекомых.

Дидактическая игра «Придумай сам».
Цель: учить правильно составлять предложения с заданным количеством слов.
Ход игры. Дать детям опорные слова: зима, ветер, снег, снежинки. Попросить придумать предложения из 3–5 слов. Ребенок, первым составивший предложение, получает фишку.

Трудовая деятельность. Сгребание снега в кучи для снежных построек.
Цель: помочь детям распределить обязанности в совместном труде, учить действовать согласованно, выполнять коллективные поручения. Способствовать совершенствованию трудовых навыков.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.
Цель: развитие инициативы, самостоятельности, двигательной активности, творчества в создании сюжетов игр, умения планировать свою деятельность.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Кто быстрее». Играющие строятся в колонну и выполняют прыжки на двух ногах в прямом направлении до предмета (кубик, кегля, набивной мяч), обходят предмет и проходят в конец колонны (дистанция 6–8 м).

Подвижные игры:
«Жмурки»
Цель: совершенствовать умение детей самостоятельно с помощью считалки распределять роли, бегать легко и ритмично, согласовывать движение рук и ног, двигаться с завязанными глазами, слушая пр едупредительные сигналы.Развивать быстроту реакции, способность распределять внимание, напомнить правила безопасности поведения на игровой площадке.

«Быстрая команда»
Цель: учить детей самостоятельно организовывать соревнования, выступать в качестве капитанов, судей, действовать по сигналу. Спопобствовать совершенствованию выполнения основных движений.

Прогулка №16. Наблюдение за голубем
Цель: обобщить знания о зимующих и перелетных птицах; воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе.
Ход наблюдения
Предложить детям понаблюдать за голубями. Голуби быстро летают, у них необыкновенная память на места гнездования и привязанность к выбранному жилью. Семейные голубиные пары создаются на всю жизнь. Самца можно отличить по особому воркованию, по распущенному веером хвосту, по поклонам перед самкой. Самочки мельче, окрас перьев блеклый. Все голуби отличаются друг от друга по окрасу, цветовая гамма очень разнообразна.

Поговорки и пословицы: «Глупа птица, которой свое гнездо не мило».

Стихотворение:
Голуби
Гули, гули, голубки, прилетайте, сизари.
В зимний день среди ветвей стол накроем для гостей.
Прилетайте, милые пичужки, готовы для вас столы-кормушки.
Семена и крошки птицам насыплем на дорожке.

Загадки:
Кто летает темной ночью и схватить мышонка хочет? (Сова)

Дорогу к дому он найдет и весточку нам принесет. (Голубь)

Кто в лесу деревья лечит: Постучит — им сразу легче? (Дятел)

В серой шубке перовой и в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится, Не орёл, а все же птица. (Воробей)

Дидактическая игра «Отгадай-ка».
Цель: учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Ход игры: Педагог предлагает детям рассказать о предмете так, чтобы дети не сразу догадались о нем, поэтому нельзя смотреть на предмет.

Трудовая деятельность. Совместная деятельность взрослого и детей при поделке снежных построек.
Цель: уточнить представления детей о назначении данных видов деятельности; учить выполнять соответствующие трудовые действия. Пробуждать желание помогать взрослым, воспитывать уважение к труду.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.
Цель: развитие инициативы, самостоятельности, двигательной активности, творчества в создании сюжетов игр, умения планировать свою деятельность.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Передача мяча в колонне».
Играющие строятся в колонну. Перед колонной лежит короткий шнур. Водящий с мячом в руках (большой диаметр) становятся напротив первого игрока в колонне на небольшом расстоянии: бросает мяч первому игроку, тот ловит мяч, бросает его обратно и бежит в конец колонны. Второй игрок получает мяч от водящего, возвращает его обратно и тоже бежит в конец колонны и так далее.

Подвижные игры:
«Салки»
Цель: совершенствовать умение детей самостоятельно с помощью считалки распределять роли, бегать легко и ритмично, согласовывать движение рук и ног, выполнять действия по звуковому сигналу. Развивать быстроту реакции, способность распределять внимание, напомнить правила безопасности поведения на игровой площадке.

«Два Мороза»
Цель: совершенствовать умение детей перебегать с одной стороны площадки на другую с увёртыванием, формировать умение действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание, быстроту, ловкость.

Прогулка №17. Наблюдение за продолжительностью дня
Цель: обобщить представления о типичных зимних явлениях в неживой природе (короткие дни и длинные ночи; мало солнечных дней, солнце стоит невысоко, поэтому холодно); воспитывать интерес к зимним явлениям природы (дети замечают заметное прибавление светового дня).
Ход наблюдения
Обратить внимание детей на долготу дня. Наблюдение и личный опыт детей (приходят в детский сад и уходят домой затемно) позволяет им сделать вывод, что зимний день короткий, ночь длинная. Прочитать стихотворение И. Сурикова «Зима».

Приметы:
зимой день темен, да ночь светла;
когда около солнца будет виден беловатый круг, то в тот день надо ожидать сильную бурю.

Поговорки и пословицы:
«Зимний денек с воробьиный скок»,
«В декабре мороз нарастает, зато день прибывает»,
«В конце декабря солнце на лето, зима на мороз начинается».

Стихотворение:
Декабрь
Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче, всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга до весны легли снега.
Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год.

Загадка:
На крышу избушки легли белые подушки.
Только солнце припечет, пух водою потечет. (Снег)

Дидактическая игра «Сколько предметов?».
Цель: учить предметному счету; развивать количественные представления; понимать и называть числительные.
Ход игры: Детям дается задание: найти на улице и назвать предметы, которые встречаются по одному. После выполнения найти по 2, 3.
Задание может быть изменено и так: найти как можно больше одинаковых предметов.

Дидактическая игра «Отгадайте загадки».
Цель: расширять запас существительных в активном словаре.
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки о птицах. Отгадавший ребенок сам загадывает загадку. За отгадывание и загадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. Дети могут сами придумать свою загадку.

Трудовая деятельность. Кормление птиц.
Цель: актуализировать знания детей о значении подкормки для птиц; воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь и помогать им. Воспитывать самостоятельность и ответственность за порученное дело.

Самостоятельная игровая, продуктивная деятельность с выносным материалом.
Цель: развитие инициативы, самостоятельности, двигательной активности, творчества в создании сюжетов игр, умения планировать свою деятельность.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Из кружка в кружок». На асфальте рисуют 5–6 колец (как обручи) плотно, один к другому. Играющие по очереди прыгают на двух ногах, используя взмах рук, из кольца в кольцо без паузы и возвращаются в конец колонны (2–3 раза).

Подвижные игры:
«Коршун и наседка»
Цель: учить действовать в соответствии с правилами игры, комментировать свои действия, оценивать их соответствие правилам игры. Предложить детям поочередно брать на себя роли, учить творчески перевоплощаться, отражать в движении характерные движения.

Игра-эстафета «Передача мяча в колонне»
Цель: упражнять детей в передаче мяча друг другу в колонне, развивать ловкость.

Прогулка №18. Наблюдение за облаками
Цель: расширять представления о многообразии неживой природы (облака, солнце, небо, земля, вода, дождь, снег, туман); учить детей видеть и описывать красоту неба; расширять словарный запас.
Ход наблюдения
Предложить детям проследить за тем, как облака медленно передвигаются, постепенно увеличиваются и, меняя форму, превращаются в массу, похожую на вату, или же, наоборот, уменьшаются и «тают». Направление, в котором происходит движение облаков, определяют относительно неподвижных предметов: высоких деревьев, столбов, углов зданий.

Приметы: облака или тучи быстро движутся – к ясной погоде.

Поговорки и пословицы: «Два друга – зима да вьюга», «Не пугай, зима, весна придет».

Стихотворение:
Облака
Облака, облака - кучерявые бока,
Облака кудрявые, целые, дырявые,
Лёгкие, воздушные - ветерку послушные…
С. Михалков

Загадки:
В синем небе, как по речке, белые плывут овечки.
Держат путь издалека. Как зовут их?… (Облака)

Без крыльев летят, без ног спешат, без паруса плывут… (Облака)

Ветер гонит белых птиц через тысячи границ.
Удивительные птицы рады каплями пролиться… (Облака)

Дидактическая игра «Мое облако».

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для родителей в детском саду. Прогулки зимой Прогулки в средней группе. Декабрь. Картотека с целями по ФГОС. Зима Прогулки в январе в средней группе. Картотека с целями по ФГОС Прогулки в средней группе. Февраль. Картотека с целями по ФГОС. Зима

Похожие статьи:

Зимние опыты и эксперименты для детей

Прогулки в средней группе. Февраль. Картотека с целями по ФГОС. Зима | Прогулки в январе в подготовительной группе. Картотека с целями по ФГОС
Опубликовано: 170 дней назад (6 декабря 2021)
Просмотров: 4541
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!