Сценарий музыкального праздника в старшей группе на тему: Зима
Музыкально-художественная гостиная в детском саду
Сценарий "Зимушка хрустальная" для старших дошкольников
Мероприятие для детей старшего дошкольного возраста.Подготовила Аверина Елена Сергеевна, музыкальный руководитель МКДОУ БГО Детский сад № 20 комбинированного вида.
Данная разработка будет полезна музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ.
Цель. Закрепить знания детей о зиме, привить детям любовь к классической музыке.
Задачи.
Продолжать учить детей различать вокальную и инструментальную музыку. Различать средства музыкальной выразительности, высказываться об эмоционально-образном содержании музыкальных произведений. Различать характер музыки и сопоставлять по характеру с одной из знакомых картин.
Продолжать учить использовать приёмы моделирования с условными обозначениями. Развивать воображение, умение понимать сущность музыки, как искусства, выражающего чувства, переживания, настроения, существующие в реальной жизни. Обогащать словарный запас детей определениями выразительных средств музыки (нежная, светлая, спокойная, отрывистая мелодия и т. д.)
Закреплять певческие навыки, умение двигаться выразительно, грациозно в характере музыки.
Приобщать детей к классической музыке, воспитывать интерес к ней, слушательскую культуру.
Ход мероприятия.
Звучит фрагмент из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского «Танец Феи Драже». Дети входят в зал.Муз. руководитель – Сегодня, дети, мы с вами отправимся в путешествие, а поможет нам вот эта волшебная книга.
Открывает книгу. Звучит «Трепак» П. И. Чайковского. На фоне музыки читает стихотворение:
Тройка, тройка прилетела, скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица, белокоса, белолица.
Как махнула рукавом, всё накрыла серебром.
- Дети, в какое время года перенесла нас музыка? (Ответы детей). А вы любите зиму? За что? (Ответы детей). Да, зимой можно кататься на санках, лепить снежную бабу, играть в снежки. Поэтому мы и любим ходить зимой на прогулки. Вот и я сегодня приглашаю вас на зимнюю прогулку. Давайте послушаем музыку и представим, что могло бы произойти под её звуки, какую зимнюю картину нарисует музыка, и попробуем изобразить.
Звучит музыкальный фрагмент «Трик – трак» Штрауса. Дети импровизируют: лепят снеговика, играют в снежки, катаются на тройке.
Музыкальный руководитель – Вот сколько всего можно представить под такие прекрасные звуки. А теперь давайте посмотрим, какие веселые снеговики и снежинки из нас получились.
ИГРА НА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ МИМИКИ И ДВИЖЕНИЙ «СНЕГОВИЧКИ И СНЕЖИНКИ».
Звучит «Танец Феи Драже» П. И. Чайковского.
- Слышите музыку? Она перенесет нас в музыкальную гостиную. (Открывается занавес.) Пройдем, присядем возле камина и рассмотрим нашу волшебную книгу. (Открывает книгу).
Бело, безжизненно кругом. Земля и небо – всё одето
Каким-то тусклым серебром.
Как будто в сизом клубе дыма
Из царства злаков волей фей
Перенеслись непостижимо
Мы в царство горных хрусталей. (А, Фет.)
- Итак, наступила зима. Это поэтическое время года. Многие поэты, композиторы, художники воспевали её красоту, волшебство. Можно ли изобразить приход зимы на бумаге, на холсте? (Ответы детей) Можно! А словами? Конечно! А что же в музыке? Можно ли с помощью семи нот отобразить радость, грусть, торжество, печаль? (Ответы детей.) Можно, потому что музыка, как и другие виды искусства пробуждает у людей различные чувства, настроения. Все виды искусства взаимосвязаны, дополняют друг друга. Попробуем понять, как музыка может быть связана с поэзией, и как многообразно она может воспевать зиму.
На фоне «Адажио» Гуно дети читают стихи.
1-й ребенок – Здравствуй, в белом сарафане из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы, словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка, раскрасавица – душа.
Белоснежная лебедка. Здравствуй, матушка зима!
(П. Вяземский.)
2-й ребенок – Чародейкою зимою околдован лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
3-й ребенок – Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов.
- Какой перед вами предстала зима?
Дети – Разной: красавицей, вьюжной, сердитой, хрустальной, хрупкой, разудалой, монотонной.
- Заглянем в книгу. (Звучит «Танец Феи Драже».) Послушайте, книга дарит нам музыкальный фрагмент. Давайте внимательно послушаем, как зиму изображают композиторы.
Звучит фрагмент «Увертюры» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
- Скажите. Что вы услышали? (Метель, падают снежинки, капель). Что вы представляете под эту музыку? (Ответы детей). Правильно, зима бывает студеной и с оттепелью, с метелями и капелью, снежная да с солнцем. Давайте продолжим наше путешествие в царство зимы.
Бом, бом, бом, бом,
Открываем мы альбом.
Звучит музыка.
- Книга приглашает нас в зимнюю сказку. (В альбоме картина «Зимняя сказка» Грабаря). Прекрасна наша русская природа. Посмотрите, мы попали в «Зимнюю сказку», в волшебный лес. Чудный художник умеет в простом и обычном найти красоту. Может в этом лесу живет сказка? Художник назвал свою картину «Зимняя сказка». Посмотрите, что изображено на картине? (Деревья, лесная речка.) Какие краски использовал художник? (Темные для изображения тени от деревьев, синеватые, белые, разнообразие красок.)
Задаются вопросы о картине. Дети рассказывают.
- Неяркое солнце освещает деревья, которые бросают тени на чистое серебро снега. Безмолвен лес заворожённый, и лишь истоптанная тропинка. Ведущая вглубь леса говорит о присутствии человека. Художник приглашает нас в этот зимний лес. А поможет нам в этом музыка П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев».
Звучит фрагмент из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» «Вальс снежных хлопьев». Дети идут друг за другом.
- Представьте, что мы идем по тропинке, проходим речку через мосток, оглядываемся назад и в зеркале льда видим отражения деревьев. Нас охватывает беспокойство. Что-то очень важное должно случиться. Гордо смотрят на нас стройные высокие сосны, укутанные морозом-невидимкой в белые пушистые косынки. Это он, наверное, оставил на снегу следы, когда обходил свои владения. Подходим ближе. И на нас смотрят лесные сторожа. Смотрите, как своими кривыми ветками они тянутся к нам, так и норовят подтянуть к себе, задержать и не пустить будить зимний лес. Тихо в лесу. И только падают снежинки. Что самое удивительное. Мы слышим голоса поющих детей. Композитор долго думал, как звуками музыки нарисовать очарование зимнего леса, и решил, что для этого необходимо сочинить партию детского хора. Давайте подпоем детям. (Дети подпевают вокальную партию).
- А теперь присядем на пеньки, отдохнем и посмотрим, как кружатся снежные хлопья.
ТАНЕЦ СНЕЖИНОК. «AVE MARIA» В. А. МОЦАРТ.
- Не будем никому мешать видеть зимние сны и возвратимся в нашу гостиную.
Дети проходят к картинам.
- Дети, у нас ведь не только музыкальная гостиная, но и художественная. Посмотрите на картины, их очень много, все они разные, но их что-то объединяет. (Ответы детей: на них изображена зима, на всех картинах изображена природа.)
- Скажите, как называют картины, на которых художник написал природу? (Пейзажи.) Правильно, написанные художником картины природы называют пейзажами. А сейчас превратимся в художников. Нужно внимательно слушать музыку. Подумать, изображение какой картины предает эта музыка, а потом выбрать те краски, которые можно использовать для написания данной картины.
Исполняются музыкальные фрагменты.
1. И. С. Бах «Сольфеджио».
Слушаем. После прослушивания спрашиваю детей.
-Как бы ты назвал свою картину? Что вы услышали в этой музыке? (Выпал снег, ветер дует тихо, вдруг сильный порыв ветра срывает и уносит последние листья.) Как звучит музыка? (Встревожено, взволнованно). А какие краски ты используешь как художник для написания этой картины? (Ребенок рассказывает и показывает цветные полоски на мольберте) Посмотрите, есть у нас такая картина? (Дети показывают картину «Ранняя зима»)
2. Вивальди «Времена года. Зима» (ч.1.)
-Что напоминают вам эти звуки музыки? (Метель). Найдите картину, изображающую метель. (Картина «В городе метель») Какие краски вы подберете для написания этой картины? (Серые, синие, фиолетовые – темные, мрачные).
3. П. И. Чайковский «Щелкунчик».
-Что вам представилось? (Выглянуло солнце, капают сосульки. Тихо кругом.) Какое настроение передает музыка? (Спокойное, светлое, умиротворенное). Какие краски ты выберешь для написания своей картины? (Светлые тона.) Посмотрите внимательно, есть у нас и такая картина. (Картина «Зимнее утро»). Посмотрите, метель утихла, тихо кругом, природа отдыхает от бури. Выглянул солнечный лучик и окрасил белый снег разными оттенками. Так и хочется прочитать стихотворение.
Ребенок – Мороз и солнце, день чудесный.
Еще ты дремлешь, друг прелестный,
Пора, красавица, проснись,
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры звездою севера явись.
- У нас осталась еще одна картина. Что мы видим? Тихий зимний вечер. Темно вокруг и только огоньки в окошках домов освещают путь заблудившемуся путнику. Присядем около камина, отдохнем и посмотрим, как потрескивает огонь.
ТАНЕЦ СО СВЕЧАМИ. И. С. БАХ «АРИЯ ИЗ СЮИТЫ № 3».
- Издавна на Руси был обычай в святки гадать на свечах. И мы сейчас погадаем, но на горшках, а помогут нам в этом наши гости.
Ребенок – К нам на Святки пришли колядки –
Блины да оладьи, зима да морозы.
А что такое «Святки»?
Ребенок – Праздник этот самый длинный. Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели. Веселились две недели.
Ребенок – От Рождества и до Крещенья, приготовив угощенье,
Пели разные колядки, по дворам ходили в святки.
Ребенок – Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас встретим мы его у нас.
Муз. рук-ль – Наши гости заскучали, наши гости зазевали.
Ребенок – Мы положим их на печь колядовщиков стеречь.
Ребенок – Лучше мы им погадаем. Под горшочки мы заглянем.
Что их ждет в этом году? Мы предскажем им судьбу.
ШУТОЧНОЕ ГАДАНИЕ НА ГОРШКАХ.
Дети – Горшочек с вершочек. Скажи нам, дружочек:
Что сбудется, станется? Плохое пусть останется.
1-й ребенок (вынимает полотенце) – Полотенце! Далеко расстилается. Ждет
вас дорога, путешествие.
2-й ребенок (булка) – В вашем доме достаток будет, благополучие.
3-й ребенок – Колечко! Сейте муки, пеките пироги! К вам гости – ко мне
женихи!
4-й ребенок – Лента – к богатству и прибыли.
5-й ребенок – Пуговица! Жить вам в большой семье счастливой жизнью!
6-й ребенок – Монетка – к достатку. Жить будете богато.
7-й ребенок – Щепка деревянная – к крепкому здоровью, хорошей жизни.
8-й ребенок – Вата! Кому станется – мягкая жизнь достанется!
9-й ребенок – Зернышко! Мышь по горнице бежит, каравай в дом тащит. В том доме достаток будет, благополучие.
10-й ребенок – Ниточка далеко расстелется. Кому станется, тому сбудется,
ждет его путешествие.
11-й ребенок – Весь год пряники жевать да гостей встречать!
Ребенок – Пусть сбудется все, что у вас на примете,
Пускай почитают родителей дети!
- На святки было принято шутить. Смеяться, петь песни. Вот и мы споем песню о зиме.
ПЕСНЯ «ЗИМУШКА-ЗИМА» (муз. и сл. З. Роот.)
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий спортивного досуга «Малые детские Олимпийские игры» в старшей группе Праздник Зимы на улице в старшей группе детского сада Сценарий зимнего праздника «Зимушка хрустальная» для дошкольников старшей группы Сценарий совместного зимнего развлечения с родителями в детском саду. Старшая группаПохожие статьи:
Зимний утренник в старшей-подготовительной группе ДОУ
Развлечение «Русский час» в старшей группе в детском саду
Зимнее театрализованное развлечение в старшей группе
Конспект занятия в старшей группе на зимнюю тематику «Зимние забавы»
Участник №21 творческого конкурса «Зимний калейдоскоп 2015»
← Сценарий новогоднего праздника в средней группе | Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе →
Автор: Елена Сергеевна Аверина
Опубликовано: 3627 дней назад (9 января 2015)
Просмотров: 10548
Блог: Блог Авериной Елены
Рубрика: Без рубрики
|
+4↑ Голосов: 4 |
Комментарии (4)
|
|
||
|
|
|
||
|