Сценарий зимнего праздника «Зимушка хрустальная» для дошкольников старшей группы
Сценарий литературно – музыкальной композиции «Зимушка хрустальная» для дошкольников старшего возраста.
Автор: Верещагина Оксана Викторовна, воспитатель, Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад комбинированного вида №58, г. Апатиты, Мурманская обл.
Описание материла: Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной групп при подготовке к новогодним праздникам, занятиям по теме «Зима».
Сценарий литературно – музыкальной композиции «Зимушка хрустальная» для дошкольников старшего возраста.
Цель: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, к русской поэзии. Задачи:
Образовательные:
• повторить с детьми названия зимних месяцев;
• познакомить детей с народными зимними пословицами и поговорками, приметами;
• закрепить с детьми знание признаков зимы;
• уточнить знания детей о зимних изменениях в природе;
• дать детям элементарные представления о празднике Рождество Христово, Масленица;
• совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений.
Развивающие:
• развивать навыки контекстной речи, умения выразительно читать наизусть стихотворения;
• совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при пении песен;
• развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
• воспитывать любовь к русской поэзии, к русской народной культуре.
Предварительная работа: разучивание песен, танцев, хороводов, стихов о зиме, о празднике Рождество; оформление зала в зимнем стиле
Материалы для проведения: стулья по количеству детей, дипломы и памятные подарки по количеству участников
Ход мероприятия:
(Дети заходят змейкой в музыкальный зал под музыку, присаживаются на стулья).
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались здесь, в нашем музыкальном зале, чтобы провести нашу литературно – музыкальную гостиную «Зимушка хрустальная». На нашем празднике мы будем петь, танцевать и, конечно, читать стихи. Закончилась осень и к нам пришла красавица зима. Нарядила дома белыми шапками, деревья украсила серебром. Первое стихотворение нашей литературно – музыкальной композиции называется «Встреча зимы» Его нам прочитает (ребёнок).
Ребёнок: Стихотворение «Встреча зимы», автор - Иван Никитин. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Какое прекрасное стихотворение мы сейчас с вами прослушали. «…Снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным огнём…». Очень красивые строки! Скажите, пожалуйста, дети, а как мы с вами узнаём, что приближается зима? Назовите, пожалуйста, признаки зимы.
Дети: Листья с деревьев уже опали. Солнце светит реже. На лужах появляется лёд. Выпадает первый снег. Дуют холодные ветры.
Воспитатель: Вы всё правильно назвали. О зиме в русской поэзии написано много стихотворений. Каждый поэт видел это время года по-своему. Для каждого автора зима представала совершенно особенной. И сейчас мы послушаем одно такое стихотворение, оно называется «Первый снег». Его прочитает (ребёнок).
Ребёнок: Стихотворение «Первый снег», написал Иван Бунин. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Александр Сергеевич Пушкин очень любил осень. Но о зиме написал тоже немало прекрасных строк. Отрывок «…Вот север, тучи нагоняя…» из замечательной поэмы «Евгений Онегин» нам прочитает (ребёнок).
Ребёнок: Стихотворение «…Вот север, тучи нагоняя…» (отрывок из поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин»). (Читает отрывок из поэмы).
Воспитатель: «…Волшебница – зима…» Очень поэтично, не правда ли? А первая песня нашей литературно-музыкальной композиции так и называется «Эх, зима!» (музыка Ю. Чичикова, слова М. Пляцковского).
Дети: (Поют песню)
Воспитатель: Замечательная песня! Очень она мне нравится. А что же происходит с деревьями, с лесом?
Дети: Зимняя природа погружена в сладкий сон.
Воспитатель: Укрывшись белым покрывалом пушистого снега, спят деревья и кусты. В одни дни мороз и тишина, изредка нарушаемая лишь хрустом ветки в лесу, с которой падает снег, а в другие - снежная вьюга с завыванием ветра. Стихотворение «Берёза» нам прочитает (ребёнок).
Ребёнок: Стихотворение «Берёза». Написал Сергей Есенин. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Замечательные стихи о зиме! Слушаешь, и как - будто видишь, заснеженную берёзу, которая застыла в серебряном уборе. Но вернёмся к нашему конкурсу. Следующее стихотворение нам прочитает (ребёнок) и называется оно «Чародейкою Зимою…».
Ребёнок: Стихотворение «Чародейкою Зимою…», автор - Фёдор Тютчев. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Давайте с вами вспомним про животных. Какие изменения происходят в их жизни с приходом зимы?
Дети: Медведь зимой сладко спит в берлоге. Белка и заяц ещё осенью сменили шубку. Заяц теперь белый, а белка – серенькая. У всех животных зимняя шуба более тёплая.
Воспитатель: Всё верно. Пришла зима. Мороз сковал землю. Замёрзли реки и озёра. Часто идёт снег. По нему так легко и приятно скользить на лыжах. Выйдешь утром – чистая нетронутая целина, как страницы из книги. Пробежишь, и словно рисунок появляется. У нас есть стихотворение, которое называется «Зима», и послушаем мы его в исполнении (ребёнок).
Ребёнок: Стихотворение «Зима», автор - Иван Суриков. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Великолепное стихотворение! Скажите мне, пожалуйста, дети, как называется первый месяц зимы?
Дети: Первый месяц зимы называется декабрь.
Воспитатель: Правильно. Декабрь в народе называют Студень. Обычно в этом месяце выпадает много снега. Это также и месяц лютых морозов, вьюг и веселых зимних праздников. Какой праздник мы отмечаем в декабре?
Дети: В декабре мы отмечаем праздник Новый год.
Воспитатель: Совершенно верно. На новогоднем утреннике мы много пели и танцевали. И сейчас мы с вами потанцуем. Хоровод «Новогодняя плясовая» (музыка и слова Л.Вахрушевой).
Дети: (Танцуют).
Воспитатель: Очень весёлый танец. Но как мы все помним, на нашем празднике было много гостей. Я вспоминаю одного очень важного гостя, а кто это вы сейчас отгадаете.
С Новым годом поздравляет
Всех мальчишек и девчат
И подарки он нам дарит
Вот они, в мешке стоят.
Добрый он и бородатый,
От мороза красный нос.
Кто же он, скажите, дети,
Громко, дружно…
Дети: Дед Мороз.
Воспитатель: Молодцы! Всё правильно отгадали. И нашему Дедушке Морозу мы тоже читали стихотворения. Вот одно из них. Оно называется «Снежок» и прочитает нам его (ребёнок).
Ребёнок: Стихотворение «Снежок», написал Николай Некрасов. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Но не только Дед Мороз приходил на наш новогодний праздник. Баба Яга тоже была. И я объявляю очень весёлый танец, который так и называется «Бабка Ёжка» (слова и музыка Татьяны Морозовой)
Дети: (Танцуют).
Воспитатель: Народный календарь сохранил пословицы и поговорки, точно описывающие первый зимний месяц. Все его особенности нашли отражение в народном творчестве:
Декабрь год кончает, зиму начинает.
В декабре мороз нарастает, зато день прибывает.
В конце декабря солнце на лето, зима на мороз начинается.
Воспитатель: Дети, кто из вас знает, что обозначает слово ПОРОША?
Дети: (Высказывают мнение).
Воспитатель: Давайте я уточню. Пороша — это выпавший ночью и переставший идти к утру снег, на котором отпечатываются свежие следы животных. И у нас есть стихотворение, которое так и называется «Пороша», его нам расскажет (ребёнок).
Ребёнок: Стихотворение «Пороша». Автор - Сергей Есенин. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Замечательные строки! Как тонко чувствует автор зимнюю природу. «…Словно белою косынкой подвязалася сосна…». Но вернёмся к месяцу декабрь. Издавна существуют приметы, по которым можно определить какая будет зима суровая или мягкая, долго ли быть морозам или ждать оттепели. Особо в декабре присматривались к явлениям природы, предвещавшим будущую погоду.
Сухой декабрь предвещал сухую весну и лето.
Декабрь холодный, снежный, с частыми инеями и ветрами - к урожаю.
А гром в декабре сулил студеную зиму.
Воспитатель: Следующее стихотворение, точнее отрывок из поэмы «Евгений Онегин», который мы с вами послушаем, называется «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…». Прочитает этот отрывок (ребёнок).
Ребёнок: Отрывок «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» из поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». (Читает отрывок из поэмы).
Воспитатель: Отгремели новогодние праздники. Закончился месяц декабрь. Дети, скажите, пожалуйста, какой месяц приходит к нам за декабрём?
Дети: За месяцем декабрь приходит к нам месяц январь.
Воспитатель: Молодцы! Январь — середина зимы и начало года. Январь на Руси — самый холодный месяц года, время глухой зимы и покоя в природе. Погода в январе тихая и спокойная. Дни короткие, но яркие и солнечные. От этого они становятся ещё морознее. Следующее стихотворение, которое мы сейчас с вами услышим, называется «Круглый год. Январь». Расскажет его (ребёнок).
Ребёнок: Стихотворение «Круглый год. Январь». Автор - Самуил Маршак. (Читает стихотворение).
Воспитатель: На оконных стеклах морозные узоры. Ледяной букет составлен по мотивам нашего леса. Небо становится синее и как бы выше. За эту особенность январь в Древней Руси называли «Просинец». Какое природное явление заканчивается у нас, на Кольском полуострове, в январе?
Дети: В январе у нас заканчивается полярная ночь.
Воспитатель: Верно. В народе про январь также сложено множество пословиц и поговорок:
Зимой солнце — что мачеха: светит да не греет;
Новый год — к весне поворот;
Январю-батюшке — морозы, февралю — метелицы.
В январе больше солнечных дней. Морозы становятся более трескучими. Самые сильные морозы выпадали обычно на праздник Крещение.
Воспитатель: Именно о чудесной морозной погоде мы послушаем сейчас стихотворение, которое называется «Зимнее утро», и прочитает его (ребёнок).
Ребёнок: Отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро». (Читает отрывок из стихотворения).
Воспитатель: Но что-то мы засиделись. Вставайте все в круг. Музыкальная игра «Ой, мороз» (музыка и слова Г.Вихаревой).
Дети: (Встают в круг, проводится игра. Дети поют песню, выполняют движения по тексту).
Воспитатель: На нашем празднике сегодня нет, к сожалению, Деда Мороза. Поэтому Морозом побуду я. (Пока дети поют песню, «гуляет» внутри круга по часовой стрелке. После песни говорит):
Мороз: Я вам руки заморожу.
Дети: А мы будем хлопать.
Мороз: Я вам ноги застужу.
Дети: А мы будем топать.
Мороз: (Быстро идёт по кругу, протягивая свои руки к рукам детей). Заморожу руки.
Дети: (Хлопают).
Мороз: (Протягивая руки, к ногам детей). Ноги застужу.
Дети: (Топают).
Мороз: Коленки заморожу. (Протягивает руки к коленкам детей).
Дети: (Приседают на корточки, закрывают руками колени).
Мороз: Щёки заморожу.
Дети: (Встают, закрывают руками щёки. И так далее).
Воспитатель: Отдохнули немного. Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места. Продолжим нашу литературно-музыкальную композицию «Зимушка хрустальная». Для месяца январь тоже есть свои пословицы и поговорки, как и приметы. Вот некоторые из них:
Январь — первенец года, пора снеговеев.
Снег сильно скрипит под ногами, голоса далеко слышны — к стуже.
Воспитатель: Но не только Новый год мы отмечаем зимой. Скажите, пожалуйста, какой праздник мы также отмечаем в январе?
Дети: В январе мы отмечаем праздник Рождество Христово.
Воспитатель: Молодцы! Я предлагаю вам послушать стихотворение «Рождество». Его нам прочитает (ребёнок).
Ребёнок: Отрывок из стихотворения «Рождество», автор - Михаил Юрьевич Лермонтов. (Читает отрывок из стихотворения).
Воспитатель: Рождество – прекрасный праздник. Ничуть не хуже чем Новый год. Издавна на Рождество было принято петь народные прославительные песни. Кто помнит, как называются такие песни?
Дети: Такие песни называются колядки.
Воспитатель: Также до сих пор существует обычай, устраивать небольшое представление, посвящённое рождению Иисуса Христа. Помнит кто-нибудь из вас, как называлось это представление?
Дети: Это представление называлось вертеп.
Воспитатель: Умницы! Также было принято не только дарить подарки, но и творить милосердие. Когда-то на Руси существовал такой обычай – устраивать рождественские «елки» для животных и птиц. И конечно, первая половина месяца славилась своими гаданиями. Продолжается месяц январь. Всё вокруг белым-бело. И стихотворение, которое называется «Белые стихи» нам прочитает (ребёнок).
Ребёнок: Стихотворение «Белые стихи». Автор - Сергей Михалков. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Действительно, вокруг так много снега. Но что-то мы с вами засиделись. Я объявляю танец «Коньки» (песня «Коньки» музыка В.Богатырёва, слова Д.Червяцова из мультфильма «Маша и медведь»)
Дети: (Танцуют парный танец).
Воспитатель: Но вот закончился и январь. Какой месяц приходит следом за ним, скажите, пожалуйста, дети?
Дети: За месяцем январь к нам приходит месяц февраль.
Воспитатель: Совершенно верно. Февраль на Руси называли: сечень-секут еще зимние ветры; бокогрей — на солнечной стороне пригревать начинает.
И стихотворение с названием «Круглый год. Февраль» нам прочитает (ребёнок).
Ребёнок: Стихотворение «Круглый год. Февраль». Написал Самуил Маршак. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Действительно, в феврале мы отмечаем праздник – 23 февраля. С этим праздником мы поздравляем наших пап и дедушек. Переменчив этот месяц. С буранами, метелями. Вольно гуляет ветер в открытом поле, а как наскочит на лес — злится, воет, свистит, силится засыпать его снегом, но белые сугробы растут только на опушке. А внутри леса тишина и снег ровно лежит. Я предлагаю послушать стихотворение «Снежинка», прочитает нам это стихотворение (ребёнок).
Ребёнок: Стихотворение Константина Бальмонта «Снежинка». (Читает стихотворение).
Воспитатель: Какое точное сравнение «…Звезда кристальная…»! В феврале морозы дают ещё о себе знать, но в них уже чувствуется дыхание весны — ночью нет-нет, да и падет густой туман, а наутро весь лес в его прекрасном убранстве до последней ветки предстанет в белом инее, в хрустальном цветенье, словно майский сад. По народному поверью как раз в эту пору зима мимолетно встречается с весной. А через день-другой снова приходят трескучие морозы. И все же частые оттепели в конце февраля, как говорят, «сшибают рог зиме». Вот послушайте пословицы и поговорки о месяце февраль:
У февраля два друга — метель да вьюга.
Февраль — месяц переменчивый: то на январь смахивает, то март напоминает.
Февраль солнце на весну поворачивает.
Воспитатель: О скорой весне нам расскажет в стихотворении «Зима» (ребёнок).
Ребёнок: Стихотворение Константина Бальмонта «Зима». (Читает стихотворение).
Воспитатель: «…И вьюгу слушает как пенье». По-моему, красивее про февраль не сказать и не придумать. Для месяца февраль тоже имеются приметы, как и для двух предыдущих месяцев:
Начало февраля погожее – и весну жди раннюю, ясную, пригожую.
Длинные сосульки февральские сулят долгую весну.
Снегирь под окном распелся – к оттепели.
Звенит капель. На южной стороне крыш повисли длинные сосульки. Солнце с каждым днем все ярче. Ес¬ли раньше тени на снегу были темные, неподвижные, то сейчас стали синими и живыми.
Оживление и у птиц. Особенно радуются оттепели голосистые синицы. Они раньше всех птиц узнают о приближении весны и напоминают об этом всем своим пернатым сородичам. Начинается весенний прилет свиристелей. В конце февраля, иногда в начале марта, снегири откочевывают к северу. Природа как бы на миг проснулась, хотя сон ее еще глубок. Всего лишь пах¬нет весной.
Воспитатель: А какой ещё праздник мы с вами отмечаем в феврале?
Дети: В феврале мы отмечаем праздник Масленица.
Воспитатель: Вся последняя неделя февраля — Масленица. Праздновалась победа сил света и тепла над силами холода. Каждый день Масленицы имел свое название. Например, понедельник назывался… Кто помнит, как назывался понедельник?
Дети: Понедельник назывался встреча.
Воспитатель: Правильно. В этот день устраивали и раскатывали горки. А кто помнит, например, как называлось воскресенье?
Дети: Воскресенье называлось «Прощёный день».
Воспитатель: В воскресенье прощались с Масленицей, просили у родных и знакомых прощения за нанесенные обиды: «Да не зайдет солнце во гневе нашем». И, высказав, что на душе лежало, принимались за песни и пляски. И я предлагаю вам поиграть, покататься на нашей красивой карусели. Игра «Карусель».
Воспитатель: (Держит шест с ободком наверху, к которому прикреплены разноцветные ленты. К ободу ленты крепятся так, чтобы они легко скользили и вращались вместе с ним на шесте, но не касались земли. Каждый ребенок выбирает свою ленточку и бежит друг за другом по кругу под музыку).
Дети: (Играют).
Воспитатель: Вот мы и поиграли. Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места. Продолжается февраль и ещё одно зимнее стихотворение «Поёт зима – аукает…» нам расскажет (ребёнок).
Ребёнок: Стихотворение Сергея Есенина «Поёт зима – аукает…». (Читает стихотворение).
Воспитатель: Давайте не будем забывать про птиц зимой. Обязательно будем им помогать и подкармливать их. Вот и подошла к концу наша литературно-музыкальная композиция «Зимушка хрустальная». Я объявляю награждение всех участников нашей сегодняшней встречи дипломами и памятными подарками.
Дети: (Проводится награждение участников).
Воспитатель: Мы прочитали так много стихотворений о зиме. Вспомнили много песен и танцев. Как ни жаль, пришло время нам расстаться. До свидания! До новых встреч!
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий музыкального праздника в старшей группе на тему: Зима Праздник Зимы на улице в старшей группе детского сада Сценарий совместного зимнего развлечения с родителями в детском саду. Старшая группа Сценарий зимнего спортивного праздника на улице в старшей группе детского садаПохожие статьи:
Зимний утренник в старшей-подготовительной группе ДОУ
Развлечение «Русский час» в старшей группе в детском саду
Зимнее театрализованное развлечение в старшей группе
Конспект занятия в старшей группе на зимнюю тематику «Зимние забавы»
Участник №47 творческого конкурса «Зимний марафон 2016» с 1 декабря 2015 года по 29 февраля 2016 года
Автор: Верещагина Оксана Викторовна
Опубликовано: 3213 дней назад (16 января 2016)
Просмотров: 8250
Рубрика: Работа с детьми
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (2)
|
||
|
|