Сценарий «Широкая Масленица» в начальной школе
Проводя зимы. Сценарий для младших школьников
Персонажи: ведущая, Кот; Зима и ее помощники Снежинка, Льдинка, Мороз, Ветер; Весна и ее помощники Веточка, Цветок, Лучик, Капелька.Реквизит: крупное изображение солнца, сковородки, рушники, самовар, народный костюм для ведущей, костюмы для персонажей.
Народные гулянья, игры, песни и, конечно, угощение с блинами — вот что такое Масленица. Масленичные гулянья традиционно проводились на улице, но в это время года еще довольно холодно, и данный сценарий нисколько не проиграет, если будет реализован в помещении: в школьном актовом зале, центре детского досуга и даже в торговом центре как мероприятие для всех желающих. Праздник расскажет детям о старинном русском обычае проводов зимы и встречи весны.
Игры и потешки перемежаются выступлениями фольклорных самодеятельных коллективов.
Программу открывает песенный номер (народная песня).
Затем выходит ведущая в народном костюме и приглашает всех на широкую Масленицу.
Ведущая:
— Здравствуй, честной народ! Девицы-красавицы, молодцы- удальцы! Встречаем вас, привечаем вас низким до земли поклоном! Как на улице погодка? Студеный нынче ветерок? То-то, все потому, что никто весну-красну не зазывает, зимушку не провожает. Придется нам с вами и провожать, и встречать. Согласны? Только одной мне никак не справиться, помощника нужен. Есть у меня один помощник, да больно любит он молочко и сметанку покушать и на печи помурлыкать. Догадались, кто это?
Под музыку «Кот Мурлыка» (Ю. Марцинкевич, А. Морозов) появляется Кот.
Ведущая: Котик-коток, поможешь мне праздник вести и весну зазывать?
За работу за твою
Хорошо я заплачу:
Дам тебе сметанки
Половину банки!
Кот: Мрр-мало предлагаешь, мрр-мало...
Ведущая:
Ладно, ладно, так и быть,
Банку надобно купить!
Кот: Вот теперь другое дело, а то — половину! Мрр-работа непростая...
Ведущая: Ты бы сначала поздоровался с ребятами, с добрыми молодцами, красными девицами.
Кот спрыгивает со сцены, здоровается с гостями за руки.
Ведущая рассказывает, что в старину люди верили, будто весна не приходит сама, для этого нужно ее покликать, то есть позвать. Для этого и устраивали праздник Масленицы. Этот шумный и веселый народный праздник отмечался целую неделю. Его долго и с нетерпением ждали, ребята группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся из города вопросом: «Везешь ли Масленицу?» Кто отвечал: «Нет», того в шутку били лаптями. Всем очень хотелось поскорее выпроводить холодную зиму и встретить весну.
Ведущая: Как вы думаете, ребята, как надо звать весну?
Кот подсказывает, что надо кричать «Весна-красна!», как мы зовем в Новый год Деда Мороза.
Ведущая. Ты думаешь, получится? Ну давайте попробуем...
Все вместе зовут весну. Но ничего не получается, она не приходит.
Ведущая: Я читала в одной старинной книге, что во время Масленицы исполняли особые стишки-заклички и водили хоровод. Так и зазывали весну.
Детям предлагается поводить хоровод с заклинками. Кот помогает гостям собраться в хоровод, а ведущая поясняет, что по кругу ходили тоже неспроста, а для того, чтобы помочь солнцу продвинуться по кругу и ускорить конец зимы.
Хоровод с закличками
Каждая строчка произносится по два раза: первый раз ее говорят ведущая и Кот, второй раз — все хором. С каждой новой закличкой меняется направление движения хоровода.
Закличка 1
Мы по кругу ходим,
Ходим-хороводим,
Весну закликаем,
Весну привлекаем:
Приходи обедать,
Блинчика отведать,
Блина масляного,
Солнца красного!
Закличка 2
Птички, птички, невелички,
Прилетайте на окно,
Есть у нас и пшено,
Есть у нас и зерно!
Крылышками помашите,
Поскорее к нам летите,
По-весеннему свистите,
Весну-красну захватите!
Закличка 3
За горами, за долами
Стоит блюдо с пирогами,
С пирогами да с блинами,
С золотыми кренделями!
Кто в путь пойдет,
Пироги найдет?
Ты храбрец-удалец,
Удалой молодец,
Пойди поищи
Да нам притащи.
Раздадим людям,
Славить весну будем!
После закличек весна все равно не появляется.
Ведущая: Ой, ребята, не пришла к нам весна, хоть мы и старались. А может, она уже тут, только мы не знаем, как она выглядит? Ребята, что такое весна? Какая она?
Ответы детей. Выступление со стихотворением «Весна».
Весна
Пришла весна! Уже звенит капель
И небеса уж ярче засинели,
Природа покидает колыбель,
Где проводила долгие недели.
Пришла весна! Последний сходит снег,
Согрел всю землю солнца луч игривый,
И слышен ручейков журчащих бег,
Степенный шаг весны неторопливой.
Высокая столетняя сосна
И стройные березки — две сестрицы —
Все рады, ведь пришла весна,
И песню о весне запели птицы.
Вставка: концертный номер.
Ведущая: Ребята, а кто знает, что весной происходит со снегом? Правильно, он тает. И бегут ручейки! Давайте с вами поиграем в известную русскую игру «Ручеек».
С помощью Кота дети и взрослые играют в «Ручеек». Игра идет под веселую музыку.
Ведущая: Уже и ручейки побежали, но никак не хочет весна- красна идти к нам. Не забыли ли мы чего?
Кот: Ой, забыли! Что-то круглое и теплое, как солнышко... Со- сметаной, с медом да с вареньем...
Ведущая: Дети, что это? Конечно, блины! Чуть не забыли мы про главный символ Масленицы. Блины по своей форме похожи на солнце. Поэтому в Масленицу старались напечь блинов как можно больше: сколько напечешь, столько солнечных дней привлечешь. Но и переборщить было нельзя: если блинов будет слишком много и много солнечных дней — то урожай может погибнуть от засухи.
Фольклорный ансамбль исполняет песню «Блиночки мои». Во время исполнения артиста спускаются к зрителям, приглашая их поплясать.
Блиночки мои
(русская народная песня)
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
(Повтор последних двух строк)
В квашне новой растворили,
Два часа блины ходили.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
(Повтор последних двух строк)
Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
(Повтор последних двух строк)
Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
(Повтор последних двух строк)
На поднос она кладет
И сама к столу несет.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
(Повтор последних двух строк)
Гости, будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
(Повтор последних двух строк)
Кот. Блины-то у нас готовы. А весна все не идет... Может, мало ей блинов, нужно другое угощение?
Ведущая. Ребята, давайте вместе с вами вспомним пословицы и поговорки про всякое вкусное угощение. Вот есть, например, такая поговорка: «Не все коту Масленица!»
Кот. Неправильная какая-то поговорка... Есть много других! Дети должны закончить пословицы и поговорки правильным словом. Взрослые помогают.
Сам заварил кашу, сам ее и... (расхлебывай).
Хлеб — всему... (голова).
Какой едок, такой и... (работник).
Потчевать можно — неволить... (нельзя).
Один пирог два раза не... (съешь).
Не вкусив горького, не узнаешь и... (сладкого).
Кашу маслом не... (испортишь).
Хочешь есть калачи, не лежи на... (печи).
Остатки... (сладки).
Ложка дегтя в бочке... (меда).
Ешь, пока хлеб... (свеж).
Ведущая: Что ж, сообразительность свою вы весне показали. Покажите еще и силу свою богатырскую!
Под задорную музыку проводится игра «Перетяни всех».
Игра «Перетяни всех»
Это традиционная игра-соревнование по перетягиванию каната, которая проводилась и проводится до сих пор во время Масленицы. Нужно разделить участников на две команды и определить черту, за которую нельзя переступать. Команды выстраиваются на одинаковом расстоянии от этой черты (примерно 2 метра). Побеждает та команда, которая перетянет канат за черту соперников. Когда первый из участников ступит на недозволенную территорию, игра объявляется законченной.
Вставка: концертный номер.
После концертного выступления неожиданно звучит тревожная музыка, звук завывающего ветра, метели. На сцене вместо ведущей появляется Зима со своими помощниками Снежинкой, Льдинкой, Морозом и Ветром.
Зима. Ой, вижу я, вы тут разгулялись, разыгрались! Прогнать меня хотите? Не выйдет!
Я уйти не тороплюсь,
Еще больше развернусь!
По дорогам закружу,
Заморожу-застужу!
Ну-ка, Ветер, Льдинка,
Мороз и Снежинка,
Покажите нашу власть!
Замораживайте всласть!
Зима вместе с помощниками «замораживают» гостей, спустившись со сцены.
Выходит ведущая.
Ведущая: Ах, что же я наделала— чуть опоздала, и тут такое несчастье! Зачем ты вернулась сюда, Зима?
Зима: А ну молчать, а то заморожу! Вы меня прогнать хотели? А я не сдамся!
Ведущая: Зимушка, мы не насовсем тебя прогоняли, а только прощались до следующего года. Мы тебя тоже любим, в тебе есть много хорошего!
Ведущая предлагает детям вспомнить, что интересного и веселого есть зимой. Дети называют: катание на коньках и лыжах, новогодние елки и т.д.
Выступление со стихотворением «Зима»
Зима
Зима! Заснул окутанный
Сугробами наш сад,
Уже морозы лютые
За окнами трещат.
Напуганный метелями,
Вдруг голубь пролетит,
Воробышек на дереве,
Ссутулившись, сидит.
Зима! Сугробы чистые
Искрятся под луной,
Под ней все серебристое,
А иней — голубой.
Зима калитку узкую
Всю снегом замела.
Зима ты наша русская,
Ты тоже нам мила!
Зима растрогана стихами, «добреет», и вместе с помощниками прощается и уходит.
Ведущая: Возвращайся через год! Ребята, давайте крикнем Зиме «До свидания»!
Звучит красивая и нежная мелодия, на сцене появляются Весна со своими помощниками. Весна благодарит всех за то, что наконец распрощались с Зимой, потому что весна никак не может прийти раньше, чем закончится зима. Именно это мешало ей появиться.
Весна и ее помощники исполняют песенно-танцевальный номер. Затем ведущая выносит на подносе с рушником стопку блинов, а Кот — кувшин молока. Кланяются весне, приветствуют ее дарами.
Ведущая торжественно завершает праздник хвалебными словами в честь весны и объявляет, что теперь всех гостей ждет на улице последняя в этом сезоне горка, угощение с блинами и веселое катание в повозках, запряженных лошадьми.
Также на празднике можно устроить для всех желающих мастер-классы с обучением некоторым ремеслам.
Мастер-класс по изготовлению кукол-Маслениц
В народе было заведено мастерить из соломы куклу, которая олицетворяла собой Масленицу. В современных условиях тоже можно смастерить такую куклу, заменив солому свернутым в трубку тонким поролоновым ковриком (лучше светлого цвета). Получившийся валик перевяжите в нескольких местах веревкой (шея, талия), чтобы придать ему подобие человеческой фигуры. Сверху кукле повяжите платочек, получится голова Масленицы. Сделайте из веревок косички и прикрепите к голове куклы под платком. Из веревок же делаются и руки (веревка складывается в несколько раз на длину обеих рук и привязывается к туловищу, кончики с небольшим отступом заматываются у «запястий» — получаются «ладошки»). Дальше надо нарядить Масленицу в какую-нибудь одежку и нарисовать лицо маркерами.
Мастер-класс по росписи тарелок
В магазинах для рукоделия сегодня большой выбор красок для росписи, в том числе по керамике. И можно расписать декоративную тарелку своими руками. Есть краски, которые не требуют обжига, — именно они хороши для декоративных тарелок, а есть такие, которые закрепляют в домашних условиях в нагретой духовке, и тогда из расписанной посуды можно есть. Для данного мастер- класса достаточно первого варианта.
Понадобятся гладкие глянцевые белые тарелки (белые, потому что на белом фоне удобнее сочетать цвета, а гладкие — потому что их легче расписать). Контур рисунка вначале наносится светлым фломастером, его легко стереть и подправить (но не перманентным маркером, который не стирается). Для росписи керамики также продаются специальные контуры. Это краска в тюбиках с тонким носиком, обычно белого или черного цвета. Контур не позволит готовому рисунку растечься. Красиво выглядит белый контур, нанесенный по краям цветного рисунка в виде точечной пунктирной линии, отчего тарелка выглядит еще наряднее.
Мастер-класс по украшению колеса
Это занятие может показаться несколько необычным, но именно деревянное колесо от телеги в Масленицу пышно украшали и ходили с ним по деревне. Колесо имеет круглую форму, что, опять же, символизирует солнышко.
Мастер-класс по украшению декоративных деревянных колес подойдет даже для небольших детей, потому что дело это совсем несложное. Потребуются макеты колес (при отсутствии деревянных можно вырезать из фанеры или плотного картона) и всевозможные ленточки, тряпочки, веревочки, искусственные цветы. Все это крепится к колесу так, чтобы получилось как можно красивее, у кого насколько хватит фантазии.
По итогам мастер-классов можно устроить конкурс на лучшие из получившихся поделок.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий Масленицы для начальной школы на улице Сценарий Масленицы для младших школьников для проведения на свежем воздухе Сценарий на Масленицу для детей 3-4 класса Сценарий праздника Масленица на улице для младших школьников 1-2 коассаПохожие статьи:
Сценарий праздника «Масленица» в начальной школе с родителями
← День именинника в начальной школе. Сценарий, конкурсы | Внеклассное мероприятие на День космонавтики в начальной школе →
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!