Семинар для родителей "Адаптация к детскому саду"
Семинар для родителей "Что такое детский сад и как проходит адаптация детей и взрослых. Секреты успешной адаптации"
Уважаемые родители!Неизвестно, кто больше переживает перед первым сентября – родители будущих первоклассников или мамы и папы совсем ещё малышей, которым предстоит пойти в садик. Адаптация 3-4 летних крох в дошкольном учреждении – то ещё испытание для нервной системы всей семьи.
1. Подготовку к детскому саду начинайте с себя. У вас должна быть исчерпывающая информация про дошкольное учреждение, куда вы собираетесь отдать самое дорогое:
- режим дня – во сколько можно приводить и забирать ребёнка,
- меню,
- фамилии-имена-отчества воспитательниц,
- телефон группы и родительского комитета;
- сколько дней можно пропускать без справки, нужно ли заранее предупреждать, что завтра вы придёте;
- как и когда оплачивать посещение;
2. Обязательно посетите первое родительское собрание, познакомьтесь с педагогами, установите с ними контакт. Не избегайте общих чатов с участием родителей и воспитателей – они вам пригодятся. На досуге почитайте книги, посвящённые адаптации к детскому саду – их список будет вам представлен.
Расскажите про детский сад ребёнку, а главное – покажите!
Общие фразы, типа «скоро ты пойдёшь в детский сад, там очень весело» - мало, о чём скажут вашему малышу. В таком возрасте дети ориентируются на зрительные впечатления. Поэтому обязательно прогуляйтесь с чадом мимо вашего будущего детского сада. Покажите, где находятся детские площадки, сколько на их территории всего интересного (хорошо, если в это время там бегают и играют малыши). Главный страх самых маленьких воспитанников детского сада – что родители их не заберут. Поэтому вместе подойдите ко входу в дошкольное учреждение вечером, когда мамы и папы идут за своими малышами, пусть ваш ребёнок увидит это собственными глазами.
3. Помогайте малышу освоить нужные для детского сада навыки.
Конечно, рекомендуется начинать подготовку хотя бы за полгода до первого визита в детский сад. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда – если что-то не успели, можно наверстать за первые месяцы в саду. Самые важные умения это:
- Самостоятельно кушать ложкой и пить из чашки;
- Пользоваться туалетом/горшком (обязательно наличие сменных комплектов одежды в шкафу у ребенка, не добежать до туалета для дошкольника это обычная ситуация);
- Умывать лицо и мыть руки с мылом;
- Освоить начальные навыки одевания-раздевания - расстёгивать липучки, стягивать штаны и носки (понятно, что для садика выбираем самую удобную одежду – например, не джинсы на пуговицах, а брюки на резинке);
- Привыкнуть находиться без мамы 2-3 часа, в том числе засыпать с минимальным её включением (например, поправить одеяло, погладить по голове);
- Уметь попросить взрослых о помощи.
Последний навык не менее важен, чем все остальные! Это дома мама по взгляду малыша понимает, чего он хочет или что у него случилось. В группе 30 человек, воспитатели в первое время с ними только знакомятся. Поэтому очень важно объяснить ребенку, что пока он будет в детском саду, за помощью можно обраться к воспитателю, она ему обязательно поможет.
4. Приучите ребёнка к блюдам, похожим на те, что будут в садике.
В разных семьях – разнее пищевые привычки. В одних всю пищу для малыша перемалывают в блендере, в других любимое блюдо ребёнка – наггетсы или сосиски, которых в саду не бывает. Чтобы малыш хорошо кушал в дошкольном учреждении – заранее узнайте меню и включите в домашний рацион похожие блюда: котлеты, молочные каши, супы, компоты, ряженку, овощи. Незнакомая еда для крохи - лишний стресс, а их во время знакомства с детским садом и так будет немало.
5. Придумайте особый (недлинный) ритуал прощания.
Часто в младших группах воспитателям приходится наблюдать такую картину: дети ревут и мамы всхлипывают. Или такой вариант: мать и дитя по полчаса прощаются друг с другом. Так дело не пойдёт! Расставание не надо затягивать, иначе процесс адаптации будет более болезненным. Чтобы вам проще было уйти, разработайте свой ритуал прощания. Допустим: вы обнимаете сына или дочку, целуете, уходите, перед уходом ещё раз машете рукой. Он к вам кинулся – ещё раз обняли-поцеловали. И – выходите за дверь. Разумеется, никаких слёз и причитаний быть не должно. Бабушкам тоже рекомендуем сохранять спокойствие!
Ещё один момент: быстрее привыкнуть к незнакомой обстановке малышу поможет любимая игрушка. Но нужно обязательно обсудить с воспитателем: можно ли приносить игрушки и какие именно. Лучше выбирать недорогие и те, что не так-то просто сломать. Помните – помимо вашего ребёнка в группе ещё три десятка детей. Среди них есть малыши, которые очень любят разбирать на «запчасти» всё, что попадается под руку. А для вашего чада утрата любимца может стать невосполнимой потерей!
6. Не отдавайте малыша в группу на полный день, даже если он начал ходить с удовольствием.
Это правило знают многие: в течение первой недели-двух водим малыша на два-три часа. Потом время можно увеличить до 4-5 часов. Воспитатели, наблюдая за детьми, подсказывают мамам и папам, кого из воспитанников уже можно оставлять на подольше, а кого пока лучше забрать, скажем, до дневного сна. На сон рекомендовано оставлять ребенка не раньше 2-3 недель. Но бывает так: с первых же дней ребёнок ходит в садик с огромным удовольствием и, когда положенные два часа истекают, даже отказывается идти домой. Обрадованные родители в такой ситуации нередко совершают ошибку: думают, отлично, адаптация прошла как по маслу! И оставляют малыша на полный день. Проходит несколько дней и к их огромному удивлению, у ребёнка кардинально меняется отношение к садику. Начинаются истерики, слёзы, категорические отказы туда иди. Потому что ребенок на самом деле ещё не был готов. Отсюда вывод: время пребывания в детском саду увеличиваем постепенно, в соответствии с графиком, даже если юный воспитанник несётся туда вприпрыжку.
7. Не устраивайте долгих перерывов!
Ещё одна распространённая родительская ошибка: походили две недели, а потом … исчезли на месяц. Затем вернулись и удивляются: как же так, ребёнок опять плачет, он же вроде тогда, месяц назад, уже адаптировался! На самом деле надо понимать: после долгого перерыва процесс привыкания к детскому саду начинается с нуля. Поэтому устраивать длительные каникулы в младших группах психологи не рекомендуют. Вместе с тем пребывание в дошкольном учреждении пять дней в неделю с семи до семи – очень тяжело для 3-4-летки. Поэтому, если есть возможность, желательно устраивать среди недели перерыв – например, в среду. Максимальный срок «передышки» - 3 дня.
8. Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам.
Если прошло уже больше 2-х месяцев, а проблема с адаптацией всё продолжает усугубляться. Обратитесь к воспитателям, педагогу-психологу за рекомендациями. Все семьи и дети разные, возможно выбранная вами стратегия не позволяет адаптироваться ребенку и нужно искать другое решение. Причины неуспешной адаптации могут быть разными, например, чрезмерная привязанность к маме, кризис 3-х лет, появление младшего брата/сестры и т.д. Но главное помните, что у любой проблемы есть решение.
9. Необязательно отдавать ребёнка в детский сад с трёх лет.
Часто мамы и папы интересуются: а можно вообще не водить сына или дочь в детский сад, если есть, кому с ним сидеть? В принципе, для социализации подходят и развивающие центры, и кружки, и даже обычные прогулки во дворе. Однако, в детском саду воспитанники учатся не только общению, они привыкают к режиму дня, здоровому питанию, приобретают навыки самообслуживания.
Современные дошкольные учреждения – это не только присмотр и уход, для воспитанников разработаны образовательные программы, когда дети в игровой форме учатся работать в команде, проявлять инициативу, брать на себя ответственность и так далее. Поэтому детский сад – очень полезный и важный этап, которым лучше не пренебрегать. Однако никто не говорит, что необходимо отдавать туда ребёнка обязательно в три года. Родители могут привести его уже в среднюю группу – в 4-5 лет. И если совсем маленькие воспитанники, в основном, тянутся к воспитателям, то в этом возрасте дети уже начинают заводить друзей, играть в коллективные игры. Так что новенький ребёнок легко вольётся в эту компанию. Кстати, есть вероятность, что многие приятели из садика потом будут учиться с ним в одном классе или в параллели – это облегчит процесс адаптации к школе.
10. Не стоит начинать ходить в детский сад летом.
Некоторые родители отдают детей в садик в летние месяцы. Расчёт такой: чтобы процесс адаптации закончился до того момента, когда малыш начнёт болеть – не секрет, что воспитанники младших группы частенько вынуждают своих мам брать больничные листы. И всё же без крайней необходимости отдавать ребёнка в сад до наступления осени не стоит. В летнее время группы в дошкольных учреждениях совмещённые – то есть в них собирают детей разных возрастов. Более того, воспитатели постоянно меняются, так как они друг за другом уходят в отпуск. Поэтому новичков ожидает очень тяжёлое испытание: привыкать не только к самому садику, но и к постоянно меняющимся педагогам и одногруппникам. Это может вызвать стресс и отторжение. Лучше, если малыш начнёт ходить в свою группу к «своим» воспитателям.
Нередко бывает, что мамы переживают первые месяцы в детском саду гораздо острее, чем сами дети. Ведь они привыкли, что чадо постоянно на виду, всё под контролем, а тут они целыми днями в разлуке. Из-за постоянного чувства тревоги взрослым начинает казаться, что с ребёнком что-то не так – похудел (наверное, ничего не ест), подозрительный синяк на коленке (наверное, его там обижают) и так далее. Помните – ваше волнение передаётся ребёнку. Постарайтесь сохранять спокойствие и довериться воспитателям и педагогам детского сада. Только работая в команде, а родители это важная часть команды детского сада, можно добиться хороших результатов и преодолеть любые сложности. Всем хорошей адаптации!
Какие книжки про садик почитать детям:
Хейменс Эндриан «Зайка Стёпа идёт в детский сад»
Одри Пенн «Поцелуй в ладошке»
Наталья Карпова «Остановка - Детский сад»
Анна Дьюдни «Лама в садике без мамы»
Бьянка Минте-Кёниг, Ханс-Гюнтер Дёринг «Детский сад: находилки-развивалки»
Какие книги почитать родителям:
Елена Ульева «В детский сад без слёз»
Людмила Петрановская «Тайная опора»
Надежда Махмутова «Адаптация к детскому саду без проблем»
Анна Быкова «Мой ребёнок с удовольствием ходит в детский сад!»
Видео-консультация. Разговор с психологом "Адаптация к детскому саду или работа над ошибками" этом видео я рассказываю о типичных ошибках родителей в период адаптации детей к условиям детского сада. Вам эта информация поможет подготовиться к этому важному событию и быть уверенным и спокойным.
Рекомендуем посмотреть:
Семинар-практикум для родителей ДОУ. Обучение дошкольников грамоте Семинар практикум для родителей в детском саду «Здоровье детей в ваших руках» Семинар для родителей ДОУ. Духовно-нравственное воспитание детей Семинар для родителей в детском саду на тему: Природа и дети. Подготовительная группа
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!