Сценарий осеннего фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста в детском саду
Сценарий осеннего фольклорного праздника "Капустки" (для детей старшего дошкольного возраста от 5-7 лет)
В последнее время многие философы, педагоги и психологи начали говорить об изменении смысла и целей образования от «человека образованного» к «человеку культуры», о тесной взаимосвязи образования и культуры, где элементы культуры должны составлять ядро обновленного содержания образования и развивать у детей культуру деятельности, культуру мышления, культуру общения, эстетико-художественную культуру, психологическую культуру и другие культуры. Главное теперь – не вложить в голову ребенка как можно больше знаний, а воспитать его гармонически развитым, и научить его творчески мыслить, показать ребенку, как велик и многообразен мир, научить его жить в гармонии с ним.Так же в последнее время начало повышаться национальное самосознание людей, вновь возродился интерес к народной культуре, традициям, народным праздникам. Мы стараемся возродить исконно русские традиции, И это не удивительно – ведь фольклорное искусство представляет собой особую художественно-коммуникативную, образовательную и развивающую систему и, как показывает многовековой педагогический опыт, является действенным средством в воспитании творческой личности.
Творческая основа фольклорного искусства — его вариативность и импровизационность, синкретизм способов коммуникативного общения (слово, музыка, движение) — позволяет раскрыть художественную индивидуальность личности ребёнка, способствует формированию его творческой активности, которая является одним из показателей развитой музыкально-эстетической культуры.
Для меня эта тема актуальна потому, что в русском фольклоре отражена вся многовековая мудрость народа, он просто пронизан любовью к своей родине, природе, семье. Он удивительно гармоничен, и очень трудно найти человека, которого бы оставили равнодушным задушевные русские песни или кого бы не захватила веселая русская пляска.
И свою основную задачу как педагога я вижу в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, народными промыслами, привить им любовь к русской культуре и русским традициям.
Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника».
Современная система народных праздников это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.
Следует также выделить существенные стороны народного праздника в его фольклорной традиции.
Во-первых: обязательность праздника, его неотвратимость. В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. Весь год был подчинен ритму смены работы и праздника.
Во-вторых: массовость. На праздник собирались все, и все в нем участвовали. Кульминационными моментами праздника являются совместное пение, совместный танец, трапеза.
В-третьих: праздник – это веселье, смех.
Функции народных праздников:
- развивающая
- информационно-просветительная
- культурно-творческая
- рекреативно-оздоровительная.
Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к родному краю.
Цель: формирование познавательного интереса у детей к истории своей страны, к обычаям старины, к русскому народному фольклору.
Задачи:
1. Дать представление о русском народном празднике «Капустник», «Осенины»; расширить и обогатить социально-нравственный и эмоциональный кругозор детей.
2. Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни и танцы.
3. Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту.
4. Вызывать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, русский фольклор.
Предварительная работа:
1. Наблюдения за сезонными изменениями в природе осенью.
2. Рассматривание картин об осени известных художников.
3. Знакомство с осенними народными праздниками, русским народным творчеством, стихами, рассказами об осени, народными приметами, песнями хороводами.
Атрибуты:
Для засолки капусты: 2 столика; капуста, морковка, соль; терка, нож, разделочная доска; таз с водой и салфетками
2 пары больших галош + 2 стойки
Шишки – 10 штук
8 обручей, 2 ведра, 4 картошки, 2 лейки
2 грузовика с лентами, 2 лука, 2 огурца, 2 помидора, 2 свеклы, 2 картошки
Шапочки: огурцы – 2 шт., фасоль, горох, кабачок, грибы – 3 шт.
Шляпа для Пугало
Персонажи:
Ведущая
Тетушка Слякоть
Зал празднично украшен в осеннем стиле.
Под звуки вальса “Осенний сон” А.Джойса вбегают дети.
Ведущая: Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости приглашаем всех вас в нашу горницу, на деревенские посиделки, садитесь поудобнее. Как гласит народная пословица: «В тесноте, да не в обиде».
- Ребята, отгадайте загадку:
Несу я урожай,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосени ёлочек. Я ……..(осень)
- Посмотрите за окно. На дворе грустная пора осень. Что именно вызывает у вас грусть? (Хмурое небо, мелкий дождь, ненастная погода, холодно и т.д.)
- Но у осени есть и свои радости. А теперь представим себе, что мы живём много-много лет назад. Наступила осень. Работы в поле и огороде закончены. Можно было и отдохнуть. Люди выполняли по дому мелкую работу, пели песни и шутили. С обрядом одного такого праздника мы сегодня и познакомимся. Чему он был посвящён вы узнаете отгадав загадку еще одну загадку:
Голова - на ножке,
Зелены одёжки.
Сколько их - не сосчитать!
Может - десять, может - пять!
Нарастают густо!
Что это? - ... ! (Капуста)
- Верно! Да и праздник назывался «Капустки» или «Капустник».
Ведущая: Ребята, а вы знаете как капусту надо солить?
-Что нужно взять из продуктов? (капусту, морковь, соль)
-Какие инструменты и посуда нам понадобятся? ( Разделочные доски, ножи,
шинковка, сечка, тёрки, кадушка, толкушка).
- Капусту можно нашинковать ножом или шинковкой, или нарубить сечкой. Эта
работа трудная мы её поручим мама. Девочки у нас почистят морковку, а мальчики её
натрут.
ЗАСОЛКА КАПУСТЫ
Чтоб капуста сладкая хрустящая была надо морковку натереть.
А сейчас мы будем капусту в кадушку складывать, морковкой перекладывать, солью посыпать, да толкушкой толочь, чтоб капуста сок дала.
Чтобы капуста заквасилась её надо в тепле подержать несколько дней. Завтра мы её проткнём до самого дна, чтобы вышла вся горечь. А через 5-6 дней закроем деревянным кружком и положим сверху гнёт, и тогда кадушку можно опускать в погреб.
Ведущая: Вот мы и закончили солить капусту, но из неё можно приготовить и многое
другое. А что можно приготовить из капусты? (дети перечисляют блюда из капусты)
Ведущая: Кончил дело, гуляй смело. После работы начинается настоящее веселье. И вам я предлагаю повеселиться, и начать веселье с песни.
Хоровод «Капуста»
Ведущая: Скорей, ребята, поспешите,
И через лужу перейдите
Игра «Перейди лужу в калошах» (ст.гр.)
Участвуют по два ребенка. "Лужа" — ковер в центре зала. По сигналу дети надевают калоши и бегут с одного конца ковра до другого и обратно. Побеждает тот, кто прибежит быстрее.
Под музыку “Осеннее настроение” входит тетушка Слякоть и брызгает детей водой.
Тетушка Слякоть: Я на праздник торопилась,
Вот так славно нарядилась.
Смогу вас развеселить,
Очень щедро одарить.
Ведущий: Дорогая гостья, очень странно
Вы себя ведете на празднике у нас.
Чувствую я, что-то тут неладно –
Прекратите брызгать воду на ребят.
Тетушка Слякоть: Ой-ой-ой! Скажите-ка на
милость, ну подумаешь немного сырость
развела. Лучше загадку отгадайте
Маленькие детки
Расселись на ветках,
В коричневых рубашках
С орешками в кармашках. (Шишки)
Тетушка Слякоть: Шишки быстро разбирайте,
С ними в круг большой вставайте.
А потом уж не зевайте,
Шишки с пола поднимайте.
Игра «Шишки»
Дети разбирают шишки и, образуя круг, кладут их перед собой. Под музыку дети без шишек бегут по кругу. Осень убирает несколько шишек. По окончании музыки дети разбирают шишки. Оставшийся без шишки выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока останется одна шишка.
Тетушка Слякоть (сердито): Пока вы тут веселитесь, на поле уже давно урожай поспел. Собрать его некому, пропадает совсем.
Ведущая: Ты Тетушка, не переживай, сейчас наши ребята все исправят…
Игра «Посади и собери урожай»
Оборудование: 8 обручей, 2 ведра, 4-5 картофелин, 2 лейки.
Участвуют 2 команды по 4 человека.
1-й участник «пашет землю» (кладет обручи).
2-й участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч).
3-й участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой).
4-й участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).
Побеждает более быстрая команда.
Тетушка Слякоть: Урожай-то мы набрали, теперь нужно перевезти его в хранилища.
Игра «Перевези с поля урожай» (ср.гр.)
В одной стороне зала стоят 2 грузовика, в другой стороне на пол раскладывают муляжи лука, огурцов, помидоров, свеклы и картофеля, по 2 штуки каждого. В игре участвуют по двое. По сигналу они везут грузовики на противоположную сторону зала, заполняют их овощами и возвращаются назад. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
Более сложный вариант: перевозить по одному овощу.
Ведущий: Молодцы! Все справились с заданием. Тетушка Слякоть, а наши ребята тебе сейчас исполнят песню, «Урожайную»
Песня «Урожай собирай»
Тетушка Слякоть: Вот вы какие шустрые, урожай собрали, песни спели, а вот скажите-ка мне, кто все лето охраняет огород? Верно – Пугало!
Музыкальная игра «Пугало»
Тетушка Слякоть: А вот у меня есть загадка, сложная-сложная, вот ни за что не догадаются ваши умненькие, красивенькие, упитанненькие детишки…
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть - нет головы. (Гриб)
Ведущая: Тетушка, а наши ребятки не только загадки про грибы знают, еще и игры…
Музыкальная игра «Грибы»
Тетушка Слякоть: Ай да детки, молодцы,
И танцоры, и певцы!
На прощанье буду рада
Вам, друзья, вручить награду.
За доброе к природе отношение,
К Осени внимание и уважение.
Есть для общего стола
Угощенье у меня!
Выносит корзину с фруктами
Дети под музыку уходят из музыкального зала
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе Осенняя ярмарка в детском саду. Сценарий Сценарий осеннего развлечения в детском саду. Средняя-старшая группа Сценарий осеннего спортивного развлечения в старшей группеПохожие статьи:
Сценарий осеннего утренника для детей старшего дошкольного возраста
Сценарии осенних праздников в детском саду
Сценарий экологического праздника для старшей – подготовительной группы. Птицы – наши друзья
Участник №62 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Игры, развлечения, праздники и забавы для детей» с 1 марта по 31 мая 2016 года
Автор: Альбина Резцова
Опубликовано: 3129 дней назад (29 апреля 2016)
Просмотров: 8064
Блог: Альбины Резцовой
Рубрика: Без рубрики
|
+5↑ Голосов: 5 |
Комментарии (3)
|
||
|
|
||
|
|
||
|