Конспект ООД в детском саду в подготовительной группе на тему: Матрешка
Конспект организованной образовательной деятельности детей в подготовительной группе на тему «Русская матрешка».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».Цель: Знакомство детей с историей русской деревянной игрушки – «Матрешка».
Интегрированные задачи:
Образовательные: Приобщать детей к национально-культурным традициям по средствам углубления и расширения знаний о матрешке – символе русского народного искусства.
Словарная работа: обогатить словарный запас детей существительными, обозначающими детали одежды матрешки.
Развивающие задачи: развивать и закреплять знания детей о возникновении русской деревянной куклы.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей эстетический и художественный вкус.
Средства: игрушки матрешки, иллюстрации с изображением разных видов матрешек, силуэты матрешек, гуашь, кисти, стаканчики с водой, салфетки, мольберт.
Предварительная работа: беседа с детьми о творчестве русских народных мастеров, рассматривание иллюстраций с изображением разных видов матрешек, разучивание с детьми физкультминутки и пальчиковой гимнастики, частушки о матрешках, изготовление заготовок для плоскостных игрушек – матрешек.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа – диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка, музыкальная пауза, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
Ход ООД:
(Дети под музыку входят в группу, становятся в круг)
Воспитатель:
- Дети, какие вы красивые, нарядные. Посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся. А теперь улыбнемся друг другу, нашим гостям, покажем, что у нас хорошее настроение, что мы готовы творить и фантазировать. Ребята, у нас с вами есть очень интересная тема для разговора. Говорить мы сегодня будем о сувенирах, а потом самостоятельно изготовим сувениры. Ребята, а что такое сувенир? Какой предмет может выступать в роли сувенира?
Воспитатель:
- Сувениры бывают разные, но каждый по - своему красив и дорог. Ребята, я предлагаю вам отправиться вместе со мной на экскурсию в магазин сувениров и посмотреть, какие сувениры там продаются. Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Итак, в путь! (Дети идут с воспитателем в магазин сувениров).
- Какой красивый магазин! Ребята, какие игрушки здесь продаются? (Дети рассматривают игрушки).
Воспитатель:
- Ребята, присаживайтесь и слушайте. Матрешка - удивительная игрушка! (Показ матрешки).
- Ребята, как вы думаете, почему деревянную куклу назвали «матрешкой»? Одни историки утверждают, что имя это произошло от распространенного на Руси женского имени Маша; другие - что это название ведет начало от другого имени - Матрена. Двадцать лет назад в популярной передаче «Что? Где? Когда?» знатокам был задан вопрос: «Кто я такая? У меня два отца и ни одной матери». Знатоки не ответили.
- Ребята, а почему считают, что у матрешки два отца? Токарь - игрушечник Василий Звездочкин выточил первую матрешку, а художник Сергей Малютин расписал. Первая матрешка состояла из восьми кукол, изображающих девочек и мальчиков, главная матрешка держала в руках петуха. Для работы мастера брали самую качественную древесину, без сучков и трещин. Матрешка является символом России, но своей красотой она покорила весь мир. Туристы разных стран увозят с собой домой матрешек как память о нашей стране. Ребята, как в России появилась матрешка? Кто знает?
Воспитатель:
- Матрешке немного более ста лет. Есть много версий, как родилась матрешка. По одной из версий прообразом матрешки послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Подругой версии прообразом русской матрешки послужила фигурка японского мудреца, одного из семи удачи, Фукурумы - лысоватого старичка с вытянутой вверх головой от многочисленных раздумий, в руках он держал посох и свисток (Показ иллюстрации).
- Очень понравилась эта игрушка нашим мастерам. Они переодели ее в русский сарафан с передником, на голову повязали платок, нарисовали глазки и щечки. И назвали Матрешкой. Русский народ так полюбил ее, что сочинил про матрешку частушки.
Исполнение частушек
1. Дуйте в дудки, бейте в ложки
В гости к нам пришли матрешки
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.
2. Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам идем.
3. Шли подружки по дорожке
Было их немножко:
Две Матрены,
три Матрешки
И одна Матрешечка.
4. Пыль клубится по дорожке
Едут с ярмарки матрешки
На баранах, на быках,
Все с баранками в руках.
5.Мышку встретили подружки,
И попрятались друг в дружке,
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
Воспитатель:
- Молодцы, девочки. А сейчас я предлагаю немного отдохнуть и потанцевать с матрешками.
Физкультминутка
Мы - Матрешки, расписные крошки,
У нас розовые щечки.
Мы - Матрешки, расписные крошки,
У нас чистые ладошки.
Мы - Матрешки, расписные крошки.
У нас модные прически.
Мы - Матрешки, расписные крошки.
У нас пестрые платочки.
Мы - Матрешки, расписные крошки,
У нас красные сапожки.
(Дети выполняют движения по тексту).
Воспитатель:
- Не так давно наши ученые сделали величайшее открытие. Давайте мысленно перенесемся в Египет. В переводе с египетского слово «саркофаг» обозначает «матрешка». Саркофаг, в котором хоронили мумию египетского правителя Фараона, состоял из пяти саркофагов разного размера. Первый саркофаг выполнен из золота, второй - из дерева, третий - из драгоценных камней, четвертый - из простого материала, какого именно неизвестно, и лишь в пятом хранится мумия (Показ иллюстрации).
- В наших матрешках отображается образ русской женщины.
- Она одета в национальный русский костюм: рубаха - очень длинную кофту, платок, длинный сарафан, поэтому у матрешки ног не видно, иногда на сарафан одевали фартук. В разных местностях были свои особенности костюма, отсюда и разные названия матрешек. Наиболее распространенная Сергиево- Посадская. В городе Сергиеве Посаде Московской области есть центр по изготовлению матрешек, отсюда и название матрешки Сергиево - Посадская, или Загорская по названию ближайшего села Загорск. Эти матрешки всегда в сарафанах, рубаха с вышивкой. Платки украшены росписью. Часто в руках у матрешки какой - либо предмет: корзина, хлеб - соль, букет цветов и др.
- А вот форма Полхов - Майданской матрешки более вытянутая. У этих матрешек нет платка с завязанными концами, сарафана и фартука. Вместо этого условный овал на двухцветном поле. На голове полушалок с цветами. При росписи матрешек чаще используют малиново - красный, зеленый, черный цвет.
Практическая часть (Изготовление плоскостной матрешки).
Воспитатель:
- Давайте пройдем в мастерскую. Именно в мастерских художники украшают свои сувениры росписью. Посмотрите, мастера оставили свои работы незаконченными. Ребята, давайте поможем мастерам закончить работу над сувенирами. Будьте аккуратны и помните, что в любом деле лучшие помощники - тишина и терпение. А чтобы наши работы получились красивыми, мы разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика
А сейчас, мастера,
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело -
Украшай матрешек смело.
(Дети начинают украшать матрешек узорами).
Итог:
Воспитатель:
- Ребята, вам понравилось украшать матрешек?
- Что интересного вы сегодня узнали о матрешках?
- Сувениром какой страны является матрешка?
- С какими матрешками мы сегодня познакомились?
- Проводится экспресс выставка детских работ.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект ООД в подготовительной группе. Музыкальная мастерская Конспект ООД в подготовительной группе. Водоплавающие перелетные птицы Организованная образовательная деятельность для детей подготовительной группы. Конспект Конспект ООД в подготовительной группе. Солевое рисование
+5↑ Голосов: 5 |
Комментарии (2)
|
||
|
|
||
|