Конспект урока для младших школьников по прикладному творчеству
Конспект урока для младших школьников в ДШИ. Тема "Абашевская игрушка"
Цель: познакомить детей с историей возникновения абашевской глиняной игрушки в процессе практической деятельности.Задачи:
• создать условия для совместного творчества детей;
• рассказать об истории возникновения глиняной абашевской игрушки, известной династии абашевских мастеров;
• найти отличительные особенности абашевской игрушки (форма, цвет, декор);
• раскрасить игрушку по традиционной абашевской технологии.
Оборудование для учащихся:
• бумага;
• гуашь;
• кисточки;
• салфетки;
• баночки для воды.
Оборудование для педагога:
• глиняные игрушки;
• наглядно-дидактическое пособие «Абашевская игрушка»;
• мольберт.
План занятия (45 мин):
Организационный момент: сообщение темы, цели и задач занятия; проверка готовности к уроку(3-5 мин.).
Теоретическая часть: беседа с учащимися об истории возникновения игрушечного промысла в селе Абашево; демонстрация абашевских игрушек, плакатов; сообщение нового материала (10-15 мин.).
Практическая часть: роспись абашевской игрушки (15-20 мин.).
Заключительная часть: подведение итогов (5 мин.).
Ход занятия
Организационный момент- Здравствуйте, ребята!
Пришла я к вам не с пустыми руками, принесла глиняную игрушку-свистульку. (Показ игрушки)
Оказывается, свистулька была известна еще в глубокой древности, только названия у нее были разные: сопелка, тутушка, гудуха, улютка, соловьей.
Наши предки использовали свистульку как магический инструмент для вызывания дождя и ветра в засуху; тепла и солнца – в непогоду. Они верили, что мелодия свистульки отгоняет нечистую силу, поэтому свистульку часто вешали детям на шею как оберег. Со временем свистулька утратила свое магическое значение и стала просто игрушкой.
Теоретическая часть
- В руках у меня абашевская свистулька.
Почему она так называется? Где зародилась абашевская игрушка?
- Зародилась игрушка в Пензенской области, а свое название получила от села Абашево.
Село Абашево Спасского района Пензенской области – старинное русское село с глубокими историческими, религиозными и художественными корнями.
Гончарный промысел в этом селе возник в XVIII веке, когда неподалёку была найдена необыкновенно эластичная, устойчивая к обжигу глина.
Сначала, из неё лепили посуду: горшки, кувшины, блюда. Посуда получалась прочной и красивой, ее с удовольствием покупали жители соседних сёл. С середины 19 века, кроме гончарной посуды, стали делать глиняные игрушки-свистульки или, как их звали в Абашево - «дудки».
- Как называли абашевских мастеров?
Мастера - «дудочники» лепили животных, птиц, людей. Фигурки имели удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами. На длинной шее тщательно вылепливали головку, на которой выделяли глубоко процарапанные глаза. Секреты лепки и обжига передавали в семьях из поколения в поколение, от отца к сыну (игрушки лепили мужчины). Так образовались целые династии гончаров и дудочников.
Самая яркая и известная - это династия Зоткиных.
Ларион Фролович Зоткин (1879-1933гг) - первый мастер в династии.
Самые обыкновенные животные превращались в руках Лариона Зоткина в сказочных существ неведомой породы.
Сохранились некоторые его работы, например, удивительный голубой козлик с могучими золотыми рогами (показ).
- В 1962 году в Беднодемьяновске открылась керамическая фабрика.
В 1968 году на фабрику был приглашен для ручного изготовления игрушек мастер Акинфий Фролович Зоткин (1883-19740гг).
С1972г. эту работу продолжил Тимофей Никитович (1930-1988гг) и Василий Акинфьевич Зоткины.
Василий Зоткин, инвалид с детства, полуслепой, неграмотный, лепил по воображению.
В зависимости от настроения он мог сделать одному оленю очень большие, другому – средней величины, третьему – маленькие рога, разные по форме и строению.
- Тимофей Никитович Зоткин родился 23 февраля 1930 года в семье потомственных гончаров. Прославил себя, свое село, район, Пензенскую область. Народный мастер глиняной игрушки.
Он начал лепить игрушки в 3-х летнем возрасте, потому что в их семье все мужчины занимались изготовлением глиняных изделий. С 10-ти лет самостоятельно лепил дудки, в 12 лет повторял работы отца, а в 15 лет участвовал в районном конкурсе художественной самодеятельности со своими поделками. Его работы находятся в Пензенском музее народного творчества, в Московском музее изобразительных искусств, в международном музее в Лувре (Франция). Но самая большая коллекция (более 500 штук) находится в Спасском музее народного творчества.
- Итак, самая известная династия абашевских мастеров? (династия Зоткиных).
- Какую игрушку они очень любили лепить...? (Загадка)
Стоит на стройных ножках,
Вся краса - в рожках. (Олень)
- (показ игрушки)

- Давайте рассмотрим, как мастера расписывали игрушку. Какие отличия вы заметили? (игрушки раскрашены целиком в красный, синий и зеленый цвет; рога, уши, копытца покрыты золотом или серебром).
- Правильно, абашевские игрушки покрывают яркими масляными или эмалевыми красками однотонно. И лишь отдельные детали, например: рога, копытца, украшения « оживляют» золотом или серебром. Свисток игрушек не раскрашивают. Чаще всего используют оттенки красного, синего и зелёного цвета, символизирующие…
- что символизирует красный цвет? (красный цвет – это символ огня, солнца);
- синий цвет? (символ воды, неба, космоса);
- зеленый цвет?( символ природы, растительности).
- Иногда абашевские игрушки не раскрашивают, они имеют естественный цвет обожженной глины (показ игрушки).
- Какие еще отличительные особенности абашевской игрушки вы заметили?
(у абашевских фигурок пышные чёлки, кудрявые бороды и гривы, на лбу и шее украшения в виде «пуговичек», «чешуек». Есть у игрушки еще один собственный орнамент - это насечки (или «намины»), когда глину проминают острой палочкой или пальцами. Обычно насечки делают на рожках.
Физкультминутка «У оленя дом большой»
У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)
Дом большой (руки над головой «домиком»)
Он глядит (правую руку над глазами)
В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)
Заяц (ладони к голове, как уши зайца)
по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)
В дверь к нему стучится: (кулаком «постучаться»)
«Стук-стук,
Дверь открой, (изобразить, как открывается дверь)
Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)
Охотник злой!» (сердитое лицо)
«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)
Лапу мне давай!» (подать руку)
Практическая часть занятия.
- Сегодня мы в гостях в библиотеке, где принимаем участие в проекте «Встреча у мольберта». Мы с вами будем учиться расписывать абашевскую свистульку на бумаге.

- По желанию выбирайте цвет для своего оленя, раскрашивайте. Когда гуашь немного просохнет, распишите золотой краской отдельные элементы свистульки.
(практическая работа)
- Посмотрите, какие яркие и красивые работы получились.
(Размещение фигурок в единую композицию на мольберте. Выставка работ.)

Пробегал по лесу зверь.
Нес на лбу он неспроста,
Два развесистых куста…
Со старинной сказкой схожи,
Их рога на ель похожи…
Трав копытами касаясь,
Ходил по лесу красавец,
Ходил смело и легко,
Рога раскинув широко…
Итог занятия.
- Что нового узнали на занятии?
- Что понравилось?
- Абашевские мастера уверены, что их игрушки нужны всему миру. Недавно, мастер абашевской игрушки Юрий Щербаков, придумал для девушки из Швеции эксклюзивного розового оленя. Ей очень захотелось поселить необыкновенную игрушку в своём доме…
Рекомендуем посмотреть:




![]() |
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!