Конспект урока для младших школьников по прикладному творчеству
Конспект урока для младших школьников в ДШИ. Тема "Абашевская игрушка"
Цель: познакомить детей с историей возникновения абашевской глиняной игрушки в процессе практической деятельности.Задачи:
• создать условия для совместного творчества детей;
• рассказать об истории возникновения глиняной абашевской игрушки, известной династии абашевских мастеров;
• найти отличительные особенности абашевской игрушки (форма, цвет, декор);
• раскрасить игрушку по традиционной абашевской технологии.
Оборудование для учащихся:
• бумага;
• гуашь;
• кисточки;
• салфетки;
• баночки для воды.
Оборудование для педагога:
• глиняные игрушки;
• наглядно-дидактическое пособие «Абашевская игрушка»;
• мольберт.
План занятия (45 мин):
Организационный момент: сообщение темы, цели и задач занятия; проверка готовности к уроку(3-5 мин.).
Теоретическая часть: беседа с учащимися об истории возникновения игрушечного промысла в селе Абашево; демонстрация абашевских игрушек, плакатов; сообщение нового материала (10-15 мин.).
Практическая часть: роспись абашевской игрушки (15-20 мин.).
Заключительная часть: подведение итогов (5 мин.).
Ход занятия
Организационный момент- Здравствуйте, ребята!
Пришла я к вам не с пустыми руками, принесла глиняную игрушку-свистульку. (Показ игрушки)
Оказывается, свистулька была известна еще в глубокой древности, только названия у нее были разные: сопелка, тутушка, гудуха, улютка, соловьей.
Наши предки использовали свистульку как магический инструмент для вызывания дождя и ветра в засуху; тепла и солнца – в непогоду. Они верили, что мелодия свистульки отгоняет нечистую силу, поэтому свистульку часто вешали детям на шею как оберег. Со временем свистулька утратила свое магическое значение и стала просто игрушкой.
Теоретическая часть
- В руках у меня абашевская свистулька.
Почему она так называется? Где зародилась абашевская игрушка?
- Зародилась игрушка в Пензенской области, а свое название получила от села Абашево.
Село Абашево Спасского района Пензенской области – старинное русское село с глубокими историческими, религиозными и художественными корнями.
Гончарный промысел в этом селе возник в XVIII веке, когда неподалёку была найдена необыкновенно эластичная, устойчивая к обжигу глина.
Сначала, из неё лепили посуду: горшки, кувшины, блюда. Посуда получалась прочной и красивой, ее с удовольствием покупали жители соседних сёл. С середины 19 века, кроме гончарной посуды, стали делать глиняные игрушки-свистульки или, как их звали в Абашево - «дудки».
- Как называли абашевских мастеров?
Мастера - «дудочники» лепили животных, птиц, людей. Фигурки имели удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами. На длинной шее тщательно вылепливали головку, на которой выделяли глубоко процарапанные глаза. Секреты лепки и обжига передавали в семьях из поколения в поколение, от отца к сыну (игрушки лепили мужчины). Так образовались целые династии гончаров и дудочников.
Самая яркая и известная - это династия Зоткиных.
Ларион Фролович Зоткин (1879-1933гг) - первый мастер в династии.
Самые обыкновенные животные превращались в руках Лариона Зоткина в сказочных существ неведомой породы.
Сохранились некоторые его работы, например, удивительный голубой козлик с могучими золотыми рогами (показ).
- В 1962 году в Беднодемьяновске открылась керамическая фабрика.
В 1968 году на фабрику был приглашен для ручного изготовления игрушек мастер Акинфий Фролович Зоткин (1883-19740гг).
С1972г. эту работу продолжил Тимофей Никитович (1930-1988гг) и Василий Акинфьевич Зоткины.
Василий Зоткин, инвалид с детства, полуслепой, неграмотный, лепил по воображению.
В зависимости от настроения он мог сделать одному оленю очень большие, другому – средней величины, третьему – маленькие рога, разные по форме и строению.
- Тимофей Никитович Зоткин родился 23 февраля 1930 года в семье потомственных гончаров. Прославил себя, свое село, район, Пензенскую область. Народный мастер глиняной игрушки.
Он начал лепить игрушки в 3-х летнем возрасте, потому что в их семье все мужчины занимались изготовлением глиняных изделий. С 10-ти лет самостоятельно лепил дудки, в 12 лет повторял работы отца, а в 15 лет участвовал в районном конкурсе художественной самодеятельности со своими поделками. Его работы находятся в Пензенском музее народного творчества, в Московском музее изобразительных искусств, в международном музее в Лувре (Франция). Но самая большая коллекция (более 500 штук) находится в Спасском музее народного творчества.
- Итак, самая известная династия абашевских мастеров? (династия Зоткиных).
- Какую игрушку они очень любили лепить...? (Загадка)
Стоит на стройных ножках,
Вся краса - в рожках. (Олень)
- (показ игрушки)
Абашевские мастера очень уважали «Оленя» с рогами лесенкой. Они считали, что по таким рогам можно быстрее добраться до Бога, а появление оленя с золотыми рогами в доме - к счастью.
- Давайте рассмотрим, как мастера расписывали игрушку. Какие отличия вы заметили? (игрушки раскрашены целиком в красный, синий и зеленый цвет; рога, уши, копытца покрыты золотом или серебром).
- Правильно, абашевские игрушки покрывают яркими масляными или эмалевыми красками однотонно. И лишь отдельные детали, например: рога, копытца, украшения « оживляют» золотом или серебром. Свисток игрушек не раскрашивают. Чаще всего используют оттенки красного, синего и зелёного цвета, символизирующие…
- что символизирует красный цвет? (красный цвет – это символ огня, солнца);
- синий цвет? (символ воды, неба, космоса);
- зеленый цвет?( символ природы, растительности).
- Иногда абашевские игрушки не раскрашивают, они имеют естественный цвет обожженной глины (показ игрушки).
- Какие еще отличительные особенности абашевской игрушки вы заметили?
(у абашевских фигурок пышные чёлки, кудрявые бороды и гривы, на лбу и шее украшения в виде «пуговичек», «чешуек». Есть у игрушки еще один собственный орнамент - это насечки (или «намины»), когда глину проминают острой палочкой или пальцами. Обычно насечки делают на рожках.
Физкультминутка «У оленя дом большой»
У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)
Дом большой (руки над головой «домиком»)
Он глядит (правую руку над глазами)
В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)
Заяц (ладони к голове, как уши зайца)
по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)
В дверь к нему стучится: (кулаком «постучаться»)
«Стук-стук,
Дверь открой, (изобразить, как открывается дверь)
Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)
Охотник злой!» (сердитое лицо)
«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)
Лапу мне давай!» (подать руку)
Практическая часть занятия.
- Сегодня мы в гостях в библиотеке, где принимаем участие в проекте «Встреча у мольберта». Мы с вами будем учиться расписывать абашевскую свистульку на бумаге.
- Что для этого нам понадобиться? (ответы)
- По желанию выбирайте цвет для своего оленя, раскрашивайте. Когда гуашь немного просохнет, распишите золотой краской отдельные элементы свистульки.
(практическая работа)
- Посмотрите, какие яркие и красивые работы получились.
(Размещение фигурок в единую композицию на мольберте. Выставка работ.)
Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нес на лбу он неспроста,
Два развесистых куста…
Со старинной сказкой схожи,
Их рога на ель похожи…
Трав копытами касаясь,
Ходил по лесу красавец,
Ходил смело и легко,
Рога раскинув широко…
Итог занятия.
- Что нового узнали на занятии?
- Что понравилось?
- Абашевские мастера уверены, что их игрушки нужны всему миру. Недавно, мастер абашевской игрушки Юрий Щербаков, придумал для девушки из Швеции эксклюзивного розового оленя. Ей очень захотелось поселить необыкновенную игрушку в своём доме…
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в дополнительном образовании по декоративно-прикладному творчеству на тему: Пасха с Конспект мастер-класса по декоративно-прикладному творчеству в дополнительном образовании Конспект занятия по декоративно прикладному творчеству. Цветы из фоамирана пошагово с фото Конспект занятия в дополнительном образовании на тему "Основы композиции. Карнавальная новогодняя ма
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!