Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Урок литературного чтения по ФГОС «Школа России», 2 класс. Есенин «Поет зима - аукает...»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема: С. Есенин «Поет зима - аукает...», «Береза»

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Есенина; дать понятие метафоры; продолжить формирование умения видеть образные языковые средства; совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления; прививать любовь к природе.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведений; рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию; читать выразительно, передавая настроение стихотворения; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения; рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.

Оборудование: портрет С. Есенина, сборники его стихов; визуальные материалы по теме; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения Ф. Тютчева.

III. Речевая разминка

- Представьте стихотворение «жужжащим» чтением. Попробуйте услышать фамилию русского поэта.

В этом имени — слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет,

Что-то есть в нем

От русских песен —

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы

И синь — рассвет.

Что-то есть в нем

И от весенней

Грусти, юности

И чистоты...

- О какой фамилии идет речь? (Предположения детей.)

- Прослушайте следующие строчки:

Только скажут —

«Сергей Есенин»,

Всей России встают черты...

Н. Браун

- Какой прием использовал Николай Браун в своем стихотворении? (Звукопись.)

- Прочитайте с разной интонацией (с удивлением, восхищением, весело, сердито, вопросительно, утвердительно).

- Прочитайте выразительно.

IV. Постановка целей урока

- Определите тему и цели урока.

- Да, сегодня мы познакомимся с творчеством С. Есенина.

V. Работа по теме урока

Стихотворение «Поет зима — аукает...»

(Учитель читает стихотворение на с. 195.)

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какие картины вы увидели? (Примерный ответ. Над лесом плывут облака, метелица стелется по двору, воробышки жмутся к окну, замерзли.)

- Прочитайте первые три строки. Как вы их понимаете?

- Какое слово придумал поэт? Объясните его. (Стозвон: звон 100 сосен.)

- Прочитайте следующие три строки. Какой главный прием для создания картины здесь использован? (Олицетворение.)

Олицетворение — поэтический прием, когда предметы неживой природы изображаются как живые существа: зима — аукает, с11°кает; с тоской глубокою плывут облака.

Метафора — оборот речи: употребление слов и выражений переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.

— Прочитайте строчки о метелице и воробышках.

— Как вы считаете, эта зима суровая или мягкая?

— Что важнее для создания картины суровой и холодной зимы — написать о метели, холодной вьюге или о воробышках? (Примерный ответ. Важно и то и другое, но без описания воробышков мы не поймем, насколько холодно.)

— Прочитайте стихотворение выразительно.

VI. Физкультминутка

Стенка, стенка, потолок.

Электрический звонок.

Дзинь! Хозяин дома? — Дома!

Гармошка готова? — Готова!

Можно поиграть? — Можно!

И все дружно — себя щекотать!

VII. Продолжение работы по теме урока

Стихотворение «Береза»

(Учитель читает стихотворение на с. 196—197. Можно включить фоном красивую музыку.)

— Понравилось ли вам стихотворение?

— Чем это стихотворение напоминает сказку?

— Как вы понимаете подчеркнутые выражения? (Ответы детей.)

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Перечитайте стихотворение и определите, есть ли здесь метафоры. (Ответ. Три строки из второго четверостишия, две последние строки из третьего, последняя строка четвертого.)

— Для чего поэт употребил метафоры? (Для создания образа.)

— Есть ли здесь другие выразительные средства языка — сравнения или олицетворения? (Сонная тишина, лениво обходя, обсыпает — олицетворения.)

- Прочитайте стихотворение выразительно.

VIII. Рефлексия

— Что вы узнали на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас особенно получилось?

IX. Подведение итогов урока

— Со стихотворениями какого поэта вы познакомились на уроке?

— Что вы узнали о поэте?

— Что такое метафора и олицетворение?

Домашнее задание

Выучить стихотворение «Береза».

Автор: Кутявина С. В.

Похожие статьи:

Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. «Русские писатели»

Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Бианки «Музыкант»

Урок литературного чтения Толстой «Старый дед и внучек», 2 класс

Урок литературного чтения, 2 класс. Веселые стихи

Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Житков «Храбрый утенок»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!