Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе

Конспект занятия для подготовительной группы детского сада

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе по теме «Путешествие в страну звука [Р.]»

Автор: Барабанщикова Наталья Николаевна, учитель-логопед, ЯНАО, Тюменская область г. Муравлено, МАДОУ Д/С «Теремок».

Занятие для  детей подготовительной группы занимающихся на логопункте.

Программные задачи занятия: закреплять сонорный звук Р в слогах, словах, в предложениях и в связной речи, развивать  фонематические процессы, артикуляционную и мелкую моторику. А так же развивать общую моторику и координацию движений, развивать память, внимание. Формировать  у детей самоконтроль речи, прививать дружеские отношения.

Занятие подгрупповое, но элементы занятия можно использовать и на индивидуальном занятии, а так же воспитателям на занятии по обучению грамоте.

При составлении занятия использовала литературу авторов:

Н. В. Елкина, Т.И. Тарабарина - «1000 загадок» Ярославль, 1997 г.

Е.А. Пожиленко - «Волшебный мир звуков и слов» методические рекомендации - Москва, 1999 г.

И.В. Медведева, Т.Г. Маторина - «Логоигры» популярная логопедия - С-П, 2003 г.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

- закреплять произношение звука [Р.] в слогах, словах, предложениях связной речи

- повторять алгоритм анализа артикуляции звука [Р.];

- развивать фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую моторику;

- развивать общую моторику и координацию движений,

- развивать память, внимание;

- формировать самоконтроль речи;

- прививать дружеские отношения.

ОБОРУДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА:

Демонстрационно-наглядный материал:

Загадки о сказочных героях; схема артикуляционной гимнастики; кроссворд из четырёх слов в виде ступеньки; картина с изображением Карабаса Барабаса (злого и доброго); игрушки Буратино, Красная Шапочка, Чебурашка, Крокодил Гена, картина с изображением радуги для звукового анализа слова, буквы Р., А, Д, У, Г, А; картина с изображением реки; звуковые дома; ребусы.

Раздаточный:

Маркер; зеркала; схемы для звукового анализа; тетради, ручки синего, зелёного, красного цвета.

Технические средства:

Магнитофон; кассета с записью «рыдания».

Ход  занятия:

1. Организационный момент.

2. Объявление темы.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Характеристика звука.

5. Произнесение звука в слогах.

6. Произнесение звука в словах.

7. Использование предлогов.

-введение нового слова «рыдание»

Использование слов – антонимов

- Игра: «Противоположные слова»

 Обогащение словарного запаса (пословица о дружбе)

8. Динамическая пауза

9. Работа в тетрадях. Звукобуквенный анализ слова.

10. Произнесение звуков [Р.], [Р.'] в предложениях, чистоговорках.

11. Итог.

1. Организационный момент

Ребята! Вы любите путешествовать?! Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие, где живёт звук, а какой вы догадайтесь сами. Послушайте стихи-загадки:

- Бабушка девочку очень любила Шапочку красную ей подарила, Девочка имя забыла своё

А ну, подскажите ей имя её (Красная Шапочка)

- Носик круглый, пятачок,

Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек - копытца

Трое их - и до чего же

 Братья дружные похожи, Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?  (три поросёнка)

- У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный,

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос суёт свой длинный.

Кто же это?  (Буратино)

(Дети отгадывают загадки)

Да, это Кр-р-расная Шапочка, Бур-р-ратино, три пор-р-росёнка. А теперь скажите, какой звук встречается во всех этих словах. (Дети отвечают звук [Р.])

2. Сообщение темы:

В страну какого звука мы отправимся? Путешествие будет не простое, нам будут встречаться разные препятствия.

Чтобы  отправиться, нам нужно вспомнить наше главное правило:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Верно, чётко говорим,

Никогда мы не спешим

3. Артикуляционная  гимнастика:

- сделать артикуляционную гимнастику. (фото 1,2)

(Комплекс артикуляционной гимнастики на сонорный звук [Р.]) - произнести звук [Р.], (громко, тихо)

4. Характеристика звука:

Расскажите мне о звуке [Р.]. Какой он? (гласный или согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой)

И так в путь.

5. Произнесение звука в слогах:

Развитие фонематического слуха.

Здесь нам предлагают поиграть в игру «Придумай слово по первому слогу»

Кто знает, что такое слог? (Ответы детей)

Игра

РА-РА-РА начинается игра.

Я прошу со слогом РА мне сейчас назвать слова (РАКЕТА, РАНА, РАК...)

Продолжаем мы игру - где слова со слогом РУ? (РУКА, РУЧЕЙ, РУБАШКА)

-отгадайте ребус (РЫБАК) какой слог первый?

- теперь произнести слова из «рассыпанных слогов»:

Игра «Рассыпанные слоги»

Логопед произносит отельные слоги, дети должны составить слово РА, НО (РАНО, НОРА) РО, ДО, ГА (ДОРОГА)

По этой дороге мы идём дальше и на пути, встречаются ступеньки.

6. Произнесение звука в словах:

Выложим ступеньки из слов

(вспоминаем с детьми, что звуки мы слышим, а буквы пишем, у каждого звука есть своя буква)

КРАССВОРД из и четырёх слов.

- На первой ступеньке слово из шести звуков:

ВОПРОС: На чем человек летает в космос? (РАКЕТА)

- Ввторая ступенька:

ВОПРОС: Без чего ученик не ходит в школу? (РУЧКА, РАНЕЦ) - Трытья ступенька:

ВОПРОС: Если есть у кисочки на ушах две кисточки,

Эту киску берегись, потому что это (РЫСЬ)

- Четвёртая ступенька:

ВОПРОС: Ползёт наоборот,

Задом наперёд,

Всё под водой хватает клешнёй. (РАК)

7. Использование предлогов:

По этим ступенькам мы поднялись и попали к кому? 

к Карабасу Барабасу (выставляется злой Карбас Барабас)

- Вы сидите около кого? (около Карабаса Барабаса)

- Я стою где? (за Карабасом Барабасом)

- Какой Карабас Барабас? (злой, сердитый)

Новое слово «рыдание»

(включаю запись с «рыданием»)

Слышите чьи-то рыдания (уточнение значения слова)

Они рыдают, потому что Карабас Барабас забрал у них один звук. Я назову их без этого звука, а вы угадайте кто это?

Там рыдают: Бу атино, К асная Шапочка, Чебу ашка, К кодил Гена - как назвать их одним словом. (ИГРУШКИ), а если они из сказки (СКАЗАЧНЫЕ ГЕРОИ) (Выставляются герои сказок)

Какой звук забрал у них Карабас Барабас (Звук [Р.])

Знаете зачем?....(дети фантазируют)

Чтобы стать ещё более злым, сердитым.

Игра «Противоположные слова»

Взрослый говорит слово, дети говорят противоположное слово (слова-антонимы)

Чтобы он вернул звук и пропустил нас дальше, надо назвать противоположные слова

До кого дотронется Карабас Барабас, тот будет говорить:

Злой - добрый

Черный - белый

Сердитый - весёлый

Плохой - хороший

Страшный - красивый

Грубый - ласковый, нежный

Ленивый - трудолюбивый

(выставляется добрый Карабас Барабас) 

- Каким стал К.Б.? (Добрым, весёлым)

- с кем подружился К.Б.? (С Красной Шапочкой, с Чебурашкой дети перечисляют сказочных героев)

- кем он им стал? (другом)

Обогащение словаря Крокодил Гена предлагает вам запомнить такую пословицу; «Дружба и братство дороже богатства» (повторяем несколько раз)

8. Динамическая пауза:

Мы играли и устали,

Дружно все мы тихо встали

Ручками похлопали раз, два, три.

Ножками потопали раз, два, три.

Мы идём, и мы поём раз, два, три.

Очень дружно мы живём раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели

Мы немножко отдохнём

И опять мы в путь пойдём.

(Дети садятся за столы)

9. 3вукобуквенный анализ слов:

Работа в тетрадях.

Куда же нам дальше идти?

Карабас Барабас и его друзья покажут нам дорогу, если мы отгадаем загадку:

Разноцветное коромысло над рекой повисло» (РАДУГА)

(выставляется перепутанные буквы этого слова)

Здесь опять кто-то перепутал все буквы

- Поставьте буквы в нужной последовательности, и скажите, какой буквы не хватает.  Сделайте звуковой анализ этого слова

(один ребёнок делает у доски, остальные индивидуально за столами)

10. Произнесение звука [Р.] в предложениях, чистоговорках.

По волшебной дороге - радуге друзья ушли в свои сказки, а мы пришли к реке (выставляется картина с изображением реки)

Нам нужно перейти через реку как? (переправа, паром, мостом)

А мостом у нас будут предложения, которые вы составите со словами, которые есть на картине со звуком [Р.]. (Составляют предложения)

- Как вы запишите предложение. Ехал Грека через реку.

(Составляют схемы предложения)

- Кто закончит чистоговорку о Греке?

- Сколько букв Р. изобразил художник.

11. Итог:

Перебрались мы через реку и оказались около скольких домов? (двух)

В каком доме живёт наш звук [Р.]? (в доме согласных звуков)

А где живём мы?

Как называется наш край, город, Родина, детский сад, столица округа?

В каких названных словах звук [Р.] - мягкий, в каких твёрдый?

Молодцы ребята звук [Р.] благодарит вас за то, что вы справились с заданиями в стране и дарит вам в подарок РЕБУСЫ.

Понравилось вам путешествие, чем?

ЛИТЕРАТУРА:

1. Н. В. Елкина, Т.И. Тарабарина - «1000 загадок» Ярославль, 1997 г.

2. Е.А. Пожиленко - «Волшебный мир звуков и слов» методические рекомендации - Москва, 1999 г.

3. И.В. Медведева, Т.Г. Маторина - «Логоигры» популярная логопедия - С-П, 2003 г.

Похожие статьи:

Конспекты занятий по народно-прикладному искусству в подготовительной к школе группе ДОУ

Конспект занятия для старших дошкольников по теме: Транспорт

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе

Конспект занятия по конструированию из бросового материала в подготовительной группе

Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Создание книги «Мы - Олимпийцы!»

Комментарии (1)
Лариса Юрьевна Высотина # 2 мая 2016 в 11:38 0
В нашем сельском детском саду нет логопеда, всегда представляют трудность занятия по грамоте, особенно сейчас, в связи с ФГОС. Спасибо за помощь!