Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект классного часа для студентов колледжа

Классный час: "В человеке всё должно быть прекрасно…"
Автор: Пушкарёва Ксения Фёдоровна, преподаватель русского языка и литературы, Учебно-производственный комплекс Петропавловского строительно-экономического колледжа, Казахстан, г.Петропавловск
Описание материала: Предлагаю Классный час: «В человеке всё должно быть прекрасно…» Классный час, был проведен в колледже, уровень подготовки студентов очень слабый, соответственно философские понятия, пришлось объяснять «наипростейшим языком».
Классный час
В человеке всё должно быть прекрасно…
Всё, что прекрасно - нравственно…
Г.Флобер

Цель:
Формирование учащихся ценностного отношения к семье, школе, друзьям, окружающим людям
Задачи: Облагораживание души и сердца подростка; обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселение в нём светлых образов и мыслей.

(Классный час лучше провести в групповой форме, разбив учащихся на 2-3 команды)
Беседа.
1. Знаете ли вы, что такое нравственность? Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы могли бы назвать?
Если учащиеся затрудняются ответить на вопрос «Что такое нравственность?», можно предложить им следующее задание: из приведённых словосочетаний выбрать те, которые характеризуют нравственность человека
опытный хирург
добрый человек
верный друг
внимательный слушатель
внимательный к людям
необязательный человек
беспринципный человек
интересный собеседник
Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.
П.Гольдбах


Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки - счастье наибольшего числа людей.
Гельвеций
Мораль и нравственность - понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского так и означает «нравственность». Мораль - система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя общечеловеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и многое другое.

2. Существует ли моральный кодекс? Кто следит за его соблюдением? Каким образом нормы морали распространяются в обществе?
В отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения к младшему. Их можно встретить и в народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах.
Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от выбора каждого.
3. Как называется наука о нравственности?
Наука о нравственности называется этикой. Она говорит о том, как жить, какие поступки совершать, как относиться к людям.

Все вы, конечно, помните строчки из стихотворения Владимира Маяковского:
Крошка сын
к отцу пришёл,
и спросила кроха:
Что такое
хорошо
и что такое
плохо?
Как бы вы объяснили это мальчику?

Задание: Каждый человек должен знать, что в мире есть вещи мерзкие, гнусные, и испытывать к ним отвращение, негодование. При помощи пословиц составьте правила о том, как человек не должен поступать.
Доброму делу не кайся.
Зла за зло не воздавай.
У злой Натальи все люди канальи.
Добро помни, а зло забывай.
И бедный дом отца родного милее нам дворца чужого.
Тому, кто причинял тебе немало боли, тем отомсти, что дай сейчас отведать хлеба-соли.
Что дорожишь своим добром, нет ничего плохого; но всё-таки при всём при том ты не хватай добра чужого.
Кто-то малость оступился, а другой, над ним смеясь, так усердно веселился, что и сам свалился в грязь.
Немало есть людей таких, с кем можно тайной поделиться, но так немного среди них таких, в ком тайна сохранится.
Молчит о подвигах джигит, хоть ими и гордится, а тот, кто сладко говорит, для битвы не годится.
4. Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чём он, по-вашему, выражается в наибольшей степени? Что следует предпринять?
• В озлоблении людей
• В разобщении по политическим и идейным мотивам
• В эгоизме (каждый сам по себе)
• В росте преступности
• В исчезновении элементарной культуры поведения
• В утрате идеологической и ценностной ориентации
• В том, что порвались связи поколений
• В чём ещё?
Наша моральная проблема - это безразличие человека к самому себе.
Э.Фромм
4. Можно ли страдать от собственной безнравственности? Подумайте, способны ли вы, если никто не узнает:
• Украсть пучок редиски у соседа на даче
• Съесть конфеты, которые мама отложила к празднику
• Сделать благотворительный взнос
• Написать анонимное письмо
На основании этого сделайте выводы относительно своего морального облика.
5. Как отличить нравственный поступок от безнравственного?
Отличить поступок нравственный от безнравственного очень просто: если вы хотите, чтобы все люди всегда поступали так же, значит, этот поступок нравственный. А если не хотите, значит, безнравственный.

6. Упражнение «Поиск близких и противоположных понятий»
Учащиеся выбирают одно из понятий, характеризующих нравственность человека, например, достоинство, и подбирают к нему сначала близкие по смыслу понятия, а затем противоположные.
гордость
честь
самоуважение
гордыня
тщеславие
высокомерие
Упражнение позволяет глубже понять смысл этого нравственного понятия. А также позволяет уяснить, что несоблюдение меры его проявления приводит к отрицательным результатам.
7. Упражнение «Коммуникативное письмо»
Представьте, что вы в результате кораблекрушения оказались на необитаемом острове и в ближайшие несколько лет не сможете вернуться к цивилизованной жизни. Разработайте нравственный кодекс взаимоотношений, помогающий решению конкретных проблем. Сотрудничеству, преодолению конфликтов и ссор, а также санкции за нарушение законов и норм.
Необитаемый остров
На острове (назовите его) богатый животный и растительный мир, но жизнь полна опасностей: ядовитые животные и растения, ливневые дожди, короткий, но жестокий холод, возможны визиты каннибалов с соседних островов. Вам нужно не только освоить остров, организовав хозяйство, но и наладить социальную жизнь. Решить вопрос о власти. Какой она будет на вашем острове? Кто будет принимать окончательное решение (лидер, большинство, наиболее влиятельная группа и т.д.)? Как будет распределяться пища (поровну, по трудовому вкладу, больным и слабым в первую очередь)? Какие у вас будут праздники и как часто? Какие функции будет выполнять каждый из вас?

8. Чем измеряется жизнь?
Мы все умрём: людей бессмертных нет,
И это всем известно и не ново,
Но мы живём, чтобы оставить след –
Дом иль тропинку, дерево иль слово.
(Р.Гамзатов)
Оставляет ветка плод,
Оставляет пчёлка мёд,
Нивы – золото зерна,
Золотой янтарь – сосна,
Овцы – тонкое руно,
Лозы – пряное питьё,
Оставляет человек
Имя доброе своё.
(О.Дриз)
Нет! Никогда не умирает тот,
Чья жизнь прошла светло и беспорочно,
Чья память незабвенная живёт,
В сердцах людей укоренившись прочно.
(Лопе де Вега)
9. Как прожить жизнь так, чтобы оставить добрый след на земле?
Работа над высказыванием.
Л.Н.Толстой (из письма Р.Роллану, 1887 год):
«Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения».
Д.С.Лихачёв:
«Когда человек сознательно или интуитивно выбирает в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить о его самооценке – низкой или высокой.
Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…
Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчить их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость».
10. Прочитайте рассказ Марии Скребцовой, заполните пропуски в конце рассказа и ответьте на вопросы.

Юноша и морские звёзды
Как-то на рассвете старик шёл по берегу моря и увидел юношу. Который подбирал на песке морских звёзд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звёзды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца.
- Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звёзд миллионы. Что толку в твоих усилиях! – сказал старик.
Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, … и тихо произнёс: … .
(«бросил её в море», «- Толк есть для этой морской звезды»)


- Почему юноша бросал в море морских звёзд? Что лежало в основе его поступка?
- Что бы вы ответили на слова – всем всё равно не поможешь, а если поможешь нескольким, то это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуждающихся?
- Перечислите, какие добрые дела вы сегодня совершили, кого вы сделали счастливее своими поступками? Как люди реагировали на проявление вашей доброты? Приятно ли вам было делать добрые дела?

Заключение
Быть добрым надо по привычке
Сумей преодолеть преграды,
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды
За свой поступок ради всех.

Ещё печалью мир простужен,
Исподтишка грозит беда,
Ты должен быть кому-то нужен –
Всегда – как хлеб или вода.

Быть добрым надо по привычке,
Не по расчёту. Пригодись
Хотя бы маленькой синичке –
Пусти её из клетки ввысь.

Рекомендуем посмотреть:

Час общения в 11 классе Итоговый классный час в 11 классе. Сценарий Лекция для старшеклассников: Красота и здоровье Классный час для 10 класса: В человеке всё должно быть прекрасно

Похожие статьи:

Классный час в 11 классе о семье

Нравственный классный час, 11 класс

Классный час в 11 классе. О вреде игромании

Классный час в 11 классе по профориентации. Время инженеров

Классный час 10-11 класс. Международный день памятников

Шоу «Поле чудес», для студентов колледжа. Сценарий | Круглый стол в колледже. Сценаий
Опубликовано: 746 дней назад (18 ноября 2014)
Просмотров: 4278
Рубрика: Конкурс
+3
Голосов: 3
Комментарии (4)
Вера Валерьевна Ляпина # 18 ноября 2014 в 19:14 0
Замечательно подобран материал. Сама зачиталась. Много интересных высказываний. Очень понравилось! ГОЛОС!
Ксения Фёдоровна Пушкарёва # 18 ноября 2014 в 19:15 0
Спасибо! dance
Надежда Николаевна Пермякова # 18 ноября 2014 в 22:46 0
Очень хороший материал, интересный для познания и развития детей, прекрасные воспитательные моменты! ГОЛОСУЮ с удовольствием!
Валентина Петровна Чурепкина # 20 декабря 2014 в 21:26 0
Очень интересная, нужная и полезная тема. Облагораживание души и сердца подростка, обогащение его духовного мира - это трудная нравственная задача, но вы на правильном пути. Хочется отметить грамотное оформление работы. Удачи вам! Голос!