Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Классный час в 11 классе о семье

Классный час для 11 класса. Методическая разработка

Классный час в 11 классе на тему «Кнуты и пряники домостроя»

Женился на скорую руку да на долгую муку.

Птица крыльями сильна, жена мужем красна.

С доброй женой горе - полгоря, а радость вдвойне.

Три друга: отец, да мать, да верная жена.

Учи жену без детей, а детей без людей!

Бей жену до детей, бей детей до людей!

Русские пословицы

Социологические исследования последних лет отмечают огромный интерес молодежи к семейным ценностям. «Счастливая семейная жизнь» занимает первые места в рейтинге ценностей современных подростков. Она же отмечена и как самая недостижимая. Очевидно, подросткам не хватает любви, защиты, понимания в родных семьях, где дети не получают примера того, как любить и как строить отношения.

В связи с этим представляется актуальным обращение к опыту традиционной семьи, который нашел отражение в «Домострое».

Предлагаемый классный час - это обсуждение насущных семейных проблем сквозь призму национальных семейных традиций. Форма ток- шоу позволяет чередовать информационные блоки с блоками обсуждения. В предлагаемом сценарии 4 информационных блока, которые ведут «историк», «филолог» и «члены купеческой семьи», и 4 разговорных блока, в которых обсуждение организует ведущий ток-шоу.

Цели: расширить представление детей о национальных семейных традициях; формировать положительную оценку традиционных семейных ценностей, воспитывать уважение к социальному институту семьи; формировать позитивную мотивацию на создание в будущем устойчивой многодетной семьи; побуждать детей к самопознанию, самовоспитанию, к изучению и соблюдению законов о семье и браке, к уважению прав личности.

Форма проведения: ток-шоу.

Подготовительная paбота: распределить роли среди детей: ведущий, историк, филолог, муж, жена, чадо; познакомить их с примерными текстами ролей.

Оформление: фото, картинки (семья, дети, родители с детьми и т. п.). Написать тему, эпиграф

План классного часа

I. Вступительное слово «"Для чего"» или "потому что"»?

II. Ток-шоу «Кнуты и пряники Домостроя».

1. Что такое Домострой?

2. Кто в доме хозяин?

3. Бояться - значит уважать?

4. Нужно ли детей колотить?

5. Заключение.

III. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово «"Для чего" или "потому что"»?

Классный руководитель. Для чего люди вступают в брак? Современные женихи и невесты не приемлют такой постановки вопроса, объясняя, что, в брак вступают не «для чего», а «потому что»: потому что не могут жить друг без друга, не мыслят своей жизни без любимого человека. Но статистика разводов свидетельствует о том, что распадается каждый второй брак. А значит, для совместной жизни одной любви, увы, недостаточно. Значит, в браке нужны какие-то иные, более устойчивые смыслы и мотивации, которые саму любовь сумели бы уберечь от крушения. И в поисках таких мотиваций люди все чаще обращаются к опыту предыдущих поколений. Как строили семью и дом наши предки? Какие правила их семейной жизни можно взять на вооружение? От каких традиций не стоит отказываться? Все эти вопросы вы сможете обсудить в ходе ток-шоу, которое мы назвали «Кнуты и пряники Домостроя». Передаю слово ведущему ток-шоу {имя, фамилия).

II. Ток-шоу «Кнуты и пряники Домостроя»

1. Что такое Домострой?

Ведущий. Большие и дружные семьи, трудолюбивые и послушные дети, почтенная старость, достаток и уверенность в завтрашнем дне - все это признаки традиционной крестьянской семьи, основанной на религиозных ценностях. Законы и правила такой семьи изложены в книге, которая носит название Домострой. Для одних Домострой - синоним семейного деспотизма и самодурства. Для других - руководство к созданию идеальной семьи. Третьи находят в этих средневековых текстах немало ценного, практически полезного для современного человека, семьи, общества.

В сегодняшнем ток-шоу найдется место для любой точки зрения. Информацию для обсуждения представят гости: историк {имя, фамилия), филолог (имя, фамилия) и три представителя купеческого семейства: точку зрения мужа озвучит [имя, фамилия), от имени жены будет говорить (имя, фамилия), а мнение их чада выразит (имя, фамилия). Всех участников ток-шоу прошу быть активными, смело высказываться по поводу полученной информации.

В начале ток-шоу - краткая историческая справка. Передаю слово историку.

Историк. Домострой - это исторический памятник середины XVI в. По содержанию это сборник жизненных правил. Составителем сборника был протопоп Благовещенского собора в Москве Сильвестр. На протяжении нескольких лет он был духовным наставником самого царя Ивана Грозного. Содержание Домостроя сразу привлекает внимание читателя (читает): «Как любить Бога всею душою, и близких своих, и страх Божий иметь, и помнить о смертном часе. Как царя и князя чтить и повиноваться им во всем, и всякому властителю покоряться, и правдою служить им во всем, и большим и малым, и скорбным и немощным, всякому человеку, кто бы он ни был, и себе самому вдуматься в это. Как дочерей воспитать и с приданым замуж выдать. Учить мужу свою жену, как Богу угодить и к мужу своему приноровиться, и как свой дом лучше устроить, и всякий домашний порядок и рукоделье всякое знать, и слуг учить, и самой трудиться. Как хозяину запасы напитков держать для себя и для гостя и как приготовить их для посторонних».

Домострой состоит из 63 глав. Эти главы условно можно разделить на 3 части. Первая - о духовной жизни: как нужно молиться Богу в церкви и дома, как жить по-христиански. Вторая - о гражданской жизни: как с царем общаться, как строить отношения с государством и в семье. Третья часть, на которую приходится половина всего текста, - это практические советы по ведению домашнего хозяйства как сохранить овощи, фрукты, как бороться с молью, как выпекать хлеб, как достойно встретить гостей, если они пришли неожиданно... Отсюда берут начало все столь популярные сегодня книги по домоводству, календари с полезными советами и прочие хозяйственные пособия...

Ведущий. Обращаюсь к участникам ток-шоу. Встречались ли вам современные книги, подобные Домострою? Какие полезные советы содержат эти книги?

(Участники ток-шоу высказываются, приводят примеры.)

Ведущий. Как видим, в наши дни читатель не страдает от отсутствия полезных советов. И чем же привлекает Домострой современных людей?

Историк. В этой книге много внимания уделяется пище и питью - здесь указывается более 130 кушаний разного рода. Но названная еда не культивирует обжорство и расточительство. Наоборот, во всем видно рачительное, хозяйственное отношение к каждому кусочку и к каждой крошке, резко осуждается пьянство. Автор «Домостроя» тщательно расписывает «меню» в зависимости от церковных праздников и служб. Но главное, что кроме советов по домоводству, в книге содержатся мудрые советы по разумному устройству семейной жизни.

2. Кто в доме хозяин?

Ведущий. Переходим ко второй части ток-шоу. Обсуждаем вопрос: «Кто в доме хозяин?» Во время свадьбы молодожены стараются первыми наступить на коврик в ЗАГСе. Считается, кто первым наступит, тот и будет главой семьи. А что говорится об этом в Домострое: кто в доме хозяин? Слушаем мнение купеческой семьи. Точка зрения мужа.

Муж. Прежде всего, Домострой говорит о долге: долге супругов друг перед другом, родителей перед детьми, детей перед родителями, слуг перед господами, господ перед слугами... О долге каждого человека в семье и в государстве. Домострой перечисляет обязанности мужчины и женщины в семье, причем сферы их влияния практически не пересекаются. Хозяин и хозяйка действуют автономно друг от друга, во многом они «равновелики». Каковы же полномочия хозяина?

Хозяин должен опекать, учить членов семьи и домочадцев, заботиться об их благоденствии. Домочадцы - это домашняя прислуга. Честных, добросовестных слуг следует сажать за хозяйский стол, одаривать одеждой со своего плеча, защищать. Хорошему слуге хозяин помогает устроиться в жизни: завести свое торговое дело, обустроить двор... Если же слуга нерадив, обкрадывает хозяев, сплетничает о них, увиливает от работы, необходимо его поучать, в т. ч. и самым популярным средством - поркой. Но после этого обязательно нужно предоставить человеку новый шанс. И только если он снова и снова будет воровать, бездельничать, то следует накормить такого слугу и прогнать со двора.

Каковы обязанности хозяина?

- Каждый день и каждый вечер, после молитвы, советоваться с женой о домашнем хозяйстве.

- Любить и хранить детей, но и страхом спасать, наказывая и поучая.

- Учить сыновей ремеслу: плотницкому, портновскому, кузнечному, сапожному.

- Учить и жену, и детей, и домочадцев не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним - дружелюбным, к младшим и убогим - приветливым и милостивым.

- Присматривать за погребами и ледниками, за житницами и сушильнями, за амбарами и конюшнями.

- Огород и сад насаживать, о нем заботиться.

- Заботиться о закупке припасов на год; делать запасы впрок.

Ведущий. А что входит в обязанности хозяйки?

Жена. Хозяйка должна следующее.

- Вопрошать мужа о всяком порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой подобру устроить.

- Любить и хранить детей, но и страхом спасать, наказывая и поучая.

- Учить дочерей рукоделию: прясть, шить; учить есть готовить, хлебы печь и калачи.

- Руки свои простирать на труд; самой знать, как сеять муку, как квашню замесить, и хлебы скатать да испечь; знать, сколько при том муки возьмут, и сколько испекут - меру и счет знать во всем.

- Милость свою обращать на убогого, и плоды трудов подавать нищим.

- Каждый день приглядывать за слугами, а которая служка хорошо все делает - и за то похвалить да пожаловать, если плохо - наказать и проучить.

- Всегда беречься хмельного.

- Собирать приданое дочерям.

- Служанок, девиц и вдов обучить, замуж выдать, приданым наделив.

Хозяйка, точно так же, как и глава семейства, - государыня над детьми и над слугами в доме. Она научает, распоряжается, поощряет их и если надо - бранит.

Но самое важное, что касается роли женщины в семье, выражено так: «Если подарит кому-то Бог жену хорошую - дороже камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь. Доброй женой блажен муж, и число дней его жизни удвоится - добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его. Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая - венец своему мужу, если обрел муж такую жену хорошую - только благо выносит из дома своего».

Ведущий. Что скажут наши и участники? Нравятся ли вам такие взаимоотношения в семье? Можно ли перенести средневековые отношения на современную семью? Действительно ли счастье семьи зависит от «доброй» жены?

Примерные ответы (можно зачитать детям, вызвав их на обсуждение):

- В Домострое обязанности между мужчиной и женщиной распределены слишком жестко. Они привязаны только к домашнему хозяйству, которое работало с точностью машины. А современная семья, где работают оба супруга, постоянно сталкивается с нештатными ситуациями: командировки, сверхурочная работа, повышение квалификации и т. п. Так что мужу и жене нужно учиться взаимопомощи, а не делить работу на мужскую и женскую.

- Сейчас много бытовых услуг: кулинария, прачечная, ремонт одежды, уборка квартиры, присмотр за детьми. Главное - хорошо зарабатывать, а свободное время посвятить своему развитию, досугу.

- Чтобы применить эти правила в современной семье, нужно, чтобы женщина признала авторитет мужчины. Но женщины сейчас намного активней мужчин. И зарабатывают больше, и вообще могут обойтись без второй половины!

- Распределение обязанностей - это очень разумно, это вносит порядок в жизнь семьи, но современная жизнь настолько непредсказуема, что вряд ли можно втиснуть ее в какие-то правила.

- А где сейчас эти «добрые жены»? У современных девушек только наряды и развлечения на уме.

- А разве девушки сейчас готовятся к семейной жизни? Или в фотомодели, или замуж за миллионера.

- Это современные парни не хотят брать на себя ответственность, создать семью - значит зарабатывать, вкалывать, а они хотят только развлекаться.

Ведущий. Это были мнения участников ток-шоу. Как можно прокомментировать их с точки зрения Домостроя?

Пример комментария:

Муж. Многие семьи распадаются потому, что муж и жена не могут поделить верховную власть в семье, не могут распределить обязанности. В Домострое эти вопросы решены изначально, так что муж и жена могут только советоваться, обсуждать семейные проблемы, а не делить власть.

Жена. Глава семьи тот, кто берет большую ответственность. Очень мудро, что эта роль отдана мужчине. А современные женщины совершенно зря пытаются верховодить - их назначение быть душой семьи.

3. Бояться - значит уважать?

Ведущий. Переходим к третьей части нашего обсуждения. Еще один пункт Домостроя вызывает категорическое неприятие современных пар. В Домострое встречаются режущие слух слова - «бояться мужа», «со страхом ему внимать». Как это понимать? Слушаем комментарий филолога.

Филолог. Это совсем не значит, что жена должна трепетать перед мужем. В древнерусском языке смысл этих слов был совсем другим. В то время бояться, т. е. страх Божий иметь, значило и уважать, и признавать, и понимать. «Бояться» - значит «уважать». Бояться мужа - это, прежде всего, быть вместе с ним и в горе и в радости, выполнять свой долг в отношении дома, воспитывать детей, быть супругу помощницей. Конечно, сюда входит и признание старшинства мужа. Его долг - быть главой семьи, опекать домочадцев, учить их правильной жизни, потому что он в ответе за это перед Богом, и перед государем, и даже перед общественным мнением, «суседями».

Ведущий. Вновь обращаюсь к участникам ток-шоу. «Бояться» в смысле «уважать» - согласны ли вы с таким пониманием уважения в семье? Что говорит об этом ваш личный опыт общения с разными семьями?

Примерные ответы:

- Уважать можно и без страха.

- Многие женщины на людях всегда подтянуты, ухожены, а дома распускаются, перестают следить за собой, не стесняются мужа. Бояться - значит не распускаться, стесняться мужа. В этом и проявляется уважение.

- Все зависит от мужа: если у него на уме только пиво да рыбалка, за что его уважать?

- Все зависит от жены! Бывает, что мужчина, создав семью с другой женщиной, становится и умным, и успешным, и активным, а с первой женой он был неумехой, пьяницей и лентяем. Потому что вторая жена его уважала, а первая - нет!

Ведущий. Как можно прокомментировать мнения участников?

Примерный комментарий:

Филолог. Современным женам трудно признать старшинство мужа. Но это не своеволие и не проявление мужской тирании, это явление вполне естественное для того времени. Это один из принципов мироустройства, залог порядка. А бояться мужа было так же естественно, как бояться Бога, бояться греха.

4. Нужно ли детей колотить?

Ведущий. Заключительная часть ток-шоу посвящена воспитанию детей. Существует мнение, что Домострой требует немилосердно наказывать детей. «Казни сына своего от юности его и покоит тя на старость», - советует автор. Слушаем, что скажет само чадо о таком воспитании.

Чадо. На тех же принципах любви и прощения строится и воспитание детей. Автор советует иногда, «разобравшись, и поколотить» ребенка. Однако при внимательном прочтении видно, что в тексте похвале уделяется гораздо больше внимания, чем брани. Вообще, порка предлагается как самое последнее средство, если другие способы научить уже не помогают. При этом Домострой вполне учитывает психологические особенности человека. «Учить» жену и детей следует так, чтобы никто из посторонних этого не видел и чтобы человек не чувствовал себя униженным. Цель наказания - вразумить, но не плюнуть в душу. И если наказуемый уразумел, то сразу после порки нужно обязательно приласкать его и пожалеть: «Наедине поучай, а поучив - успокой, пожалей, приласкай ее; также и детей, и домочадцев своих учи страху Божию и всяким добрым делам, ибо тебе ведь ответ за них дать в день Страшного суда».

Семья самого Сильвестра могла служить примером правильного устройства жизни. Сильвестр был автором только последней главы, 64. Ее он написал как наставление своему единственному сыну. Эту главу еще называют «малым Домостроем», потому что в ней изложено основное содержание предыдущих 63 глав, но только вкратце и без повторов. По содержанию этой главы можно судить о семье самого Сильвестра. Атмосфера в его доме была

доброжелательная. Жену свою протопоп очень любил, супруги глубоко уважали друг друга. Единственный сын Сильвестра Анфим воспитывался в любви и заботе, родителей своих глубоко чтил. Их слуги, а среди них было много сирот, послужив добросовестно на хозяйском дворе, вышли в люди. Одни стали купцами, у других теперь свое хозяйство, многих служанок матушка удачно выдала замуж, и всем собрала приданое. В этой главе Сильвестр предстает как ласковый отец, нежный, любящий муж. Очень теплые слова обращены жене: «матушка», «хозяюшка». Сына он называет «милое мое чадо дорогое».

Ведущий. Что скажут участники ток-шоу о таком отношении к воспитанию детей? «Любить», «наказывать», «поучать» - годятся ли эти советы для современной семьи?

Примерные ответы:

- Может быть, и годятся. Сейчас часто дети управляют родителями, а не наоборот.

- Годятся, только нужно начинать с ранних лет.

- К женам не очень, а к детям подходят.

- Чтобы эти советы взять на вооружение, нужно очень строго относиться к самому себе, иначе получается двойная мораль.

- Если не наказывать, дети садятся на голову.

- Если дети уважают родителей, можно обойтись и без наказания.

Ведущий. А как чадо прокомментирует ответы наших участников?

Примерный комментарий:

Чадо. Родители должны быть примером для детей. И в труде, и в отношении к старшим. Если родители этого примера не подают, бесполезно наказывать детей.

5. Заключение

Ведущий. В заключение по одной фразе от наших гостей. Так в чем же состоят кнуты и пряники Домостроя?

Примерные ответы:

- Кнуты - в том, что человек должен постоянно себя подстегивать, держать себя в строгости, воспитывать самого себя и т. п.

- Пряники - это награда: уважение, почтение, спокойствие, порядок, мир в доме и т. п.

Ведущий. И три минуты для высказываний наших участников.

(Все желающие высказываются.)

Ведущий. Домострой - выдающийся памятник русской литературы. Каждое новое поколение читателей воспринимает его

по-своему. Но главное, что остается в любом восприятии, - это то, что перед нами рассказ о высоких моральных устоях, которые укрепляли семью, дом, а значит - общество и государство. В Домострое, по словам русского писателя И.С. Шмелева, «заложены человеческие вечные ценности, а самое главное, здравый смысл».

III. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Полезным ли было для вас знакомство с Домостроем, с правилами жизни традиционной семьи?

Похожие статьи:

Классный час 10-11 класс. Международный день памятников

Итоговый классный час в 11 классе

Классный час в 11 классе. О вреде игромании

Классный час в 11 классе по профориентации. Время инженеров

Нравственный классный час, 11 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!