Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по биологии. 8 класс. Кожа-наружный покровный орган

Урок биологии, 8 класс
Описание работы: данный материал представляет собой конспект урока по биологии для 8 класса средней общеобразовательной школы без уклона. Материал будет полезен как учителю биологии, так и учащимся восьмых классов, изучающих предмет по УМК Н.И. Сонина. Концентрический курс.

Тема урока: Кожа – наружный покровный орган
Класс: 8
УМК: Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. Биология. Человек. 8 класс. М: Дрофа. 2007

Цель: дать понятие о коже человека, ее строении, функциях и гигиене. Формировать интерес к изучению биологии.
Задачи:
1)  образовательная – дать представление ученикам о строении и функциях кожи. Сформировать понятие о производных кожи и ее гигиене.
2)  развивающая – указать важность кожи для организма человека, развивать интерес к предмету.
3)   воспитательная – сформировать взгляд на гигиену кожи.
Оборудование: таблица « Строение кожи»
Методы: объяснение с элементами беседы, демонстрация таблицы.
Форма: комбинированный урок
План урока
Организационный момент – 2 мин.
Повторение пройденного – 10 мин.
Изучение нового материала – 25 мин.
Закрепление – 7 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте ребята. Садитесь, пожалуйста.
Повторение пройденного
Учитель: Прежде чем приступить к изучению нового материала мы повторим предыдущую тему «Выделение».
Беседа по вопросам:
Почему продукты обмена необходимо выводить из организма?
Какие органы выполняют функцию выделения?
Какие органы составляют мочевыделительную систему?
Каково строение почки?
Что такое нефрон? Каково его строение и функции?
Опишите процесс мочеобразования и мочевыведения.
Изучение нового материала
Учитель: Мы приступаем к изучению новой темы.
Каждый мечтает об одежде, которая не промокала бы под самым сильным дождем, но свободно пропускала бы воздух. Чтобы она не выцветала, не мялась и не рвалась, и ее можно было бы носить хоть сто лет. И такая одежда существует.
Как вы думаете, о каком органе человеческого тела идет речь?
Ученик: Кожа.
Учитель: Верно. Тема нашего урока « Кожа – наружный покровный орган». Запишите, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока и число в тетрадь.
Какие цели мы поставим перед собой?
Ученик: узнать из чего состоит кожа, какие функции выполняет.
Учитель: А также узнаем о производных кожи, гигиене кожи и некоторые интересные факты.
В середине 17 века в богатых итальянских городах любили устраивать пышные празднества. В 1646 году в Милане состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик» - олицетворение «золотого века».  Тело ребенка было покрыто золотой краской. Праздник удался. Мальчик же вскоре  после шествия стал никому не нужен и был забыт. Всю ночь он провел в холодном замке. Мальчик заболел и вскоре умер. Долгое время никто не мог объяснить причину гибели ребенка. [2]
Какие мысли у вас возникли по этому поводу?
Ученик: … (высказывают предположения)
Учитель: Так что же нужно знать о коже, чтобы ответить на вопрос о причине гибели мальчика?
Ученик: Нужно знать строение и функции кожи.
Учитель: Этим мы сейчас и займемся.
Давайте подумаем, какую функцию в нашем организме выполняет кожа. Запишите в тетради функции, и мы вместе проверим.
Ученик: защитная, терморегуляция, выделение, дыхание, чувствительная, запасающая.
Учитель: Давайте с вами вместе заполним таблицу по строению и функциям кожи.
Строение и функции кожи
Слой кожи:
1. Эпидермис
Образован многослойным эпителием. Наружный слой– это мёртвый слой клеток, внутренний – живые, активно размножающиеся клетки. В них содержится пигмент – меланин.
Функции:защитная (от попадания микробов, от механического воздействия), задержка ультрафиолетовых лучей.
2. Дерма (собственно кожа)
Образована соединительной тканью, эластична. Здесь находятся рецепторы, сальные и потовые железы, волосяные фолликулы, кровеносные и лимфатические сосуды.
Функции: Чувствительная (рецепторная), выделительная, терморегуляторная
3. Гиподерма (подкожная клетчатка)
Состоит из рыхлой соединительной ткани, а также большое количество жировых клеток, кровеносных сосудов и нервных волокон.
Функции: препятствует охлаждению тела, играет роль амортизатора, является запасом питательных веществ, депо крови. Кит – 1 метр жира.

Учитель: есть ли у вас вопросы по строению и функциям кожи?
Ученик: (задают вопросы)
Учитель: (отвечает на вопросы). Теперь перейдем к производным кожи.
Производные кожи:
Железы.
Учитель: заслушаем сообщение учащегося.
Ученик: сальные железы. ( Приложение 1)
Учитель: помимо сальных желез, какие еще есть в нашем организме?
Ученик: потовые железы.
Учитель: верно.
Количество потовых желез очень велико, но больше всего их на ладонях и лице. Каждая железа состоит из тела и протока. Тело железы лежит в нижних слоях дермы; проток открывается наружу порой. Через нее выделяется секрет железы – пот. Капельки пота, наверно, не раз попадали вам в рот, и вы знакомы с его солоноватым вкусом.
Как вы думаете, из чего он состоит?
Ученик: (высказывает предположения)
Учитель: Пот – это вода и растворенные в ней вещества: поваренная соль, мочевина и др.
При сухом и жарком климате потовые железы выделяют много жидкости, что облегчает работу других органов выделения – почек, с которыми вы знакомитесь позже.
Значительную роль потовые железы играют в теплоотдаче. В среднем человек выделяет от 600 до 900 мл пота в сутки. Испарение с поверхности кожи вызывает понижение температуры тела. Вода, испаряясь, забирает с собой часть тепла. Так и пот, испаряясь, охлаждает организм.
Как вы думаете, пот имеет запах?
Ученик: (высказывают предположения)
Учитель: нет, сам по себе секрет потовых желез не пахнет. Запах появляется в результате деятельности бактерий, живущих на поверхности кожи.
Учитель: в нашем организме есть еще специфичные железы - млечные. Заслушаем сообщение учащегося.
Ученик: млечные железы (Приложение 2)
Учитель: кроме желез производными кожи являются волосы и ногти.
Роговые производные.
Учитель: Рассмотрим строение волоса.
То, что мы называем волосом, т.е. та часть, которая поднимается над поверхностью головы, называют стержнем волоса. Стержень состоит из мертвых клеток. Растет волос своим корнем, который лежит в глубоких слоях дермы и находится в волосяной сумке (фолликуле). К корню волоса подходят кровеносные капилляры, которые приносят питательные вещества и уносят продукты обмена.
Существует также волосяная мышца, которая приподнимает волос, если становиться холодно. Тем самым увеличивается воздушный слой между кожей и окружающей средой.
Волосами покрыто 95% тела человека. Лишены волос только губы, стопы ног и ладони рук.
  Волос крепок, как медная проволока сходной толщины. Пучок из 100 волос выдерживает 10 килограмм, а все волосы на голове 12 тонн.
В сутки волос вырастает на 0,35 миллиметров, за год на 12 сантиметров.
Учитель: Последнее образование кожи – это ноготь.
Ногти выполняют защитную функцию, т.к. прикрывают очень чувствительные кончики пальцев. Строение ногтя: ногтевая пластинка, состоящая из мертвых клеток, плотно соединенных между собой, постоянно растет и не чувствительна к температуре и механическим воздействиям. Под ней лежит ногтевое ложе, богатое нервными окончаниями и кровеносными сосудами. Кровеносные сосуды придают ногтю розоватый цвет. Корень ногтя – это точка, откуда он растет и там ногтевая пластинка более тонкая.
Согласно книге рекордов Гиннесса обладательницей самых длинных ногтей является ЛИ Редмонд, жительница Солт – Лейк – Сити. На момент регистрации рекорда, суммарная длина её ногтей составляла 7 метров 51 сантиметр и 3 миллиметра.
Есть ли у вас какие-нибудь вопросы по изученному материалу?
Ученики: (задают вопросы)
Учитель: В настоящее время наша кожа подвергается различным негативным воздействиям окружающей среды. И вместе с этим мы, следуя веяниям моды, различным образом воздействуем на кожу, делая татуировки и пирсинг. Насколько это полезно или вредно расскажет нам (ученик).
Ученик: Пирсинг – польза и вред. (Приложение 3)
Закрепление.
Учитель: Сегодня на уроке мы узнали об очень важном органе – коже. Разобрали ее строение и функции. Поговорили о производных кожи и ее гигиене. Также узнали о влиянии пирсинга на организм человека.
А сейчас побеседуем по вопросам:
Из каких слоев состоит кожа?
Какие функции выполняет эпидермис (дерма, гиподерма)?
Какой пигмент содержится в коже и что от него зависит?
Какие образования содержатся в коже?
Какие производные кожи вам известны?
Как нужно ухаживать за кожей?
Ученики: (отвечают на вопросы)
Учитель: Давайте ответим на вопрос, который задавали в начале занятия. Почему же золотой мальчик умер?
Ученик: мальчик умер, т.к. покрытая краской кожа перестала функционировать в полной мере, нарушилась функция теплообмена. Сосуды расширились и ребенок потерял много тепла. Температура его тела понизилась, организм ослабел и возможно подвергся различным инфекциям, что привело к смерти.
Учитель: верно, т.к. в истории о «золотом мальчике» сообщалось, что у ребенка был жар и он сильно кашлял.
Домашнее задание
Стр. 205-208 (пересказ)
Творческое задание: Подготовить сообщение на тему «Татуировки – делать или нет», «Происхождение татуировок», «Татуировки в культуре».

Приложение 1
Сальные железы плотно прилегают к волосяной сумке, их секрет выделяет в волосяную сумку и выходит на поверхность в месте выхода волоса. Секрет этих желез – кожное сало – состоит в основном из жирных водоотталкивающих веществ, которые тонким слоем покрывают кожу и волосы и тем самым защищают ее от потери влаги и воды из окружающей среды. Сальные железы предназначены для жировой смазки тела. Больше всего сальных желез на голове, лице, верхней части спины. На ладонях и подошвах они отсутствуют.
Сальные железы выделяют 300 граммов сала в неделю. [4]

Приложение 2
Млечные железы.
Млечные железы представляют собой очевидное видоизменение потовых. У человека молочные железы есть как у женщин, так и у мужчин. По своей структуре они идентичны, различаются лишь степенью развития. До начала полового созревания грудь девочек и мальчиков ничем не отличается. При некоторых расстройствах эндокринной системы у половозрелых мужчин может наблюдаться увеличение груди (гинекомастия) и происходит секреция молока. Молочная железа новорожденных также в состоянии вырабатывать секрет (так называемое молоко новорожденных, лат. lac neonatorum), но это не является физиологической нормой. [4]

Приложение 3
Пирсинг – польза и вред.
Сейчас многие люди делают себе пирсинг. Давайте с вами подумаем вреден он или полезен. Как вы считаете?
Пирсинг может нанести вред в случаях, если не соблюдены санитарно-гигиенические нормы при проведении данной процедуры. Часто такое случается в так называемых салонах «на дому», которые не имеют лицензии на оказание подобных услуг. При осуществлении таких операций можно легко занести в свой организм какую-либо инфекцию. Если говорить о медицинских учреждениях, где имеются все необходимые медицинские инструменты, приборы и препараты, где оказывает услуги высококвалифицированный персонал, то делать пирсинг там вполне безопасно.
Стоит помнить, что где бы вы не сделали пирсинг, риск появления осложнений составляет 2-3%. Эти осложнения незначительны и их можно устранить за пару визитов к врачу.
Рассмотрим отдельные виды пирсинга.
Пирсинг ушей
При прокалывании ушей большое значение играет материал изделия, вставляемого в ухо, а также точка прокола. Это точка глаза. Детям до 10 лет нежелательно прокалывать уши, так как если попасть не в ту точку – может развиться близорукость.
Но прокол уха может принести и пользу. Например, прокол серебряным кольцом может привести к снижению аллергического потенциала у аллергиков. Поэтому обязательно нужно знать: куда колоть, чем и как. Всегда нужно помнить, что бижутерия не приносит пользы и при длительной носке украшений из недрагоценных металлов возможны негативные последствия в виде загноения и т.д..
Пирсинг груди и пупка
Медики советуют воздержаться от пирсинга груди, то есть сосков, так как это нарушает нормальную работу протоков молочной железы. То же самое можно сказать и о пирсинге пупка. Вроде бы невинный прокол, но не забывайте, что девушке предстоит стать мамой. Если же пирсинг уже сделан, обязательно узнайте как ухаживать за проколом в районе пупка, так как это очень важно для здоровья.
Пирсинг языка
В последнее время стал очень популярен пирсинг языка. Эта процедура делается без наркоза, поэтому это очень больно. Первые несколько дней после прокола язык распухает, и у человека появляются проблемы с дикцией. Пока прокол не заживет, существуют ограничения в еде. Так, нельзя употреблять в пищу алкоголь, горячее, холодное, кислое, и так далее. К тому же, язык – прежде всего орган вкуса, а при пирсинге уничтожается большое количество вкусовых рецепторов.
Если вы все-таки решили сделать пирсинг, то лучше обращаться в специализированные салоны с высококвалифицированными специалистами. Внимательно ознакомится с информацией о последствиях при выборе места прокола. Тщательно соблюдать рекомендации при уходе за пирсингом. [3]
Спасибо за внимание!

Список литературы
1. Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. Биология. Человек. 8 класс. М: Дрофа. 2007
2. wikipedia.org –электронная энциклопедия
3. bezvreda.com – паблик о здоровье, формировании здорового образа жизни
4. medbiol.ru – биология и медицина

Рекомендуем посмотреть:

Викторина с ответами для 8 класса Игра по биологии для 8-11 класса Игра по биологии, 8-9 класс
Участник №26 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2017 года
Опубликовано: 8 дней назад (9 ноября 2017)
Просмотров: 97
+1
Голосов: 1
Комментарии (2)
Ирсал Имакаевна Ургенешбаева # 12 ноября 2017 в 01:10 0
Цель, задачи урока взаимосвязаны. Используется учебное пособие. Четко, последовательно соблюдаются этапы урока, которые соответствуют характеру познавательной деятельности учащихся.
Подобран интересный, познавательный и, в тоже время, научный учебный материал, который имеет воспитывающее и развивающее значение. Весь изучаемый материал имеет связь с жизнью.Содержания материала соответствует уровню подготовленности учащихся. Использованы разные методы и приемы обучения.
Отличный конспект, отличное занятие. Голос.
Юлия Андреевна Хамаева # 12 ноября 2017 в 18:05 0
Спасибо огромное Вам)