Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Особенности деятельности педагогов с детьми "группы риска"

Методические рекомендации «Особенности деятельности педагогов с детьми "группы риска"»
Автор: Менщикова Наталья Николаевна, социальный педагог МБОУ города Кургана «Средняя общеобразовательная школа № 49».
Описание работы: предлагаю вашему вниманию методические рекомендации для классных руководителей и педагогов-предметников по работе с детьми девиантного поведения.

Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)

Мы не случайно выбрали тему нашего педсовета, т.к. в последнее время проблема работы с трудными подростками стала для нашей школы актуальной. С каждым годом все больше семей получают статус – «неблагополучная», становится все больше и детей состоящих на внутришкольном контроле и учете в ПДН.
И сегодня мы поговорим о том, каким должно быть образовательное пространство, в котором создаются все необходимые условия для нормальной жизнедеятельности всех участников учебно-воспитательного процесса, и попытаемся определить – какие же ошибки мы допускаем в общении с трудными подростками.
Три категории детей (дети-инвалиды, дети–сироты, дети-правонарушители) характеризуются тем, что их положение законодательно и нормативно регулируется государством, существуют специальные органы и ведомства, которые выявляют таких детей, устанавливают их статус, а также специальные учреждения для них.
Однако есть еще одна категория детей - это дети «группы риска» или «трудные дети», к которой обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного поведения и т.д. Эта категория детей является «неофициальной», но внимание к ней значительно возросло, так как возросло количество таких детей.
Давайте уточним, кто же относится к «группе риска». Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов, так как все качества, присущие определённому возрасту, у них проявляются резче, собственное мнение у них не совпадает с общественным, часто они противостоят с окружением, это приводит к конфликтным ситуациям и даже противоправному поведению.
«Трудные» дети всегда являются для взрослых некой загадкой: Они постоянно стремятся обратить на себя внимание, а затем, добившись своего, доводят взрослых до раздражения или отвращения к себе.
Странности в поведении «трудных» подростков вызывают у педагогов, воспитателей и родителей страх, что они могут с ними не справиться. Многие из вас часто говорят, что ему бывает трудно с ребёнком: «требую — не выполняет», «я к нему с лаской, а он грубит», «прошу – не хочет», «хочу как лучше, а он не принимает моей помощи», «стараюсь помочь – он отвергает усилия», «дал слово, клялся, что больше не будет, а сам…», «всё знает, всё понимает, а делает наперекор», «попробовала поговорить с ним откровенно – он вообще замкнулся». Каждому педагогу знакомы эти и подобные сетования родителей.
Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Переживания особенно возрастают в силу замечаний учителей об отрицательных чертах их характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам.
Подростковый возраст – период отчаянных попыток «пройти через все». При этом подросток по большей части начинает с невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики.
Подростковый возраст – это возраст поиска и обретения себя. Вопросы, на которые предстоит ответить подростку, не простые: «Кто я?», «Откуда пришел?», «Куда я иду?».
В процессе поиска ответов на них возникает много трудностей. Если у подростка формируется одна из установок: «Я не нравлюсь», «Я не способен», «Я ничего не значу», — это приводит к изменению личности в отрицательную сторону. Такой подросток становиться «Трудным». На основе отрицательных самопредставлений строится и его негативное поведение.
Понятие «детей группы риска» подразумевает следующие категории детей:
- дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
- дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
- дети из неблагополучных семей, семей, находящихся в социально опасном положении;
- дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке – дети в ТЖС;
- дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.
Часто этих детей ещё называют дети с девиантным поведением. Давайте разберёмся и в этих понятиях.
Поведение, отклоняющееся от норм, принятых в обществе, называют девиантным ( от лат. – отклонение).
ВИДЫ девиантного поведения, с котоыми нам приходится сталкиваться в процессе нашей работы с детьми:
- деструктивное – нарушение дисциплины;
- делинквентное называют поведение, характеризуется склонностью к преступным или противоправным действиям
- аддиктивное поведение - (от англ. addiction — склонность, пагубная привычка; лат. addictus — рабски преданный) — особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния, например, алкоголь, наркотики, лекарства, различные яды, азартные игры, в т. ч. компьютерные; сексуальное А. п.; переедание и голодание; «работоголизм» («трудоголизм»).
Можно выделить 4 типа девиантного поведения:
1. Десоциализированное – плохие отношения с ровесниками, равнодушие к другим, эгоцентризм.
2. Социализированное – привязанность к своим, однако враждебность к посторонним.
3. Неагрессивное – устойчивая ложь, прогулы, побеги из дома, наркомания, алкоголизм, токсикомания.
4. Агрессивное – насилие над другими.
Итак, с понятиями разобрались, переходим к вопросу организации деятельности с такими детьми.
Прежде всего, необходимо найти способ взаимодействия с «трудными» детьми. Надо, понять, что "трудные" дети – это не просто дети, с которыми нам, взрослым, трудно, а это дети, которым трудно. Такими они становятся потому что лишены отцовской и материнской ласки, родительской поддержки и любви, детская душа не может развиваться нормально, она ослабевает, болеет, озлобляется и деформируется.
Только точно определяя причину проблем каждого подростка и создавая взаимное стремление разрешения этих проблем родителями, учителями, можно помочь «трудным» подросткам.
«Трудные» дети – дети, особенно нуждающиеся в индивидуальном подходе, Это не плохие, безнадёжно испорченные ребята, а дети, требующие особого внимания и участия.
Коррекционная работа с трудным школьником — это оказание ему помощи в становлении полноценным членом общества, в реализации его индивидуального потенциала.
Итак, задача школы в работе с трудными детьми заключается в создании особого педагогического пространства, повышенного внимания, особого воспитательного воздействия.
В начале каждого учебного года мы проводим социальную диагностику класса, по результатам составляем социально – педагогический паспорт класса по категориям:
• Многодетные семьи (трое и более детей до 18 лет);
• Неполные семьи (если второй брак родителей официально зарегистрирован, то семья считается полной);
• Малообеспеченные семьи (на данный момент это семьи, которые получают ежемесячное пособие на ребёнка согласно ЗКО № 7 от 31.12.04 «О ежемесячном пособии на ребёнка»);
• Замещающие семьи (опекаемые дети и дети из приёмных семей);
• Дети группы риска (устойчивое отклонение в поведении, пропуски уроков без уважительной причины, неуспеваемость, социально-педагогическая запущенность и т.д.);
• Дети с отклонениями в здоровье, подтверждённые мед. документами;
• Дети, чьи родители пенсионеры, инвалиды, безработные.
Социально-педагогическая запущенность проявляется в несформированности у ребенка свойств субъекта деятельности общения, самосознания, то есть нарушен образ «Я». Под педагогической запущенностью понимается такое состояние личности, которое является следствием недостатков или неправильной постановки учебно-воспитательной работы.
Особое значение в работе с педагогически запущенными школьниками имеют три момента:
- В общении с ними очень важно тёплое, сердечное, доброжелательное отношение.
- Воспитателю необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого школьника, даже самого трудного, самого педагогически запущенного и стараться опереться на это положительное в работе по его перевоспитанию.
- Нередко хорошие результаты даёт открыто выражаемое доверие к нравственным силам трудных подростков.
Социально - запущенные дети - дети, которые отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно – нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных компаниях и группировках.
Все эти группы детей попадают в категорию социально не защищенных детей, требующих особого внимания.
Определив поле своей деятельности, подключаем к работе педагога – психолога, который проводит диагностику состояния эмоционально-психологических отношений в классе и положения каждого ребенка в классном коллективе, психологических особенностей педагогически запущенных детей, их интересов и склонностей. По результатам диагностики даются рекомендации классным руководителям, продолжается индивидуальная работа с детьми, попавшими в категорию «дети группы риска».
Предлагаю алгоритм ваших действий в случае пропусков уроков обучающимися без уважительной причины:
- Провести беседу с учащимися и выяснить причину пропуска.
При отсутствии результата:
- Провести беседу с родителями, наметить план контроля со стороны родителей и классного руководителя.
При отсутствии результата:
- Приглашение учащегося на беседу к социальному педагогу с классным руководителем и отчетом о проделанной работе.
При отсутствии результата:
- Приглашение учащегося на Час школьного инспектора.
При отсутствии результата:
- Приглашение учащегося на Совет профилактики с родителями.
При отсутствии результата:
- Составление инспектором ПДН протокола по ст. 5.35 КоАП РФ, вызов на КДН и ЗП

Когда учитель может считать, что сделал все возможное в работе с отстающими учениками:
- Если есть план индивидуальной работы с отстающими учениками.
- Если учитель 2-3 раза встретился с родителями ученика, сообщая им о его проблемах и успехах
- Если ученик получает индивидуальное задание,
помощь и консультации.
- Пересажен с последних парт к более сильному ученику
- Если у него проверяются все письменные работы.
- Если ему рассказали и показали, как надо учить уроки
- И спросили за четверть 5-6 раз.
Если проводимая работа не приносит положительного результата, только тогда вы обращаетесь за помощью социального педагога, зам. директора по ВР. Подчёркиваю, после вашей индивидуальной работы с детьми, где вы испробовали все методы и приёмы воздействия на ребёнка.
У каждого классного руководителя в плане есть графа работы с трудными детьми и неблагополучными семьями, где запланированы собрания, профилактические беседы, посещения на дому. У классных руководителей, чьи дети состоят на внутришкольном (педагогическом) контроле, на который мы ставим по решению Совета профилактики, может быть такой план, составленный в свободной форме, но с обязательной отметкой о выполнении.
У классных руководителей, чьи дети состоят на профилактическом учёте в отделах полиции, индивидуальном профилактическом (внутришкольном) учёте – ставим по Постановлению КДН и ЗП приказом директора – должен быть план индивидуального сопровождения по месяцам с конкретными мероприятиями, который вы предоставляете для составления общего плана. 1 раз в 3 месяца мы сдаём отчёт о проведённых профилактических мероприятиях с ребёнком и его окружением в КДН и ЗП и характеризующий материал в ПДН ОП.
У классных руководителей, чьи дети проживают в семьях, находящихся в социально опасном положении, также должен быть индивидуальный план социальной реабилитации семьи обучающегося. Ежеквартально сдаётся аналитический отчёт по сопровождению данных семей.
Воспитательная работа заключается в педагогической целесообразности организации жизни таких детей. Это могут быть классные часы, конференции, собрания, конкурсы, состязания, праздники, утренники, вечера, смотры, митинги, культпоходы, встречи, выставки, беседы, походы, экскурсии, субботники, турпоездки, спартакиады, акции, минуты общения и др. Умение создать во время общения с детьми класса атмосферу откровенности, доверительности, открытости к диалогу, сотрудничеству помогают глубже и полнее понять ребенка, условия, среду формирование личности ребенка.
Ещё одной эффективной формой работой с детьми является посещение по месту жительства. В должностной инструкции классного руководителя прописано, что вы должны посещать семьи по месту жительства с целью изучения условия проживания и воспитания обучающихся (вновь прибывшие, обучающиеся и семьи, состоящие на внутришкольном педагогическом контроле, индивидуальном профилактическом (внутришкольном) учете, на профилактическом учете в ПДН ОП, находящимся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации). Также классный руководитель посещает неблагополучные семьи в целях изучения, контроля, коррекции ситуации и выработки совместно с родителями (законными представителями) обучающихся единой стратегии и тактики воспитательной работы. По результатам посещения составляете акты посещения семей.
Пункт 4.20. должностной инструкции гласит, что классный руководитель проводит индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Если о таком факте стало известно, то вы незамедлительно сообщаете данную информацию социальному педагогу или зам. директора по ВР.
Вчера на педагогических чтениях мы говорили о приоритете личностно-ориентированного образования и воспитания, то есть в работе мы должны опираться на зону ближайшего развития школьника и на его индивидуальные особенности. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике дело непростое, т.к. вот парадокс - очевидное знание о подростках чаще всего остается только знанием и никак не затрагивает мир педагогической практики. Наша педагогическая деятельность в мире подростков изобилует ошибками, которые трудно понять и объяснить.
Так каким же должно быть образовательное пространство, в котором создаются все необходимые условия для нормальной жизнедеятельности подростка?
Итак,
1. Подросток нуждается в образовательных и воспитательных технологиях, качественно отличающихся от технологий младшей и старшей школы. Доминанта возраста — общение и действие. Это сензитивный период для формирования социальных навыков и умений, поэтому с уважением относитесь к праву подростка на самостоятельное мнение. С этой т.зр. целесообразно чаще использовать на уроке такие формы как круглый стол, форум, дебаты, судебный процесс, мозговой штурм для обмена идеями, суждениями, мнениями по различным проблемам.
2. Подросток очень нуждается во взрослом человеке, но не в каждом взрослом. Мы знаем, что в работе с подростками неприемлемы назидательные беседы и нравственные нотации, точно так же, как недопустим «сюсюкающий» тон. Взрослый нужен как партнер, опора, ориентир в быстро меняющемся мире.
Со школьниками легче работать педагогу:
• Общительному
• Внимательному
• Доброму
• Оптимистичному
• Обладающему чувством юмора.
Дети уважают педагога, который:
• Держит слово, точно выполняет обещанное
• Мастер своего дела
• Энергичен, организовывает увлекательные дела
• Личность, умен, остроумен
• Понимает школьников
• Внимателен к детям и тактичен
3. Подросток нуждается в героях. Подросток всегда будет искать кумира для подражания. И этим кумиром чаще всего становится тот, кому не жалко ярких красок, сильных эмоций и громких дел.
4. Подросток нуждается в детском коллективе как естественной среде нормального развития. Без детского сообщества подросток так же не может обойтись, как ребенок без игры. Из этого следует только одно – возможно необходимо восстановить для каждого классного руководителя, смысл таких словосочетаний как коллективное творческое дело, развитие коллектива, коллективное и индивидуальное поручение, малая группа, лидер детского сообщества, чередование традиционных поручений.
5. Подростковый возраст — уникальное время для освоения опыта сотрудничества с другими людьми, для постижения главного— другой человек, отличный от тебя — не должен становится предметом оценки «хуже он или лучше», он просто — другой, но равный тебе по общечеловеческой ценности.
6. Одна из важнейших педагогических заповедей - защита права подростка на яркие и сильные эмоции, на приключения, на романтику, на увлечения и интересы. Если мы хотим заботиться об обучении подростка — нас, в первую очередь, должен волновать его познавательный интерес. Проще говоря, подросток будет лучше учиться, если ему будет интересно. Поэтому вчерашние педчтения – хороший совет педагогам использовать на уроках активные формы, групповые, элементы тренинга, а так же просмотр и обсуждение видеофильмов, освоить уже и использовать интерактивную доску.
7.И о семье. С семьей у подростка очень сложные отношения. Сложившиеся родительские стереотипы часто мешают взрослым настроиться на построение тех взаимоотношений, в которых более всего нуждается подросток — отношений равных прав и равной ответственности за создание в семье атмосферы комфорта, взаимного расположения, понимания; атмосферы, способствующей развитию каждого члена семьи.
Педагогические ошибки, родительское непонимание, социальная не расположенность — все это тот фон, на котором подросток действительно становится трудным — не только для себя, но и для других.
Вот и превращается технология педагогического сопровождения в одну из ведущих в образовании; мы должны научиться помогать подростку решать его собственные проблемы так, чтобы они служили его позитивному развитию и не усложняли, а улучшали мир окружающих его людей.
Организация обучения и воспитания детей "группы риска" должна осуществляться всесторонне, т.е. при тесном сотрудничестве всех участников образовательного и воспитательного процесса, только тогда она будет эффективна.
Завершая разговор о детях "группы риска", уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей:
Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от
правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка
(например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна
быть тщательно проверена в диагностической работе.
Во-вторых, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях,
когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует
отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно
– житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям
ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.
В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие творческих способностей у детей "группы риска" в школе Нормативно - правовое обеспечение деятельности социального педагога Основные направления деятельности социального педагога. Работа с неблагополучными семьями и детьми «
Выявление неблагополучных семей в школе | Нормативно - правовое обеспечение деятельности социального педагога
Опубликовано: 2589 дней назад (24 марта 2017)
Просмотров: 6470
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!