Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Нормативно - правовое обеспечение деятельности социального педагога

Методические рекомендации для начинающих социальных педагогов.
Занятие 1: Введение в специальность. Нормативно – правовое обеспечение деятельности социального педагога.
Описание работы: предлагаю вам обобщение опыта работы социального педагога, представленного в четырёх занятиях постоянно действующего семинара «Школа начинающего социального педагога». В рамках первого занятия раскрывается специфика социально-педагогической деятельности и некоторые аспекты нормативно-правового обеспечения данной работы. Предложенный материал будет полезен начинающим специалистам.
Негромкая у нас работа.
Зато у нас душа открыта
Для тех, кому нужна забота,
Для тех, кому нужна защита.
Вопросов и проблем – без счета,
А мы свою работу любим.
Негромкая у нас работа,
Но мы необходимы людям!
Я рада вас видеть на нашем первом занятии школы начинающего социального педагога. Беседу на обозначенную тему я предлагаю разделить на четыре составляющие:
• Кто такой социальный педагог? Введение в должность или профессия «под микроскопом»;
• Основные направления деятельности социального педагога в общеобразовательной школе;
• Нормативно-правовое обеспечение социально-педагогической деятельности;
• Значение микросоциума в социализации детей.

1. Введение в должность или профессия «под микроскопом»
В Советской России, обращение к профессии социального педагога было сделано в 1989г., когда Государственный комитет СССР по народному образованию создал при Академии педагогических наук СССР - временный научно-исследовательский коллектив под руководством Бочарова В.Г., к.п.н.. Результатом работы которого было научное обоснование введения новой профессии, ориентированной на работу в открытом социуме, названной в противовес социальным работникам собесов – «социальный педагог». Официальная регистрация названия данной профессии была произведена в Российских государственных документах в марте-апреле 1991г., а в системе образования данная должность «прижилась» после опубликования письма Минобразования РФ «О социально-педагогической работе с детьми» №61/20-11 от 27.02.95г.
Название специалиста «социальный педагог» является производным от слова «педагог», которое ассоциируется, прежде всего, с учителем. Поэтому не удивительно, что после введения такой должности первыми социальными педагогами стали учителя, они же составляли большую часть слушателей всех форм курсовой переподготовки кадров для получения сертификата по этой специальности. Многие педагоги наших курганских школ также прошли профессиональную переподготовку на базе ИПК и ПРО и получили дипломы, позволяющие осуществлять социально-педагогическую деятельность.
Профессия появилась недавно, но по сути новой она не является. На Руси социальная помощь или помощь общества, общины была, практически, всегда, ведь сострадание и взаимопомощь – неотъемлемая черта русского народа. Благотворительные организации и сострадательные люди финансировали и строили приюты для бездомных детей и сирот, нанимали педагогов для подрастающего поколения. Педагогика в виде правил и наставлений взрослым по уходу за детьми появилась также очень давно. Первые системы педагогического воспитания зародились ещё в Древней Греции (IV-V века до н. э.).
Так что же это за человек – социальный педагог? Каков его психологический портрет, его личностная характеристика? На какую область распространяется его компетенция?
В обыденной жизни мы часто замечаем, что профессиональная принадлежность накладывает своеобразный отпечаток на мышление человека, его поведение, отношение к миру. Этот феномен в психологии характеризуется понятием «профессиональная ментальность» - комплекс глубинных, часто неосознанных личностных особенностей человека.
В качестве таких способностей выделяют следующие: наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, эмпатию, рефлексию и самоконтроль.
Кроме того, социальный педагог должен обладать такими профессионально важными для всех работников социальной сферы качествами, как общительность, ориентация на взаимодействие с людьми, доброта, любознательность, интерес к работе с людьми, твердость в отстаивании своей точки зрения, оптимизм, умение найти выход из спорных ситуаций, старательность, нервно – психическая устойчивость. Безусловно, к числу важнейших профессиональных качеств специалиста относятся коммуникативные качества, иначе говоря – умение общаться.
Итак, Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности социального педагога:
Способности Личностные качества, интересы и склонности
• любовь к детям;
• развитые коммуникативные способности (навыки общения с людьми);
• развитые вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно);
• хорошая память;
• психическая и эмоциональная уравновешенность;
• развитые организаторские способности;
• способность к сопереживанию;
• гибкость поведения;
• умение держать дистанцию;
• преподавательские способности;
• высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно). • склонность к работе с детьми;
• умение повести за собой;
• высокая степень личной ответственности;
• самоконтроль и уравновешенность;
• терпимость;
• безоценочное отношение к людям;
• интерес и уважение к другому человеку;
• настойчивость;
• коммуникабельность;
• эмпатия;
• активность;
• тактичность;
• требовательность к себе и другим;
• наблюдательность.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
• агрессивность;
• брезгливость;
• эгоистичность;
• отсутствие организаторских способностей;
• отсутствие любви к детям;
• психическая и эмоциональная неуравновешенность;
• неспособность к сопереживанию;
• безответственность;
• ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды).
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что социальный педагог - это не должность, а скорее, призвание, жизненная позиция, если хотите, гражданская позиция.
Сегодня во всех школах введена должность социального педагога, а социально-педагогическая служба в школе – форма конкретной и разнообразной помощи каждому ученику, максимально приближенная к его семье, сфере взаимоотношений с окружающими.
Это выглядит так: в центре школьной системы взаимоотношений стоит ученик, его семья, а рядом - социальный педагог, представитель его интересов, посредник между ним и социальными структурами – школой, социумом и т.д. Как правило, социальный педагог прекрасно знает всех своих подопечных: как они учатся, чем любят заниматься в свободное время, какие кружки и секции посещают, а так же, какой микроклимат в их семьях. Приятно отметить, что это знание часто бывает обоюдным: социальных педагогов хорошо знают родители учащихся, к ним часто обращаются за советом, просят помочь в решении конфликтных ситуаций.
Сфера деятельности социального педагога предусматривает работу со всем контингентом учащихся, хотя чаще всего объектом их особого внимания становятся дети, имеющие проблемы в учебе и поведении, а также их родители. Почему родители? Чтобы помочь ребенку, нужно знать условия семейного воспитания. Именно поэтому социальный педагог должен работать с семьей целенаправленно, планомерно, используя, как правило, индивидуальный подход в работе с ними.
Не секрет, что в школе имеют место случаи напряженности в отношениях между учителем и учеником, между сверстниками, между родителями и детьми, родителями и педагогом и т. д. В таких ситуациях на помощь приходит социальный педагог, который изучает причины конфликта и регулирует его. Он как бы «ведет» по школьной жизни и школьника и его окружение. Можно с уверенностью сказать, что оперативная помощь каждому ученику в сложной жизненной ситуации – главная задача социального педагога.
Итак, социальный педагог в своей профессиональной деятельности играет сразу несколько социальных ролей – это советник, адвокат, арбитр (судья), общественный деятель, друг, тренер, помощник, психотерапевт, посредник, эксперт.
Предназначение социального педагога – изучить, познать, понять, принять, помочь.
Спасать и воспитывать юные души - основная миссия социального педагога:
Стремитесь делать тихое добро
Не ради похвалы или награды.
В пример им, выдвижения не ради,
Дарите людям знанье и тепло.
Стремитесь делать все не напоказ,
Пусть искренни порывы ваши будут,
Сознанье чьё-то пусть они разбудят,
И чистота исходит пусть от вас.

2. Основные направления деятельности социального педагога в общеобразовательной школе.
Объектом деятельности социального педагога являются несовершеннолетние, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания.
Профессиональная задача деятельности социального педагога в обществе легче всего выявляется от противного. Если процесс социализации ребенка проходит успешно, то он не нуждается в профессиональной помощи социального педагога. Необходимость в ней возникает там и тогда, где и когда семья и школа не обеспечивают необходимое развитие, воспитание и образование ребенка, в результате чего появляются «социально выпавшие» дети.
Содержательно задачу деятельности социального педагога соответственно можно определить как помощь в интеграции ребенка в общество, помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении, иными словами – помощь в социализации ребенка.
Следовательно, целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.
По согласованию с администрацией, в виду имеющихся проблем в рамках конкретной школы, социальный педагог может развивать свою деятельность в необходимых направлениях, наполняя их конкретным содержанием.
Основные направления деятельности:
• Социально – педагогическое исследование с целью выявление социальных и личностных проблем детей всех возрастов;
• Обеспечение социально – педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося;
• Социально-педагогическая защита прав ребёнка;
• Социально – педагогическое консультирование;
• Социально – педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация.
• Профилактика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности в детской среде, а также раннего семейного неблагополучия;
• Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребёнка;
• Организационно – методическая деятельность;
• Взаимосвязь школы с социальными институтами.

Должностные обязанности СП сложны и многообразны и заключаются в следующем:
• Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, обучению, развитию и социальной защите личности в ОУ и по месту жительства учащихся;
• Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся и их микросреды, условий жизни;
• Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;
• Выступает посредником между личностью обучающихся и учреждением, семьёй, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
• Принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся;
• Содействует созданию обстановки психологического комфорта и личностной безопасности для обучающихся;
• Взаимодействует с учителями, родителями, специалистами социальных служб, ведомств;
• Организует воспитательную работу в классе, ОУ;
• Поддерживает партнёрские отношения с семьёй обучающихся, совместно решает проблемы воспитания и развития личности некоторые другие.

3. Нормативно-правовое обеспечение деятельности СП
Одним из важнейших аспектов в работе СП является ведение документации, которая помогает спланировать деятельность, запротоколировать этапы и результаты профилактической работы, организовать и провести профилактическую беседу, родительское собрание, классный час, сориентироваться в возникающих проблемах и найти пути их решения.
Законодательную, нормативно - правовую базу социально-педагогической деятельности определяют документы, условно сгруппированные на пять уровней, в соответствии с субъектами их издания:
1. Регламентирующие и рекомендательные документы мирового сообщества (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО…)
2. Внутригосударственные юридические акты федерального значения (Конституция, кодексы, законы, распоряжения Президента РФ, постановления и приказы Правительства РФ, решения коллегий и приказы Министерств РФ);
3. Документы субъектов РФ;
4. Документы муниципальных образований (областные, городские);
5. Решения, приказы, распоряжения непосредственно учреждений и организаций образования.
Среди важнейших международных документов, имеющих отношение к деятельности социального педагога, относятся:
• Всеобщая декларация прав человека 1948г.
• Конвенция ООН о правах ребенка 1989г.
• Основным законом Российской Федерации является Конституция (принята 12 декабря 1994г. Всенародным референдумом).
• Декларация прав и свобод человека и гражданина.
Большое значение непосредственно в образовательных учреждениях имеют нормативно – правовые документы федерального, регионального и муниципального уровня, регулирующих деятельность социального педагога:
1. Семейный кодекс РФ
2. Уголовный кодекс РФ
3. Гражданский кодекс РФ
4. Жилищный кодекс РФ
5. Уголовно-исполнительный кодекс РФ
6. Трудовой кодекс РФ
7. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07. 1998г. № 124 ФЗ
8. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 21.07.2007г. N194-ФЗ) от 24.06.1999г. N120-ФЗ
9. Закон РФ «Об образовании»
10. Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 20.07.1995г., от 24.11.1995г.
11. Закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» от 30.06.2007г. N120-ФЗ
12. Закон РФ «О языках народов Российской Федерации» от 25.1 0.1991 г. N1807 – I
13. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» от 30. 12.2006г. №865
14. Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка воспитания и обучения детеи-инвалидов на дому и в негосударственных учреждениях» от 18.07.1996г.№861
15. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008 - 2010 годах» от 01.04.2008г. №23
16. Приказ Министерства образования РФ «О нарушении закона российской федерации «Об образовании» от 02.06. 1994г. №179
17. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних» от 09.06. 1999г. №224/26-5
18. Письмо министерства образования РФ «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» от 26.01.2000г. №22-06-86
19. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «Рекомендации по организации обучения детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев в образовательных учреждениях Российской Федерации» от 07.05.1999г. №682/11-12
20. Письмо МО РФ «О социальной поддержке детей-¬инвалидов» от 03.04.2000г. №14-52-246 ин/13
21. Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»
22. Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. N159-ФЗ
23. Постановление министерства труда и социального развития РФ «Об утверждении порядка работы Министерства труда и социального развития по вопросам занятости с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, детей, оставшихся без попечения родителей» от 10.02.l998г. № 5
24. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»
25. Приказ МО РФ «О внесении изменений и дополнений в жилищный кодекс РСФСР» от 13.05.1998г. № 1179
26. Приказ МО РФ «Об утверждении выплаты денежных средств на питание, при обретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей находящихся под опекой (попечительством)» от 19.08.1999r.N119
В последние годы разработаны и опубликованы и другие важнейшие документы, касающиеся всей системы Российского образования.

Документы учрежденческого уровня
1. Устав школы
2. Должностная инструкция
3. План работы социального педагога
4. Анализ работы социального педагога за учебный год
5. Социальный паспорт школы
6. Социальный паспорт класса
7. Циклограмма, структура рабочей недели социального педагога
8. Приказ директора «О создании и работе школьного Совета профилактики»
9. Положение о Совете профилактики безнадзорности и правонарушений
10. Положение о механизме взаимодействия в образовательном пространстве школы по работе с учащимися «группы риска» и др.

Делопроизводство социального педагога складывается из:
- Нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность учреждения и специалиста (к выше названным необходимо отнести Устав ОУ, положения, функциональные обязанности…);
- планирование деятельности учреждения и специалиста (планы работы ОУ, социального педагога, циклограммы деятельности и контроля);
- данные по изучению социального состава семей, социальные портреты ученика, класса, школы;
- проекты или программы по определённым, наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы;
- журналы регистрации обращений тех, кто нуждается в помощи;
- акты обследования;
- документация по учёту правонарушений, отклонений в развитии, конфликтов в коллективе, действий и результатов по преодолению правонарушений;
- документов из переписки с учреждениями и организациями, участвующих в решении проблем;
- документация по вопросам опеки и попечительства;
- отчеты о проделанной за тот или иной период работы;
- мониторинг деятельности, результаты социально-педагогических исследований микрорайона, семей и т.д.
- медико–психолго-педагогические характеристики подопечных, планы организации индивидуальной работы с ними;
- протоколы различных заседаний, совещаний, встреч, педсоветов и др…
- методические рекомендации для родителей.
- методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях.

Сегодня мы поговорим о трёх важных документах, необходимых в СПД: плане работы СП, социально-педагогическом паспорте класса и школы.
Планирование работы социального педагога.
Социальный педагог планирует свою деятельность по трем разделам:
- срочная (текущая) работа;
- перспективная (проектная);
- планы взаимодействия с различными социальными структурами.
Планирование срочной работы может быть представлено в виде циклограммы (расписание обязательных дел на неделю) или плана-сетки.
Необходимо учесть в срочном плане чрезвычайные ситуации (=1 час в день) и текущую работу.
В деятельности социального педагога используются различные формы планов:
• план годовой или на полугодие, в образовательном учреждении выступающий как часть плана работы школы (перспективный план); возможно планирование и на более длительный срок;
• план работы на более короткий срок, как правило, на четверть, месяц, неделю (календарный план); формой представления такого плана выступают циклограммы, планы-графики и планы-сетки;
• план проведения конкретных акций, форм работы, планирование деятельности в отношении конкретных проблем, конкретных подопечных.
В начале учебного года проводится диагностика социума, социальная паспортизация классов, учебного учреждения, микрорайона; изучаются и анализируются культурно – бытовые отношения в семьях учащихся группы социального риска, проводится корректировка банка данных и списка детей по социальному статусу:
• Многодетные семьи;
• Неполные семьи;
• Малообеспеченные семьи;
• Семьи, находящиеся в социально опасном положении;
• Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
• Дети-инвалиды;
• Дети с ОВЗ;
• Дети из замещающих семей;
• Дети «группы риска» (карты сопровождения детей, нуждающихся в контроле),
Выявляется занятость детей во внеучебное время, сверяются, корректируются списки детей, состоящих на ВШУ, ПДН, КДН и ЗП.

1. Социальный паспорт класса
Ежегодно в сентябре месяце классным руководителем заполняется паспорт класса по следующим позициям:
• Занятость детей во внеурочное время;
• Многодетные семьи, с указанием количества детей в семье и данных всех детей в семье);
• Семьи с признаками СОП;
• Малообеспеченные семьи;
• Неполные семьи;
• Дети ГР;
• Сведения о детях, имеющих отклонения в здоровье;
• Семьи, находящиеся в ТЖС;
• Дети из замещающих семей;
• Дети, не имеющие гражданства РФ;
• Дети из семей, где родители/ один из родителей – инвалиды;
• Дети, не проживающие с родителями;
• Сведения о национальности детей
• Образовательный уровень родителей
На основании данных СП паспортов классов составляется социальный паспорт школы.
2. Социальный паспорт школы
Социально-педагогическое обследование школы составляет информационную основу социально-педагогической работы. Оно предшествует составлению планов и построению прогнозов. Распространенной в практике формой первичного документа по результатам социально-педагогического исследования является социально-педагогический паспорт. Это базовый документ, дающий общее представление о социальных особенностях территории, на которой действует данный социальный педагог. Заполняется один раз в начале работы. Впоследствии при изменении, каких либо характеристик, включенных в паспорт, в него вносятся соответствующие коррективы и исправления.
Паспорт содержит информацию, позволяющую социальному педагогу делать обоснованные оценки и принимать решения, всесторонне учитывающие ситуацию в школе, а также, полученные данные используются социальным педагогом при составлении плана, создания "банка данных" о семьях, об учащихся школы.
Разделы СП паспорта:
• Общие сведения об ОУ;
• Материально-техническая база
• Информация о ДО (кружки, секции, клубы детские общественные объединения, действующие в ОУ), о реализуемых дополнительных предметах, факультативах и курсах (кроме базовых общеобразовательных программ);
• Социальный статус обучающихся и их семей;
• Сведения об обучающихся школы (общие данные, данные по классам);
• Кадровый состав ОУ;
• Наиболее важное значение для социализации ребенка имеет микросоциум, поэтому в паспорте школы даются сведения об учреждениях, организациях, находящихся в микрорайоне школы.
4. Значение микросоциума.
Микросоциум— это ближайшее пространство и социальное окружение, в которых протекает жизнь человека и которые непосредственно влияют на его развитие.
Влияние микросоциума на процесс социализации человека на различных этапах его жизни зависит от объективных характеристик микросоциума и субъективных характеристик самого человека.
К объективным характеристики микросоциума можно отнести:
• пространственные характеристики;
• архитектурно-планировочные особенности (открытость —замкнутость, исторически сложившаяся или индустриальная застройка, соотношение малоэтажной и высотной застройки, наличие, количество и качество малых архитектурных форм и т. д.);
• благоустроенность и развитость коммунального хозяйства на его территории, а также насыщенность сферы обслуживания и ее качеств;
• культурно-рекреационные возможности (наличие и качество работы учебно-воспитательных учреждений, кинотеатров, клубов, спортзалов, стадионов, бассейнов, музеев, театров, библиотек);
• демографическую ситуацию (состав жителей: их этническую принадлежность, однородность или неоднородность; социально-профессиональный состав и степень его дифференцированности; особенности половозрастного состава; состав семей);
• социально-психологический климат, который определяется соотношением количества жителей с просоциальным, асоциальным и антисоциальным стилями жизни, наличием криминогенных семей и групп, криминальных структур, а также мерой активности участия населения в жизни микросоциума.
Микросоциум включает такие факторы социализации как семья, институты воспитания, группы сверстников.
Родительская семья имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности в первые годы жизни и является ведущим фактором социализации в дошкольном возрасте.
Через систему институтов воспитания общество и государство, с одной стороны, стремятся обеспечить равные возможности для воспитания всех своих членов, а с другой, создать условия для реализации каждым своих возможностей, удовлетворения потребностей и развития способностей и интересов.
Группа сверстников является важным фактором социализации. Потребность в общении со сверстниками существует в любом возрасте. Уже в раннем возрасте ребенок особым образом относится к сверстникам.
Ребенок, лишенный общения со сверстниками, теряет в своем коммуникативном развитии. Хотя языку дети учатся в основном у взрослых, какие-то интуитивно-коммуникативные способности формируются лишь в общении со сверстниками.

Итак, уважаемые начинающие социальные педагоги, я поздравляю вас с вступлением в должность. И к вашему сведению:
День социального работника и социального педагога отмечается ежегодно 8 июня на основании Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 2000 года. День выбран не случайно. Именно 8 июня в 1701 году Петром I принимается Указ, положивший начало созданию государственной системы социальной защиты, «Об определении в домовых Святейшего Патриархата богадельни нищих, больных и престарелых». По указу Петра «для десяти человек больных - в богадельне должен быть один здоровый, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил».

Рекомендуем посмотреть:

Развитие творческих способностей у детей "группы риска" в школе Особенности деятельности педагогов с детьми "группы риска" Основные направления деятельности социального педагога. Работа с неблагополучными семьями и детьми «
Особенности деятельности педагогов с детьми "группы риска" | Основные направления деятельности социального педагога. Работа с неблагополучными семьями и детьми «группы риска»
Опубликовано: 424 дня назад (25 марта 2017)
Просмотров: 3259
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!