Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Развитие творческих способностей у детей "группы риска" в школе

Развитие творческих способностей у детей “группы риска” в общеобразовательной школе
«Группа риска» – очень обширное понятие, оно нередко применяется и в педагогике и психологии, однако трактуется всегда по-разному. Часто подразумевается, что детям угрожает негативное воздействие. Поэтому детей «группы риска» рассматривают, прежде всего, если есть риск потери жизни, здоровья, нормального жизнеустройства, т.е. условий для полного развития.
В различных исследованиях акцентируют три главные группы факторов риска: психофизические, социальные и педагогические. Сюда относят детей из многодетных, неполных семей; семьи с детьми-инвалидами; а также детей, оставшихся без попечения родителей. Сюда включают и детей, которые по причинам генетического, биологического и социального свойств уже психически и соматически ослаблены, социально запущены, с высоким риском школьной и общественной дезадаптации [1; с.200].
Принимая во внимание подобное многообразие факторов появления детей группы риска, профилактическая, коррекционная и реабилитационная работа с ними является главной задачей, задачей всего общества, самых разных социальных институтов. Именно взаимодействие всех институтов становится залогом эффективности этой работы. Большие возможности в этом плане предоставляют общеобразовательные школы и учреждения социальной защиты населения, реализующие программы по всем направлениям работы с детьми группы риска: от психолого-педагогической, социально-педагогической, консультативно-правовой до досуговой деятельности.
Вследствие этого подбор программы и формы досуговой деятельности обретает особую роль. М.В. Киселева считает, что «в самом широком виде досуговую программу или форму можно рассматривать как крупное самостоятельное законченное социально-педагогогическое действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее» [2; с.64].
Вся хроника развития и формирования человечества демонстрирует, что главным обстоятельством выживания отдельного человека является его адаптирование к окружающему миру в обществе себе подобных. Процесс «социализации» человека очень важен, и для того сообщества людей, в котором человек появляется и растет, и для самого сообщества, и для выживания человечества вообще.
Что мы понимаем под словом «социализация», это путь приобщения человека к обществу, становление его неотъемлемой частью. Как же это можно осуществить? Каким способом? Именно через развитие творческих, а значит индивидуальных, уникальных способностей. Творческий процесс играет существенную роль для индивидуального развития человека в период его детства и является залогом успешной жизнедеятельности в дальнейшем. Творчество – это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющей проявить себя в современном обществе, в разнообразных жизненных ситуациях. И привлекать ребят к творческому процессу необходимо, и чем раньше, тем лучше. Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который усиливает интерес к творчеству.
В ходе творческой деятельности у детей с потребностями усиливается чувство собственного индивидуального значения, активно строятся социальные контакты, появляется ощущение внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знания и отношение ребенку проще сформулировать с помощью визуальных образов, чем вербально. Если ребенок робок и боязлив, неуверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета. Творческая деятельность дает возможность ребенку выйти из состояния зажатости. [3;с.128]
Для эффективного развития творческих способностей следует соблюдать шесть основных условий:
– возможно более раннее выявление всего комплекса врожденных задатков ребенка;
– активное включение ребенка во все возможные виды деятельности, которые наиболее эффективно формируют и развивают выявленные способности;
– наличие подготовленных психологических и педагогических кадров, обладающих способностями необходимого типа высокого уровня развития;
– использование современных развивающих методов, технологий и средств обучения;
– активизирование развития способностей через мотивацию к деятельности, которая развивает эти способности.
Учащиеся школ имеют возможность проявлять и реализовывать свои творческие способности посредством кружков декоративно-прикладного творчества. Главной целью обучения и воспитания детей на занятиях подобных кружков является развитие у них эмоционально положительного отношения к своим поделкам, выработка навыков работы с разными материалами. В ходе занятий развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика, зрительно-двигательная координация, внимание, память. Усиленно формируется речь, обогащается словарный запас, создается грамматический строй речи. Творческая работа с различными художественными материалами и техникой вызывает заинтересованность детей к прикладному творчеству и является важным обстоятельством формирования творческой личности. Занятия разрабатываются с учетом возрастных, психофизических особенностей учащихся, личностных качеств, индивидуальных особенностей детей.
Одному из известных педагогов принадлежит высказывание: «Каждый ребенок талантлив». На первый взгляд, с этим тезисом трудно согласиться, имея в виду детей группы риска. Но если смотреть на вещи широко, то и оспорить его нельзя. Ведь талант, способности бывают разными. Их, по-видимому, столько, сколько видов человеческой деятельности. И наверняка среди этого многообразия деятельности есть и такая, в которой конкретный ребенок может преуспеть лучше других. Задача родителей и педагогов, системы образования в целом – помочь ему открыть для себя этот вид деятельности и найти свое достойное место во взрослой жизни.
Обобщая все вышеизложенное, можно подвести итог, что дети группы риска часто не имеют возможностей совершенствовать в полной мере свои творческие способности в силу того, что обстановка, в которой они растут, не дает им для этого возможностей, а нередко и мешает их развитию. В целом работа кружков дает возможность любому ребенку приобретать свой первый положительный опыт в социализации, дает им возможность шагнуть в современное общество в качестве полноценных его членов, обеспечивает эффективную самореализацию ребенка, может помочь ему стать активной, гармонично развитой личностью.

Список литературы:
1. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика. – М.: Флинта/ВПО «МПСИ», 2010. – 200 с.
2. Киселева М.В., Кулганов В.А. Арт-терапия в психологическом консультировании.: уч. пособие. – СПб.: «Речь», 2014. – 64 с.
3. Ершова А.П., Искусство в жизни детей. М.: Просвещение, 1991. 128 с.

Рекомендуем посмотреть:

Николай Корф. Педагогические идеи Культура речи младших школьников Программа психолого-педагогической и социальной реабилитации подростков и их семей Волонтёрская деятельность как средство повышения уровня воспитанности школьников
Опубликовано: 53 дня назад (17 октября 2016)
Просмотров: 103
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!