Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Волонтёрская деятельность как средство повышения уровня воспитанности школьников

ВОЛОНТЁРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Семья – для ребёнка, это место его рождения и становления, это определённый морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к ценностям (и материальным, и духовным, и семейным). Семья является – ведущим фактором развития личности ребёнка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. По мнению Е.Г.Силяевой, одним из факторов способствующих тому, чтобы семья была здоровой и крепкой, и смогла полноценно подготовить ребенка к будущей жизни, является важно присутствие и
соблюдение семейных ценностей и традиций. Семья является основным хранителем и транслятором социальных и нравственных ценностей. В целом, влияние семьи на развитие будущей личности не может быть восполнено другими институтами социализации.
Российская семья сегодня испытывает сильное давление со стороны новых общественных норм, диктующих совершенно иную, отличную от старой, логику поведения, связанную с изменением экономических и политических условий . И семья, как основополагающий институт, в структуре общества особенно чувствительна к всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизни, стабильности и воспитательной дееспособности. В результате экономических реформ в стране, семья оказалась в нетипичной педагогико-воспитательной ситуации, не имеющей исторических аналогий. В силу этих обстоятельств, происходящих в стране, в социально- педагогической практике стал актуален термин "неблагополучная семья". Под «неблагополучной семьей» мы понимаем семью, имеющую низкий социальный статус, не справляющуюся с возложенными на нее функциями в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и мало результативно.
Для решения проблемы воспитания подростков из неблагополучных семей в первую очередь необходимо обратить внимание на психолого-педагогические особенности данного возраста.
Психологические и психофизиологические особенности и особенности в умственном развитии подростков из неблагополучной семьи можно охарактеризовать следующим образом:
1) они не владеют сведениями о современной жизни; они не получают достаточно достоверную информацию по всем волнующим их вопросам, не имеют возможности проверять ее и анализировать (уголовное право; религия; молодежное движение; наркотики и алкоголь; секс и т.д.)
2) родители не контролируют сочетание свободы и ответственности в деятельности; подростки не получают конструктивного взаимодействия со взрослыми, ими не приняты выработанные правила в школе, обществе;
3) такие подростки характеризуются непринятием себя (своего физического Я, характера, особенностей, эмоций и т.д.);
4) у них нет возможности обучения навыкам достойного поведения (взаимодействия, отстаивания чувства собственного достоинства
Семейное неблагополучие влечет за собой массу проблем, характеризующихся поверхностностью, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, что приводит к нарушению ценностных ориентаций, способствует появлению глубоких душевных ран.
Подростки, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, часто держатся изолированными группами, с недоверием и агрессией относятся к окружающим, отличаются девиантным поведением, что в свою очередь относится к понятию неадаптированности личности. Социальная неадаптация всегда будет связана с его низкой самооценкой и социальной пассивностью. В этих семьях не реализуются такие важные функции, как обеспечение базисных потребностей подростка в родительской любви и внимании. В них велик удельный вес эмоционального отвержения, обусловленного такими личностными психологическими проблемами родителей, как «неразвитость родительских чувств», «проекция на подростка собственных не желаемых качеств», «игнорирование потребностей подростков».
При работе с подростками из неблагополучных семей многие авторы описывают "свойственное им состояние беспомощности". Понятие "беспомощность" рассматривается нами как то состояние человека, "когда он не может справиться с чем-то сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии…". У подростков группы риска это состояние связано с конкретными ситуациями: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками; неумением принимать самостоятельные решения или делать выбор и другими трудностями. Мысль об изначальном проявлении состояния беспомощности имеется у З. Фрейда, который считал, что, например, разлуки и утраты приводят к накоплению напряжения, возбуждения, с которыми субъект не может справиться.
Одним из средств повышения уровня воспитанности подростков из неблагополучных семей может быть вовлечение их в волонтёрскую деятельность, которая в настоящее время активно развивается. Развитие волонтерского движения приобрело особое значение в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы. Волонтерская деятельность носит гражданский характер и выполняет функцию нравственного воспитания, возрождает в молодежной среде общечеловеческие ценности: гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость и другие.
Таким образом, проблемные дети чаще, чем их благополучные сверстники стремятся помочь ближнему. У них велика потребность в совместной деятельности, в поддержке группы сверстников, что связано с депривированной потребностью в общении. Предоставление им возможности самореализации в социально полезной деятельности позволит переключить их активность в позитивное русло. В нашем эксперименте подростки из неблагополучных семей будут вовлечены в волонтёрскую деятельность в качестве волонтёров. Они будут выступать не как объект внешнего воздействия, бесполезного и отверженного обществом, а как активная социальная личность, которая может оказать помощь другому.
Подводя итоги, можно сказать, что главными психолого-педагогическими особенностями подростков из социально неблагополучных семей по отношению к построению собственной жизненной траектории и мотивации к самореализации являются: невольное проецирование жизни родителей в собственной, принятие (или игнорирование) их стиля жизни как должного. Как результат, стремление (отказ) жить также как они; формирование асоциальной или завышенной мотивации к самореализации; отсутствие способности к построению целенаправленной, четко структурированной жизненной перспективы. Неумение общаться с людьми, трудности установления контактов с взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них. Низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания, что ведет к отсутствию желания реализоваться в социально значимой деятельности, быть гражданином своей страны в полном смысле этого слова.
Приобщение человека к социально-культурной жизни осуществляется под воздействием социальных институтов. Это предусматривает активную личную позицию, осознание социального статуса, а также связанного с ним ролевого поведения как формы реализации индивидуальных возможностей личности в процессе решения обще групповых задач. Основная задача социальных институтов – приобщить человека к культуре общества, в котором он живет.

Рекомендуем посмотреть:

Программа психолого-педагогической и социальной реабилитации подростков и их семей Развитие творческих способностей у детей "группы риска" в школе
Правовое воспитание школьников
Опубликовано: 92 дня назад (6 сентября 2016)
Просмотров: 129
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!