Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Выявление неблагополучных семей в школе

Алгоритм межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия и сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
Описание работы: предлагаю вам обобщение опыта работы социального педагога с неблагополучными семьями обучающихся,
Основные понятия:
- Выявление и учет семейного неблагополучия - комплекс профессиональных действий органов, учреждений и иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия.
- Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
- Семья, находящаяся в социально опасном положении- семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
- Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
- Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации - семья, находящаяся в определенном социальном неблагополучии (ситуация, связанная с экономическими, юридическими, педагогическими, психологическими или медицинскими проблемами, не повлекшая за собой нарушение прав ребенка).
Целевые группы, на которые направлено межведомственное взаимодействие (объекты взаимодействия)
1. Семьи и дети, проживающие в городе Кургане, и находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Основные критерии при определении семей, находящихся в трудной жизненной ситуации:
- отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, иных законных представителей, места проживания, неудовлетворительные жилищные условия и т.д.);
- отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка;
- смерть одного из родителей;
- уход отца/матери из семьи, развод родителей;
- постоянные конфликтные ситуации между родственниками, между детьми и родителями;
- возвращение родителей из мест лишения свободы;
- семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.
2. Семьи и дети, проживающие в городе Кургане, и находящиеся в социально-опасном положении.
Основные критерии при определении семей, находящихся в социально опасном положении:
- неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями и иными законными представителями (опекунами, попечителями несовершеннолетних) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий, попустительство вредным привычкам ребёнка – алкоголизм, наркомания и т.п.);
- злоупотребление родителями (законными представителями) спиртными напитками, употребление наркотических (психотропных) веществ, аморальный образ жизни;
- вовлечение детей в противоправные или антиобщественные действия (попрошайничество, бродяжничество, проституция и т.д.);
- наличие признаков жестокого обращения с детьми (признаки физического, психического, сексуального или иного насилия) со стороны родителей (законных представителей).
I. Выявление ситуации неблагополучия в семье.
А). Источники информации о семье:
- КДНи ЗП,ГПДН ОП;
- Отдел опеки и попечительства;
- ГБУ «КЦСПСиД»;
- Детские поликлиники;
- Характеристика жилищно-коммунальных служб;
- Жильцы микрорайона и соседи;
- Родственники ребёнка;
Б). Выявление неблагополучных семей и несовершеннолетних «группы риска» при поступлении в образовательное учреждение:
- Взаимодействие школы и детского сада;
- Посещение классным руководителем семей обучающихся;
- Посещение социальным педагогом неблагополучных семей, выявленных классными руководителями.
В). Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем ребёнка.
II. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.
На данном этапе необходимо определить обоснованность вмешательства в жизнь семьи. Для определения типа вмешательства выделяются три категории семей:
1. Семьи с вероятностью нормального функционирования, стабильности и способности защитить своих детей;
2. Семьи, которые склонны оставаться такими, какие они есть, но способны предоставить защиту ребёнку или позволяют это делать другим (стабильность в таких семьях вероятна);
3. Семьи, не склонные к изменениям, не обладающие способностью обеспечить защиту детей (стабильность в такой семье маловероятна, очевидна перспектива лишения родительских прав).
Средства:
- Беседа, установление сроков следующей встречи (приглашаются родители в школу);
- Посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками, ближайшим социальным окружением семьи.

III. Изучение семьи.
1) Диагностика благополучия или неблагополучия ребёнка в семье:
Перечень основных аспектов в жизни ребёнка, подлежащих диагностике:
• Структура и демографические характеристики семьи;
• Основные события или кризисы в истории семьи;
• Культурный и социально-экономический статус семьи;
• Семейное функционирование и механизмы решения проблем;
• Важные события, происходившие в период рождения ребёнка, основные вехи в его развитии;
• Проблемы ребёнка, связанные со здоровьем (н-р, госпитализация);
• Особенности обучения ребёнка, образовательная среда ребёнка;
• Адаптивное поведение ребёнка, его социальные контакты и взаимодействие.

Этапы диагностической работы с детьми:
I этап: определяет комплекс первоочередных мер по оказанию помощи ребёнку (какие права и интересы ребёнка нуждаются в защите, представляет ли ситуация угрозу жизни и здоровью ребёнка).
II этап:определяется результатами предыдущего этапа и направлен на формирование индивидуальной программы реабилитации ребёнка, находящегося в условиях неблагополучия.
2). Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи.
Важный вопрос диагностики – оценка способности семьи к переменам, ведь, как правило, для всех проблемных семей характерна заниженная самооценка, внутренние конфликты, отрицание и.т.д.
Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия.
3).Диагностикапричин семейного неблагополучия.
Средства:
- посещения на дому, акты обследования жилищно-бытовых условий, консультации, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос;
- использование методов психологической диагностики (тесты, проективные методики и т.д.).
Основные параметры комплексной диагностики ребёнка и семьи:
- потребности развития ребёнка;
- возможности родителей (лиц, их замещающих) удовлетворять потребности детей надлежащим образом;
- влияние родственников и факторов окружения на способности родителей воспитывать ребёнка.

IV. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия.

V. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации.

- Семья, где родители злоупотребляют алкоголем.
А). Хронический алкоголизм. Семья, неподдающаяся психолого–педагогическому воздействию.
- Изоляция ребёнка из семьи;
- Координация действий всех служб и ведомств по защите прав и интересов несовершеннолетних.
Б). Семья, поддающаяся психолого-педагогической коррекции образа жизни и внутрисемейных отношений:
- Конфликтная семья, требующая коррекции внутрисемейных отношений.
- Семья, где родители часто болеют, страдают хроническими заболеваниями.
- Малообеспеченная семья.
- Неполная семья
- Воспитание детей ближайшими родственниками.
Формы и методы работы с данными категориями семей:
- Социально-медицинская реабилитация семьи- содействие в направлении в стационарные медицинские, наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в том числе детей, например, ребёнок из неблагополучной семьи по путёвке, предоставляемой ГУ «КЦСПСиД», направляется в санаторий или оздоровительный лагерь, где он проходит курс лечебных и оздоровительных мероприятий или родители, злоупотребляющие алкоголем, по направлению КДН также проходят курс лечения в лечебных или реабилитационных учреждениях; диспансеризация детей; мероприятия, ориентированные на здоровый образ жизни детей и родителей – беседы, лекции специалистов Центра медицинского просвещения,родительские собрания, круглые столы, конференции и т.д.;
- Социально-психологическая реабилитация направлена на повышение уровня психического здоровья. По результатам психологической диагностики составляется план занятий по коррекции: эмоционально-волевой сферы ребёнка, познавательных процессов, поведения, взаимоотношений в детском коллективе и взрослыми людьми, личностных особенностей и т.д. Социально-психологическая коррекция осуществляется педагогом-психологом и социальным педагогом.
- Социально-педагогическая реабилитация заключается в обучении тому, как строить отношения с окружающими людьми, определять свою социальную позицию и статус в обществе. Данная реабилитация включает организацию досуга и педагогической помощи родителям и детям в различных вопросах воспитания, обучения, взаимоотношений, организацию различных видов деятельности детей и подростков, а также их родителей:
• Социальный патронаж;
• Консультации, беседы;
• Групповые методы – тренинги, метод групповых дискуссий, метод игры, метод совместных действий, метод обсуждения, анализа поступков детей и родителей, метод анализа ситуаций и др.;
• педагогические поручения: семейный праздник, семейное хобби, семейное чтение, письмо моему ребёнку, знакомство с друзьями моего ребёнка и т.д.;
• организация посещений родителями занятий ребёнка в школе с целью ознакомления с программой обучения и единства требований со стороны школы и семьи;
• участие родителей в школьных праздниках, занятиях, кружках;
• проведение родительской конференции.
- Социально-бытовая реабилитация формирует умение организовать быт, отдых, досуг на принципах здорового образа жизни. Возможны мероприятия по содействию организации бесплатного питания в школьной столовой; содействие в трудоустройстве родителей (в том числе временном), постановке на учёт в Центр занятости, получении профессии (специальности); обеспечению детей причитающимися им пенсиями, пособиями, алиментами и др.; содействие в выделении: денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости; содействие в посещении детьми театров, выставок и других культурных мероприятий; вовлечение ребёнка в дополнительное образование и т.д.

VI. Наблюдение за семьей. Составление программы или маршрута индивидуального сопровождения семьи:
- Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений.
- Изучение психологического микроклимата в семье.
- Внутришкольная профилактическая работа:
• беседа с родителями;
• беседа ребёнком;
• посещение семьи (плановые, контрольные);
• работа по оздоровлению, отдыху и летнему трудоустройству детей;
• вовлечение детей в досуговую деятельность;
• вовлечение семьи, детей в общественно полезную трудовую деятельность;
• работа с окружением ребёнка (оздоровление социальной обстановки);
• работа по профориентации, обучению ребёнка, родителей;
• консультации семьи и детей по различным вопросам;
• содействие в организации материальной поддержки;
• организация «родительских школ», работа с педагогическим коллективом по изменению отношения к семье, ребёнку;
• приглашения на заседание Совета профилактики.
- Профилактическая работа с проблемными семьями совместно с ГПДН (если внутришкольная работа не принесла положительных результатов): совместные посещения семей, приглашения на беседу в ОМ Первомайский,
- Составление протокола по статье 5.35 КоАП РФ, обращение в КДН и ЗП при Администрации города.

VII. Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьёй.
При благоприятном прогнозе семья переводится на контрольный патронаж. При крайне неблагоприятном социальном прогнозе решается вопрос об изоляции детей из семьи.
Критерии эффективности работы с неблагополучными семьями.
• сформированность положительного отношения к школе ребенка и родителей;
• доверие к педагогическому коллективу (обращения за психолого-педагогической помощью, посещение родительских собраний);
• участие родителей во внеклассных воспитательных мероприятиях;
• понимание и принятие родителями положительных и отрицательных сторон ребенка;
• выполнение функций семьи в отношении ребенка (воспитательная, эмоциональная, безопасности, коммуникативная, гедонистическая, социально-статусная, хозяйственно-бытовая, сфера первичного социального контроля, духовного общения);
• отсутствие правонарушений со стороны ребенка (законопослушное поведение);
• успешность ребенка в учебе (отсутствие второгодничества).

Формы помощи семье в различных семейных ситуациях
(общие для всех типов семей).

1. Оказание содействия в трудоустройстве, как несовершеннолетнего, так и его родителей через службу занятости города, через предприятия различных форм собственности.
2. Помощь родителям в сборе документов на оформление пособий на детей, пособий по безработице и т.д.
3. Оказание содействия в постановке на учёт в ГБУ «КЦСПСиД», ГКУ «УСЗН», оказание материальной поддержки аз счёт фонда социальной поддержки населения или предприятий города.
4. Помощь в предоставлении льгот, предусмотренных законодательством.
5. Помощь семьям в устройстве в детские оздоровительные учреждения.
6. Совместно с классным руководителем, инспектором ПДН возвращение несовершеннолетних в учреждения образования.
7. Привлечение социально благополучных семей для работы с семьями «группы риска».
8. Содействие в получении бесплатного питания обучающимися в школьной столовой.
9. Организация отдыха детей в загородных лагерях в летний период.
10. Привлечения детей в работу летних трудовых бригад, отрядов мэра.
11. Моральная поддержка семьи.

Рекомендуем посмотреть:

Праздник для 3-5 классов. Наш Пушкин. Сценарий Родительское собрание, 6-8 класс. Тема: Подростковый Суицид Работа классных руководителей по созданию прочных отношений с родителями учащихся Нестандартные формы взаимодействия учителя и родителей. Родительские чтения

Похожие статьи:

Городская ярмарка вакансий

Какие бывают праздники

Методика изучения классного коллектива в старших классах

Детям о Дне согласия и примирения

Детям о Дне конституции Российской Федерации

Работа классных руководителей по созданию прочных отношений с родителями учащихся | Особенности деятельности педагогов с детьми "группы риска"
Опубликовано: 2566 дней назад (20 марта 2017)
Просмотров: 10986
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!