Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Внеурочное мероприятие по математике для 4 класса

Сценарий интеллектуального развлечения для младших школьников "Что мы знаем о единицах длины"
Материал может быть полезен учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня.
Сценарий может быть использован на уроках математики и на занятиях внеурочной деятельностью учащихся 1-4-х классов.
Цель: расширить круг знаний младших школьников о старинных и современных единицах измерения.
Задачи:
1. Актуализировать личный опыт учащихся к изучению темы «Единицы длины».
2. Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать учебный познавательный материал по данной теме.
3. Формировать активность восприятия.
4. Организовывать деятельность учащихся при подведении итогов занятия.
Ход занятия:
Учитель: Помните сказку Г.Остера «38 попугаев»?
Вписав названия животных и фрукта из сказки в горизонтальные полосы, вы прочтёте в вертикальной полосе ответ на вопрос: «Что измеряли герои сказки»

Учитель: Так что же они измеряли? (Они измеряли длину удава).
Учитель: Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма по этой сказке.
Учитель: А чем герои сказки измеряли длину удава? (Они измеряли длину удава собой: «мартышками», «попугаями», «слонятами»).
Учитель: И что же получилось? (Получилось 38 попугаев и одно попугайское крылышко, 5 мартышек, 2 слонёнка).
Учитель: Что сказал Удав в конце сказки? (Он сказал, что в попугаях он гораздо длиннее).
Учитель: Это на самом деле так? (Нет. Просто мерки для измерения длины удава были разными).
Учитель: «Мартышки», «слонята» и «попугаи» - это мерки сказочные.
А мы поговорим сегодня о том, как же люди измеряли длину раньше и как они измеряют её сейчас.
Учитель: С глубокой древности, мерой длины всегда был человек, то есть наши предки всегда измеряли расстояние собой, своим: на сколько он протянет руку или выдвинет ногу. Поэтому первым счётным прибором человека были руки и ноги. Это и удобно, и руки с ногами всегда при себе, их нельзя «забыть дома».

Не имели наши предки
Ни линейки, ни рулетки.
Но могли предмет любой
Измерять самим собой.
Ткани мерили локтями.
Землю мерили лаптями,
И мели пальцев пять –
Щели в доме измерять.
В общем, жили не тужили,
Не хлебали лаптем щей,
И всему на свете были
Люди – мерою вещей.

Учитель: Читая художественную и научно-популярную литературу, мы встречаем старинные меры длины. Назовите их. (Дюйм, вершок, пядь, ладонь, фут, аршин, локоть, аршин, сажень, верста).
Учитель: А знаете, что они означают? (Нет).
Учитель: Хотите узнать? (Конечно).
Учитель: Я Вам расскажу.
1. Дюйм.
Учитель: Для начала послушайте отрывок из сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка»: … «Женщина посадила ячменное зернышко в цветочный горшок. В горшке вырос большой чудесный цветок, похожий на тюльпан.
“Какой прелестный цветок”, - сказала женщина и поцеловала красивые лепестки.
Цветок распустился, и в самой чашечке на зеленом пестике цветка сидела девочка. Она была маленькая-маленькая. Всего в дюйм ростом»…
Учитель: О какой мере длины идёт речь? (О дюйме).
Учитель: А сколько это дюйм?
Учитель: Сегодня нам помогают толковые словари С. И. Ожегова и Н. Ю.Шведовой и В.И. Даля. (Дюйм – это единица длины, равная 1/12 фута. Это 2,54 см. – словарь С.И. Ожегова).

Учитель: Как Вы думаете, сейчас этой меркой пользуются? (Наверное, нет).
Учитель: Иногда этой меркой пользуются строители – для измерения толщины досок, внутреннего диаметра труб и автомобильных шин.
2. Вершок.

Учитель: Прочитайте, как написано в словаре. (Вершок – старая русская мера длины, равная 4,4 см).
Учитель: Слово «вершок» означает «верх». Вершок - это ширина указательного и среднего пальцев.
Учитель: Вершками раньше измеряли рост мелких домашних животных.
3. Ладонь.

Учитель: Что говорят нам словари? (Из словаря В.И. Даля: «Ладонь – внутренняя сторона кисти руки». Значения слова «ладонь» как меры длины и у С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой тоже нет).
Учитель: На Руси ладонями измеряли высоту лошади.
4. Пядь.

[/b]Учитель: Читаем в словаре, что такое «пядь». («Пядь – это старинная русская мера длины, равная расстоянию между раздвинутыми большим и указательными пальцами», написано в словаре С.И. Ожегова).
Учитель:Иконописцы величину икон измеряли пядями, а в быту – толщину снега.
Учитель:При игре в городки крестьянские ребятишки пользовались этой меркой. А когда вы были маленькими, мама и папа часто измеряли вас пядью, они очень хотели, чтобы вы быстрее выросли.
5. Фут.

Учитель: Прочтите в словарях. (С. И. Ожегов: «Фут – это английская и старая русская мера длины, равная 30,48 см». В. И. Даль: «Фут – мера длины, 12 дюймов, седьмая доля сажени»).
Учитель: Фут – длина стопы человека. Фут – это «стопа» в переводе с английского языка.
Учитель: Фут применяли для измерения пути, роста человека, глубины воды, в строительстве и технике.
Учитель: В каких современных словах мы встречаем часть «фут»? (Футбол, футболист, футболка).
Учитель: Какое отношение к стопе они имеют? (Футбол – игра, в которой мяч отбивают ногами).
6. Локоть.

Учитель: Что читаем в словаре? (Из словаря В.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: «Локоть – старинная русская мера длина, равная 0,5 метра». А в словаре В. И. Даля так: «Локоть – длина от угла этого до конца среднего перста, около 14 вершков»).
Учитель: Локоть - это длина от локтя до конца среднего пальца.
Учитель: Локтями измеряли ткань. Купцу для того, чтобы отмерить ткань моднице на платье, удобнее было пользоваться локтями. При этом он старался взять продавца маленького роста. Как вы думаете, почему? (Можно сэкономить ткань, принести прибыль хозяину).
7. Аршин.

Учитель: Прочитайте значение слова «аршин» в словаре С.И. Ожегова (Аршин – старая русская мера длины, равная 0,61 см).
Учитель: Корень "АР" в слове а р ш и н - в древнерусском языке (и в других, у соседних народов) означает "ЗЕМЛЯ", "поверхность земли", "борозда" и указывает на то, что эта мера могла применяться при определении длины пройденного пешком пути. Было и другое название этой меры – ШАГ.
Купцы, продавая товар, как правило, мерили его своим аршином (линейкой) или по-быстрому – отмеряя 'от плеча'. Чтобы исключить обмер, властями был введён, в качестве эталона – "казенный аршин", представляющий собой деревянную линейку, на концах которой клепались металлические наконечники с государственным клеймом.

Учитель: Аршинами измеряли также рост человека и высоту деревьев.
8. Сажень.

Учитель: «Сажень – старая русская мера длины, равная трём аршинам» – из словаря С.И. Ожегова.
Учитель: Сажень – это расстояние между вытянутыми руками.
А косая сажень-расстояние от носка стопы до конца вытянутой руки.
В строительстве для измерения длины бревен и при межевании земельных участков применяли саженные верёвки.
9. Верста.

Учитель: С. И. Ожегов так определяет значение слова «верста»: «Верста – старая русская мера длины, равная 1, 06 км».
Учитель: Верста – это применяемая на Руси мера, которой отчитывали путь. Раньше её звали «поприще». Обозначало первоначально она расстояние от поворота пахотного плуга до следующего поворота. Что примечательно, в разное время в версту вкладывали разную длину, так как была путевая верста, измеряющая расстояние, и межевая, измеряющая землю.
Вёрстами измеряли расстояния. Вдоль дороги через каждую версту ставили полосатые столбы, их тоже называли вёрстами.
Учитель: В современном русском языке старинные единицы измерения и слова, их обозначающие сохранились, в основном, в виде пословиц и поговорок, а также в литературных произведениях.
Давайте поиграем, я буду читать поговорку, пословицу или фразеологизм, а вы будете объяснять, что это значит?
1. Игра «Объясни, как понимаешь?»
Вершок
• Слов на мешок, а дел на вершок. (О болтливом человеке, много обещает, да не выполняет).
• «На вершок от гибели» (Где-то рядом смертельная опасность).
• «Сам с вершок, а ума с горшок» (О маленьком, но умном человеке).
• «У неё суббота через пятницу на два вершка вылезла» (О неаккуратной женщине, у которой нижняя рубашка длинней юбки).
• «От горшка два вершка?» (Так говорят о том, кто ещё очень мал).
• «От горшка два вершка, а уже указчик» ( О молодом человеке, не имеющим достаточного опыта, но поучающим всех и каждого).

Учитель: Как вы думаете, правильно ли говорят «От горшка два вершка, а уже указчик»? Давайте посчитаем: два вершка – это всего лишь около 9 сантиметров (4,45*2). Разве бывают такие люди? Ошибка?! Абсолютно нет. Дело в том, что раньше рост человека измеряли, начиная с двух аршинов, так как чуть больше 142 сантиметров было обязательным для взрослого человека. Вот к этой базе и прибавляли потом вершки. Так что от горшка в два вершка – это 151 сантиметр!

Пядь
• «У него семь пядей во лбу» (Очень умный человек).
Учитель: Конечно, «семь пядей во лбу» - это преувеличение.

• «Не уступить ни пяди». (Не отдать даже самой малой части).

Ладонь
• Кто родом кулак, тому не разогнуться в ладонь. (Себя очень трудно переделать).
• Как на ладони (Полностью открыто, предельно ясно).

Фут
• «Он ещё сверх плута на два фута» (Обманщик).

Локоть
• «Нос с локоть, а ума с ноготь» (Говорят про не очень умных людей).
Учитель: И вправду, так бывает, человек суёт свой длинный нос, куда не надо.
• «Чувство локтя» (Умение поддержать связь с соседом в строю»).
• «Иди локоть в локоть» (Рядом).
• Близок локоть, да не укусишь» (Простое, но не выполнимое дело).
• «Сам с ноготок, а борода с локоток» (Об умном человеке).

Аршин

• "Писать аршинными буквами" (Писать крупно).
• Мерить на свой аршин (О человеке, который судит только со своей точки зрения).
• Как аршин проглотил (О человеке, который держится неестественно прямо).
• Видеть на два аршина под землёй (Об очень умном человеке).

Сажень

• "Косая сажень в плечах" (О рослом, плечистом человеке).
Учитель: Если про вас скажут «Косая сажень в плечах», то вам есть, чем гордиться, ведь эта поговорка характеризует широкоплечего богатыря.
Конечно, плечи у богатыря не могут быть такой ширины – это преувеличение.

Верста

• От слова до дела – бабушкина верста. (Долго ждать придётся).
• "Коломенская верста" (Шутливое название очень высокого человека).
Учитель: Знаете ли вы, почему высоких людей иногда называют «верстой коломенской»? Вдоль главной дороги из Москвы в село Коломенское, где располагался летний дом царя Алексея Михайловича, поставили огромные столбы, которых её не было нигде в России. Так и прилипло выражение к тем, у кого небывало высокий рост.
В литературных произведениях можно встретить названия старинных мер длины.
1 Игра «Переведи одну мерку в другую»

Пользуясь таблицей, заполни пропуски:

2 сажени = … пядей
2 локтя = … ладоней
2 версты = … саженей
2 локтя = … пяди
4 сажени = … футов
9 футов = … пядей
5 саженей = … аршинов
2 аршина = … дюймов
3 аршина = … вершков
7 аршинов = … ладоней
8 пядей = … вершков

2 Игра «Угадай произведение»

• Эй, не плачьте баба с дедом!
Накормлю я вас обедом,
Испеку пирог грибной
В два аршина шириной! (С.Я.Маршак «Сказка про козла»)

• С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам: уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину. (Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»)

• Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне ... (А.С.Пушкин «Зимняя дорога»).

• Да еще рожу конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами. (П.П.Ершов «Конек – Горбунок»)

• Сына бог им дал в аршин,
И царица над ребенком
Как орлица над орленком;
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца. (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)

• Умом Россию не понять,
Аршином общим - не измерить.
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить. (Ф. И.Тютчев «Умом Россию не понять»)
3 Игра « Покажите на себе».
3 дюйма
7 пядей
1 сантиметр
2 вершка
3 ладони
2 метра
1 локоть
4 фута
5 саженей
1 ярд

Учитель: Как вы думаете, одинаковыми ли были у людей длина пальцев, ширина ладоней, длины стоп или рук? (Нет).
Учитель: Удобно ли было человеку пользоваться теми единицами измерения длины, о которых мы говорили? (Тоже нет).
Учитель: Так почему же старинные единицы измерения длины были заменены новыми, едиными для всех стран? (Потому что возникла необходимость в более точном измерении, а старинные меры этим требованиям не отвечали).
Учитель: Что же нужно для точного измерения длины, какой вывод мы сделаем? (Мерка должна быть точной и единой для всех)
Учитель: Назовите современные единицы измерения длины (Сейчас мы измеряем длину в мм, см, дм, м, км).

Учитель: Как Вы думаете, современные мерки точнее? (Конечно)
Учитель: Когда они появились, знаете? (Нет)
Учитель: В конце 18 века во время Великой французской революции впервые была введена мера длины, не связанная с телом человека.
За такую единицу была взята одна сорокамиллионная часть длины меридиана, проходящего через Париж. Назвали эту единицу метр, ею и её частями мы пользуемся и сейчас.
Позднее появился сантиметр и дециметр.

Прочтите названия этих единиц длины и скажите, что интересного заметили? (У них есть общая часть – метр)

Учитель: Что означают эти единицы измерения длины? («Сантиметр – это единица длины, сотая часть метра. Дециметр – десятая часть метра», - так написано в словаре С.И.Ожегова).

Есть и другие единицы длины: маленькая – миллиметр и для измерения расстояний на местности – километр.

Метр – 1/40000000 часть длины меридиана, проходящего через Париж.
Дециметр – 1/10 часть метра.
Сантиметр – 1/100 часть метра.
Миллиметр – 1/1000 часть метра.
Километр – 1000 метров.
1км = 1000 м
1м = 10 дм = 100 см
1 дм = 10 см = 100 мм
1 см = 10 мм

Учитель: Во всех ли странах их используют? (Да. Это всё международные единицы измерения длины).
Учитель: Вам нравится выражение «длина человека»? (Нет).
Учитель: А как сказать иначе? (Рост)

Логическая задача№1: Серёжа выше Коли, а Коля ниже Пети. Подпишите, как кого зовут.

Логическая задача№2: Запиши единицы длины так, чтобы сочетания не повторялись.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНнЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Алябьева. – М. : Творческий центр, 2003.
2. Андерсен Г.-Х. Дюймовочка / Г.-Х. Андерсен. – М. : АСТ, 2013. – 20 с.
3. Аргинская И.И. Математика: учебник для 1-го класса / И.И. Аргинская, Е.П. Бенесон, Л.С. Итина. – Самара: Учебная литература, 2012.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. – М. : «Терра», 1994.
5. Ершов П.П. Конек – Горбунок / П.П. Ершов. – М. : АСТ, 2010. – 120 с.
6. Маршак С. Я. Сказка про козла : сказки для малышей / С.Я. Маршак. – М. : АСТ, 2011. – 20 с.
7. Некрасов Н.А. Дед Мазай и зайцы / Н.А. Некрасов. – М. : Проф-Пресс, 2013. – 8 с.
8. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М. : «Азъ», 1995.
9. Пушкин А.С. Зимняя дорога: стихи / А.С. Пушкин. – К. : Веселка, 1981. – С. 8.
10. Пушкин А.С. Сказка о царе Салтане / А.С. Пушкин. – М. : Амфора, 2011. – 48 с.
11. Старинные меры длины [Электронный ресурс].
12. Тютчев Ф.И. Умом Россию не понять / Ф.И. Тютчев. – М. : Харвест, 2005. – С. 105.
13. Я познаю мир. История. Детская энциклопедия. – М. : АСТ, 2001. - С.303-304.

Рекомендуем посмотреть:

Внеурочное занятия по математике во 2 классе Сценарий внеурочного мероприятия по математике в 1 классе

Похожие статьи:

Сценарий внеклассного мероприятия по математике в 1 классе

Математический брейн-ринг, 3 класс. Сценарий

Интеллектуальная игра, 4 класс. Конспект

Математический КВН, 3 класс. Сценарий

Внеклассное мероприятие по математике, 2 класс

Участник №51 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Игры, развлечения, праздники и забавы для детей» с 1 ноября 2016 года по 31 января 2017 года
Опубликовано: 598 дней назад (31 января 2017)
Просмотров: 1525
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!