Экспериментирование в домашних условиях для детей от 3 лет
Игры-эксперименты дома для детей младшего дошкольного возраста
Луковая грядка
Необходимый инвентарь: стаканчики из-под йогурта, вода, луковицы.
❀ Ребенок с вашей помощью или самостоятельно разливает воду в йогуртовые стаканчики, затем «сажает» в них луковицы. Стаканчики выставляются на подоконник.
❀ В течение нескольких дней ведется наблюдение за луковицами. Фиксируется появление корней и листьев.
Шарики в воде
В такой игре-эксперименте тренируется мелкая моторика
Необходимый инвентарь: две глубоких тарелки или два небольших тазика, несколько теннисных шариков, ситечко с ручкой, салфетка или губка.
❀ Поставьте на стол две тарелки, одну из которых наполните водой и опустите в нее шарики. Ребенок с помощью ситечка достает шарики из тарелки с водой и перекладывает их в пустую тарелку. В процессе эксперимента он замечает, что вода проливается в дырки ситечка и что пластмассовые шарики не тонут в воде.
Разлить поровну
Необходимый инвентарь: три прозрачных стакана, кувшин или чайник с водой, салфетка.
❀ Ребенок должен разлить воду из кувшина поровну во все три стакана. Когда стаканчики наполнены, вы проверяете результат.
❀ Работу можно повторить, вылив воду из стаканчиков обратно в кувшин.
Взбивание пены
Необходимый инвентарь: тазик с водой, венчик, пена для ванны или жидкое мыло, губка или салфетка.
❀ Ребенок наливает немного мыла или пены в тазик и с помощью венчика взбивает пену. Смотрит, достаточно ли мыла добавлено в тазик. Если нет, еще немного добавляет.
❀ Когда эксперимент закончен, он выливает воду в ведро. Капли воды на столе и мокрый тазик вытирает с помощью губки или салфетки.
❀ Этот эксперимент также полезен для развития мускулатуры кисти руки.
Капли
Необходимый инвентарь: контейнер для кубиков льда, чашка с слегка подкрашенной гуашью водой, пипетка, губка или салфетка.
❀ С помощью пипетки ребенок переносит воду из чашки в контейнер для льда.
❀ Когда все ячейки заполнятся, можно собрать таким же способом воду обратно в чашку.
❀ В ходе эксперимента можно посчитать, сколько капель вмещается в одну ячейку, в две и т. д.
Тонет не тонет
Необходимый инвентарь: тазик с водой, несколько предметов из разных материалов: перышко, гвоздик, пластмассовый шарик, прищепка, бусинка, бумажка и т. д.
❀ В ходе эксперимента ребенок должен распределить предметы по признаку «тонет — не тонет»:
1) тонет сразу;
2) тонет после намокания;
3) не тонет.
Волшебное свойство воды
Необходимый инвентарь: резиновая перчатка, надувной шарик, стакан, бутылка, кувшин с водой, губка.
❀ Ребенок в ходе эксперимента получает знание о том, что вода принимает форму заполняемого предмета.
Свойства соленой воды
Необходимый инвентарь: два стакана с водой, два яйца, поваренная соль (4 ст. л.), ложка.
❀ Ребенок с помощью ложки опускает яйцо в один стакан, наблюдает, что оно тонет.
❀ Во втором стакане он растворяет соль, тщательно размешивая ее ложкой. Опускает второе яйцо. Наблюдает, что в этом стакане яйцо плавает на поверхности.
Кристаллы на ветке
❀ В кастрюле с теплой водой разводится большое количество соли. В нее опускается ветка без листьев и закрепляется так, чтобы не касалась ни стенок, ни дна кастрюли. Оставляется на 2-3 дня.
❀ Когда подойдет нужное время, на ветке вырастут кристаллы.
Декоративная ваза
❀ Летом и осенью займитесь собиранием разных семечек: арбузных, тыквенных, семян клена, яблочных и вишневых косточек и т. д. Найдите много мелких разноцветных камешков.
❀ Возьмите пластиковую бутылку или стеклянную банку на 0,5 или 1 л. Пусть ребенок превратит ее в красивую вазу. Для этого ее надо облепить пластилином, а затем украсить узорами, вдавливая в пластилин разные семечки и камешки. Потом можно ее покрыть лаком.
❀ Второй вариант: возьмите красивую бутылку из белого прозрачного стекла и заполните ее слоями из крупы, семечек, косточек и т. д.
Книга-гербарий
❀ Летом и осенью столько разных красивых листиков и растений! Соберите их во время прогулки. Дома вложите в тетрадку и положите под пресс. Когда они высохнут, переложите листочки в чистую тетрадь. Приклейте растение в нескольких местах скотчем и подпишите название.
Я и река
Необходимый инвентарь: бутылка для воды, салфетка-фильтр, два пустых стакана, стакан с проточной водой.
❀ На прогулке наберите воду из реки. Дома проведите эксперимент.
❀ Налейте воду из бутылки в один из пустых стаканов, рядом поставьте стакан с проточной водой. Пусть ребенок сравнит цвет воды в обоих стаканах.
❀ Затем с помощью салфетки-фильтра очистите воду из стакана с речной водой. Снова сравните. Если одного фильтрования оказалось недостаточно, повторите процедуру. Удастся ли вам добиться очищения речной воды?
❀ Параллельно поговорите с ребенком о проблемах загрязнения окружающей среды.
❀ Очищенную воду можно «вернуть» реке. В конце опыта скажите ребенку, что благодаря его усилиям речка выздоровела.
❀ Объясните, что есть такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реку с заводов. Пусть вспомнит, как Крокодил Гена в мультфильме закрывал собой отверстие в трубе, из которого текла грязная заводская вода. А если это отверстие закрыть фильтром, который очистит грязную воду, река не будет загрязняться.
Автор: Наталья Коскова
Похожие статьи:
Игры на развитие мелкой моторики у детей в группе раннего возраста
Игры на развитие слухового восприятия для детей 2-3 лет
Игры на развитие мышления для детей 2-3 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!