Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Воспитание трудолюбия у детей в семье

Воспитание трудолюбия у детей в семье

Воспитание трудовых навыков в семье

Роль труда в жизни ребенка настолько велика, что без преувеличения можно сказать: сформированные в семье трудовые навыки определяют весь жизненный путь человека. Еще в XIX веке великий русский педагог К.Д. Ушинский рассматривал трудовую деятельность ребенка как основу его нравственного воспитания и нравственного становления. У ребенка от рождения есть потребность труда, поскольку она присуща самой природе человека. Но, как любая потребность, она нуждается в развитии. Основной целью трудового воспитания является формирование у детей ответственного и творческого отношения к разнообразным видам деятельности, что является определенной подготовкой к будущей профессиональной самоидентификации. Труд только тогда формирует позитивное отношение к разным видам деятельности, когда он хорошо организован и содержательно наполнен. Трудовое воспитание призвано формировать у воспитуемых ценностное отношение к труду, интерес к продуктам труда и своему месту в системе трудовых отношений. Влияние разного жизненного опыта, возрастных особенностей, ценностных ориентаций воспитанников ставит перед воспитателем задачи организации дифференцированного их участия в трудовой деятельности.

От рождения главным воспитателем ребенка является семья. Следовательно, развитие у ребенка потребности трудиться является ее неотъемлемой обязанностью и правом. Как только ребенок станет на ноги, уже можно приучать его к основному в этом возрасте виду труда — самообслуживанию. Безусловно, приучение малыша происходит в виде игры с постепенным усложнением заданий. Это должно приносить ему радость. Только в этом случае труд приносит пользу. При каких же условиях малышу нравится трудиться? Прежде всего, если результаты труда признаются взрослыми. Известный факт — малыши в три года очень любят мыть посуду. Их завораживает и само действие, и предметы, сопутствующие ему. Вода, пена, разнообразные «прибамбасики». Естественно, поначалу мотивом такого труда является радость от самого действия, получаемая в ходе мытья посуды. Исключительно от взрослых зависит превратить эту радость в чувство удовлетворенности от помощи маме. Это новый мотив, но его надо формировать. Сам по себе он не возникнет. Этот возраст благоприятен для любой домашней работы. Трехлетний ребенок, по сути, пытается делать все за мамой. Он повторяет ее действия. Конечно, они неумелые. Его маленькие ручки не могут еще выжать тряпочку, или правильно замести, или расставить игрушки, но он старается, и если его старания будут замечены и поддержаны, то результаты не замедлят сказаться. А если у членов семьи не хватает терпения или такта, то откуда, простите, может взяться трудолюбие в десять-двенадцать лет?

Не следует забывать, что главным в формировании трудолюбия у маленького ребенка является не результат труда, а сама трудовая деятельность. Пусть неумело, пусть грязи больше, чем чистоты, пусть участие малыша в труде требует времени от родителей. Это все — условия формирования его трудолюбия, приучение ребенка к труду, приносящему ему радость. В организации трудовых дел родителям необходимо учитывать особенности возраста, изложенные нами подробно в первой главе. Но считаем необходимым напомнить некоторые из них. Итак, дошкольники и школьники очень впечатлительны, поскольку у них развита эмоциональная сфера. Значит, надо представлять труд ярко, убедительно, красиво. Они подражают взрослым, значит, и трудиться следует вместе. Как научите, так и в дальнейшем ребенок будет выполнять трудовые дела.

Дети доверчивы и исполнительны. Многие родители отмечают, что малыш, как правило, настаивает на том, чтобы сделать то, что ему поручено. К примеру, в семье принято мыть чашку за собой. И если вдруг ради просмотра мультфильма ему не дают выполнить свое трудовое поручение, то ребенок поначалу настаивает на выполнении привычной для него работы. Но с каждым разом рабочего энтузиазма становится все меньше. А родители умиляются: «Какой настырный! Ну, ладно, сегодня чашку помоет бабушка, а завтра ты сам!» А вот и неверно. И сегодня сам, и завтра сам. А телевизор (игра, приход гостей и пр.) — не повод нарушать принятые семьей нормы.

Конечно, приучая ребенка к труду, следует соотносить его возраст и, так сказать, качество и количество труда. Существуют правила организации детского труда с учетом возрастных особенностей. Вот некоторые из них, предназначенные для дошкольного и младшего школьного возраста.

1. Трудовое поручение должно быть посильным для ребенка. Нельзя требовать применения трудовых усилий, не совместимых с физической подготовкой ребенка к осуществлению трудовых операций. Важна также и психологическая готовность к выполнению предлагаемых трудовых действий. К примеру, у вас были гости с детьми. Они играли, разбросали игрушки. Ваш ребенок устал. Гости ушли. Вы предложили ему убрать игрушки, но он хнычет, капризничает, не хочет это делать. В этом случае не надо настаивать. И ни в коем случае не надо убирать их самим. Ребенок устал, эмоционально перегрузился. Пусть он выспится и завтра сам уберет все по местам.

2. Труд должен давать ощутимые положительные результаты. Это важнейшее правило формирования трудолюбия у ребенка. Если результаты не удовлетворяют участников, то труд сразу становится для ребенка неинтересен. Например, ребенок нарисовал картинку и хочет ее повесить на стенку. Необходимо похвалить ребенка. Сразу же, не откладывая надолго, оформить ее и повесить на стенку. Гостям или родственникам показывайте труд ребенка, чтобы они тоже похвалили его за желание украсить дом. Чтобы не потерять детский азарт в выполнении трудовых дел, необходимо обучать ребенка правильным действиям, выполнять вместе с ним элементы трудовых поручений. Полезно, чтобы результаты труда были общественно значимы и привлекательны как лично для ребенка, так и для остальных участников трудовых дел.

3. Естественно, трудовые дела, предлагаемые ребенку, должны быть безопасны. Организуя труд дошкольника и младшего школьника, взрослый организует и безопасность этого труда. Ребенок не должен подвергаться опасности, выполняя порученные дела, участвуя в самообслуживании или общественно полезном труде. Взрослому необходимо предусмотреть возможности возникающей опасности. К примеру, не давать ребенку мыть острый нож, брать ножницы с острыми концами. А в использовании столярных или слесарных инструментов быть начеку. Конечно, в жизни часто встречаются опасные предметы, и надо каким-то образом приучать ребенка ими пользоваться. Безопасность труда ребенка состоит не в том, чтобы все острое «закруглить», а в том, чтобы организовать безопасное пользование опасными орудиями труда.

Самое трудное в приучении ребенка к труду — сформировать у него желание трудиться. Особенно это касается самообслуживания. Естественно, что это достаточно рутинный труд, результаты которого исчезают достаточно быстро. Каждый день пачкается посуда, которую надо мыть, грязнится обувь, которую надо чистить, и разбрасываются игрушки, которые необходимо уложить. Помощник родителям в преодолении подобных трудностей — игра. Только используя игровые приемы, можно поддерживать у ребенка интерес к трудовой деятельности, до тех пор, пока его личные (для себя любимого) мотивы труда не закрепятся и не перейдут в общественные (для кого-то). В этом случае семья не встретится с проблемой манкирования трудовыми семейными обязанностями со стороны сына или дочери-подростков. Если с детства ребенок приучен к тому, что у всех членов семьи, включая его, есть свои обязанности, то с какой стати в «трудном» возрасте он начнет бунтовать?! Известно, что в семьях, где активно используют игровые элементы в формировании трудолюбия у ребенка, где используют последовательность взрослых действий, малыш овладевает навыками самообслуживания достаточно рано. К примеру, ребенок не любит убирать разбросанные игрушки. Ну это и понятно. Мы тоже не очень любим рутинную обязательную работу. Но взрослым помогает развитое уже в силу возраста волевое усилие. У малыша такого усилия еще нет. В таком случае именно игра и поможет преодолеть скучную уборку. Можно устроить соревнование, кто быстрее и больше уберет игрушек. Можно разыграть целый спектакль, где будут действовать в качестве героев игрушки, ваш ребенок и вы. Конечно, это требует дополнительных усилий от родителей, гораздо проще и легче убрать самому, не затевая разных спектаклей. В таком случае мы не будем говорить о воспитании и не будем ждать каких-то необыкновенных его результатов в отношении вашего ребенка. Только родительский труд в приучении ребенка к труду принесет очевидные плоды.

Не следует также забывать, что владение навыками самообслуживания поможет ребенку, когда он пойдет в детский сад и, особенно в школу. Представьте себе: кто будет уделять внимание вашему ребенку-неумехе, если у него отсутствуют навыки самообслуживания? Если он не может одеться и раздеться сам, ему предстоят очень трудные моменты в его первоначальной школьной жизни. Кроме физических трудностей, выражающихся в том, что он элементарно не будет успевать после уроков физкультуры нормально одеться и прийти в класс на другой урок, ребенок станет испытывать и психологический дискомфорт, поскольку сверстники, владеющие приемами самообслуживания, будут его дразнить.

В своих рассуждениях мы не раз обращались к главной пристани человека — семье. Попробуем составить Кодекс усилий семьи в приобщении ребенка к труду.

1. Развивать у ребенка навыки самообслуживания. Для этого постоянно создавать ситуации, позволяющие ребенку вначале с помощью взрослых, а затем и самому одеваться, раздеваться, пользоваться унитазом, убирать за собой игрушки, помогать маме, папе и другим родственникам. Здесь самое главное в родительской тактике — постоянство и последовательность требований. Малыш не понимает, почему сегодня убирать за собой надо, а завтра нет. Причины взрослых его не впечатляют. В некоторых семьях создаются ситуации, когда взрослому легче сделать самому, чем ждать медлительного или неаккуратного малыша. Это основная ошибка родителей. Не важно в данном случае, спешите вы или нет, для вашего ребенка важна логика ваших действий.

2. Единство действий всех членов семьи по формированию у ребенка трудолюбия. Самый важный аспект воспитания — единство требований. Во многих семьях он так и остается недостижимым рубежом, за который родителей не пускают собственные амбиции и, простите, глупость. Взрослому человеку необходимо научиться выбирать правильные приоритеты. В воспитании детей самый верный приоритет — единство действий всех членов семьи по отношению к ребенку.

Не надо делать ребенка «членом военного союза», не надо разрушать у него приверженность к логике. В трудовом воспитании это очень важно. Если папа взял сына в гараж и ребенок активно помогал и пришел домой грязный и счастливый, то маме не надо порочить действия папы и подвергать сомнению результаты труда сына. От подобных действий плохо всем. Если дочь или сын хотят вместе с мамой лепить пирожки, то главное в данном действии — их желание это делать, а не грязь на кухне. Все дело, как мы уже говорили, в правильно выбранных приоритетах.

3. Тактичная и своевременная оценка результатов труда ребенка. Хотя для ребенка важен сам трудовой процесс, но и результат труда тоже значим. Но это только в том случае, если его похвалят. «А как же быть, — спросят иные родители, — если ребенок сделал плохо? Если не указать, это останется в памяти, и дальше он так же плохо будет выполнять подобные действия». Конечно, необходимо обсудить, почему получилось плохо. Но нам кажется, что дело в неумении родителей организовать правильно условия для выполнения ребенком трудовых действий. Может, задание непосильно и не рассчитано на этот возраст, может, не показали, как, или ушли, не дождавшись результата. Думается, что если взрослые будут стараться выполнять все по правилам, плохих результатов будет очень мало, а то и вообще не будет.

4. Поддержание уверенности в важности выполнения трудовых дел ребенком. Главное в родительской педагогике — помочь ребенку ощутить пользу от выполненного им трудового действия. Он замел общую прихожую — молодец! Теперь бабушке не надо это делать и она отдохнет! Он помыл свою чашку — молодец! Теперь маме меньше мыть посуды и она сумеет посмотреть фильм, который ей нравится! Необходимо постоянно объяснять ребенку, какую пользу семье принесли его трудовые усилия. При этом постоянно и неуклонно расширять горизонты охвата трудовыми делами жизни семьи. Трудовые дела, которые планируются для выполнения детьми, должны содействовать постепенному расширению круга их обязанностей, усилению их сложности, от мытья чашки после себя до мытья посуды для всей семьи. Только так трудолюбие как нравственное качество, сформированное в детстве, будет проявляться в поведении вашего ребенка всю дальнейшую жизнь.

Может, это покажется слишком высокопарным, но если родители будут внедрять в ходе воспитания трудолюбия у своего ребенка формулу: для себя — для родителей — для друзей — для людей всего мира, то они могут спать спокойно, ребенок не сделается великовозрастным бездельником, сидящим на шее у престарелых родителей.

5. Поощрение самостоятельности и трудовой инициативы ребенка. Для малыша очень важно получить поощрение за правильно выполненное дело. Это поощрение может быть как словесное, так и действенное. С возрастанием мотивов, с переходом их из личного поля ребенка в мотивы общественной пользы поощрение для него становится все более значимым. Нельзя забывать о том, что «доброе слово и кошке приятно». Похвала, высказанная членами семьи, друзьями семьи, соседями, поднимает ребенка в собственных глазах и мотивирует его еще на большие «трудовые подвиги». Конечно, следует вести себя осторожно, иначе можно «перевести» ребенка с нравственной стороны труда на безнравственную, когда он будет что-то делать только за поощрительные бонусы, в чем бы они ни выражались — в словах или делах. Формирование самостоятельности сложный и длительный процесс. Ребенок еще не владеет умением планировать, правильно распределять свои силы и правильно оценивать сделанное им. Это придет несколько позже. Поэтому взрослому предстоит помочь ребенку в его порыве сделать больше, чем ему поручили.

Мы осветили некоторые элементы родительской заботы. Кодекс может быть расширен и дополнен, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, культурных и национальных особенностей семьи.

Значительный шаг в воспитании трудолюбия происходит с поступлением ребенка в школу. Школа обладает большим потенциалом в воспитании этого качества, поскольку сам учебный процесс требует значительных трудовых усилий. Главный учитель труда в школе — это учитель начальных классов. От него во многом зависит, не погаснет ли у школьника желание трудиться и демонстрировать всем результаты своего труда. Воспитание ребенка в начальной школе предполагает наряду с воспитанием комплекса нравственных качеств воспитание трудолюбия, как одного из доминирующих.

В ходе реализации задач трудового воспитания учитель знакомит школьников с трудовыми традициями школы, их семей, коллективов страны в целом, объясняя значимость результатов труда для жизни отдельных членов общества. Участвуя в труде, младший школьник овладевает первичными трудовыми навыками при выполнении конкретных трудовых операций, подготавливающих его к участию в дальнейшем производительном труде. В этом социальность труда. Воспитание призвано переломить ситуацию в вопросе будущей профессиональной ориентации. Не секрет, что значимость трудового участия в делах страны значительно понизилась за последние годы. Оказалась востребованной психология потребительства, а не созидания. Ребенку трудно ориентироваться в мире ложных символов и деклараций. К тому же и в семьях не придают должного значения формированию первичных трудовых умений ребенка. К примеру, приходя в школу, не каждый первоклассник владеет приемами самообслуживания. Он оказывается беспомощным в элементарных житейских ситуациях, требующих применения трудовых навыков. Пытаясь изменить ситуацию, школа возобновляет незаслуженно забытые формы трудового воспитания. Это и чередование творческих заданий, где каждый школьник отвечает за порученный ему участок трудового «фронта», регулярно отчитываясь перед своими сверстниками. Участие в выставках мастерства, дающих возможность раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Выставки могут быть тематическими. Можно проводить мастер-класс, где школьники покажут свои трудовые достижения в разных областях жизни: в кулинарии, в техническом творчестве, в овладении компьютерными технологиями и т. п. Велико воспитывающее значение труда, в процессе которого у каждого школьника есть возможность раскрыть свой индивидуальный творческий потенциал, приобрести трудовые умения и навыки. Элементы творчества очень важны, ибо они активизируют ценностное отношение к труду. Если ребенок любит трудиться, понимает пользу своих усилий, щедро делится с близкими и друзьями продуктами своего труда, это первая ступень на пути формирования привычек к трудовым усилиям. Поясним эту мысль на примере.

Для младшего школьного возраста приоритетом по значимости является учебный труд, пришедший на смену игре. Учебная деятельность — ведущая деятельность в этом возрасте, о чем мы неоднократно упоминали, характеризуя младший школьный возраст. Трудовое воспитание призвано развить у детей познавательные интересы, научить их радоваться новым открытиям и результатам учебного труда. Все формы организации учебной деятельности направлены на формирование у школьников познавательных интересов, интеллектуальных умений и навыков в познавательной деятельности. Труд активизирует ребенка. Добывая знания, школьник развивает самостоятельность как личностное качество. Большое значение для становления развивающейся личности имеет общественно полезный труд. Воспитательная роль различных дел, направленных на удовлетворение общественных потребностей, возвышает личность в собственных глазах.

Задача учителя и состоит, прежде всего, в том, чтобы школьник получал моральное удовлетворение от значимости для других людей результатов своих трудовых усилий. Не менее важен и следующий вид труда — труд по самообслуживанию. Вполне вероятно, что школьник уже владеет набором необходимых навыков по самообслуживанию, тогда целесообразно его привлекать для научения других детей этим полезным действиям. Именно приобретая навыки самообслуживания, ребенок готовится постепенно к производительному труду взрослого человека. Учитель, как правило, в своей профессиональной деятельности опирается на семью, поскольку все ясно понимают, что приучение детей к труду начинается именно в ней. Школа подключается на более поздних стадиях. Учителя и воспитатели реализуют задачи по самообслуживанию в разных формах воспитательной деятельности: индивидуальной, групповой, коллективной. Содержательное наполнение этого вида труда имеет обширный диапазон — от умения одеться до возникновения системы умений по поддержанию порядка в трудовом учреждении.

Постоянный созидательный труд воспитывает у школьников бережливость, аккуратность, ответственность перед сверстниками за вверенный участок приложения трудовых усилий.

Таким образом, в формировании трудолюбивого человека принимают участие и семья, и школа. Если при этом они демонстрируют единство требований, единство заботы о ребенке и единство уважения к его трудовым усилиям, то результаты такого воспитания, безусловно, удовлетворят всех.

Автор: Петрова Людмила Ивановна

Похожие статьи:

Социализация ребенка в обществе

Веселые игры для детей и взрослых

Формирование трудолюбия у детей дошкольного возраста

Роль отца в воспитании детей

Типы семейного воспитания и их характеристика

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!